Автор: Фазлиева Дамира Шафкатовна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Значение коллективной игры в развитии учащихся в музыкальных школах по классу скрипки"
Раздел: дополнительное образование
«Детская школа искусств» города Набережные Челны
Методическая
работа:
«Значение
коллективной
игры
в
развитии учащихся в музыкальных школах по классу скрипки»
Выполнила преподаватель по классу скрипки
Фазлиева Дамира Шавкатовна
Современная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который
является
основным
в
работе,
уделяет
все
больше
внимания
различным
формам
коллективного
музицирования.
Ансамбли
скрипачей,
создаваемые
на
базе
детских
музыкальных школ, свидетельствует о том, что в этих коллективных формах работы
преподаватели увидели целый ряд дополнительных резервов музыкального воспитания
творческой молодежи, связанных, прежде всего, с эстетическим воспитанием школьников.
Ансамблевое музицирование не только развивает музыкальный слух, оно способствует
развитию полифонического мышления, учит слышать и понимать содержимое музыки.
Занятия учащихся в ансамбле помогают преподавателю по специальности решать
следующие очень важные задачи:
1.
Развивать художественные способности: музыкальный слух, музыкальную
память, эмоциональную отзывчивость.
2.
Развивать
исполнительскую
дисциплину,
умение
слышать
музыку,
исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами
3.
Слышать звучание темы, подголосков, сопровождения
В последние годы существует проблема с набором учащихся в классе скрипки и
виолончели. Это вынуждает принимать детей без учета из музыкальных, физических,
интеллектуальных
данных.
Неоднородность
уровня
исполнительства
и
способностей
учащихся усложняет как основную, так и ансамблевую работу в классах. Загруженность
учащихся в общеобразовательных школах также создает дополнительные проблемы с
организацией репетиций учеников разных групп.
Эти
проблемы
струнных
отделений
диктуют
необходимость искать
различные
формы организации ансамбля скрипачей. Занятия учеников в классе преподавателя по
инструменту
имеют
следующие
преимущества:
искать
формы
организации
ансамбля
своих учеников с первых лет обучения игре на инструменте. Именно такую форму работы
с учениками я веду в своем классе.
Цель, которая ставится перед любым коллективом – создать такую среду, где бы
ребенок развивался как личность, развивались его способности и дарования. Работа в
коллективе
дисциплинирует
в
отношении
ритма,
дает
ощущение
нужного
темпа,
способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального
слуха,
вырабатывает
уверенность,
помогает
добиться
стабильности
в
исполнении.
В
результате длительного контактирования ансамблисты обмениваются опытом, знаниями,
отчего каждый становится богаче как музыкант.
1.
Занятия в ансамбле являются продолжением работы в основном классе и
помогают
решать
с
учеником
одни
и
те
же
задачи
учебного
процесса,
поднимая
исполнительский уровень по обоим предметам.
2.
Проблема
контроля
за
посещаемостью
класса
ансамбля,
качества
выучивания партий сводится к минимуму из-за регулярного общения преподавателя с
учениками.
3.
Систематическая работа педагога с учениками своего класса в ансамбля с
первых лет обучения со своими исполнительскими традициями.
4.
Такой
детский
музыкальный
коллектив
более
мобилен
в
концертной
и
творческой деятельности класса и школы, так как имеет в репертуаре произведения
разной степени сложности и разнообразные по содержанию. Ученики класса в любое
время могут объединяться для выступлений в разные группы, начиная с дуэтов, где
старший, более опытный ученик, всегда поддержит на концерте младшего.
Занятиям ансамблем следует уделять особое внимание с первого года обучения.
Педагоги-скрипачи
еще
со
времени
становления
скрипичной
педагогики
пришли
к
выводу, что на индивидуальном уроке с первых шагов обучения на скрипке полезно
включать в занятия с учеником его совместную игру с педагогом. Мелодия учителя
обогащает простейшие пьесы ученика на «открытых струнах», стимулирует интерес к
занятиям. Для этого существует богатый репертуар для начинающих скрипачей. Значение
занятий начинающих скрипачей в ансамбле отмечено в программах «Специальный класс
скрипки. Специальный класс альта» 1976 г.
Участие в ансамбле повышает у детей общую дисциплинированность, формирует
ответственность перед окружающими за порученное дело. Ученик ансамбля, знакомясь с
новыми
музыкальными
произведениями,
обогащает
свой
кругозор,
музыкальное
восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая
таким
образом
свое
общее
развитие,
способность анализировать
и
находить
нужное
решение.
Ансамблевая
форма
музицирования
играет
важную
роль
в
процессе
музыкального образования, воспитания и развития.
Общие цели – один из важнейших стимулов активизации художественной жизни
ансамбля. На простейшем материале начинающего скрипача можно работать и с группой
учеников. В программе «Скрипка, альт, виолончель» 1989 г. официально признается
групповой метод работы на уроках в первые годы обучения. Практика показывает, что
перечисленные
формы
обучения
удобнее
вести
не
на
уроке
по
инструменту,
а
на
отдельных
занятиях
младшей
группы
ансамбля
классах
и
уроках
музицирования.
Сочетание группового и индивидуального метода работы в классе скрипки применяются
уже несколько десятилетий в знаменитой японской школе скрипачей Щ. Сузуки. В нашей
стране
эти
методы
давно
применяют
известные
педагоги-методисты
Э.
Пудовочкин,
С.Мильтонян, Турчанинова, О.Щукина и др. новые методические подходы в работе с
ансамблем начинающих скрипачей позволяет сформировать младшую группу ансамбля,
несмотря на их ограниченные исполнительские возможности. Для учащихся средних
способностей
игра
в
ансамбле
становится,
нередко,
единственной
возможностью
участвовать в концертном выступлении.
Уровень профессионализма участников детского ансамбля, еще в недостаточной
мере
владеющих
художественно-выразительными
и
техническими
средствами
ансамблевой
игры,
обуславливает
особенности
работы
преподавателя,
репертуарные
поиски.
Основные принципы при подборе репертуара:
1.
Доступность для участников ансамбля, как в техническом отношении, так и
по содержанию.
2.
Репертуар ансамбля скрипачей младших классов не должен по трудности
быть сложнее пьес, изучаемых в классе по специальности.
3.
Репертуар
должен
способствовать
развитию
творческого
воображения
учеников.
Для
этого
в
программу
следует
включать
пьесы программного
характера,
жанровые зарисовки.
4.
Учет количества и уровня технической подготовки учеников – участников
ансамбля.
5.
Принцип изучения музыкального материала “от простого – к сложному ”
6.
Принцип разнообразия пьес в репертуаре.
7.
Выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений.
Необходимо начинающего скрипача подключать к участию в игре с ансамблем, по
возможности,
с
самых
первых
занятий.
Сначала
исполняя
несложные
пьесы
с
преподавателем, затем с одноклассниками. Чувство ансамбля, умение слушать партнера
воспитывается
уже
в
начальный
период
обучения.
Уже
в
этот
период
требуется
интонационное, тембральное, динамическое единство разнородных инструментов.
Чем
раньше
происходит
встреча
ребенка
с
коллективным
творчеством,
тем
большую радость приносят ему занятия музыкой. Раннее погружение ребенка в мир
шедевров музыкальной классики, когда сам он только начинает овладевать инструментом,
невольно заставляет его услышать некий идеал звучания, к которому нужно стремиться.
Чем выше качество звучания коллектива, в котором оказывается ребенок, тем быстрее
будет идти его развитие в звуковом и техническом отношении.
Урок ансамбля – это прежде всего возможность влиять на развитие интеллекта
ребенка,
раскрыть
его
способность
дружить,
общаться,
сопереживать
–
а
значит,
и
чувствовать. На этих уроках можно с успехом заниматься развитием слуха, ритма, памяти,
чтением с листа. Вместе малыши легче усваивают длительности, успешно закрепляют
понятия распределения смычка, учатся овладевать средствами выразительности в музыке.
На уроках ансамбля у них появляются общая интересная работа над произведением и
перспектива
концертных
выступлений.
Чередование
основной
работы
над
произведениями
тех
или
иных
теоретических
знаний
и
постановочных
элементов
позволяет сделать уроки ансамбля интересными и полезными.
При
расстановке
и
распределении
в
ансамбле
по
группам
Г.Турчанинова,
например, советует распределять учеников таким образом, чтобы в каждом голосе было
равное
количество
скрипачей
продвинутых
и
более
слабых.
Также
необходимо
при
организации и распределении участников детского музыкального коллектива учитывать и
такие факторы, как уровень обучаемости, психологические особенности учащихся. В
процессе творческого развития коллектива у юных музыкантов постепенно устраняются
резкие
индивидуальные
различия,
появляются
ансамблевые
навыки,
однородное
распределение смычка, характер коллективного звучания.
Воспитательная деятельность руководителя ансамбля должна быть направлена на
то, чтобы у юного музыканта формировалось чувство ответственности за общее дело
коллектива, за успехи и творческую дисциплину товарищей, крепло желание трудиться с
пользой для людей, воспитывалось чувство долга, взаимопомощи. Переживание радости
труда
в
коллективе,
совместное
преодоление
трудностей,
творческие
победы,
напряженный путь к ним рождают духовное единство, способствуют совершенствованию
личности и коллектива. Главные проблемы ансамблевой игры заключаются в одинаковом
понимании детьми необходимости наиболее рационального способа звукоизвлечения, в
стремлении к групповому единству и в воспитании внутренней потребности в создании
требуемых
звуковых
красок.
Певучесть
общего
звучания
ансамбля,
выразительность
исполнения, ясность фразировочных намерений – это те основные задачи, которые я
ставлю перед его участниками.
В работе с ансамблем скрипачей проходят всевозможные репетиции, слушание
музыки с обсуждением, открытые уроки для родителей, тематические вечера, совместные
походы на концерты, все это должно вызывать интерес к музыке, инструменту. С первых
уроков важно показать возможности инструмента. Игра педагога, беседы с учащимися о
специфике инструмента, об истории его создания – один из важных методов- наглядно-
слуховой. Важно использовать возможности компьютера- инновационные технологии-
прослушивать
записи
профессиональных
исполнителей
и
сравнивать
их
со
своим
собственным «живым» исполнением.
В развитии музыкального восприятия очень важен практический метод. Чтобы
ребенок
лучше
почувствовал
характер
произведения
возможно
сочетать
восприятие
музыки
с
практическими
действиями,
с
движениями
рук
пальцев,
танцевальных
и
образных движений, инсценировка пьесы, танца. Показ способов и приемов игры на
инструменте
также
необходим,
здесь
практический
метод
сочетается
с наглядным
и
словесным. Беседа, рассказ пояснение – разновидности словесного метода в музыкальном
воспитании. Пояснение музыки, характеристика содержания музыки, совместный разбор
образов: чувств, настроений- развивают образное мышление. Формирование навыков и
умений требует сочетания различных методов.
Немаловажное значение для развития активности ансамблевой деятельности имеет
контроль:
проверка
партий,
выработка
ансамблевых
навыков
в
группах.
Контроль
проводить
часто
не
рекомендуется,
однако
и
без
него
невозможно
оценить
труд
воспитанников. Объективный, доброжелательный контроль их не пугает, а способствует
хорошему
настроению,
профессиональному
росту
и
здоровому
психологическому
климату в ансамбле.
Рациональная
организация
репетиционной
работы
способствует
экономному
распределению
времени
на
репетиции.
Для
этого
рекомендуется
на
каждое
занятие
намечать конкретные цели, задачи, методы проведения урока. Следует помнить о том, что
все вопросы нельзя решить на одной репетиции. В течение одного занятия следует
указывать
3-4
типа
недостатков
и
последовательно
работать
над
их
исправлением.
Большее число различных замечаний будет неизбежно распылять внимание учащихся и не
даст желаемого результата.
Активизации творческого роста ансамбля способствует целенаправленный подбор
репертуара. В ансамбле скрипачей младших классов развитие воображения прямо связано
с характером наглядно-образного мышления, поэтому в подборе репертуара необходимо
останавливать
выбор
на
программных
произведениях,
жанровых
зарисовках.
В
подростковом возрасте мыслительная деятельность приобретает отвлеченное, абстрактно-
логическое
мышление.
Оно
раскрывает
богатые
возможности
самостоятельного
творчества, широкого применения на практике художественных и технических приемов.
Всю работу руководителя ансамбля можно разделить на три этапа:
· подготовительный этап,
· репетиции с коллективом,
· концертное выступление.
Подготовительный этап начинается с подбора учебного и концертного репертуара,
который должен соответствовать техническим и художественным возможностям учебного
коллектива,
решать
учебно-творческие
и
художественно-исполнительские
задачи,
способствовать всесторонне развитых музыкантов, развивать их эстетические вкусы.
Успешное
проведение
репетиции
во
многом
зависит
от
качества
работы
над
партитурой, доскональное знание которой является обязательным условием в подготовке
руководителя
в
работе
с
коллективом.
На
занятиях
руководитель
должен
создать
творческую
атмосферу,
суметь
заинтересовать
учащихся,
вызвать
у
них
желание
увлеченно
работать
и
находить
удовлетворение
в
изучении
произведения,
сделать
репетицию живой и интересной.
Логическим
завершением
работы
над
произведением
является
концертное
выступление. Концерту предшествует генеральная репетиция, на которой рекомендуется
сыграть все пьесы без остановки с целью проверки их качества, а также психологической
подготовки всех участников коллектива к выступлению. Концерт – это подведение итогов,
праздник,
пришедший
на
смену
кропотливой
репетиционной
работе.
Концертное
выступление
активизирует
сплочение
коллектива,
повышает
уровень
музыкально-
эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит
ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.
Впечатления от встреч со зрителем дают участникам ансамбля возможность сравнивать,
сопоставлять, думать, а главное – вызывают желание стать лучше, оправдать ожидания
слушателей и руководителя..
В ансамбле обязательно должен быть скрипач - концертмейстер, старший и более
опытный среди учеников. Он сможет руководить ансамблем на репетициях и концерте:
вход и выход на сцену, показать ауфтакт, руководить процессом игры, исполнять более
сложные сольные партии и многое другое.
Требования к работе ансамблистов: самостоятельное изучение партий дома, полное
внимание и активная работа в классе.
Музыка формирует человека – его сердце и ум, его чувства и убеждения, весь его
духовный
мир.
Воспитание
музыкой,
через
собственное
исполнение
-
это
просто
незаменимый процесс в деле самовыражения.
Занятия
в
ансамбле
скрипачей
формируют
общую
культуру,
всесторонне
развивают личность посредством исполнительской деятельности. Ансамбль скрипачей
среда и средство формирования творческой музыкальной индивидуальности, приобщения
к музыкальному искусству, знакомят с миром зарубежной и русской классики, народной
музыкой и джазом, воспитывают творческую активность, волю, умение дисциплинировать
себя на публичных выступлениях.
Список использованной литературы:
1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». Москва-1965.
2. Мильтонян С.О. «Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь- 1996.
3. Мищенко Г.«Методика обучения игре на скрипке» С-Пб 2009.
4. Мордкович Л. « Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы»
(на примере ансамбля скрипачей).
5. Середа С. «Поиск и использование новых подходов к развитию музыкальных
способностей исполнителей детского ансамбля скрипачей».
6. О.Щукина «Ансамбль скрипачей с азов» С-Пб 2007.