Напоминание

"Значение коллективной игры в развитии учащихся в музыкальных школах по классу скрипки"


Автор: Фазлиева Дамира Шафкатовна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Значение коллективной игры в развитии учащихся в музыкальных школах по классу скрипки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Детская школа искусств» города Набережные Челны

Методическая

работа:

«Значение

коллективной

игры

в

развитии учащихся в музыкальных школах по классу скрипки»

Выполнила преподаватель по классу скрипки

Фазлиева Дамира Шавкатовна

Современная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который

является

основным

в

работе,

уделяет

все

больше

внимания

различным

формам

коллективного

музицирования.

Ансамбли

скрипачей,

создаваемые

на

базе

детских

музыкальных школ, свидетельствует о том, что в этих коллективных формах работы

преподаватели увидели целый ряд дополнительных резервов музыкального воспитания

творческой молодежи, связанных, прежде всего, с эстетическим воспитанием школьников.

Ансамблевое музицирование не только развивает музыкальный слух, оно способствует

развитию полифонического мышления, учит слышать и понимать содержимое музыки.

Занятия учащихся в ансамбле помогают преподавателю по специальности решать

следующие очень важные задачи:

1.

Развивать художественные способности: музыкальный слух, музыкальную

память, эмоциональную отзывчивость.

2.

Развивать

исполнительскую

дисциплину,

умение

слышать

музыку,

исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами

3.

Слышать звучание темы, подголосков, сопровождения

В последние годы существует проблема с набором учащихся в классе скрипки и

виолончели. Это вынуждает принимать детей без учета из музыкальных, физических,

интеллектуальных

данных.

Неоднородность

уровня

исполнительства

и

способностей

учащихся усложняет как основную, так и ансамблевую работу в классах. Загруженность

учащихся в общеобразовательных школах также создает дополнительные проблемы с

организацией репетиций учеников разных групп.

Эти

проблемы

струнных

отделений

диктуют

необходимость искать

различные

формы организации ансамбля скрипачей. Занятия учеников в классе преподавателя по

инструменту

имеют

следующие

преимущества:

искать

формы

организации

ансамбля

своих учеников с первых лет обучения игре на инструменте. Именно такую форму работы

с учениками я веду в своем классе.

Цель, которая ставится перед любым коллективом – создать такую среду, где бы

ребенок развивался как личность, развивались его способности и дарования. Работа в

коллективе

дисциплинирует

в

отношении

ритма,

дает

ощущение

нужного

темпа,

способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального

слуха,

вырабатывает

уверенность,

помогает

добиться

стабильности

в

исполнении.

В

результате длительного контактирования ансамблисты обмениваются опытом, знаниями,

отчего каждый становится богаче как музыкант.

1.

Занятия в ансамбле являются продолжением работы в основном классе и

помогают

решать

с

учеником

одни

и

те

же

задачи

учебного

процесса,

поднимая

исполнительский уровень по обоим предметам.

2.

Проблема

контроля

за

посещаемостью

класса

ансамбля,

качества

выучивания партий сводится к минимуму из-за регулярного общения преподавателя с

учениками.

3.

Систематическая работа педагога с учениками своего класса в ансамбля с

первых лет обучения со своими исполнительскими традициями.

4.

Такой

детский

музыкальный

коллектив

более

мобилен

в

концертной

и

творческой деятельности класса и школы, так как имеет в репертуаре произведения

разной степени сложности и разнообразные по содержанию. Ученики класса в любое

время могут объединяться для выступлений в разные группы, начиная с дуэтов, где

старший, более опытный ученик, всегда поддержит на концерте младшего.

Занятиям ансамблем следует уделять особое внимание с первого года обучения.

Педагоги-скрипачи

еще

со

времени

становления

скрипичной

педагогики

пришли

к

выводу, что на индивидуальном уроке с первых шагов обучения на скрипке полезно

включать в занятия с учеником его совместную игру с педагогом. Мелодия учителя

обогащает простейшие пьесы ученика на «открытых струнах», стимулирует интерес к

занятиям. Для этого существует богатый репертуар для начинающих скрипачей. Значение

занятий начинающих скрипачей в ансамбле отмечено в программах «Специальный класс

скрипки. Специальный класс альта» 1976 г.

Участие в ансамбле повышает у детей общую дисциплинированность, формирует

ответственность перед окружающими за порученное дело. Ученик ансамбля, знакомясь с

новыми

музыкальными

произведениями,

обогащает

свой

кругозор,

музыкальное

восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая

таким

образом

свое

общее

развитие,

способность анализировать

и

находить

нужное

решение.

Ансамблевая

форма

музицирования

играет

важную

роль

в

процессе

музыкального образования, воспитания и развития.

Общие цели – один из важнейших стимулов активизации художественной жизни

ансамбля. На простейшем материале начинающего скрипача можно работать и с группой

учеников. В программе «Скрипка, альт, виолончель» 1989 г. официально признается

групповой метод работы на уроках в первые годы обучения. Практика показывает, что

перечисленные

формы

обучения

удобнее

вести

не

на

уроке

по

инструменту,

а

на

отдельных

занятиях

младшей

группы

ансамбля

классах

и

уроках

музицирования.

Сочетание группового и индивидуального метода работы в классе скрипки применяются

уже несколько десятилетий в знаменитой японской школе скрипачей Щ. Сузуки. В нашей

стране

эти

методы

давно

применяют

известные

педагоги-методисты

Э.

Пудовочкин,

С.Мильтонян, Турчанинова, О.Щукина и др. новые методические подходы в работе с

ансамблем начинающих скрипачей позволяет сформировать младшую группу ансамбля,

несмотря на их ограниченные исполнительские возможности. Для учащихся средних

способностей

игра

в

ансамбле

становится,

нередко,

единственной

возможностью

участвовать в концертном выступлении.

Уровень профессионализма участников детского ансамбля, еще в недостаточной

мере

владеющих

художественно-выразительными

и

техническими

средствами

ансамблевой

игры,

обуславливает

особенности

работы

преподавателя,

репертуарные

поиски.

Основные принципы при подборе репертуара:

1.

Доступность для участников ансамбля, как в техническом отношении, так и

по содержанию.

2.

Репертуар ансамбля скрипачей младших классов не должен по трудности

быть сложнее пьес, изучаемых в классе по специальности.

3.

Репертуар

должен

способствовать

развитию

творческого

воображения

учеников.

Для

этого

в

программу

следует

включать

пьесы программного

характера,

жанровые зарисовки.

4.

Учет количества и уровня технической подготовки учеников – участников

ансамбля.

5.

Принцип изучения музыкального материала “от простого – к сложному ”

6.

Принцип разнообразия пьес в репертуаре.

7.

Выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений.

Необходимо начинающего скрипача подключать к участию в игре с ансамблем, по

возможности,

с

самых

первых

занятий.

Сначала

исполняя

несложные

пьесы

с

преподавателем, затем с одноклассниками. Чувство ансамбля, умение слушать партнера

воспитывается

уже

в

начальный

период

обучения.

Уже

в

этот

период

требуется

интонационное, тембральное, динамическое единство разнородных инструментов.

Чем

раньше

происходит

встреча

ребенка

с

коллективным

творчеством,

тем

большую радость приносят ему занятия музыкой. Раннее погружение ребенка в мир

шедевров музыкальной классики, когда сам он только начинает овладевать инструментом,

невольно заставляет его услышать некий идеал звучания, к которому нужно стремиться.

Чем выше качество звучания коллектива, в котором оказывается ребенок, тем быстрее

будет идти его развитие в звуковом и техническом отношении.

Урок ансамбля – это прежде всего возможность влиять на развитие интеллекта

ребенка,

раскрыть

его

способность

дружить,

общаться,

сопереживать

а

значит,

и

чувствовать. На этих уроках можно с успехом заниматься развитием слуха, ритма, памяти,

чтением с листа. Вместе малыши легче усваивают длительности, успешно закрепляют

понятия распределения смычка, учатся овладевать средствами выразительности в музыке.

На уроках ансамбля у них появляются общая интересная работа над произведением и

перспектива

концертных

выступлений.

Чередование

основной

работы

над

произведениями

тех

или

иных

теоретических

знаний

и

постановочных

элементов

позволяет сделать уроки ансамбля интересными и полезными.

При

расстановке

и

распределении

в

ансамбле

по

группам

Г.Турчанинова,

например, советует распределять учеников таким образом, чтобы в каждом голосе было

равное

количество

скрипачей

продвинутых

и

более

слабых.

Также

необходимо

при

организации и распределении участников детского музыкального коллектива учитывать и

такие факторы, как уровень обучаемости, психологические особенности учащихся. В

процессе творческого развития коллектива у юных музыкантов постепенно устраняются

резкие

индивидуальные

различия,

появляются

ансамблевые

навыки,

однородное

распределение смычка, характер коллективного звучания.

Воспитательная деятельность руководителя ансамбля должна быть направлена на

то, чтобы у юного музыканта формировалось чувство ответственности за общее дело

коллектива, за успехи и творческую дисциплину товарищей, крепло желание трудиться с

пользой для людей, воспитывалось чувство долга, взаимопомощи. Переживание радости

труда

в

коллективе,

совместное

преодоление

трудностей,

творческие

победы,

напряженный путь к ним рождают духовное единство, способствуют совершенствованию

личности и коллектива. Главные проблемы ансамблевой игры заключаются в одинаковом

понимании детьми необходимости наиболее рационального способа звукоизвлечения, в

стремлении к групповому единству и в воспитании внутренней потребности в создании

требуемых

звуковых

красок.

Певучесть

общего

звучания

ансамбля,

выразительность

исполнения, ясность фразировочных намерений – это те основные задачи, которые я

ставлю перед его участниками.

В работе с ансамблем скрипачей проходят всевозможные репетиции, слушание

музыки с обсуждением, открытые уроки для родителей, тематические вечера, совместные

походы на концерты, все это должно вызывать интерес к музыке, инструменту. С первых

уроков важно показать возможности инструмента. Игра педагога, беседы с учащимися о

специфике инструмента, об истории его создания – один из важных методов- наглядно-

слуховой. Важно использовать возможности компьютера- инновационные технологии-

прослушивать

записи

профессиональных

исполнителей

и

сравнивать

их

со

своим

собственным «живым» исполнением.

В развитии музыкального восприятия очень важен практический метод. Чтобы

ребенок

лучше

почувствовал

характер

произведения

возможно

сочетать

восприятие

музыки

с

практическими

действиями,

с

движениями

рук

пальцев,

танцевальных

и

образных движений, инсценировка пьесы, танца. Показ способов и приемов игры на

инструменте

также

необходим,

здесь

практический

метод

сочетается

с наглядным

и

словесным. Беседа, рассказ пояснение – разновидности словесного метода в музыкальном

воспитании. Пояснение музыки, характеристика содержания музыки, совместный разбор

образов: чувств, настроений- развивают образное мышление. Формирование навыков и

умений требует сочетания различных методов.

Немаловажное значение для развития активности ансамблевой деятельности имеет

контроль:

проверка

партий,

выработка

ансамблевых

навыков

в

группах.

Контроль

проводить

часто

не

рекомендуется,

однако

и

без

него

невозможно

оценить

труд

воспитанников. Объективный, доброжелательный контроль их не пугает, а способствует

хорошему

настроению,

профессиональному

росту

и

здоровому

психологическому

климату в ансамбле.

Рациональная

организация

репетиционной

работы

способствует

экономному

распределению

времени

на

репетиции.

Для

этого

рекомендуется

на

каждое

занятие

намечать конкретные цели, задачи, методы проведения урока. Следует помнить о том, что

все вопросы нельзя решить на одной репетиции. В течение одного занятия следует

указывать

3-4

типа

недостатков

и

последовательно

работать

над

их

исправлением.

Большее число различных замечаний будет неизбежно распылять внимание учащихся и не

даст желаемого результата.

Активизации творческого роста ансамбля способствует целенаправленный подбор

репертуара. В ансамбле скрипачей младших классов развитие воображения прямо связано

с характером наглядно-образного мышления, поэтому в подборе репертуара необходимо

останавливать

выбор

на

программных

произведениях,

жанровых

зарисовках.

В

подростковом возрасте мыслительная деятельность приобретает отвлеченное, абстрактно-

логическое

мышление.

Оно

раскрывает

богатые

возможности

самостоятельного

творчества, широкого применения на практике художественных и технических приемов.

Всю работу руководителя ансамбля можно разделить на три этапа:

· подготовительный этап,

· репетиции с коллективом,

· концертное выступление.

Подготовительный этап начинается с подбора учебного и концертного репертуара,

который должен соответствовать техническим и художественным возможностям учебного

коллектива,

решать

учебно-творческие

и

художественно-исполнительские

задачи,

способствовать всесторонне развитых музыкантов, развивать их эстетические вкусы.

Успешное

проведение

репетиции

во

многом

зависит

от

качества

работы

над

партитурой, доскональное знание которой является обязательным условием в подготовке

руководителя

в

работе

с

коллективом.

На

занятиях

руководитель

должен

создать

творческую

атмосферу,

суметь

заинтересовать

учащихся,

вызвать

у

них

желание

увлеченно

работать

и

находить

удовлетворение

в

изучении

произведения,

сделать

репетицию живой и интересной.

Логическим

завершением

работы

над

произведением

является

концертное

выступление. Концерту предшествует генеральная репетиция, на которой рекомендуется

сыграть все пьесы без остановки с целью проверки их качества, а также психологической

подготовки всех участников коллектива к выступлению. Концерт – это подведение итогов,

праздник,

пришедший

на

смену

кропотливой

репетиционной

работе.

Концертное

выступление

активизирует

сплочение

коллектива,

повышает

уровень

музыкально-

эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит

ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.

Впечатления от встреч со зрителем дают участникам ансамбля возможность сравнивать,

сопоставлять, думать, а главное – вызывают желание стать лучше, оправдать ожидания

слушателей и руководителя..

В ансамбле обязательно должен быть скрипач - концертмейстер, старший и более

опытный среди учеников. Он сможет руководить ансамблем на репетициях и концерте:

вход и выход на сцену, показать ауфтакт, руководить процессом игры, исполнять более

сложные сольные партии и многое другое.

Требования к работе ансамблистов: самостоятельное изучение партий дома, полное

внимание и активная работа в классе.

Музыка формирует человека – его сердце и ум, его чувства и убеждения, весь его

духовный

мир.

Воспитание

музыкой,

через

собственное

исполнение

-

это

просто

незаменимый процесс в деле самовыражения.

Занятия

в

ансамбле

скрипачей

формируют

общую

культуру,

всесторонне

развивают личность посредством исполнительской деятельности. Ансамбль скрипачей

среда и средство формирования творческой музыкальной индивидуальности, приобщения

к музыкальному искусству, знакомят с миром зарубежной и русской классики, народной

музыкой и джазом, воспитывают творческую активность, волю, умение дисциплинировать

себя на публичных выступлениях.

Список использованной литературы:

1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». Москва-1965.

2. Мильтонян С.О. «Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь- 1996.

3. Мищенко Г.«Методика обучения игре на скрипке» С-Пб 2009.

4. Мордкович Л. « Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы»

(на примере ансамбля скрипачей).

5. Середа С. «Поиск и использование новых подходов к развитию музыкальных

способностей исполнителей детского ансамбля скрипачей».

6. О.Щукина «Ансамбль скрипачей с азов» С-Пб 2007.



В раздел образования