Напоминание

"Адаптационный период в первом классе."


Автор: Лакс Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ р.п. Ровное
Населённый пункт: Саратовская область Ровенский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптационный период в первом классе."
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад по теме: «Адаптационный период

в первом 1 «Б» классе

Подготовила учитель 1 категории

МБОУ СОШ р.п. Ровное

Лакс Светлана Ивановна

Доклад по теме:

« Адаптационный период в 1 «Б» классе».

Классный руководитель: Лакс Светлана Ивановна

Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь

делать то,что потребуется для школьной жизни.

Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому

научиться.

Начальный период обучения в первом классе должен создать

благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие

его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад

его

жизни,

он

адаптируется

к

новым

социальным

условиям,

новой

деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

Для

успешного

обучения

школьников

в

этот

период

необходимо

учитывать

особенности

их

адаптации

(привыкания,

приспособления)

к

школьной жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания

детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как

невнимательность,

неусидчивость,

быстрая

отвлекаемость,

неумение

управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому

важно

не

делать

детям

резких

замечаний,

не

одергивать

их,

стараться

фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности

ребенка.

В

начале

обучения

нужно

предоставить

каждому

ребенку

возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в

это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем

работы школьников должен увеличиваться постепенно.

В общении с ребёнком учитель должен быть сдержанным, спокойным,

подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения

со сверстниками. Вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей

неуверенных в себе, стеснительных.

Иногда ребенок часто просто не может, не умеет выполнять наше

требование, неверно нас не понял, не услышал, отвлекся. Но даже если он

действительно

виноват,

вспышки

гнева

-

недопустимы.

Ребенок

к

ним

привыкает,

перестает

на

них

реагировать,

и

сам

усваивает

грубый,

бестактный тон общения.

В раннем возрасте у ребенка возникает потребность в общении с

другими детьми. В этом общении он учится соотносить свои действия с

действиями товарищей, считаться не только со своими, но и с их желаниями

и интересами, оценивать поступки сверстников и ориентироваться на их

оценку.

У многих детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с тем, что

они не умеют жить в коллективе, не приучены подчинять свои желания и

поступки требованиям взрослых и интересам своих товарищей.

Оказавшись в коллективе сверстников, такой ребенок не получает

подтверждения привычного представления о себе, и это также приводит его к

эмоциональному срыву.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность

произвольной

регуляции

деятельности,

быстрая

утомляемость

и

др.)

предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения

двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на

другой и т.п.

Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они

занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует

активно

включать

игру

в

учебный

процесс,

а

не

запрещать

её,

не

исключать из жизни первоклассника. В игровой форме проводить некоторые

этапы

урока,

а

также

чтобы

снять

усталость

и

напряжение

проводить

физминутки.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста,

необходимо

существенное

место

на

уроках

отводить

моделирующей

деятельности

со

схемами,

моделями

звуков

и

слов,

геометрическими

формами, объектами природы

и т.п. После прохождения адаптационного

периода можно охарактеризовать учащихся и их учебные достижения.

Характеристика 1 «Б» класса в период адаптации первоклассников.

В классе 22 ученика: 11 девочек и 11 мальчиков. 2009 года рождения – 18уч.,

2010г. – 3уч., 2008г. – 1 ученик.

Посещали дошкольное учреждение 19 учащихся, 3 ученика не посещали

дошкольные учреждения (Маранова Лада, Почивалов Михаил, Ли Софья).

Многодетных семей в классе - 6, неполных семей - 3.

Логопедические проблемы имеют 3 учащихся и они ходят на занятия к

логопеду. Овладели техникой чтения, соответствующей норме 15 человек,

выше нормы 4 человека, 3 учащихся на конец 1 четверти не овладели

техникой чтения.

На хорошем уровне сформированы элементарные математические

представления у учащихся: Маранова Л., Арсланов Т.,Муратов А.,Шевченко

Д.,Почивалов М., Газизов Я.,Музургалиев К.,Фролова А.,Комаров Т.,Ротарь

К., Ли Софья, Фатыхова Э. Эти учащиеся имеют хорошие навыки

количественного и порядкового счета в пределах десяти. Умеют сравнивать

числа, справляются с простыми математическими задачами. Знают способы

изображения многих предметов, правильно пользуются карандашом и

линейкой, пишут под диктовку слоги, слова и предложения.

Активно работают на уроках из перечисленных учащихся – 9 человек,

остальные менее активны, но успешно осваивают материал.

На отличную учебу подаёт надежды – Маранова Лада.

Основная масса учащихся умеет контролировать последовательность своей

работы, сравнивать собственную работу с образцом, но имеют некоторые

трудности в составлении и решении примеров и задач, в написании слов и

предложений под диктовку, на уроках редко отвечают.

Испытывают трудности при выполнении заданий. С трудом воспринимают

учебную задачу и входят в группу особого внимания: Шестаков А.,

Сарсенбаев Д., Баткишева А., Мусьянов Н.

В целях выявления готовности ребёнка к учебной деятельности было

проведено тестирование и сделан полный анализ адаптации учащихся.

ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В каждом из вопросов выбери один ответ.

ТЕСТ

1. Тебе нравится в школе или не очень?

1. не очень (2ч.)

2. нравится (16ч.)

3. не нравится (1ч.)

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью

идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

1. чаще хочется остаться дома (2ч)

2. бывает по-разному (3ч.)

3. иду с радостью (14ч.)

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не

обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в

школу или остался дома?

1. не знаю (5ч.)

2. остался бы дома (2ч.)

3. пошел бы в школу (12ч.)

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь

уроки?

1. не нравится (13ч.)

2. бывает по-разному (2ч.)

3. нравится (3ч.)

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних

заданий?

1. хотел бы (5ч.)

2. не хотел бы (8ч.)

3. не знаю (7ч.)

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни

перемены?

1. не знаю (7ч.)

2. не хотел бы (9ч.)

3. хотел бы (4ч.)

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

1. часто (15ч.)

2. редко (3ч.)

3. не рассказываю (2ч.)

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий

учитель?

1. точно не знаю (7ч.)

2. хотел бы (4ч.)

3. не хотел бы (9ч.)

9. У тебя в классе много друзей?

1. мало (6ч.)

2. много (12ч.)

3. нет друзей (2ч.)

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

1. нравятся (14ч.)

2. не очень (5ч.)

3. не нравятся (1ч.)

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Уровни мотивации № вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Высокий b c c a b b a b b a

Средний a b a b c a b a a b

Низкий c a b c a c c c c c

Обработка и интерпретация результатов теста

Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:

• «высокий уровень», оценивается в 2 балла;

• «средний уровень» – в 1 балл;

• «низкий уровень» – 0 баллов.

Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов

определяются по следующим диапазонам:

• 14- 20 баллов – высокий уровень; (13ч.)

• 7-13 баллов – средний уровень; (7ч.)

• 1-6 – низкий уровень.

Можно сделать вывод, что дети готовы к обучению в школе и

успешно прошли адаптационный период



В раздел образования