Напоминание

"Инновационная деятельность важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов"


Автор: Козлова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 "Радуга"
Населённый пункт: г.Тутаев, Ярославская область
Наименование материала: Семинар
Тема: "Инновационная деятельность важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 5 «Радуга» Тутаевского муниципального района

Семинар «Инновационная деятельность важный фактор

повышения качества дошкольного образования и профессиональной

компетентности педагогов»

старший воспитатель

Козлова Ирина Владимировна

Тутаев

2018

«Качество системы образования не может быть выше качества

работающих в ней учителей»

Майк Барбер

В последние годы российское образование претерпевает значительные

изменения:

существенно

изменяется

содержание

образования;

вводятся

новые государственные образовательные стандарты; повсеместно внедряются

разнообразные методы, средства, приемы и технологии обучения, воспитания

и управления; создается вертикаль общероссийской системы оценки качества

образования.

Все

эти

изменения

основываются

на

повышении

каче ства

педагогической и управленческой деятельности, которые совершенствуются в

ходе инновационной деятельности.

с 1 января 2016 года наше дошкольное образовательное учреждение

работает

в

режиме

муниципальной

инновационной

площадки

по

теме

«Развитие кадрового потенциала в ДОУ». В ходе инновационного развития в

детском

саду

сложился

крепкий,

сплочённый

коллектив,

постоянно

повышающий

свой

педагогический,

методический

и

профессиональный

уровень, что является свидетельством стабильного развития учреждения и

его имиджа в городе. Сегодня, подводя итоги инновационной работы, можно

с уверенностью сказать, что коллектив нашего ДОУ стал самообучающейся

системой по повышению профессионального мастерства педагогов.

Выросло

число

педагогов,

распространяющих

опыт

работы

ДОУ,

участвующих на педагогических конференциях, семинарах, педагогических

чтениях,

на

муниципальном

уровне

на

40%

и

на

22%

на

региональном

уровне.

Мастерство

наших

педагогов

получает

достойную

оценку

на

профессиональных конкурсах. Количество победителей и призеров выросло в

два раза. Участие педагогов в муниципальных конкурсах возросло на 20%

(2016 – 5 %, 2018 – 25%), в региональных на 11 % (2016 – 3 %, 2018 – 14%).

Многие

педагоги

повысили

свой

профессиональный

уровень.

Увеличилось

число

педагогов

с

высшей

и

первой

квалификационной

категорией (на 11 % (2016 – 20 %, 2018 – 31%)на 9 % (2016 – 45 %, 2018 –

54%).

Коллектив

детского

сада

не

только

участвовал

во

всех

значимых

районных проектах и конкурсах, но и становился победителем или призером

этих мероприятий.

Под

руководством

педагогов

значительных

успехов

достигли

и

воспитанники ДОУ.

Участие воспитанников в муниципальных конкурсах выросло на 21%

(2016 – 16 %, 2018 – 37%), в региональных на 3 %(2016 – 0 %, 2018 – 3%).

Количество победителей возросло почти на 6 % (2016 – 1,6 %, 2018 – 7,3%), и

это

только

в

очных

конкурсах,

кроме

этого

дети

участвуют

в

большом

количестве дистанционных.

В

рамках

реализации

проекта

в

дошкольном

учреждении

была

разработана и внедрена модель внутриорганизационного развития персонала,

в неё входят разноуровневые объединения педагогов, которые мы назвали

школы и лаборатории профессионального мастерства. Модель состоит из

трех

уровней:

первый

уровень

представлен

«Школой

профессионального

роста». Сюда входят три методических объединения педагогов: «Школа для

младшего воспитателя», «Школа молодого педагога», «Школа обновления

педагогического

мастерства».

Второй

уровень

представлен

двумя

объединениями:

«Лаборатория

непрерывных

улучшений»

и

«Лаборатория

проектирования»

и

вершина

модели

является

«Педагогическая

трибуна»

(которые мы представляли в 2016 году).

В

ДОУ,

были

созданы

команды

единомышленников

разной

направленности, работающие над той или иной проблемой, выявленной в

процессе

воспитательно-образовательной

деятельности,

«Служба

планирования»,

«Служба

качества»,

«Информационно-профессиональную

служба» и «Служба педагогического проектирования» (деятельность этих

служб были раскрыты на семинаре в 2017 году).

Именно в ходе работы служб педагогического проектирования, школ

профессионального роста, лабораторий и формируется новый тип педагога-

профессионала, обладающего современным педагогическим мышлением и

высокой профессиональной культурой.

Только педагогический коллектив, выполняющий общую деятельность,

способствует профессиональному и личностному росту каждого отдельного

педагога.

Ведь

потенциал

личности

педагога

формируется

на

основе

накопленного

им

социального

опыта,

психолого-педагогических

и

предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и

применять

оригинальные

решения,

новаторские

формы

и

методы

и

тем

самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

Учет профессиональных компетенций педагогов позволил выработать

новый подход к системе методической работы, где на первый план выходит:

ф о рм и р о в а н и е

ко л л е к т и в а ,

в л а д е ю щ е го

с о в р е м е н н ы м и

образовательными

технологиями

и

средствами

образовательной

деятельности, профессиональной, правовой и организационной культурой

развитие и самообразование педагога, его желание творить, создавать

образовательный продукт;

формирование

комплексного

характера

методической

работы,

направленного на выделение приоритетов с использованием методических

проектов.

Структура

методической

службы

нашего

детского

сада

позволяет

рационально

распределять

функциональные

обязанности

педагогов,

максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты,

распределять обязанности и стимулировать их четкое выполнение каждым

субъектом. Нововведением в практику ДОУ стало частичное делегирование

членам

педагогического

коллектива

полномочий

в

области

управления,

контроля и оказания методической помощи.

На слайде представлена «Структурная модель методической службы

ДОУ».

Как

вы

видите,

основой

системы

методической

работы

являются

наработки, появившиеся в ходе деятельности инновационной площадки.

Цель: формирование и развитие адаптивной системы управления ДОУ

в

режиме

инновационной

деятельности

направленного

на

качество

образования в ДОУ.

Задачи:

повышение

и

совершенствование

профессионального

мастерства

педагогических работников;

развитие инновационной сферы педагогической деятельности;

формирование профессиональной среды, способствующей успешному

творчеству педагогов;

разработка

системы

диагностики

и

мониторинга

с

целью

дальнейшего отслеживания развития ДОУ;

повышение

мотивации

педагогов

на

участии

в

освоении

нового

передового педагогического опыта;

изучение

и

применение

в

образовательном

процессе

результатов

научных исследований, новых педагогических и медиатехнологий, передового

опыта.

Основной и главной целью методической службы в ДОУ является:

являет ся

создание

необходимых

условий

для

н е п р е р ы в н о го

профессионального

образования

и

роста

мастерства

педагогов,

для

удовлетворения

их

спроса

на

методические

услуги

через

диагностику

и

анализ

проблем.

Обучение,

развитие,

информирование,

выявление

и

внедрение новшеств и элементов ценного опыта в работу ДОУ, а также

методического

обеспечения

образовательного

процесса

и

повышения

качества образования в рамках конкретной образовательной организации.

На сегодняшний день педагоги ДОУ вовлечены в инновационный

процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования

направленного на создания внутренней системы оценки качества.

«Служба качества» вместе с Администрацией осуществляет

регулярный, планомерный внутренний контроль, за осуществлением

методической и инновационной деятельностью в образовательной

организации, за деятельностью методических и инновационных структур, за

участием работников ДОУ в методической и инновационной деятельности, за

своевременным выполнением планов и программ. Работа «Службы качества»

осуществляется с учетом годового плана и основывается на

основополагающих методах проведения контроля в ДОУ.

«

Служба качества» функционирует в методических объединениях

педагогов:

- административная (осуществляется руководителями ДОО);

- коллективная (осуществляется группой сотрудников детского сада);

- взаимооценка (осуществляется сотрудниками для того, чтобы согласовать,

скоординировать свою деятельность);

- самооценка (осуществляется непосредственно сотрудником).

«Служба качества» осуществляет следующие виды деятельности.

1.

Оценки качества (контроля).

Тематическая оценка деятельности ДОУ.

Проверяется какая-то часть, направление деятельности, раздел

образовательной программы. Тематика контроля планируется в годовом

плане.

При составлении плана тематической оценки деятельности используется

универсальная форма, состоящая из 5 блоков:

1). Выявление уровня развития детей;

2). Оценка профессиональных умений педагога, его профессионального

роста;

3). Осуществление планирования по теме;

4). Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации

педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий;

5) Организация взаимодействия с родителями.

Одной из новых форм организации оценки деятельности является «День

исследования» когда происходит оперативная оценка, регулирование и

коррекция по определенному направлению деятельности. Это

микроисследование, в котором принимает участие весь коллектив. При этом

важно правильно обозначить цель, задачи, объект, предмет, методы

исследования. Тематика «Дня исследования» может быть разной, но

организация всегда включает:

- инструктаж тех, кто проводит и с кем будет проводиться исследование;

- составление общей программы дня (возможно, что каждый или некоторые

участники составляют свою программу);

- определение сроков проведения и обработки полученных материалов;

- подготовка схем, диаграмм, таблиц, отбор диагностических методик;

- предварительный анализ материалов и документации по теме исследования;

- обсуждение результатов оценки на различных уровнях внутрисадовского

управления: на педсоветах, методических совещаниях и т.д.

2.

Анализ

Полученные в ходе оценки деятельности материалы анализируются и

оформляются в виде:

справок;

экспертных заключений;

протоколов с анализом и оценкой посещенных занятий, мероприятий и

проверенной документации;

Для этого мы используем различные методы:

Наблюдение за ходом педагогического процесса.

Анкетирование (родителей, педагогов)

Графический метод анализа уровня освоения детьми ООП ДОУ, уровня

профессиональной деятельности педагогов.

Видеометод. Этот метод дает возможность коллегиально

проанализировать какой-либо проведённый вид деятельности;

Изучение детских работ;

Заслушивание отчетов педагогов;

Анализ педагогической документации;

Анализ дидактического оборудования, предметно-развивающей среды;

Метод статистической обработки данных.

3.

Представление результатов педагогическому коллективу.

В

ходе

реализации

деятельности

«Службы

качества»

у

педагогов

происходит

овладение

навыков

сотрудничества,

постоянный

обмен

педагогическим

опытом,

который

позволяют

педагогу

моделировать

возможные

изменения

в

организации,

структуре

и

содержании

образовательного

процесса;

целенаправленно

вносить

своевременные

коррективы

при

использовании

педагогических

технологий

и

инноваций,

направляя свои усилия на улучшение качества образования

.

Реализация

проекта

«Развитие

кадрового

потенциала»

помогла

нам

понять, что инновационная деятельность способствуют:

ф о рм и р о ва н и ю

п о з и т и в н о го

и м и д ж а

Д ОУ

ка к

л и д е р а ,

ориентированного

на

устойчиво е

развитие,

повышению

е г о

конкурентоспособности;

совершенствованию

инновационной

модели

образовательного

пространства

в

условиях

реализации

приоритетных

направлений

работы

ДОУ;

у в е л и ч е н и ю

кол и ч е с т в а

п е д а го го в ,

п о в ы ш а ю щ и х

с в о й

профе ссиональный

уровень

и

квалификацию,

обобщающих

и

распространяющих инновационный опыт работы на различных уровнях;

повышению

уровня

владения

педагогами

с о в р е м е н н ы м и

образовательными технологиями;

оперативному и позитивному реагированию педагогов на внедрение

инновационной деятельности в образовательный процесс ДОУ.

Поэтому с 1 января 2018 года детский сад реализует новый

инновационный проект «Создание в дошкольной образовательной

организации внутренней системы оценки качества образования на основе

шкалы ECERS-R»

С точки зрения системного подхода качество образования как

интегративный системный объект – это качество не только конечных

результатов, но и всех процессов, которые влияют на конечный результат.

Существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов,

для комплексной оценки качества дошкольного образования. Таким

инструментом могут послужить ECERS – R (Early Childhood Environment

Rating Scales) — Шкалы для комплексной оценки качества образования в

дошкольных образовательных организациях.

Весной 2018 года «Служба качества» осуществила внутреннюю оценку

деятельность детского сада с использованием критериев шкал ECERS – R.

Нами были разработаны карты и выделены основные показатели, которые на

наш взгляд соответствует оценке всех возрастных групп и работы ДОУ в

целом. Исследования показали ряд проблем, возникших у нас при

оценивании результатов, и показали ряд недочетов в составленных нами

картах. Но наша работа в этом направлении только началась и будет

продолжена дальше.

Инструмент ECERS – R соответствует идеологии ФГОС – создание условий

для развивающего образования в детском саду, его вариативности,

мобильности и трансформируемости среды, но главное – поддержке детской

инициативы. Основной акцент в оценке качества делается на возможности

создания условий для активного обучения ребенка.



В раздел образования