Автор: Попова Валентина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" с. Объячево Прилузского района Республики Коми
Населённый пункт: С. Объячево Прилузского района Республики Коми
Наименование материала: Олимпиады
Тема: "Олимпиады по русскому языку для учащихся начальных классов."
Раздел: начальное образование
Олимпиады по русскому языку для учащихся начальных
классов.
4 класс.
1. А) «Предмет – признак». К данным существительным
запишите однокоренные прилагательные.
Честь – честный
Печь – печной
Небеса – небесный
Мука – мучной
Место – местный
Чудеса – чудесный
Молоко – молочный
Прелесть – прелестный
Б) Запиши слова по транскрипции: [дошт’], [ т’этрат’], [фарэл’],
[тр’эл’], [л’эсн’ица], [бал’эзн’].
(дождь, тетрадь, форель, трель, лестница, болезнь)
В) «Наборщик». Из букв слова «ГОСУДАРСТВО» составьте
как можно больше слов (имена существительные в
именительном падеже).
(год, гусар, град, грот, город, ода, оса, овраг, сода, сор, сорт,
сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар,
дог, дот, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров,
рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…)
2. А) Определите, какими частями речи являются
подчеркнутые слова.
В поля, не кошеных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
Б) Собери пословицу.
1.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим
2. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой
3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз
4. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят
5. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в
6. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь
( В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой
другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз
отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не
корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься,
ни одного не поймаешь.)
В) Шарады.
Наш первый слог тот отгадает,
Кто ноты хоть немного знает.
Второй и третий – оленя украшают.
А целое – нередко сил лишает. (до-рога)
Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся,
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова улетит. (ш-мель)
Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целое – птицей называется. (сор-ока)
Первое – нота,
Второе – тоже,
А целое на боб похоже. (фа-соль)
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда. (кар-тина)
Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (за-дача)
3. А) Отгадай слово.
корень в слове снежинка приставка в слове посмотрел
приставка в слове подъехали корень в слове дороженька
суффикс в слове лесник суффикс в слове
лыжник (подорожник)
окончание в слове ученики (подснежники)
В) Переставьте буквы, так чтобы получились новые слова.
Ложа – жало
Трепак – паркет
Вобла – обвал
Пион – пони
Числа – силач
Планка – клапан
Конус – сукно
4. А) Буриме. По рифмам сочините за одну минуту
стихотворение.
_______________________________звонок
_______________________________сто ног
_______________________________смех
_______________________________не могу
_______________________________всех
_______________________________бегу
_______________________________перемена
_______________________________Лена
_______________________________друг
_______________________________вокруг
Б) Фразеологизмы. Замените фразеологизмы близкими по
смыслу словосочетания.
Яблоку негде упасть. Слышно, как муха пролетит. Сел в
галошу. Как рыба в воде. Сидеть, как на иголках. Комар носа
не подточит. Родился в рубашке.
(Очень тесно; очень тихо; попал в неловкое положение; очень
уверено себя чувствует; волноваться, переживать;
качественно сделано; удачливый, везучий)
В) Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма;
Труд – лень;
Встречают – провожают;
Погибай – выручай.
(Ученье – свет, а не ученье – тьма. Труд кормит, а лень –
портит. Встречают по одежке, провожают по уму. Сам погибай,
а товарища выручай.)
Вариант 1.
1.
Определи количество букв и звуков.
Ясное - …б., …зв.; ельник - …б., … зв.; мальчик - …б., …зв.
2. Укажите состав слов.
Лететь, посмотрела, мечтаю, высушите, молотил.
3. Укажи над словами части речи.
Приехать, весёлому, разговор с ней, без тетради, написала в
Киев, походка, разбег, не смотрит, около четвёртого дома.
4. Поставь глаголы в неопределённую форму.
Погладила - ___________________
Платим - _____________________
Закажем - ____________________
5. Выпиши словосочетания с вопросами из предложения.
На ветках яблони висят крупные плоды.
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
6. Определи падеж имён существительных.
Побывал в ущелье, обожгло холодом, причалил к пристани, взяли
с полки, приехал в Москву, отправился к доктору.
7. Определи лицо и число глагола.
Прилетает - ___________, сдержим - ___________, рисуете -
_____________.
8. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.
Вым…лвить - ________________
Р…бой - _______________
М…рить - _______________
Прок…лоть - _______________
9. Подчеркни слова, в которых парную согласную надо
проверять.
Лебёдушка, тетрадный, вырезка, головушка, улыбка.
10. Вставь букву там, где нужно.
Чу…ствительный, небес…ный, крепос…ной, крас…ный,
словес…ный, мес…ный, влас…ный, облас…ной, напрас…ный,
праз…новать.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Фамилия, имя _____________________
Класс ________
Вариант 2.
1. Определи количество букв и звуков.
Еловая - …б., …зв.; Илья - …б., …зв.; письмо - …б., …зв.
2. Укажите состав слов.
Посолю, прочитаете, засветил, смотреть, обедали.
3. Укажи над словами части речи.
Жил в радости, на пятую страницу, спел без него, разбежка, не
сделает, задержать,для Волги, горячего, с радостью.
4. Поставь глаголы в неопределённую форму.
Ломаем - ____________________
Проводишь - ____________________
Почуял - ____________________
5. Выпиши словосочетания с вопросами из предложения.
Пеночка свила гнездо на берёзовой ветке.
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
6. Определи падеж имён существительных.
Прошёл по полю, собрал с грядки, выехал из Саратова, плыли
на теплоходе, проехал
через мост, бежал за зайцем.
7. Определи лицо и число глагола.
Падают - ___________, поддержу - ___________, заливаем -
_____________.
8. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.
Подм…тает - ________________
П…тнистый - ________________
Р…внять - ________________
Нап…лила - ________________
9. Подчеркни слова, в которых парную согласную надо
проверять.
Пичужка, ходьба, походный, грядочка, вырубка, резкий.
10. Вставь букву там, где нужно.
Ужас…ный, наез…ник, прес…ная, ненас…ный, чес…ный,
прекрас…ный, счас…ливый, соглас…ный, свис…нул, ярос…ный.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1 вариант.
1. Укажите, сколько раз встречается звук
[
з
]
в предложении
Зина обратилась с просьбой к Лизе.
2. Выберите из следующих слов:
1)слова с ударением на первом слоге, 2)слова с ударением на
последнем слоге.
Арбуз, верба, гражданка, документ, засуха, километр, компас,
крапива, магазин, молодёжь, ненависть, партер, портфель,
предмет, процент, равенство, свёкла, сирота, статуя, столяр.
3. Придумайте предложения, в каждое из которых вошёл бы один из
синонимов:
интересный, забавный, занятный, занимательный.
4. Постройте словообразовательный ряд, используя слова:
баскетболистка, баскетбол, баскетболист;
зеленеть, зелёный, позеленеть.
5. К данным словам подберите антонимы
далёкий - ,широкий - , север - ,
вершина - , крутой - , расцветать –
6. Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы
одного и
того же слова
Лес, лесник, лесной, лесок, перелесок, лесники, лесничий,
лесником,
лесничество.
7. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут
употребляться в переносном значении.
Кудрявый, золотой, глубокий, блестящий.
8. Выделите суффиксы в словах лживый, дождливый, доверчивый.
9. Выделите корень в словах оттепель, замок, вливать, родник.
10. Почему русский язык называют языком великого народа?
2 вариант.
1. Выясните, какими буквами и какими звуками различаются слова
толстого и Толстого
(прилагательное) (фамилия)
2. Придумайте предложения, в каждое из которых вошло бы одно из
следующих слов:
бороться, биться, сражаться, воевать, драться.
3. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
4. Подберите слова с таким составом
, , , ,
5. Закончите предложения, подобрав антонимы к выделенному
слову:
Один брат молчун, другой … .
Сегодня море бурное, а вчера … .
Он помнит добро и забывает … .
Ты всегда весел, почему же ты сегодня … ?
6. Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы
одного и
того же слова:
Синеть, синь, синий, синенький, синева, синее, синеватый,
синим,
синька.
7. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут
употреблены
в переносном значении:
Седой, бархатный, прямой.
8. Какими частями речи могут быть слова покрой, жгут, стих, пила?
Составьте с ними словосочетания, чтобы было ясно, какая это
часть
речи.
9. Напишите слова, значение которых дано ниже:
«место на реке, где её можно перейти» -
«отверстие вулкана» -
«наука о небесных светилах» -
«место, где скрещиваются улицы» -
«речь, произносимая одним актёром» -
10. Почему знание русского языка необходимо всем народам
России?
3 вариант.
1. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака
Гениальный, способный, талантливый.
Громадный, колоссальный, большой.
Противный, омерзительный, неприятный, отвратительный.
Родимый, родной, близкий, кровный.
Робеть, опасаться, трепетать, бояться, ужасаться.
Устремиться, броситься, ринуться, метнуться.
2. В выделенных словах поставьте ударение. Объясните значение
этих
слов.
Дорога идёт через лес.
Дорога ты мне, Россия!
Большую заботу ты взял на себя.
Он сделал большую работу, чем я.
Хлопок – и игра началась.
В Узбекистане выращивают хлопок.
Мальчик избегал взгляда учителя.
Товарищ избегал всё поле, но потерю не нашёл.
Красный атлас знамён блестел на солнце.
Ученик приобрёл географический атлас.
3. Образуйте при помощи приставки пред- (предо-) наибольшее
количество слов.
4. Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман, лист, находка,
рига? Какой новый смысл они приобретут, если их написать с
большой буквы?
5. Определите состав слов переоценка, наковальня, остриженный,
приморский.
6. Подберите синонимы к словам Родина, ошибка, основной,
профессия, приказ.
7. Есть ли слова без окончаний? Приведите примеры.
8. Сколько раз в предложении встречается звук
[
ш
]
?
- Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела
гож.
9. Подберите слова с приставками вз-, вс-(взо-);без-, бес.
10. Какие слова получатся, если в словах лён, куль звуки
произнести в обратном порядке?
11. Назовите сколько раз встречается звук
[
т
]
в предложении
Директор подписал документ.
12. Разнесите по столбикам слова, определив, сколько звуков в
слове: яма,
мал, он, солью, возьму, подъезд, юг, а, я.
13. Как называются люди, которые живут в Харькове, Минске,
Одессе,
Курске, Санкт-Петербурге, Чехове, Холмске.
4 вариант.
1. Определить состав слов
Стульчик, переплётчик, смельчак, поделка.
2. Подберите синонимы к словам
Смелый -, ласковый -, строгий –
3. Подберите антонимы к словам
яркий -, солнечный -, гладкий -, быстрый –
4. Образуйте с помощью приставок наибольшее количество слов от
глаголов гнать, сказать.
5. Приведите примеры слов с приставками низ-, нис-.
6. Определите, к какими частями слова являются одинаковые рядом
стоящие буквы
подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.
7. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду
Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
Собака, Бобик, животное, Барбос.
8. Постройте словообразовательный ряд, использую для этой цели
слова
велосипедистка, велосипед, велосипедист
краснеть, красный, покраснеть.
9. Выделите синонимы и разные формы слова
приглашать, приглашаю, приглашение, просить, звать.
интересный, замечательный, интереснее, забавный.
10. Подберите слова, в которых были бы
, ,
1. Прочитай слова и запиши их:
[ ИСПРАФ'] [ПАТСКАСКА]
[С'ЭДОЙ] [ЙУПКА]
__________ ______________
_____________ ______________
2. Подбери фразеологические толкования (сочетания)
к следующим высказываниям и соедините их линиями:
ОВЛАДЕТЬ СОБОЙ, УСПОКОИТЬСЯ
ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ
ОЧЕНЬ ТЕСНО
ЛОМАТЬ ГОЛОВУ
ХОРОШО ЗАПОМНИТЬ
ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ
УСИЛЕННО ДУМАТЬ НАД ТРУДНЫМ
ВОПРОСОМ ЗАРУБИТЬ НА НОСУ
3. Сколько твердых и сколько мягких согласных
звуков обозначены буквой Л в стихотворении:
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
4. Употреби числительные «два» и «двое» с
существительными :
подруга, министр, петух, курица, сани, щипцы, огурцы,
сутки, утки, брюки, руки.
Две подруги,
________________________________________________
__________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________
____________________________________
5. Допиши слова.
Черн ____ тушь, укрепляющ _____ шампунь,
сер_____ мышь, блестящ _____ пианино, больн _____
мозоль, спел ____ яблоко, высок _____ тополь,
накрахмален ______ скатерть, заказн ____
бандероль, почтов _____ штемпель.
6. Как называют жителей разных стран? Заполни
пропуски по образцу:
Япония – японец, Франция - _________________________,
Россия - _______________,
Украина - ________________________, Узбекистан -
___________________________,
Чехия - __________________________, Дания -
________________________________.
Скачать:
olimpiada_nasha_4_kl_2013.docx
18.99 КБ
Предварительный просмотр:
Школьный тур олимпиады по русскому языку 4 класс 2013-2014
уч. год
Фамилия, имя
________________________________________________
Класс______________
Задания.
1.
Прочитай слова и запиши их:
[ ИСПРАФ'] [ПАТСКАСКА] [С'ЭДОЙ]
[ЙУПКА]
__________ ______________ _____________
______________
2.
Подбери фразеологические толкования (сочетания) к
следующим высказываниям и соедините их линиями:
ОВЛАДЕТЬ СОБОЙ, УСПОКОИТЬСЯ
ЯБЛОКУ НЕГДЕ УПАСТЬ
ОЧЕНЬ ТЕСНО
ЛОМАТЬ ГОЛОВУ
ХОРОШО ЗАПОМНИТЬ
ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ
УСИЛЕННО ДУМАТЬ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ
ЗАРУБИТЬ НА НОСУ
3.
Сколько твердых и сколько мягких согласных звуков
обозначены буквой Л в стихотворении:
Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
4.
Употреби числительные «два» и «двое» с
существительными :
подруга, министр, петух, курица, сани, щипцы, огурцы, сутки,
утки, брюки, руки.
Две подруги,
_____________________________________________________
_____
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
___________
5.
Допиши слова.
Черн ____ тушь, укрепляющ _____ шампунь, сер_____
мышь, блестящ _____ пианино, больн _____ мозоль, спел
____ яблоко, высок _____ тополь, накрахмален ______
скатерть, заказн ____ бандероль, почтов _____ штемпель.
6.
Как называют жителей разных стран? Заполни пропуски
по образцу:
Япония – японец, Франция - _________________________, Россия -
_______________,
Украина - ________________________, Узбекистан -
___________________________,
Чехия - __________________________, Дания -
________________________________.
7.
Раскрой скобки и запиши словосочетания по образцу:
2 (друг) – два друга, второй друг
3 (люди) -
__________________________________________________________
_______
5 (метла) -
__________________________________________________________
______
7 (носок) -
__________________________________________________________
_______
10 (килограмм) -
__________________________________________________________
__
6 (кочерга) -
__________________________________________________________
_____
11 ( помидор) -
__________________________________________________________
___
8.
Запиши верную последовательность букв для образования
текста из предложений:
А. По его улицам быстро мчатся поезда.
Б. В Москве под землей есть целый город.
В. Все восхищаются красотой подземных дворцов.
Г.Среди них много иностранных туристов.
Д.Они перевозят миллионы пассажиров.
__________________________________________________________
_____________
9.
Прочитай текст .
Мои знакомые за обедом ставят на стол деревянное блюдо с
хлебом.
Блюдо старое – ему целый век. По краю блюдо печатными буквами
вырезано: « Ржаной хлебушко – калачу дедушка». Надпись как
крохотная история. История о том, что сначала люди пекли
ржаной хлеб, а уже намного позднее начали выпекать пшеничные
калачи.
Отметь, в чем заключается главная мысль текста:
1.
В том, что у знакомых автора есть необыкновенное блюдо.
2.
В том, что через пословицу люди передают другим добрые,
мудрые мысли.
3.
В объяснении значения надписи на старом блюде.
10.
В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А.
Тумаковой «Исполнение желаний» волшебник обещает зверям
исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило,
и получается, что лев и тигр могут загадать по одному желанию,
заяц — два, а косуля — три. Хитрой лисе захотелось загадать
больше желаний. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки
ответьте: что она для этого сделала?
(А) сказала волшебнику, что она медведь;
(Б) спрятала хвост;
(В) сказала волшебнику, что она не хищник;
(Г) сказала волшебнику, что она лисица;
(Д) покрасила шерсть в серый цвет.
11.
К каждой паре слов подбери такое прилагательное,
которое с одним словом употреблялось бы в прямом
значении, а с другим – в переносном.:
Хвост
Нервы
________ __________
Холод
Трубы
Перстень
жизнь
_________ ____________
Характер
конфета.
Ответы:
1.
ИСПРАВЬ, ПОДСКАЗКА, СЕДОЙ, ЮБКА – по 2 балла за
слово
2.
Взять себя в руки – овладеть собой, успокоиться.
Очень тесно –яблоку негде упасть.
Хорошо запомнить – зарубить на носу.
Усиленно думать…. – ломать голову.
По 2 балла.
3.
Твердых согласных [Л]- 7, [Л'] – 6. По 3 балла( мак. 6).
4.
два министра, два петуха, две курицы, двое саней, двое
щипцов, два огурца, двое суток, две утки, двое брюк, две
руки. – 2 балла -10 слов верно, 1 балл- 7-9 слов верно, 0 б. –
др.вар.
5.
ая тушь, ий шампунь, ая мышь, ее пианино, ая мозоль, ое
яблоко, ий тополь, ая скатерть, ая бандероль, ый
штемпель. 2 балла -все верно, 1 балл- 7-9 слов верно, 0 б. –
др.вар.
6.
ФРАНЦУЗ,РОССИЯНИН, УКРАИНЕЦ, УЗБЕК, ЧЕХ,
ДАТЧАНИН- по1 баллу.
7.
три человека, третий человек,
Пять метел, пятая метла,
Семь носков, седьмой носок,
Десять килограммов, десятый килограмм
Шесть кочерег, шестая кочерга,
Одиннадцать помидоров, одиннадцатый помидор.
По 1 баллу за каждое словосочетание ( макс. 12). За
каждую орфогр. Ошибку минус 1 балл.
8.
Б,А,Д,Г,В – 2 балла
9.
3 вариант, 2 балла
10.
Г – 5 баллов
11.
Собачий, стальные ( железный), золотой, сладкая. По
1 баллу.
Школьный тур олимпиады по русскому языку
среди учащихся 4-х классов
Выполнил_ учени__ 4 класса __
____________________________________
1. Образуй от данных слов однокоренные, которые отвечают
на вопросы, указанные в скобках:
а) Ружьё – (кто?)
____________________________________________________,
(какой?)
____________________________________________________;
б) Крыло - (какой?)
____________________________________________________.
2. Расставьте ударение в словах: торты, баловать, приняла,
щавель, красивее, столяр, дремота, каталог, хвоя, свекла.
3. Составьте и запишите словосочетания, употребив
существительные из скобок во множественном числе.
Около
речных (пристань), пуговицы от (наволочка), ветка (черешня),
шесть (килограмм), пара (носок), у новых (скатерть), продажа
(полотенце).
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________
4. Запишите глаголы, которые наиболее точно
соответствуют данным фразеологизмам:
Не верить своим ушам - ______________________
Перемывать косточки -
______________________
Зарубить на носу - _______________________
Кривить душой -
_______________________
Плакаться в жилетку - _______________________
Точить лясы -
_______________________
Попасть впросак - _______________________
Делать из мухи слона-
_______________________
5. Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные: водит,
пашешь, мойка, врач, цирк, шишки, жираф, птицы.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------
6. Укажи части речи.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос очень
медленно. Простой трактора
произошёл по простой причине: водовоз не подвёз ему воды.
7. Образуй от данных глаголов форму 3-го лица
множественного числа: уколоть - ______________
задремать - ______________
ужалить - _______________ вытерпеть -
_______________ постелить - ________________
прополоть - ________________
8. Выбери верное утверждение.
«Докучать» означает: а) скучать; б)
поучать; в) надоедать;
г) добавлять; д) требовать?
Какое из этих существительных не того рода, что остальные:
а) муравьишка; б) зайчишка;
в) скворушка;
г) соловушка; д) коровушка?
Вот пять слов. Какое из них отличается от других по составу?
Разбери его по составу. а) журналист; б)
танкист; в) машинист;
г) трубочист; д) гитарист.
В какой из пар слова по смыслу связаны между собой не так, как в
остальных парах? Объясни:
а) однофамилец –
однофамилица; б) владелец – владелица;
в) красавец – красавица; г) кузнец – кузница;
д) певец – певица.
__________________________________________________________
_________________
Школьный тур олимпиады по русскому языку
среди учащихся 4-х классов. ОТВЕТЫ
Выполнил_ учени__ 4класса __
____________________________________
1. Образуй от данных слов однокоренные, которые отвечают
на вопросы, указанные в скобках:
а) Ружьё – (кто?) оружейник,
оруженосец (какой?)
оружейный б) Крыло - (какой?) крылатый, окрылённый,
бескрылый
2. Расставьте ударение в словах: т
о́
рты, балов
а́
ть, принял
а́
,
щав
е́
ль, крас
и́
вее, ст
о́
ляр, дрем
о́
та, катал
о́
г, хв
о́
я, св
е́
кла.
3. Составьте и запишите словосочетания, употребив
существительные из скобок во множественном числе.
Около
речных (пристань), пуговицы от (наволочка), ветка (черешня),
шесть (килограмм), пара (носок), у новых (скатерть), продажа
(полотенце). (Пристаней, наволочек, черешен,
килограммов, носков, скатертей, полотенец)
4. Запишите слова, которые наиболее точно соответствуют
данным фразеологизмам:
Не верить своим ушам - удивляться
Перемывать косточки - сплетничать
Зарубить на носу - запомнить
Кривить душой -
обманывать Плакаться в
жилетку - жаловаться
Точить лясы - болтать
Попасть впросак - запутаться, оказаться в
неловком положении Делать из
мухи слона - преувеличивать
5. Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные: водит,
пашешь, мойка, врач, цирк, шишки, жираф, птицы. ( пашешь,
цирк, жираф)
6. Укажи части речи.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос очень
медленно. Простой трактора
произошёл по простой причине: водовоз не подвёз ему воды.
7. Образуй от данных глаголов форму 3-го лица
множественного числа: уколоть - уколют
задремать - задремлют
ужалить - ужалят вытерпеть - вытерпят
постелить - постелют прополоть - прополют
8. Выбери верное утверждение.
«Докучать» означает: а) скучать; б)
поучать; в) надоедать;
г) добавлять; д) требовать?
Какое из этих существительных не того рода, что остальные:
а) муравьишка; б) зайчишка;
в) скворушка;
г) соловушка; д) коровушка
ж.р
Вот пять слов. Какое из них отличается от других по составу?
Разбери его по составу. а) журналист; б)
танкист; в) машинист;
г) трубочист; д) гитарист.
В какой из пар слова по смыслу связаны между собой не так, как в
остальных парах? Объясни.
а) однофамилец –
однофамилица; б) владелец – владелица;
в) красавец – красавица; г) кузнец – кузница;
д) певец – певица.
__________________________________________________________
_________________
Готовимся к олимпиаде по русскому языку 3-4 класс
Готовимся к олимпиаде (1)
1. Замените данные устойчивые выражения словами или
словосочетаниями, сходными по значению (например,
сложить голову - погибнуть).
Развесить уши - _______________________
Пускать пыль в глаза - __________________
Рвать на себе волосы - _________________
2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова,
противоположные по смыслу выделенным словам (например,
друг - враг). Не забывайте, что это стихи.
Я сегодня не помню, что было ..., ___________
По утрам забываю свои ..., _________________
В белый день забываю огни,
По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок)
Придумайте свои пары слов, обозначающие признак,
противоположные по значению.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название
блюда или название фруктов:
Риф + ель + кадки = фрикадельки
Ель + сад + рак = ________________________
Рис + кепи = ____________________________
Рыба + соки = ___________________________
Нива + реки = ___________________________
Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений
к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех
или более слогов.
______________________________________________
______________________________________________
Готовимся к олимпиаде (2)
4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения,
изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите
фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия
произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
А вы, друзья, как ни садитесь…____________________
___________________да зуб неймёт._________
Когда в товарищах согласья нет,
__________________________________
___________________________________________
не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
_____________________________________________
Так поди же попляши!
5. По данному началу допишите пословицы.
Правой рукой строит…
_____________________________________
Ученье – свет…
___________________________________________
Кто хочет много знать…
____________________________________
Корень ученья горек…
______________________________________
Готовимся к олимпиаде (3)
1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы
разного смысла, составленные из одних и тех же букв.
Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов,
составить новые слова.
Логика - иголка
Ракета - ___________________
Каприз - ___________________
Мольба - ___________________
Каратист - __________________
2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были
образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого.
Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в
словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII
века: родовое наследственное земельное владение).
Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть
архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.
3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись)
нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены
ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по
правилам орфографии.
[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и
ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]
4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:
Лик + рок = _________________
Поле + дар = ________________
Шаль + до = _________________
Лов + буй = __________________
Готовимся к олимпиаде (4)
5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А.
Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:
_____________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает -
________________ уплетает.
6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:
Больно прикусил язык.
_____________________________________
Язык до Киева доведёт.
____________________________________
Разведчики взяли языка.
___________________________________
Без языка и колокол нем.
___________________________________
Прикуси язычок!
___________________________________________
Язык под чесночным соусом.
________________________________
Готовимся к олимпиаде (5)
1. «Расшифруйте» слова:
по2л ___________________
2рь ____________________
с3 _____________________
ви3на __________________
1очество________________
Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.
____________________________________________________
_________
2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух
произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки
одного произведения волнистой линией, а строчки другого -
прямой). Напишите автора и название каждого произведения.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Семь румяных усачей.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Автор: ________________________________
Название: ______________________________
Автор: ________________________________
Название: _____________________________
Готовимся к олимпиаде (6)
3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:
Диво + пони + сок = ______________________
Воз + бедро + пике = _____________________
Хор + ум + ом = _________________________
Лён + ас + ком = ________________________
4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к
данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели,
чем резвый жеребец.
____________________________________________________
_____________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
____________________________________________________
_
5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом.
Кот наплакал- __________________
Бить баклуши- __________________
Спустя рукава- __________________
Зарубить на носу- ________________
Готовимся к олимпиаде (7)
1. Какие слова так произносятся?
[ Г Р У С’ Т’] ______________
[ Л’ Э С’ Т’] ______________
2. Составь слово, если в нем
Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский. __________
3. Расставь ударение в словах.
Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент,
столяр, жалюзи.
4. У каких существительных нет формы единственного
числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари,
ножницы
5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна
разница в лексическом значении.
Невежа – невежда.
____________________________________________________
Готовимся к олимпиаде (8)
7. Образуйте от данного существительного глагол и
прилагательное:
мороз
-___________________________________________________
_
8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:
Что за птица с красной грудкой
Пусть всегда будет солнце
Дети вышли на опушку леса
9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым
словом укажите часть речи.
(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.
____________________________________________________
_________________________
10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.
11. Поставьте слова в множественное число:
Человек - Лист (бумаги) -
Лист (дерева) -
Зуб (волка) - Зуб (пилы) -
Готовимся к олимпиаде (9)
1. Вставь буквы и поставь ударение.
Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень,
к...л...метр, к...мбайнё
2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.
Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;
дождь, снег, осадки, иней, град;
футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем
"лишний" слог.
Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.
4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных
признака.
Яркий желтый ___________________________
Прозрачный голубой _______________________
5. Замени выражения одним глаголом.
Клевать носом____________________
Зарубить на носу__________________
Чесать языки______________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Бить баклуши _______________________
Ломать голову________________________
Готовимся к олимпиаде (10)
6. Вставь вместо * предлоги.
Я * утра * лесу гуляю,
* росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю * березку и * мох,
* малину, ежевику,
* ежа и * ежиху,
* которой * ежат
Все иголочки дрожат.
7. Как написать одинаковые по звучанию слова из
стихотворения Якова Козловского?
Вилка однажды споткнулась (о) крошку,
Падая, стукнулась вилка (об) ложку.
Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,
Брызги на книжную сели (об) ложку.
8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не
переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и
началом второго слова.
Пе ( . .) ол те ( ... ) л
Готовимся к олимпиаде (11)
1. "Составь пословицы":
дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело,
коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба,
большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень,
тьма, больше, неученье
2."Загадки-шутки"
1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то
не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно
доверчивые.___________________
3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют
искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него
бросают слова и деньги те, кто их не
ценит.________________
4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или
держат за зубами, пытаясь сохранить
секрет__________________
3. Расшифруй название сказки.
ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА -
КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ -
4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.
Прим...рять друзей зал...зать раны
Разв...вается флаг отв...рить дверь
Зап...вать в хоре ув...дать издали
Готовимся к олимпиаде (12)
1.Подбери синонимы:
страж -.............. грядущее - ..................
кладезь - ................ вопиять - ...................
врата - ................ зерцало - ...................
2. К прилагательным подбери существительные с шипящими
на конце.
Красивая ............. острый......
чёрный................ золотая...........
колючий ................ ночная............
3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.
Поди, туда - не знаю куда,____________
Скоро сказка сказывается,_________________
Это всё присказка,__________________________
4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова,
обозначающие предметы:
Щ __
Щ __ __
Щ __ __ __
Щ __ __ __ __
Щ __ __ __ __ __
Русский язык, 4 класс
1. Поставь в словах ударение в соответствии с
современными литературными нормами.
Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест,
ветеринария, возрастной,
гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись,
исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.
2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в
обратном порядке.
Лей - _______________
Шей - ______________
Шёл - ______________
Лёд - _______________
3. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания.
Выдели эти окончания.
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.
Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
4. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг –
____________________________________________________
_.
Верное средство –
_________________________________________________.
Верный ответ –
__________________________________________________.
5. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль,
рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе,
мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в
единственном числе. Запиши
получившиеся словосочетания.
6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон,
медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода?
Запиши.
Ответ:
7. Закончи пословицы:
У кого что болит, тот
____________________________________________________.
Где много слов, там
_______________________________________________.
Долго спать, с долгом
______________________________________________.
Ехал бы воевать, да ленив
__________________________________________.
За всё берётся, да
_________________________________________________.
Тяжело в учении,
_________________________________________________.
8. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные
буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и
запиши их. Объясни,
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.
1 группа_
2 группа_
Ответы и критерии оценки
За каждую орфографическую ошибку, допущенную при
выполнении олимпиадных заданий – мину 0,25 балла.
Задание 1.
Бало! ванный, ба! ржа, бахчево! й, безу! держный, аре! ст,
ветерина! рия,
возрастно! й, гу! сеница, дециме! тр, зазвони! т, извая! ние, и!
скра (искра!),
и! конопись, исче! рпать, ломо! та, мастерски!, монуме! нт,
портфе! ль.
0, 25 балла за каждое верно поставленное ударение
Задание 2.
Ель, ешь, ложь, толь.
0,5 балла за каждое слово, всего 2 балла
Задание 3
Домов, столов, ковров (окончание –ов)
Степей, ножей, ушей, юношей (окончание – ей)
2 балла
Задание 4.
Возможные варианты ответов: преданный друг, эффективное
лекарство, правильный ответ.
0,5 балла за верно подобранное слово.
Задание 5.
Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная
вуаль, старинный рояль,
просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь,
горячий кофе, больная мозоль.
0,25 балла за каждое словосочетание. Всего 2,5 балла.
Задание 6.
Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка,
слониха, медведица, волчица.
0,25 балла за слово
Задание 7.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Где много слов, там мало дела.
Долго спать – с долгом вставать.
Ехал бы воевать, да не ленив вставать.
За всё берётся, да не все удаётся.
Тяжело в учении – легко в бою.
0,5 балла за каждую пословицу.
Задание 8.
За каждую верно вставленную букву – 0,25 балла.
Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где
пропущена буква (корень и окончание).
1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в
листве, стоит, солнцем, лесной.
2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке
Олимпиада по русскому языку 3 класс
I тур (внутри каждого класса)
Время выполнения работы 45 минут
1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в алфавитном
порядке: л-пата, п-суда, с-п-ги, м-г-зин.
Ответ: лопата, магазин, посуда, сапоги.
2. Подчеркните только существительные: бег, бегать, бегун,
беготня, побег, беги.
Ответ: бег, бегать, бегун, беготня, побег, беги.
3. Выпишите только глаголы: отлёт, улетел, лечу, лётчик,
прилетел, взлетел.
Ответ: улетел, лечу, прилетел, взлетел.
4. Зачеркните лишнее слово: поёт, летел, зашумит, пение, спел,
прокатился.
гл. гл. гл. сущ. гл. гл.
Ответ: поёт, летел, зашумит, пение, спел, прокатился.
5. Подчеркните только однокоренные слова: водяной, водитель,
водный, вода.
Ответ: водяной, водитель, водный, вода.
6. Спишите предложения, раскрывая скобки.
Лодка (от) плыла (от) берега.
Петя (за) шел (за) товарищем.
Ответ: Лодка отплыла от берега. Петя зашел за товарищем.
7. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10
существительных.
Ответ: рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров,
лак и т.д.
8. Вставьте подходящие слова
о
о
о
о
о
о
о
о
Ответ: ворох, ворот, короб, боров, покос и т.д.
9. Подберите слова, противоположные по смыслу: скучный - …,
работать - … .
Ответ: скучный – весёлый, работать – отдыхать.
Отгадайте ребусы 7я, ЯР
Ответ: семья, столяр.
Порядок оценивания выполненной работы:
каждое задание оценивается по количеству правильных слов
из расчёта 1 балл за каждое слово (пример задание №14
правильных слова – 4 балла и т.д.)
максимальное количество баллов за работу 35.
Олимпиада по русскому языку 3 класс
II тур (параллель)
Время выполнения работы 45 минут
1. Распределите слова на две группы: добрый, доброта, белила,
беленький, солнышко, солнечный,
Ответ: сущ: доброта, белила, солнышко.
Прил: добрый, беленький, солнечный 2 балла
2. Подберите и запишите слово такого же состава, как слово
ПОВОЗКА
Ответ: запеканка, посадка, побелка и т.д. 1 балл
Зачеркните лишнее слово: птица, снег, белый, медведь.
Ответ: птица, снег, белый, медведь 1 балл
3. Подберите и запишите 3 слова
–о-о--, -о-о--, -о-о- -
Ответ: сорока, ворона, молоко, корова и т.д. 3 балла
4. Подберите и запишите два таких слова, в которых звуков больше,
чем букв.
Ответ: яма, яблоко, маяк, и т.д. 2 балла
5. Образуйте от данного существительного глагол и
прилагательное: мороз -…-…. .
Ответ: мороз – морозить – морозный. 2 балла
6. Поставьте нужные знаки в конце предложений:
Что за птица с красной грудкой
Пусть всегда будет солнце
Дети вышли на опушку леса
Ответ: Что за птица с красной грудкой?
Пусть всегда будет солнце!
Дети вышли на опушку леса. 3 балла
8. Отгадай ребусы
Ответ: стол, сорока, договор, ворона. 4 балла
9. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её правильно
К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л
Ответ: Любите наш могучий язык. 5 баллов
10. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом
укажите часть речи:
(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.
Ответ: Посадила (глагол) мама (сущ.) в (предлог) печь (сущ.) пироги
(сущ.) с(предлог) капустой (сущ) печь (глагол). 2 балла
Максимальное количество баллов - 25
Олимпиада по русскому языку
4 класс
I тур (внутри каждого класса)
Время выполнения работы 45 минут
1.Диктант.
Весенний звон.
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая
травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят
тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по
оврагам плывёт звон. Что это звенит?
Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на
зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края
журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их
радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.
5 баллов
2. К данным словам подберите слова, близкие по значению.
Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение: по шоссе - ….,
об Отчизне - … .
Ответ: по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.
Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла
3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше,
чем букв.
Ответ: мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балл
4. Распределите слова на две группы:
вода, водитель, водит,
водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла
А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.
Водитель, водит, шофёр, таксист
Б)по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость,
шофёр, таксист, кипяток.
Глагол: водит
В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит
Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр,
таксист, кипяток
5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом
полёт,
уголок..
Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла
6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.
Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый,
подсветка, светает и т.д. 7 баллов
Максимальное количество баллов – 23.
Олимпиада по русскому языку
4 класс II тур (параллель)
Время выполнения работы 45 минут
1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом
укажите части речи.
Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
(С) горы (с) бежал поток проворный.
Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.
Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).
С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла
2. Разберите слова по составу:
загадка, засада, рассказ, подушка
Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка 4 балла
3. Распределите слова на две группы
водитель, громоотвод,
водокачка, водопой, приводить, водоворот.
Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”
Водокачка, водопой, водоворот – от “вода” 2 балла
4. Подчеркните лишнее слово
стужа, метель, пурга, снег, буран.
Ответ: стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл
5. Замените одним словом:
Человек, совершающий поездку в любом транспорте
-____________ .
Ответ: пассажир 1 балл
6. Поставьте существительные в родительном падеже
множественного числа
Килограммы - … апельсины - … сапоги - … помидоры - … ботинки -
…
Ответ: килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги
– сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов
7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по
падежам
Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла
8. Поставьте существительные в форму множественного
числа: трактор, доктор, шофер, сторож.
Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры,
сторож – сторожа 4 балла
9. Отгадайте и запишите слово, в котором
Корень из слова СНЕЖИНКА
Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ
Суффиксы из слова ЛЕСНИК
Окончание из слова УЧЕНИКИ
Ответ: подснежники 1 балл
10. Объясните значение выражений:
Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя
рукава; бить баклуши.
Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо,
усердно работать;
работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши –
лентяйничать, бездельничать. 4 балла
Максимальное количество баллов – 28
Олимпиада по русскому языку - 4 класс.
Составитель: Сафиуллина М.Х.
1.Из чего состоит наша речь?
2.Из чего состоит предложение?
3.Как называются главные члены предложения?
4.Как связаны слова в предложении?
5.Как пишется первое слово в предложении?
6.Что обозначают слова , которые отвечают на вопросы: кто? что?
7. Что обозначают слова , которые отвечают на вопросы: какой?
какая? какое? какие?
8. Что обозначают слова , которые отвечают на вопросы: что
делать? что сделать?
9.Какие буквы не обозначают звуков?
10.Как узнать сколько слогов в слове?
11.Корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.
12. С М приятен, золотист,
Очень сладок и душист.
С буквой Л зимой бывает,
А весною исчезает.
13.Раскройте смысл выражений, которые называют крылатыми.
Рукой подать –
Морочить голову –
Прикусить язык –
Во весь дух –
14.
Разгадай шарады:
__________ + ____________ = _____________
воронье слово антоним слова «верх»
_____________ + _________________ =
_____________
древнерусское название лба промежуток времени в 100 лет
15.
Составь пословицы с данными словами:
Дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело,
коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой,
кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше,
неученье.
16.
Записать десять сложных слов, используя по одному разу корни
указанных слов.
мир строить
единый хранить
любить жить
общий знать
взаимный убирать
машина любить
вода помощь
хлопок душа
17.
Напиши слова (по возможности ) с орфограммами, начиная с
одной и той же буквы, постепенно увеличивая слово на 1 букву.
А
А
А
А
А
А
А
А
А
А
А
18.
Запиши названия растений, которые образованы от имён.
19.Укажи строчку, в которой все слова являются однокоренными.
1)Мышь, мышка, мышонок, смышленый.
2)Сыпь, сыпучий, сыпать, выспаться.
3)Лёгкий, легонько, легковой, облегчать.
20.
Объяснить название нашего посёлка Дербышки и двух
(любых)улиц.
21.Сколько раз встречается звук т в предложении?
Документ подписан директором.
22.Мальчик
заменил
каждую
букву
своего
имени
порядковым
номером
этой
буквы
в
русском
алфавите,
получило сь
510141.Напиши имя мальчика.
23.Составь
портрет
знакомого
человека
,
используя
как
можно
больше прилагательных к данным именам существительным.
Лицо -
Лоб -
Нос-
24.