Автор: Дудина Марина Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ №97
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика организации устного счета на уроках математики
Раздел: среднее образование
Методика организации устного счёта на уроках математики.
учитель математики Дудина Марина Юрьевна
Несмотря на современную технику и прогресс, практика показывает, что
владение устным счётом является неотъемлемой частью жизни современного
человека.
Одна
из
основных
задач
школьного
курса
математики
–
формирование
у
учащихся
сознательных
и
прочных
вычислительных
навыков.
Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда
разделов курса математики. Недостаточное умение школьников производить
вычисления
создаёт
дополнительные
трудности при
выполнении
работ
практического содержания. Хорошо развитые у учащихся навыки устного
счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах.
Уровень
вычислительных
навыков
определяется
систематичностью
закрепления ранее усвоенных приемов вычислений и приобретением новых в
связи с изучаемым материалом.
Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное,
воспитательное и практическое значение.
Особенности применения устных упражнений .
Устные вычисления
помогают лучшему усвоению материала,
увеличивают объём решаемых примеров,
вырабатывают алгоритм подсчётов,
способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, их
сообразительности, наблюдательности,
развивают навык выделять из законов, формул те, которые следует
применять для расчетов, вычислений,
содействуют развитию памяти,
способствуют повышению общего уровня математического
образования.
Устный
счёт
я
провожу
так,
чтобы
подготовительные
упражнения
и
первые
упражнения
для
закрепления
были
сформулированы
проще.
Упражнения для отработки знаний и навыков должны быть однообразнее.
Устные
упражнения
могут
быть
направлены
на
отработку
умений
и
навыков по изучаемой теме, могут включать задания на повторение и
обобщение пройденного материала.
Устный счёт – этап урока.
Различают два вида устного счёта:
первый – это тот, при котором учитель называет числа и записывает их на
доске или указывает по таблице;
второй – это тот, когда числа воспроизводятся на слух.
Цели данного этапа урока:
развитие вычислительных навыков,
достижение поставленных целей урока,
развитие математической культуры, речи,
развитие
умения
обобщать
и
систематизировать,
переносить
полученные знания на новые задания.
Задачи устного счёта:
воспроизводство и корректировка определенных
знаний, умений и
навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности
на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
контроль состояния знаний учащихся;
автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований;
повышение познавательного интереса;
психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала;
Требования к организации устного счета:
упражнения для устного счета выбираются целенаправленно;
задания
должны
быть
разнообразными
и
не
должны
быть
«громоздкими»;
тексты упражнений, чертежей и записей должны быть приготовлены
заранее,
к устному счету должны привлекаться все ученики,
при
проведении
устного
счета
должны
быть
продуманы
критерии
оценки(поощрение).
Методика устных вычислений на уроке.
1.По виду: слово, наглядность, практическая деятельность.
2.По характеру: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,
проблемно-поисковый, эвристический.
3.По способу осуществления: индуктивный, дедуктивный, продуктивный.
Устный счет может быть представлен: математическим,
арифметическим или графическим диктантом, ребусом, кроссвордом,
тестом, беседой, опросом, разминкой, «круговыми» примерами и др.
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах
изучения курса математики.
5 класс:
- арифметические действия с натуральными числами;
- основные действия с десятичными дробями;
- законы сложения и умножения к упрощению выражений;
- округление чисел до любого разряда;
- порядок действий при вычислении значения выражения.
6 класс:
- признаки делимости на 10, 2, 5 и 3;
- сложение и вычитание обыкновенных дробей с различными знаменателями;
- умножение и деление дробей;
- совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями;
- действия с положительными и отрицательными числами;
- решение пропорций;
- чтение простейших графиков.
7 класс:
- выполнение тождественных преобразований над степенями с натуральным
показателем;
-действия с одночленами и многочленами;
- применение тождеств сокращенного умножения.
8 класс:
- действия с дробными числами;
-нахождение числовых значений рациональных выражений, содержащих
степени с целым показателем;
-вычисление квадратных корней;
-решение неравенств.
9 класс:
-действия с рациональными числами .
10-11 класс:
-корень n-ой степени;
- логарифмы и их свойства;
-вычисление значений тригонометрических функций;
- упрощение тригонометрических выражений;
- вычисление производных.
5 класс.
«В мире животных»
Задача1. Самое крупное наземное животное – африканский слон. С помощью рисунка
узнайте:
высоту длину массу
-60
100
4 +25 5 +60 -2000 -5000
- + +
см см кг
Выразите высоту и длину тела слона в метрах.
Задача2.В нашей стране водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведет полуводный
образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила домики, поперек реки
делает плотины длиной 5-6 метров. Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет
вам удивительный квадрат:
5,9
6,3
3,6
2,3
2,7
0
3,7
4,1
1,4
Из первой строки выберите наименьшее число [3,6].
Из второй строки выберите наибольшее число [2,7].
Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число [3,7].
Найдите сумму выбранных чисел – и вы получите ответ на вопрос [10].
«Найди ошибку»
15,4:100=0,154 0,25:0,01=0,025 3,6∙0,1=36 0,017∙10=1,7
«Не зевай»
125
При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 5 классе провожу
математическую эстафету , каждая команда (ряд) получают листочки, текст которых
приведен ниже. Обучающиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего
действия ставится в первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой
скажет правильный ответ в последней клетке.
«Молчанка»
Для игры берется какая-либо геометрическая фигура, вне каждой из них располагаются
числа. Около числа, записанного в центре, ставится знак арифметического действия,
которое надо выполнить над каждым из «внешних» чисел. Задания легко поменять,
достаточно только заменить знаки арифметических действий, стоящих рядом с
“внутренними” числами.
2,6 2,5 6
1,8 0,5 1 0,05 1,2 15
8,2 6,5 0,024
«Восстановить цепочку»
Таких заданий много в учебниках «Математика» для 5, 6 классов. Восстановить цепочку
вычислений. Подобные цепочки полезно заканчивать вопросом: «Как из последнего
результата получить первоначальное число?»
+2,12
· 0,2
: 5