Автор: Мингалеева Людмила Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 4 Кусто
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: конспект НОД эксперимент
Тема: «Молоко. Его свойства. Продукты из молока»
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в средней группе - экспериментирование «Молоко.
Его свойства. Продукты из молока»
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель:
Закреплять представления детей о свойствах молока.
Развивать у детей связную речь, создавать предпосылки к умению делать выводы, развивать
пространственное мышление, фантазию, познавательный интерес.
Воспитывать у детей интерес к творчеству, к окружающему миру.
Задачи проекта: • Помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов.
• Формировать исследовательские навыки.
• Развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, желание познавать
новое.
• Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру.
• Вовлекать родителей в работу по расширению представлений детей о значимости молока для
организма.
• Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в
совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Участники проекта: дети группы; воспитатели группы.
Актуальность проекта. Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко.
Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди
продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все
дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных
продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). Укрепление
детско-родительских отношений в процессе экспериментально-поисковой деятельности, как в детском
саду, так и дома.
Проблема. Дети дошкольного возраста не понимают значимость молока и молочных продуктов в
развитии организма.
Предварительная работа:
Воспитатель: 1. Определение темы, цели, задач занятия.
2.Определение объема представлений детей о молоке и молочных продуктах, в соответствии с
возрастом детей группы.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент (фермер)
Словесный (беседа о молоке)
Наглядный (картинки с изображением молока и молочных продуктов)
Практический (опыты, эксперименты)
Сотрудничество с семьёй:
Ознакомить родителей с необходимостью экспериментирования.
Ознакомить родителей с памяткой при организации совместной деятельности.
Для опыта
Зоны действия:
- рабочая зона для опыта (столы с необходимыми материалами и стульчики).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное
развитие (трудовое воспитание), речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель и дети стоят в кругу.
Воспитатель зачитывает стихотворение С. Пшеничных
Воспитатель: Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко - рыжее пятно.
(что это, ребята?).
Дети: Солнышко.
Это солнце заглянуло
Будто лучик протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
Воспитатель: И мы с вами давайте скажем друг другу слова приветствия.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Кто-то к нам пришел?
В группу заходит мужчина. Здравствуйте, дети! Я – фермер Степан Фомич. Вожу молоко и
молочные продукты к вам в город. Мне стало интересно, любите ли вы молоко и что вы о нем
знаете?
Все садятся на стулья для беседы.
Воспитатель: Здравствуйте, Степан Фомич! Дети! Скажите – вы любите молоко?
Дети: Да!
Фермер: А какое бывает молоко (с точки зрения кто его дает)?
Дети: Коровье, козье.
Фермер: Правильно! Больше всего мы употребляем коровьего и козьего молока. Однако молоко
есть у очень многих животных. Например: кобыл, овец, верблюдов. Хочу вам рассказать, что
молоко есть и у тюленей и китов. Это самое жирное в природе молоко! А вот самое нежирное
молоко – у кобыл и ослиц.
Воспитатель: Давайте поиграем! Кто назовет больше всего продуктов из молока.
Игра. Дети называют около 15 продуктов.
Фермер: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Мы с вами отправимся в мою сказочную школу, которая находится на молочной
поляне. И нашего гостя возьмем с собой.
Дети: Да! Возьмем!
Воспитатель: А чтобы нам не было скучно идти, я включу музыку. («Вместе весело шагать по
просторам» муз. В.Шаинского)
Воспитатель: Вот мы и пришли в сказочную школу. Проходите и садитесь за стол. И прежде чем
мы с вами начнем экспериментировать, я вам хочу напомнить как себя нужно вести во время
экспериментов:
- быть аккуратными;
- слушать что говорят;
- препараты смешиваем аккуратно;
- в рот ни чего не берём;
- руками не размахиваем;
- лишнего не трогаем;
- чётко выполняем этапы эксперимента;
- не кричим.
Воспитатель: Вы видите на столе два стакана. Один – с водой, другой – с молоком.
Чем отличается молоко от воды?
Опустить в стакан воды и молока чайную ложку. - В каком стакане мы видим ложку? За стакан с
молоком и водой поместить картинку. - Через какой стакан видим картинку? - Понюхаем молоко и воду.
Что мы можем сказать? Молоко имеет запах.
Дети: Молоко – не прозрачное, оно белого цвета и имеет запах.
Воспитатель: Давайте попробуем смешать молоко с другими продуктами.
Перед нами стакан молока, чая, кофе. Изменится ли молоко на цвет и вкус? Наливаем в стаканы с
молоком чай и кофе. - Что происходит с молоком? - Изменился ли цвет, вкус, запах?
Дети: Смешивая молоко с другими продуктами, меняется цвет, запах, вкус.
Воспитатель: А что же мы получим, если смешаем кефир и варенье? В стакан с кефиром добавим
варенье и хорошо размешаем. Пробуем на вкус.
Дети: При добавлении в кефир варенья получается йогурт.
Фермер: Ребята! А что если в молоко положить кусочек ржаного хлеба? Что может произойти с нашим
молоком? Давайте попробуем.
Воспитатель: Положим кусочек хлеба в стакан с молоком и поставим в теплое место на некоторое
время. К сожалению, Степан Фомич не сможет остаться с нами. Но мы ему сообщим, что у нас
получилось.
Дети: До свидания!
Спустя несколько часов.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Дети: При добавлении ржаного хлеба в молоко - оно скисло и получился кефир.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были молодцы. Хорошо вели себя в сказочной школе. Что вам
понравилось больше всего?
Дети: Как молоко скисло. Потому что в нем появились бактерии.
Воспитатель: Вот мы вернулись в нашу группу
.
Итоги реализации экспериментальной деятельности:
В ходе проекта дети узнали о значимости молока и молочной продукции для развития человека и
других млекопитающих животных. У детей в ходе проектной деятельности повысилась речевая
активность, умение сравнивать по различным признакам, делать выводы, повысился интерес к
познанию окружающего мира. В процессе экспериментальной деятельности дети: • Привили интерес к
исследовательским навыкам. • Развили мыслительные операции. • Стимулировали познавательную
активность, любознательность. • Активизировали восприятие по ознакомлению с природными
явлениями.