Автор: Санжиев Агван Владимирович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Загустайская СОШ
Населённый пункт: Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход в образовании в условиях ФГОС
Раздел: среднее образование
Компетентностный
подход в образовании.
1
Сущность компетентностного подхода в
формировании личностных качеств.
1.Подход, акцентирующий внимание на
результате образования, причём в
качестве результата рассматривается не
сумма усвоенной информации, а
способность человека действовать в
различных проблемных ситуациях.
2. подход, при котором результаты
образования признаются значимыми за
пределами системы образования.
2
Компетентностный подход
акцентирует внимание на
формировании у учащихся
компетенций, обеспечивающих
им возможность успешной
социализации.
3
Содержательная характеристика
личностного развития, данная Б.Ф.
Ломовым и Дж. Равен
Учащиеся должны обладать
качествами, способствующими
выполнению ими в будущем
многообразных видов социально-
профессиональной деятельности.
4
Универсальные компетентности
широкого спектра (радиуса)
использования называют
ключевыми или базовыми.
Базовые компетентности
многофункциональны,
надпредметны и
междисциплинарны
5
базовые компетентности:
1. компетентность в сфере самостоятельной
познавательной деятельности, основанная на
усвоении способов приобретения знаний из
различных источников информации, в том
числе внешкольных;
2. компетентность в сфере гражданско-
общественной деятельности (выполнение
ролей гражданина, избирателя, потребителя);
6
3. компетентность в сфере
социально-трудовой деятельности (в
том числе умение анализировать
ситуацию на рынке труда, оценивать
собственные возможности,
ориентироваться в нормах и этике
трудовых взаимоотношений, навыки
самоорганизации);
7
4. компетентность в бытовой сфере
(включая аспекты собственного
здоровья, семейного бытия и проч.);
5. компетентность в сфере культурно-
досуговой деятельности (включая выбор
путей и способов использования
свободного времени, культурно и
духовно обогащающих личность).
8
Компетентность –мера освоения
компетенции, определяется способностью
решать задачи; владение, обладание
человеком соответствующей компетенцией,
включающей его личностное отношение к
ней и предмету деятельности.
Компетенция (лат. соmpetentia) – круг
вопросов, в которых человек хорошо
осведомлён, обладает познаниями и опытом.
А.В.Хуторской
9
Профессионально-педагогическая
компетентность – способность педагога
превращать специальность, носителем
которой он является, в средство
формирования личности учащегося с учётом
ограничений и предписаний, накладываемых
на учебно - воспитательный процесс
требованиями педагогической нормы, в
которой он осуществляется. Н.В.Кузьмина
10
Основные элементы профессиональной
компетентности:
1. методическая - в области способов
формирования знаний, умений и навыков
учащихся;
2. психолого-педагогическая – в области мотивов,
способностей, направленности обучаемых;
3. аутопсихологическая – рефлексия
педагогической деятельности;
4. специальная – в области преподаваемой
дисциплины.
11
А.К.Маркова считает профессионально
компетентным такой труд педагога, в котором на
достаточно высоком уровне осуществляется
педагогическая деятельность, педагогическое
общение, реализуется личность учителя,
достигаются хорошие результаты в обученности и
воспитанности школьников.
Компетентность педагога – сумма ЗУН,
усвоенных субъектом в ходе обучения и уровень
успешности взаимодействия с окружающей
средой.
12
Профессиональная компетентность –
способность работника качественно и
безошибочно выполнять свои функции, как в
обычных, так и в экстремальных условиях,
успешно осваивать новое и быстро
адаптироваться к изменяющимся условиям.
А.Ф.Присяжной
Он выделяет 4 аспекта компетентности:
1. функциональная - - профессиональные знания
и умение их реализовывать;
13
2. интеллектуальная – способность аналитически
мыслить и осуществлять комплексный подход к
выполнению своих обязанностей;
3. ситуативная – умение действовать в
соответствии с ситуацией;
4. социальная – наличие коммуникативных и
интегративных способностей.
14
Компетенция - это интегративная целостность
знаний, умений и навыков, обеспечивающих
профессиональную деятельность, это способность
человека реализовывать на практике свою
компетентность.
Реализация компетенций происходит в процессе
выполнения разнообразных видов деятельности
для решения теоретических и практических задач
15
Структура компетенции
1.деятельностные (процедурные) знания,
умений и навыков;
2.мотивационная и эмоционально-волевая
сферы;
3.опыт - интеграция в единое целое усвоенных
человеком отдельных действий, способов и
приемов решения задач.
16
Совет
Европы
определил
те
компетенции,
формированию
которых
придается
важное
значение:
1.
политические и социальные компетенции -
способность
взять
на
себя
ответственность,
совместно
с
другими
вырабатывать
решения
и
участвовать
в
их
реализации,
толерантность
к
разным
этнокультурам
и
религиям,
проявление
с о п р я ж е н н о с т и
л и ч н ы х
и н т е р е с о в
с
потребностями предприятия и общества, участие в
функционировании демократических институтов;
17
2. межкультурные компетенции, способствую-
щие положительным взаимоотношениям людей
разных национальностей, культур и религий,
пониманию и уважению друг друга;
3. коммуникативная компетенция,
определяющая владение технологиями устного и
письменного общения на разных языках, в том
числе и компьютерного программирования,
включая общение через Internet;
18
4. социально-информационная
компетенция, характеризующая владение
информационными технологиями и
критическое отношение к социальной
информации, распространяемой СМИ;
5. персональная компетенция - готовность
к постоянному повышению образовательного
уровня, потребность в актуализации и
реализации своего личностного потенциала,
способность самостоятельно приобретать
новые знания и умения, способность к
саморазвитию.
19
20
Общие компетенции иногда называют
инструментальными, безличными,
систематическими .
Переносимые компетенции выражаются в
способности рассуждать в абстрактных
терминах, осуществлять анализ и синтез,
решать задачи (принимать решения),
адаптироваться, быть лидером, работать как в
команде, так и самостоятельно.
21
Социальные
компетенции
-
это
готовность
и
спо собно сть
формироваться
и
жить
в
социальном
взаимодействии:
изменяться
и
адаптироваться;
вырабатывать
способность
к
рациональной
и
ответственной
дискуссии
и
достижению согласия с другими.
Персональные компетенции -
это готовность и
способность личности: выявлять, осмысливать
и оценивать шансы своего развития; проявлять
собственные
дарования,
разрабатывать
и
развивать свои жизненные планы.
Персональные компетенции охватывают
личностные качества: самостоятельность,
самоуважение, надежность, осознанная
ответственность, чувство долга, развитие
самоосознанной ориентации на ценности.
22
Компетенции учителя
1.Когнитивные – развитие интеллектуальных
способностей, нормы поиска информации,
обобщения ее, анализ, способствующий
формированию мотивации на педагогическую
деятельность;
2. Диагностические – стремления к овладению
диагностическими методами для изучения
состояния личности и коллектива учащихся, их
интересов, потребностей, ценностей,
самодостаточности;
23
3.
Проектировочные – освоение навыков
целеполагания в педагогической деятельности,
определение направлений в воспитательной
работе, отбор содержания, способов, форм;
развитие ответственного отношения к
собственной деятельности и результатам общего
труда;
4. Коммуникативные – умение установить
контакты и добиться взаимопонимания,
совместимости в групповой и коллективной
деятельности, верить в возможности ребёнка,
корректировать межличностные отношения;
24
5. Организаторские – умение создавать условия
для объединения индивидов и групп на основе
общих задач и интересов; умение ставить цели
перед собой и детьми, планировать деятельность
с теми, кто будет её осуществлять. Использовать
методы и средства стимулирования, оказывать
доверие, предъявлять разумную требователь-
ность, контроль;
6. Креативные – поиск собственного видения в
оформлении проекта или его реализации,
представлении, стремление уйти от шаблона,
создание условий для творческого развития
учащихся;
25
7. Рефлексивные – умение анализировать
собственную деятельность на каждом этапе
проектирования; находить противоречия и
недостатки, видеть способы их преодоления; учить
учащихся анализировать свою жизнь и
деятельность.
Компетентность учителя - интегральная
способность решать возникающие проблемы в
различных сферах профессиональной
деятельности (обучении, воспитании, развитии)
26
27
Компетенции суть контекстная
целесообразность, контекстное творчество,
контекстно-ролевая самоорганизация,
самоуправление, самооценивание,
саморегулирование, самокоррекция,
самопозиционирование.
Воспитательный потенциал технологий
обучения и развития способствует
формированию у учащихся в учебном
процессе, в предметной деятельности,
следующих компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции.
1.Умеют адекватно оценивать свои
способности и возможности.
2.Сформирована внутренняя мотивация
приобретения знаний для дальнейшего
образования.
3.Понимают необходимость личностного
роста для успешного самоопределения в
будущем.
28
4.Выбирают приоритетными не
материальные ценности, а здоровье,
семью и интересную работу.
5.При выборе будущей профессии
большинство выпускников
ориентируются на интерес к конкретной
области деятельности, не пренебрегая и
материальной стороной.
29
Общекультурные компетенции
1.Проявляют личностные качества -
гражданские, нравственные,
интеллектуальные, общей культуры.
2.Сформированы представления о
необходимости соблюдать в мире людей
общечеловеческие, гуманные, нравственные
законы и нормы.
3.Стремятся жить в гармонии с
окружающим миром.
30
Учебно-познавательные компетенции
1. Умеют самостоятельно планировать свою
деятельность.
2.Способны к самореализации, активны в
выборе деятельности.
3.Способны к самообразованию.
Благодаря участию в проектно-
исследовательской деятельности овладели
навыками продуктивной деятельности.
31
Информационные компетенции
При помощи реальных объектов (телевизор,
компьютер, принтер, модем) и
информационных технологий (аудио- и
видеозапись, электронная почта, СМИ,
Интернет) способны самостоятельно искать,
анализировать и отбирать необходимую
информацию.
32
Коммуникативные компетенции
1.Умеют жить и работать в коллективе, имеют
понятия о социальных ролях (лидер-организатор,
лидер - генератор идей, исполнитель, зритель).
2.Имеют представления о способах выхода из
конфликтных ситуаций.
3.Недостаточно сформированы навыки
взаимодействия с различными социокультурными
объектами коммуникации (умение корректно и
правильно задать вопрос, представить себя,
написать заявление и т.д.).
33
Воспитательный характер
технологий обучения и развития
в контексте компетентностного
подхода.
34
технологии саморегулируемого
обучения и развивающие
технологии образования
35
1. когнитивно-ориентированные технологии:
диалогические методы обучения, семинары-
дискуссии, проблемное обучение, когнитивное
инструктирование, когнитивные карты,
инструментально-логический тренинг, тренинг
рефлексии и др.;
2. деятельностно-ориентированные
технологии: методы проектов и направляющих
текстов, контекстное обучение, организационно-
деятельностные игры, комплексные
(дидактические) задания, технологические карты,
имитационно-игровое моделирование и др.;
36
3
. личностно-ориентированные технологии:
интерактивные и имитационные игры, тренинги
развития, развивающая психодиагностика, тренинг
личностной причинности и др.
Диалоговый подход органично сочетается с
предоставлением возможности проявить
различные компетенции:
- коммуникативную;
- учебно-познавательную;
- социокультурную;
- ценностно-смысловую.
37
38
учебная дискуссия-одна из форм
образовательной деятельности,
стимулирующей инициативность
учащихся, развитие
рефлексивного мышления.
39
Алгоритм моделирования учебной дискуссии:
• ознакомление каждого участника в ходе
обсуждения с теми сведениями, которые есть у
других участников (обмен информацией);
• допущение различных, несовпадающих мнений
и предположений об обсуждаемом предмете;
• возможность критиковать и отвергать любое
высказывание мнений;
• побуждение участников к поиску группового
соглашения в виде общего мнения или решения.
40
Воспитательные возможности учебной
дискуссии способствует:
• формированию благоприятного социально-
психологического климата в коллективе и
снижению уровня тревожности;
• утверждению самоценности учащегося и
развитию его инициативы;
• созданию оптимальных условий для
самоактуализации, творчества, личностного
развития;
41
• воспитанию потребности и способности
общаться;
• формированию культуры общения;
• развитию рефлексивного и критического
мышления;
• формированию положительной Я-
концепции.
42
Ее основополагающими требованиями
являются осознание дискуссионной
проблемы и выявление уровня ее
разработанности, правильная постановка
дискуссионного вопроса и четкое
определение ее предмета, что способствует
формированию ценностно-смысловой и
учебно-познавательной компетенций.
43
технология педагогических мастерских
Мастерская включает в себя механизмы
исследовательской работы, художественного и
технического творчества, игры, вербального и
невербального общения, театрализации,
индивидуальной работы и социализации,
психологических тренингов и рефлексии.
Смещение с односторонней активности учителя
на самостоятельное учение, ответственность и
активность учеников, способствуя тем самым
развитию учебно-познавательной, социокуль-
турной, коммуникативной, информационной и
ценностно-смысловой компетенций.
44
Общий алгоритм работы в мастерской
• «Индукция» («наведение») – это проблемная
ситуация, которая характеризует определенное
вопросное состояние ученика, возникающее в
процессе выполнения такого задания, которое требует
открытия новых знаний о предмете, способах или
условиях выполнения действий; создание
эмоционального настроя, мотивирующего творческую
деятельность каждого. Индуктор – слово, образ,
фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все,
что может разбудить чувство, вызвать поток
ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
45
• «Деконструкция» - работа с материалом
(текстом, красками, звуками, веществами, моделя-
ми) и превращение его в хаос - смешение слов,
явлений, событий.
• «Социализация» - соотнесение своей деятель-
ности с деятельностью остальных: работа в паре,
малой группе, представление всем промежуточ-
ного, а потом окончательного результата своего
труда. Задача – не столько оценить работу
другого, сколько дать самооценку и провести
самокоррекцию.
46
• «Афиширование» - вывешивание
произведений учеников и мастера (текстов,
рисунков, схем, проектов, решений) в
аудитории и ознакомление с ними: все ходят,
обсуждают, или зачитывает вслух автор,
другой ученик, мастер.
• «Рефлексия» - отражение, самоанализ,
обобщение чувств, возникших в мастерской.
Не оценочные суждения, а анализ движения
собственной мысли, чувства, мироощущения.
47
• «Разрыв» - кульминация творческого процесса:
озарение, новое видение предмета, явления,
внутреннее осознание неполноты или
несоответствия своего старого знания новому,
побуждающие к углублению в проблему, к поиску
ответов, сверке нового знания с литературным
или научным источником. Появляется
информационный запрос, у каждого – свой.
• «Реконструкция» - это индивидуальная работа,
создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы,
проекта, решения.
48
Воспитательные возможности современного
урока в формировании ключевых
компетенций учащихся
49
Урок должен актуализировать личный
социальный опыт учащихся, мотивировать
интерес к самостоятельному приобретению
знаний. В связи с чем, рекомендуется
организовывать его в интерактивной форме.
Необходимо обратить учащегося к самому
себе.
50
Непременное условие воспитательного
процесса является познание человеком самого
себя как целостного существа, своих
физических, душевных и духовных
возможностей, тех особенностей, которые
отличают его от других людей, делают
неповторимой индивидуальностью, и тех
качеств, которые объединяют его с другими
людьми, делают частью целостного мира.
51
Одним из способов самопознания является
рефлексия. Рефлексия предполагает умение
сосредоточиться на содержании своих
мыслей и переживаний, абстрагируясь от
всего внешнего, телесного. В качестве
результата рефлексии выступает внутренний
опыт человека.
52
Вербальная форма рефлексии предполагает:
• припоминание определенной ситуации и
вычленение в ней отдельных элементов;
• рассмотрение содержания смыслотворческой
деятельности и определение его границ;
• выявление способа деятельности;
• выявление имеющихся или назревающих
противоречий;
53
• формулирование вопросов, обращенных к себе, и
ответов на них;
• нравственная оценка действий, мыслей, чувств,
эмоций в данной ситуации и формулирование ее в
вербальной форме;
• формулирование выводов, экстраполяция их на
аналогичные ситуации, выработка алгоритма
внутренней деятельности в аналогичных ситуациях;
• выработка обобщенного способа или образца
внутренней деятельности.
54
Эмоционально-образная рефлексия предполагает:
• припоминание ситуации, ее общего эмоционального
фона;
• припоминание эмоциональных состояний на
различных этапах ситуации, представление
эмоциональных состояний в виде образных аналогов,
выстраивание их в определенной последовательности;
• создание целостного эмоционально окрашенного
образа ситуации;
• выводы относительно сохранения или изменения
эмоционального фона в аналогичных ситуациях,
возникновение которых возможно в будущем.
55
Педагогическая поддержка как одно из
условий успешности реализации
компетентностного подхода в образовании
56
Методы поддержки развития аналитико-
рефлексивных способностей, с помощью которых
воспитатель и воспитанник получают возможность
осмыслить свою деятельность, соответствие
способов работы целям и полученному
результату:
- метод наблюдения;
- метод коллективного анализа деятельности,
размышления;
- метод рефлексии - самопознание своей роли и
отношения к произошедшим событиям, делам;
- метод тестирования и анкетирования.
57
Методы поддержки развития интеллектуальных
способностей:
- метод «мозгового штурма» — при снижении
самокритичности ребёнка в процессе обсуждения,
повышается уверенность в себе, пробуждается
творческий потенциал, создаётся позитивная
установка личности к своим способностям;
- метод «сократовской беседы» — развитие
диалогического мышления, творческих способностей;
- метод синектики — смещение на уровень
подсознательной активности, направлен на развитие
ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
58
- метод «заданной формы организации учебно-
воспитательного процесса»; - создание учебно-
воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен
выйти на решение новой задачи путём использования
новых способов её решения;
- метод «деловой игры» - при снижении
психологической защищённости ребёнок имеет
возможность побывать в разных ролях, что способствует
развитию социального опыта;
- метод развития интуиции (игры: «Почувствуй
состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-
горячо», «В какой руке?» и т.д.);
- метод психотренинга - направлен на переосмысление
Я-концепции, изменение установок и др.
59
Методы поддержки развития организаторских
способностей:
- метод «творческого выполнения задач»;
- метод игры - творческое действие в
воображаемых, условных обстоятельствах с целью
развития самостоятельности и творчества;
- метод поручения - регулярное выполнение
определённых действий в целях превращения их в
привычные формы поведения (положительные
привычки);
- метод упражнения - повторение, закрепление,
упрочение и совершенствование ценных способов
действий;
60
Методы поддержки развития
коммуникативных способностей:
- метод «создания воспитывающих ситуаций» -
ситуаций свободного выбора поведения;
- метод коммуникативного тренинга (ролевые
игры, выполнение заданий по заданным
параметрам - «активное слушание», «приём на
работу», тренинг по этикету,
«Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и
т.д.);
- метод творческого поиска.
61
методы педагогической поддержки развития
самостоятельной личности
- метод самооценки - обучение адекватному
оцениванию себя, адекватности целей,
реальности, использованных средств;
- метод самоорганизации - обучение
самостоятельному планированию режима дня,
питания, физических и интеллектуальных
нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение
распорядка дня, ведение ежедневника
необходимых дел и т.д.);
62
- метод самореабилитации - самостоятельный
способ восстановления физических и
психических сил: расслабление, водные
процедуры, смена видов деятельности,
достижение катарсиса путём включения в
творческий, эмоционально-нравственный
процесс;
- метод самоопределения - создание ситуаций,
когда ребёнок должен самостоятельно сделать
выбор;
63
- метод самореализации — создание условий
для выполнения индивидуальной работы в
соответствии с поставленными задачами (метод
поручения и другие);
- метод самоконтроля;
- метод самопрогнозирования — построение
перспектив своего дальнейшего развития,
стратегии и тактики саморазвития,
планирование ближайшей и отдалённой
перспективы своей деятельности.
64
Методы педагогической поддержки
«социальногого здоровья» - это
методы, которые с одной стороны - необходимы
для поддержания положительного
эмоционального настроя в жизни, веры в свои
силы, с другой стороны - позволяют
стабилизировать общее эмоциональное
состояние и предотвратить асоциальное
поведение.
- метод радостной перспективы - это радостные
события, которые ждут человека и значимых для
него людей в ближайшее время;
65
- метод «увлечения весельем» - юмор всегда
помогает преодолевать трудности, оптимизм
создаёт мажорный настрой жизни;
- метод поощрения и похвалы - этот метод
возбуждает у ребёнка чувство радости от
сделанного, веры в себя и желания делать ещё
лучше путём одобрения (мимикой, жестом,
взглядом, словом);
- метод самонаблюдения за своими эмоциями -
метод, с помощью которого ребёнок может
понять, под воздействием каких причин
возникает та или иная эмоция, чувство;
66
- метод «угашения отрицательных
переживаний» - способ раздумывания таких
эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх,
вина, определение причин их возникновения и,
как следствие, угашение отрицательных эмоций;
-метод «устранения плохих привычек»;
- метод «выработки хороших привычек и
положительных черт характера»;
- метод релаксации - способ расслабления
организма с целью успокоения, создания
внутреннего комфорта.
67
Принципы воспитательной деятельности
педагога современного образовательного
учреждения в логике компетентностного
подхода
68
Функции педагога (учителя, классного
руководителя, организатора внеурочной
деятельности) – создание необходимых условий
для "само": САМОактуализации,
САМОопределения, СА МОсозидания,
САМОреализации.
Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!
69
Принципы реализации воспитательной
деятельности
• принцип гуманизма,
• принцип социального закаливания,
• принцип сотрудничества и
• принцип ценностной ориентации
.
70
Реализация принципа гуманизма
обеспечивается:
- добровольностью включения ребенка в ту или
иную деятельность;
- возможностью ребенка свободно выбирать
способы и средства достижения цели;
- оптимистической стратегией при определении
задач воспитания;
- учетом интересов, потребностей и
способностей каждого ребёнка;
- подготовленностью детей к социальной
самозащите.
71
При реализации принципа гуманизма:
- опирайтесь на активную позицию ребенка, его
самостоятельность, инициативу;
- уважайте личность ребенка, не унижайте его
достоинства;
- призывайте ребенка к добру и будьте добрыми
сами;
- защищайте интересы ребенка и помогайте ему в
решении его
актуальных проблем;
- постарайтесь увидеть в каждом ученике
ЛИЧНОСТЬ независимо от его жизненных
ориентиров, от приверженности его к тем или
иным социально-нравственным взглядам.
72
Реализация принципа социального закаливания
детей обеспечивается:
- созданием позиции вопроса, не
исчерпывающегося никаким особенным ответом;
- включением детей в решение проблем в
реальных или моделируемых ситуациях выбора;
- стимулированием научного и морального
познания и самопознания детей;
- оказанием помощи детям в анализе реальных
проблем социума, в проектировании своей
деятельности и взаимодействия с людьми в
условиях нестабильной социальной ситуации.
73
При реализации принципа социального закаливания
детей:
- решайте проблемы С детьми, а не ЗА детей;
- не "предусматривайте" возможных трудностей, а
воспитывайте у детей способности к их
преодолению;
- воспитывайте волю учащихся; волевых усилий не
будет у ребенка завтра, если их не воспитать сегодня;
- воспитывайте чувства детей: не только радость за
успех, но и переживания за неудачи воспитывают
человека.
74
Реализация принципа сотрудничества
обеспечивается:
- определением доминирующей и социально
значимой цели деятельности коллектива,
объединяющей педагогов и детей;
- развитием детского самоуправления,
инициативы и самостоятельности детей и
взрослых, созданием разнообразных детских
объединений;
- формированием позитивного отношения к
ЧЕЛОВЕКУ;
- воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в
среде педагогов и учащихся.
75
При реализации принципа сотрудничества:
- делайте школу родной для ребенка: он должен
ощутить сопричастность к успехам и неудачам
коллектива;
- помогайте друг другу: педагоги и учащиеся -
члены одного коллектива;
- ДОВЕРЯЙТЕ детям, а НЕ ИГРАЙТЕ в доверие;
- развивайте у детей потребность во
взаимопонимании;
- СОучаствуйте в жизни ребенка: равнодушный
педагог "рождает" равнодушных учащихся!
76
Реализация принципа ценностной ориентации
обеспечивается:
- предъявлением детям "очеловеченной" социальной
жизни с ее противоречиями;
- организацией поиска ценностей, становящихся
ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его
духовном и практическом преобразовании;
- реализацией учащимися ценностных ориентации как
деривата обретенной свободы;
- постановкой перед учащимися проблем, ценностное
осмысление которых вы водит их в широкий
социокультурный контекст, с противоречиями которого
сталкивается рефлектирующий ученик.
77
При реализации принципа ценностной
ориентации:
- открывайте перед детьми принципиально
новые "измерения" мира, себя и другого,
раскрывающие смысл существования человека,
который и есть требующая решения проблема;
- наполняйте внутренний мир учащихся
ценностями, которые упорядочивают их
отношения с действительностью, вносят
упорядоченность в осмысляемое бытие, в
ценностные критерии;
78
- вовлекайте учащихся в активный процесс
открытий в единстве с развитием у них
способности проводить гуманистическую
экспертизу по критерию ценности;
- вводите учащихся в мир альтернативных
ценностей, выбор которых становится
безусловным благом для себя и для других.
Важным аспектом социальной компетентности
является подготовка учащегося к общим
профессиональным умениям.
79
Американский учёный Дж. Бруннер выделил
три основных способа профессионального
становления:
• выработка составляющих компонентов
навыка в процессе игры у животных и людей;
• обучение в контексте, т.е. при участии в
трудовых процессах (бытовых,
сельскохозяйственных и др.);
• абстрактный метод школы, отделённый от
непосредственной практики.
80