Напоминание

Компетентностный подход в образовании в условиях ФГОС


Автор: Санжиев Агван Владимирович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Загустайская СОШ
Населённый пункт: Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход в образовании в условиях ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Компетентностный

подход в образовании.

1

Сущность компетентностного подхода в

формировании личностных качеств.

1.Подход, акцентирующий внимание на

результате образования, причём в

качестве результата рассматривается не

сумма усвоенной информации, а

способность человека действовать в

различных проблемных ситуациях.

2. подход, при котором результаты

образования признаются значимыми за

пределами системы образования.

2

Компетентностный подход

акцентирует внимание на

формировании у учащихся

компетенций, обеспечивающих

им возможность успешной

социализации.

3

Содержательная характеристика

личностного развития, данная Б.Ф.

Ломовым и Дж. Равен

Учащиеся должны обладать

качествами, способствующими

выполнению ими в будущем

многообразных видов социально-

профессиональной деятельности.

4

Универсальные компетентности

широкого спектра (радиуса)

использования называют

ключевыми или базовыми.

Базовые компетентности

многофункциональны,

надпредметны и

междисциплинарны

5

базовые компетентности:

1. компетентность в сфере самостоятельной

познавательной деятельности, основанная на

усвоении способов приобретения знаний из

различных источников информации, в том

числе внешкольных;

2. компетентность в сфере гражданско-

общественной деятельности (выполнение

ролей гражданина, избирателя, потребителя);

6

3. компетентность в сфере

социально-трудовой деятельности (в

том числе умение анализировать

ситуацию на рынке труда, оценивать

собственные возможности,

ориентироваться в нормах и этике

трудовых взаимоотношений, навыки

самоорганизации);

7

4. компетентность в бытовой сфере

(включая аспекты собственного

здоровья, семейного бытия и проч.);

5. компетентность в сфере культурно-

досуговой деятельности (включая выбор

путей и способов использования

свободного времени, культурно и

духовно обогащающих личность).

8

Компетентность –мера освоения

компетенции, определяется способностью

решать задачи; владение, обладание

человеком соответствующей компетенцией,

включающей его личностное отношение к

ней и предмету деятельности.

Компетенция (лат. соmpetentia) – круг

вопросов, в которых человек хорошо

осведомлён, обладает познаниями и опытом.

А.В.Хуторской

9

Профессионально-педагогическая

компетентность – способность педагога

превращать специальность, носителем

которой он является, в средство

формирования личности учащегося с учётом

ограничений и предписаний, накладываемых

на учебно - воспитательный процесс

требованиями педагогической нормы, в

которой он осуществляется. Н.В.Кузьмина

10

Основные элементы профессиональной

компетентности:

1. методическая - в области способов

формирования знаний, умений и навыков

учащихся;

2. психолого-педагогическая – в области мотивов,

способностей, направленности обучаемых;

3. аутопсихологическая – рефлексия

педагогической деятельности;

4. специальная – в области преподаваемой

дисциплины.

11

А.К.Маркова считает профессионально

компетентным такой труд педагога, в котором на

достаточно высоком уровне осуществляется

педагогическая деятельность, педагогическое

общение, реализуется личность учителя,

достигаются хорошие результаты в обученности и

воспитанности школьников.

Компетентность педагога – сумма ЗУН,

усвоенных субъектом в ходе обучения и уровень

успешности взаимодействия с окружающей

средой.

12

Профессиональная компетентность –

способность работника качественно и

безошибочно выполнять свои функции, как в

обычных, так и в экстремальных условиях,

успешно осваивать новое и быстро

адаптироваться к изменяющимся условиям.

А.Ф.Присяжной

Он выделяет 4 аспекта компетентности:

1. функциональная - - профессиональные знания

и умение их реализовывать;

13

2. интеллектуальная – способность аналитически

мыслить и осуществлять комплексный подход к

выполнению своих обязанностей;

3. ситуативная – умение действовать в

соответствии с ситуацией;

4. социальная – наличие коммуникативных и

интегративных способностей.

14

Компетенция - это интегративная целостность

знаний, умений и навыков, обеспечивающих

профессиональную деятельность, это способность

человека реализовывать на практике свою

компетентность.

Реализация компетенций происходит в процессе

выполнения разнообразных видов деятельности

для решения теоретических и практических задач

15

Структура компетенции

1.деятельностные (процедурные) знания,

умений и навыков;

2.мотивационная и эмоционально-волевая

сферы;

3.опыт - интеграция в единое целое усвоенных

человеком отдельных действий, способов и

приемов решения задач.

16

Совет

Европы

определил

те

компетенции,

формированию

которых

придается

важное

значение:

1.

политические и социальные компетенции -

способность

взять

на

себя

ответственность,

совместно

с

другими

вырабатывать

решения

и

участвовать

в

их

реализации,

толерантность

к

разным

этнокультурам

и

религиям,

проявление

с о п р я ж е н н о с т и

л и ч н ы х

и н т е р е с о в

с

потребностями предприятия и общества, участие в

функционировании демократических институтов;

17

2. межкультурные компетенции, способствую-

щие положительным взаимоотношениям людей

разных национальностей, культур и религий,

пониманию и уважению друг друга;

3. коммуникативная компетенция,

определяющая владение технологиями устного и

письменного общения на разных языках, в том

числе и компьютерного программирования,

включая общение через Internet;

18

4. социально-информационная

компетенция, характеризующая владение

информационными технологиями и

критическое отношение к социальной

информации, распространяемой СМИ;

5. персональная компетенция - готовность

к постоянному повышению образовательного

уровня, потребность в актуализации и

реализации своего личностного потенциала,

способность самостоятельно приобретать

новые знания и умения, способность к

саморазвитию.

19

20

Общие компетенции иногда называют

инструментальными, безличными,

систематическими .

Переносимые компетенции выражаются в

способности рассуждать в абстрактных

терминах, осуществлять анализ и синтез,

решать задачи (принимать решения),

адаптироваться, быть лидером, работать как в

команде, так и самостоятельно.

21

Социальные

компетенции

-

это

готовность

и

спо собно сть

формироваться

и

жить

в

социальном

взаимодействии:

изменяться

и

адаптироваться;

вырабатывать

способность

к

рациональной

и

ответственной

дискуссии

и

достижению согласия с другими.

Персональные компетенции -

это готовность и

способность личности: выявлять, осмысливать

и оценивать шансы своего развития; проявлять

собственные

дарования,

разрабатывать

и

развивать свои жизненные планы.

Персональные компетенции охватывают

личностные качества: самостоятельность,

самоуважение, надежность, осознанная

ответственность, чувство долга, развитие

самоосознанной ориентации на ценности.

22

Компетенции учителя

1.Когнитивные – развитие интеллектуальных

способностей, нормы поиска информации,

обобщения ее, анализ, способствующий

формированию мотивации на педагогическую

деятельность;

2. Диагностические – стремления к овладению

диагностическими методами для изучения

состояния личности и коллектива учащихся, их

интересов, потребностей, ценностей,

самодостаточности;

23

3.

Проектировочные – освоение навыков

целеполагания в педагогической деятельности,

определение направлений в воспитательной

работе, отбор содержания, способов, форм;

развитие ответственного отношения к

собственной деятельности и результатам общего

труда;

4. Коммуникативные – умение установить

контакты и добиться взаимопонимания,

совместимости в групповой и коллективной

деятельности, верить в возможности ребёнка,

корректировать межличностные отношения;

24

5. Организаторские – умение создавать условия

для объединения индивидов и групп на основе

общих задач и интересов; умение ставить цели

перед собой и детьми, планировать деятельность

с теми, кто будет её осуществлять. Использовать

методы и средства стимулирования, оказывать

доверие, предъявлять разумную требователь-

ность, контроль;

6. Креативные – поиск собственного видения в

оформлении проекта или его реализации,

представлении, стремление уйти от шаблона,

создание условий для творческого развития

учащихся;

25

7. Рефлексивные – умение анализировать

собственную деятельность на каждом этапе

проектирования; находить противоречия и

недостатки, видеть способы их преодоления; учить

учащихся анализировать свою жизнь и

деятельность.

Компетентность учителя - интегральная

способность решать возникающие проблемы в

различных сферах профессиональной

деятельности (обучении, воспитании, развитии)

26

27

Компетенции суть контекстная

целесообразность, контекстное творчество,

контекстно-ролевая самоорганизация,

самоуправление, самооценивание,

саморегулирование, самокоррекция,

самопозиционирование.

Воспитательный потенциал технологий

обучения и развития способствует

формированию у учащихся в учебном

процессе, в предметной деятельности,

следующих компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции.

1.Умеют адекватно оценивать свои

способности и возможности.

2.Сформирована внутренняя мотивация

приобретения знаний для дальнейшего

образования.

3.Понимают необходимость личностного

роста для успешного самоопределения в

будущем.

28

4.Выбирают приоритетными не

материальные ценности, а здоровье,

семью и интересную работу.

5.При выборе будущей профессии

большинство выпускников

ориентируются на интерес к конкретной

области деятельности, не пренебрегая и

материальной стороной.

29

Общекультурные компетенции

1.Проявляют личностные качества -

гражданские, нравственные,

интеллектуальные, общей культуры.

2.Сформированы представления о

необходимости соблюдать в мире людей

общечеловеческие, гуманные, нравственные

законы и нормы.

3.Стремятся жить в гармонии с

окружающим миром.

30

Учебно-познавательные компетенции

1. Умеют самостоятельно планировать свою

деятельность.

2.Способны к самореализации, активны в

выборе деятельности.

3.Способны к самообразованию.

Благодаря участию в проектно-

исследовательской деятельности овладели

навыками продуктивной деятельности.

31

Информационные компетенции

При помощи реальных объектов (телевизор,

компьютер, принтер, модем) и

информационных технологий (аудио- и

видеозапись, электронная почта, СМИ,

Интернет) способны самостоятельно искать,

анализировать и отбирать необходимую

информацию.

32

Коммуникативные компетенции

1.Умеют жить и работать в коллективе, имеют

понятия о социальных ролях (лидер-организатор,

лидер - генератор идей, исполнитель, зритель).

2.Имеют представления о способах выхода из

конфликтных ситуаций.

3.Недостаточно сформированы навыки

взаимодействия с различными социокультурными

объектами коммуникации (умение корректно и

правильно задать вопрос, представить себя,

написать заявление и т.д.).

33

Воспитательный характер

технологий обучения и развития

в контексте компетентностного

подхода.

34

технологии саморегулируемого

обучения и развивающие

технологии образования

35

1. когнитивно-ориентированные технологии:

диалогические методы обучения, семинары-

дискуссии, проблемное обучение, когнитивное

инструктирование, когнитивные карты,

инструментально-логический тренинг, тренинг

рефлексии и др.;

2. деятельностно-ориентированные

технологии: методы проектов и направляющих

текстов, контекстное обучение, организационно-

деятельностные игры, комплексные

(дидактические) задания, технологические карты,

имитационно-игровое моделирование и др.;

36

3

. личностно-ориентированные технологии:

интерактивные и имитационные игры, тренинги

развития, развивающая психодиагностика, тренинг

личностной причинности и др.

Диалоговый подход органично сочетается с

предоставлением возможности проявить

различные компетенции:

- коммуникативную;

- учебно-познавательную;

- социокультурную;

- ценностно-смысловую.

37

38

учебная дискуссия-одна из форм

образовательной деятельности,

стимулирующей инициативность

учащихся, развитие

рефлексивного мышления.

39

Алгоритм моделирования учебной дискуссии:

• ознакомление каждого участника в ходе

обсуждения с теми сведениями, которые есть у

других участников (обмен информацией);

• допущение различных, несовпадающих мнений

и предположений об обсуждаемом предмете;

• возможность критиковать и отвергать любое

высказывание мнений;

• побуждение участников к поиску группового

соглашения в виде общего мнения или решения.

40

Воспитательные возможности учебной

дискуссии способствует:

• формированию благоприятного социально-

психологического климата в коллективе и

снижению уровня тревожности;

• утверждению самоценности учащегося и

развитию его инициативы;

• созданию оптимальных условий для

самоактуализации, творчества, личностного

развития;

41

• воспитанию потребности и способности

общаться;

• формированию культуры общения;

• развитию рефлексивного и критического

мышления;

• формированию положительной Я-

концепции.

42

Ее основополагающими требованиями

являются осознание дискуссионной

проблемы и выявление уровня ее

разработанности, правильная постановка

дискуссионного вопроса и четкое

определение ее предмета, что способствует

формированию ценностно-смысловой и

учебно-познавательной компетенций.

43

технология педагогических мастерских

Мастерская включает в себя механизмы

исследовательской работы, художественного и

технического творчества, игры, вербального и

невербального общения, театрализации,

индивидуальной работы и социализации,

психологических тренингов и рефлексии.

Смещение с односторонней активности учителя

на самостоятельное учение, ответственность и

активность учеников, способствуя тем самым

развитию учебно-познавательной, социокуль-

турной, коммуникативной, информационной и

ценностно-смысловой компетенций.

44

Общий алгоритм работы в мастерской

• «Индукция» («наведение») – это проблемная

ситуация, которая характеризует определенное

вопросное состояние ученика, возникающее в

процессе выполнения такого задания, которое требует

открытия новых знаний о предмете, способах или

условиях выполнения действий; создание

эмоционального настроя, мотивирующего творческую

деятельность каждого. Индуктор – слово, образ,

фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все,

что может разбудить чувство, вызвать поток

ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

45

• «Деконструкция» - работа с материалом

(текстом, красками, звуками, веществами, моделя-

ми) и превращение его в хаос - смешение слов,

явлений, событий.

• «Социализация» - соотнесение своей деятель-

ности с деятельностью остальных: работа в паре,

малой группе, представление всем промежуточ-

ного, а потом окончательного результата своего

труда. Задача – не столько оценить работу

другого, сколько дать самооценку и провести

самокоррекцию.

46

• «Афиширование» - вывешивание

произведений учеников и мастера (текстов,

рисунков, схем, проектов, решений) в

аудитории и ознакомление с ними: все ходят,

обсуждают, или зачитывает вслух автор,

другой ученик, мастер.

• «Рефлексия» - отражение, самоанализ,

обобщение чувств, возникших в мастерской.

Не оценочные суждения, а анализ движения

собственной мысли, чувства, мироощущения.

47

• «Разрыв» - кульминация творческого процесса:

озарение, новое видение предмета, явления,

внутреннее осознание неполноты или

несоответствия своего старого знания новому,

побуждающие к углублению в проблему, к поиску

ответов, сверке нового знания с литературным

или научным источником. Появляется

информационный запрос, у каждого – свой.

• «Реконструкция» - это индивидуальная работа,

создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы,

проекта, решения.

48

Воспитательные возможности современного

урока в формировании ключевых

компетенций учащихся

49

Урок должен актуализировать личный

социальный опыт учащихся, мотивировать

интерес к самостоятельному приобретению

знаний. В связи с чем, рекомендуется

организовывать его в интерактивной форме.

Необходимо обратить учащегося к самому

себе.

50

Непременное условие воспитательного

процесса является познание человеком самого

себя как целостного существа, своих

физических, душевных и духовных

возможностей, тех особенностей, которые

отличают его от других людей, делают

неповторимой индивидуальностью, и тех

качеств, которые объединяют его с другими

людьми, делают частью целостного мира.

51

Одним из способов самопознания является

рефлексия. Рефлексия предполагает умение

сосредоточиться на содержании своих

мыслей и переживаний, абстрагируясь от

всего внешнего, телесного. В качестве

результата рефлексии выступает внутренний

опыт человека.

52

Вербальная форма рефлексии предполагает:

• припоминание определенной ситуации и

вычленение в ней отдельных элементов;

• рассмотрение содержания смыслотворческой

деятельности и определение его границ;

• выявление способа деятельности;

• выявление имеющихся или назревающих

противоречий;

53

• формулирование вопросов, обращенных к себе, и

ответов на них;

• нравственная оценка действий, мыслей, чувств,

эмоций в данной ситуации и формулирование ее в

вербальной форме;

• формулирование выводов, экстраполяция их на

аналогичные ситуации, выработка алгоритма

внутренней деятельности в аналогичных ситуациях;

• выработка обобщенного способа или образца

внутренней деятельности.

54

Эмоционально-образная рефлексия предполагает:

• припоминание ситуации, ее общего эмоционального

фона;

• припоминание эмоциональных состояний на

различных этапах ситуации, представление

эмоциональных состояний в виде образных аналогов,

выстраивание их в определенной последовательности;

• создание целостного эмоционально окрашенного

образа ситуации;

• выводы относительно сохранения или изменения

эмоционального фона в аналогичных ситуациях,

возникновение которых возможно в будущем.

55

Педагогическая поддержка как одно из

условий успешности реализации

компетентностного подхода в образовании

56

Методы поддержки развития аналитико-

рефлексивных способностей, с помощью которых

воспитатель и воспитанник получают возможность

осмыслить свою деятельность, соответствие

способов работы целям и полученному

результату:

- метод наблюдения;

- метод коллективного анализа деятельности,

размышления;

- метод рефлексии - самопознание своей роли и

отношения к произошедшим событиям, делам;

- метод тестирования и анкетирования.

57

Методы поддержки развития интеллектуальных

способностей:

- метод «мозгового штурма» — при снижении

самокритичности ребёнка в процессе обсуждения,

повышается уверенность в себе, пробуждается

творческий потенциал, создаётся позитивная

установка личности к своим способностям;

- метод «сократовской беседы» — развитие

диалогического мышления, творческих способностей;

- метод синектики — смещение на уровень

подсознательной активности, направлен на развитие

ассоциативного, абстрактного, образного мышления;

58

- метод «заданной формы организации учебно-

воспитательного процесса»; - создание учебно-

воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен

выйти на решение новой задачи путём использования

новых способов её решения;

- метод «деловой игры» - при снижении

психологической защищённости ребёнок имеет

возможность побывать в разных ролях, что способствует

развитию социального опыта;

- метод развития интуиции (игры: «Почувствуй

состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-

горячо», «В какой руке?» и т.д.);

- метод психотренинга - направлен на переосмысление

Я-концепции, изменение установок и др.

59

Методы поддержки развития организаторских

способностей:

- метод «творческого выполнения задач»;

- метод игры - творческое действие в

воображаемых, условных обстоятельствах с целью

развития самостоятельности и творчества;

- метод поручения - регулярное выполнение

определённых действий в целях превращения их в

привычные формы поведения (положительные

привычки);

- метод упражнения - повторение, закрепление,

упрочение и совершенствование ценных способов

действий;

60

Методы поддержки развития

коммуникативных способностей:

- метод «создания воспитывающих ситуаций» -

ситуаций свободного выбора поведения;

- метод коммуникативного тренинга (ролевые

игры, выполнение заданий по заданным

параметрам - «активное слушание», «приём на

работу», тренинг по этикету,

«Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и

т.д.);

- метод творческого поиска.

61

методы педагогической поддержки развития

самостоятельной личности

- метод самооценки - обучение адекватному

оцениванию себя, адекватности целей,

реальности, использованных средств;

- метод самоорганизации - обучение

самостоятельному планированию режима дня,

питания, физических и интеллектуальных

нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение

распорядка дня, ведение ежедневника

необходимых дел и т.д.);

62

- метод самореабилитации - самостоятельный

способ восстановления физических и

психических сил: расслабление, водные

процедуры, смена видов деятельности,

достижение катарсиса путём включения в

творческий, эмоционально-нравственный

процесс;

- метод самоопределения - создание ситуаций,

когда ребёнок должен самостоятельно сделать

выбор;

63

- метод самореализации — создание условий

для выполнения индивидуальной работы в

соответствии с поставленными задачами (метод

поручения и другие);

- метод самоконтроля;

- метод самопрогнозирования — построение

перспектив своего дальнейшего развития,

стратегии и тактики саморазвития,

планирование ближайшей и отдалённой

перспективы своей деятельности.

64

Методы педагогической поддержки

«социальногого здоровья» - это

методы, которые с одной стороны - необходимы

для поддержания положительного

эмоционального настроя в жизни, веры в свои

силы, с другой стороны - позволяют

стабилизировать общее эмоциональное

состояние и предотвратить асоциальное

поведение.

- метод радостной перспективы - это радостные

события, которые ждут человека и значимых для

него людей в ближайшее время;

65

- метод «увлечения весельем» - юмор всегда

помогает преодолевать трудности, оптимизм

создаёт мажорный настрой жизни;

- метод поощрения и похвалы - этот метод

возбуждает у ребёнка чувство радости от

сделанного, веры в себя и желания делать ещё

лучше путём одобрения (мимикой, жестом,

взглядом, словом);

- метод самонаблюдения за своими эмоциями -

метод, с помощью которого ребёнок может

понять, под воздействием каких причин

возникает та или иная эмоция, чувство;

66

- метод «угашения отрицательных

переживаний» - способ раздумывания таких

эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх,

вина, определение причин их возникновения и,

как следствие, угашение отрицательных эмоций;

-метод «устранения плохих привычек»;

- метод «выработки хороших привычек и

положительных черт характера»;

- метод релаксации - способ расслабления

организма с целью успокоения, создания

внутреннего комфорта.

67

Принципы воспитательной деятельности

педагога современного образовательного

учреждения в логике компетентностного

подхода

68

Функции педагога (учителя, классного

руководителя, организатора внеурочной

деятельности) – создание необходимых условий

для "само": САМОактуализации,

САМОопределения, СА МОсозидания,

САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

69

Принципы реализации воспитательной

деятельности

• принцип гуманизма,

• принцип социального закаливания,

• принцип сотрудничества и

• принцип ценностной ориентации

.

70

Реализация принципа гуманизма

обеспечивается:

- добровольностью включения ребенка в ту или

иную деятельность;

- возможностью ребенка свободно выбирать

способы и средства достижения цели;

- оптимистической стратегией при определении

задач воспитания;

- учетом интересов, потребностей и

способностей каждого ребёнка;

- подготовленностью детей к социальной

самозащите.

71

При реализации принципа гуманизма:

- опирайтесь на активную позицию ребенка, его

самостоятельность, инициативу;

- уважайте личность ребенка, не унижайте его

достоинства;

- призывайте ребенка к добру и будьте добрыми

сами;

- защищайте интересы ребенка и помогайте ему в

решении его

актуальных проблем;

- постарайтесь увидеть в каждом ученике

ЛИЧНОСТЬ независимо от его жизненных

ориентиров, от приверженности его к тем или

иным социально-нравственным взглядам.

72

Реализация принципа социального закаливания

детей обеспечивается:

- созданием позиции вопроса, не

исчерпывающегося никаким особенным ответом;

- включением детей в решение проблем в

реальных или моделируемых ситуациях выбора;

- стимулированием научного и морального

познания и самопознания детей;

- оказанием помощи детям в анализе реальных

проблем социума, в проектировании своей

деятельности и взаимодействия с людьми в

условиях нестабильной социальной ситуации.

73

При реализации принципа социального закаливания

детей:

- решайте проблемы С детьми, а не ЗА детей;

- не "предусматривайте" возможных трудностей, а

воспитывайте у детей способности к их

преодолению;

- воспитывайте волю учащихся; волевых усилий не

будет у ребенка завтра, если их не воспитать сегодня;

- воспитывайте чувства детей: не только радость за

успех, но и переживания за неудачи воспитывают

человека.

74

Реализация принципа сотрудничества

обеспечивается:

- определением доминирующей и социально

значимой цели деятельности коллектива,

объединяющей педагогов и детей;

- развитием детского самоуправления,

инициативы и самостоятельности детей и

взрослых, созданием разнообразных детских

объединений;

- формированием позитивного отношения к

ЧЕЛОВЕКУ;

- воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в

среде педагогов и учащихся.

75

При реализации принципа сотрудничества:

- делайте школу родной для ребенка: он должен

ощутить сопричастность к успехам и неудачам

коллектива;

- помогайте друг другу: педагоги и учащиеся -

члены одного коллектива;

- ДОВЕРЯЙТЕ детям, а НЕ ИГРАЙТЕ в доверие;

- развивайте у детей потребность во

взаимопонимании;

- СОучаствуйте в жизни ребенка: равнодушный

педагог "рождает" равнодушных учащихся!

76

Реализация принципа ценностной ориентации

обеспечивается:

- предъявлением детям "очеловеченной" социальной

жизни с ее противоречиями;

- организацией поиска ценностей, становящихся

ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его

духовном и практическом преобразовании;

- реализацией учащимися ценностных ориентации как

деривата обретенной свободы;

- постановкой перед учащимися проблем, ценностное

осмысление которых вы водит их в широкий

социокультурный контекст, с противоречиями которого

сталкивается рефлектирующий ученик.

77

При реализации принципа ценностной

ориентации:

- открывайте перед детьми принципиально

новые "измерения" мира, себя и другого,

раскрывающие смысл существования человека,

который и есть требующая решения проблема;

- наполняйте внутренний мир учащихся

ценностями, которые упорядочивают их

отношения с действительностью, вносят

упорядоченность в осмысляемое бытие, в

ценностные критерии;

78

- вовлекайте учащихся в активный процесс

открытий в единстве с развитием у них

способности проводить гуманистическую

экспертизу по критерию ценности;

- вводите учащихся в мир альтернативных

ценностей, выбор которых становится

безусловным благом для себя и для других.

Важным аспектом социальной компетентности

является подготовка учащегося к общим

профессиональным умениям.

79

Американский учёный Дж. Бруннер выделил

три основных способа профессионального

становления:

• выработка составляющих компонентов

навыка в процессе игры у животных и людей;

• обучение в контексте, т.е. при участии в

трудовых процессах (бытовых,

сельскохозяйственных и др.);

• абстрактный метод школы, отделённый от

непосредственной практики.

80



В раздел образования