Напоминание

"Путешествие на поезде знаний"


Автор: Нуякшева Ольга Евгеньевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок"
Населённый пункт: город Алатырь, Чувашская Республика
Наименование материала: Деловая игра для педагогов
Тема: "Путешествие на поезде знаний"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Деловая игра

"Путешествие на поезде знаний"

Цель:

1.Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов,

развивать сплоченность, умение работать в команде,

аргументировано отстаивать свою точку зрения.

2.Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами

для повышения эффективности профессиональной деятельности,

способствование творческому поиску.

3. Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП,

конструированию, изобразительной деятельности.

Ход:

Ведущий – начальник поезда:

Сегодня

мы

с

вами

отправимся

в

путешествие

на

поезде

знаний.

Путешествовать мы будем командами. Путь у нас с вами не близок,

нужно перед дорожкой размяться, чтоб было легче нам в пути!

Разминка под музыку.

Ведущий – начальник поезда: Я надеюсь, что команды размялись и

готовы к путешествиям? Вот вам карта – схема нашего путешествия на

поезде «Знаний». Станции, на которые наш поезд будет прибывать это:

«Художественно-эстетическая», «Математическая», «Конструктивная».

Ознакомьтесь! И так, В ПУТЬ! (звучит музыка «стук колес» поезда) .

1. Станция «Художественно-эстетическая»

Задания педагогам:

Игра «Ты – мне, я – тебе»

Вопросы для разминки первой команде.

1.

Самый

распространенный

музыкальный

жанр,

объединяющий

музыку и поэтический текст /песня/

2.

Создатель

одного

из

известнейшего

собрания

произведений

живописи России /Третьяков/

3.

Кто

написал

музыкальные

произведения:

«Руслан

и

Людмила»,

«Иван Сусанин», «Камаринская» /Глинка/

4. Самый низкий мужской голос /бас/

5. Небольшая тонкая доска четырехугольной или овальной формы для

разведения или смешивания красок /палитра/

6. Назовите самый первый жанр древней русской живописи /иконопись/

Вопросы для разминки второй команде.

1.

Самая

большая

группа

исполнителей

на

музыкальных

инструментах /оркестр/

2. Назовите не менее 3-х художников-передвижников /Серов, Шишкин,

Крамской, Суриков. Саврасов, Левитан/

3. Кто написал музыкальные произведения: «Садко», «Сказка о царе

Салтане», «Шахеризада» /Римский-Корсаков/

4. самый высокий женский голос /колоратурное сопрано/

5. Материал с примесью белил для рисования, дающий плотный и

непрозрачный слой. /гуашь/

6. Назовите известного русского художника-иконописца /А. Рублёв/

«Педагогический ринг»

Каждой

команде

предлагаются

вопросы

по

методике

ИЗО

и

музыкального воспитания.

1/ - Виды изобразительной деятельности, используемые в д/саду

/рисование, лепка, аппликация/

- Назовите 4 основных метода обучения ИЗО

/словесный, игровой, наглядный, практический/

2/ - Назовите наглядные методы и приемы /использование натуры, -

использование

образца, - использование картин, - показ приемов работы, - анализ

детских работ/

- Назовите словесные методы и приемы

/ - беседа, - образцы художественной литературы, - указания/

3/ - Назовите три основных вида рисования, лепки, аппликации

/декоративная, сюжетная, предметная/

4/ - Назовите жанры живописи

/натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись/

5/ - Назовите жанры музыки /народная, классическая, современная/

- Назовите группы музыкальных инструментов /духовые, струнные,

ударные, клавишные/

«Какая картина лишняя»

Каждой

команде

предлагается

по

две

серии

картин

русских

художников, определить лишнюю картину в серии одного художника, т.

е. написанную другим художником

1 команда: - Васнецов В. «После побоища», "Царь Грозный»

«Иван-царевич на сером волке», «Аленушка»

«Ковер-самолет» /здесь нет лишней картины/

2 команда: - Крамской И. «Неизвестная», «Портрет Л. Н. Толстого»

«Портрет А. Н. Островского» /В. Маковский/

1 команда: - И. Репин «Царевна Софья», «Не ждали»

«Свидание» /В. Маковский/

2 команда: - И Левитан «Весна - большая вода», «Октябрь»

«Март», «Березовая роща», «У омута»

/здесь нет лишней картины/

«Оживи картину».

Педагогам дается задание: представить себя в роли любого предмета,

изображенного на картине, и сказать несколько слов его имени.

Молодцы! Вы справились с заданием! Нас ждут дальше путешествия,

нас ждет наш поезд «Знаний»! В путь! Поехали!

2. Станция «Математическая»

“Разминка”

Ведущий объясняет правила и предлагает вопросы для разминки.

Какие общедидактические принципы лежат в основе методики

обучения ФЭМП?

Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой

возрастной группы?

Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП

Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП

Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на

занятиях по ФЭМП?

Основные ошибки, встречающиеся на занятиях по ФЭМП?

“Развлекалоч-ка”

Командам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Назовите формы досуговой деятельности в ДОУ.

2. Назовите формы проведения математических праздников.

3. Назовите формы проведения музыкальных праздников при

интеграции с РЭМП.

Вопросы из области ФЭМП.

1. Исключите лишний раздел программы по формированию

математических представлений:

Количество и счет

Ориентировка в пространстве

Моделирование

Величина и форма

2. Целенаправленный педагогический процесс, формирующий

чувственное познание и совершенствующий ощущения и восприятия –

это …. сенсорное развитие;

сенсорное воспитание;

умственное развитие;

умственное воспитание.

3.Методическая работа по ФЭМП детей в ДОУ осуществляется при

условии… взаимодействия ДОУ с семьей;

руководства работой педагогов по ФЭМП;

воспитывающего обучения;

создания игровой среды.

Вопросы из области физкультуры.

1. Способность преодолевать внешнее сопротивление или

противодействие ему путем мышечных усилий – это …

сила

быстрота

ловкость

гибкость

2.Основоположником отечественной системы физического воспитания

является …

К.Д. Ушинский

Я.А. Коменский

П.Ф. Лесгафт

Н.И. Пирогов

3.Строй, при котором дети стоят один возле другого лицом к центру,

называется …

колонна

строй

шеренга

круг

Вопросы из области коммуникации.

1.Кто является автором первого в мире руководства по дошкольному

воспитанию, в котором отражены задачи развития речи?

К.Д. Ушинский

Л.Н. Толстой

И.Г. Песталоцци

Я. А. Коменский

2. Особенностью какого метода ознакомления с художественной

литературой является дословная передача текста?

беседа

инсценирование

заучивание с детьми наизусть

рассказывание

3.Какие средства общения являются ведущими у детей старшего

дошкольного возраста?

игровые

предметно-действенные

речевые

выполнение инструкций взрослого

Вопросы из области изобразительного творчества.

1.Целью обучения изобразительной деятельности детей является ….

формирование навыков

формирование умений

подготовка к школе

содействие развитию творческой личности

2.В какой группе учат приклеивать детали к основной форме?

во второй младшей

средней

старшей

Молодцы! Вы справились с заданием! Нас ждут дальше путешествия,

нас ждет наш поезд «Здоровье»! В путь! Поехали!

3. Станция «Конструктивная»

«Разминка»

Ваше определение слова «конструирование».

(Конструирование — игра со строительным материалом; занятие, на

котором сооружаются постройкиз деталей конструктора; это

строительство, осуществление замыслов.)

А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка»:

«Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, а также

вообще создавать что-нибудь».

Вид деятельности(продуктивная (конструктивная) и познавательно-

исследовательская деятельность.)

С каким видом детской деятельности тесно связано

конструирование? (Игровой деятельностью),

К какой образовательной области относится «Конструирование»?

(Образовательной области «Познание»)

С какими образовательными областями происходит интеграция в

процессе проведения НОД «Конструирование»? (Художественное

творчество, Чтение художественной литературы, Социализация,

Коммуникация, Труд, Музыка)

«Счастливый билет»

У меня есть 10счастливых билета. Каждая команда выбирает себе по 5

билетов и готовится к ответам по этим билетам.

Билет N 1.

Назовите детали конструирования, входящие в деревянные

строительные наборы.

(Пластины, кирпичики, полукубы, призмы трехгранные, цилиндры,

брусочки, арки.)

Билет N 2.

Что можно отнести к плоскостному конструированию?

(Танграм, разрезные картинки, мозаика, пазлы, «Колумбово яйцо»,

«Вьетнамская игра» и др.).

Билет N 3.

Как развивать творческие способности детей в конструктивной

деятельности?

(Выбор материалов для конструирования, поощрение при

конструировании по собственному замыслу, создание построек в

сюжетно-ролевых играх.)

Билет N 4.

Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной

деятельности?

(Воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить

начатую постройку до конца.)

Билет N 5.

Какие бывают виды конструирования?

(ТЕХНИЧЕСКОЕ (из строительного материала, деталей конструкторов,

имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных

блоков) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (из бумаги и природного материала).

Первый вид - ТЕХНИЧЕСКИЙ. Дети в основном отображают

реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из

сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и

функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой

деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно

перестраивают их во время игры). Второй вид - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ.

Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько

выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом,

фактурой, формой.

Билет N 6.

Назовите виды конструктивного материала?

(Конструирование из строительного материала, из бумаги, из

природного материала, из бросового материала, из крупногабаритных

модулей).

Билет N 7.

Назовите виды конструктора?

(Деревянные, Пластмассовые, Металлические, Керамические).

Билет N 8.

Выберите правильный ответ.

Кто из перечисленных ниже авторов, педагогов занимался вопросами

конструирования в дошкольном возрасте:

• Сафонова О. А.

• Парамонова Л.А.

• Шорыгина Т. В.

• Фешина Е. В.

• Бондаренко Т. М.

Билет N 9.

Какие формы организации обучения конструированию вы знаете?

Существует несколько форм конструирования, которым должны

овладеть дети:

• Конструирование по образцу (во всех возрастных группах).

• Конструирование по моделям (вид конструирования, разработанный

А.Р. Лурия)

• Конструирование по заданной теме (подводит ребенка к

творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее

ограничены темой).

• Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

• Конструирование по собственному замыслу (сложный вид

конструирования, в котором ребенок решает все задачи

самостоятельно).

• Конструирование по условиям (в предложении выполнить

постройку задаются определенные параметры, исходя из которых,

ребенок должен самостоятельно выполнить постройку).

• Каркасное конструирование.

Билет N10.

С какой возрастной группы начинается коллективное конструирование?

(старшая группа)

Задание «Отгадай-ка»

В чем заключается суть конструирования (по командам):

По образцу? Детям предлагают образцы построек, выполненных из

деталей строительного материала и конструктора, и показывают

способы их воспроизведения. Такое конструирование трудно напрямую

связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе

которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий

этап.

По модели? Детям в качестве образца предоставляют модель,

скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту

модель дети воспроизводят из имеющегося у детей строительного

материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные

части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания

темы. Таким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают

способа решения. Это усложнённая разновидность конструирования по

образцу.

Задание «Реклама конструктора «Конструктороград»

Педагоги показывают домашнее задание.

Ведущий – начальник поезда:

Молодцы! Вы справились и с этим заданием!

- Наш поезд «Знаний» успешно прошёл все станции. Вы молодцы,

хорошо

справились

с

заданием.

Мы

надеемся,

Вы

получили

удовольствие

от

этого

путешествия

зарядились

положительными

эмоциями, пополнили знания, а некоторая информация пригодится в

дальнейшем.

Надеюсь,

что

сегодняшнее

путешествие

на

поезде

«Знаний» не прошел даром, и вы многое почерпнули из него.

- До свидания, до новых встреч!

По

окончании

игры

жюри

проводит

награждение

участников-

путешественников.

Похожие записи:

«Развитие воображения и творческих способностей детей

дошкольного возраста посредством конструирования»

Деловая игра для педагогов

Подготовила старший воспитатель Исаева Ольга Николаевна, Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики.

Цель: систематизация знаний педагогов о развитии ребенка в конструктивной деятельности.

Ф о р м а

п р о в е д е н и я : д е л о в а я

и г р а .

Игра проводится в виде соревнования двух команд. Выбирается жюри. Команды формируются по

возрастным группам. Проводит мероприятие старший воспитатель.

Правила игры:

Уметь слушать других.

Вырабатывать общее решение вопроса.

Принимать активное участие в игре.

Не оспаривать оценку жюри.

Соблюдать культуру речи и тактичность.

План проведения педсовета:

Задание 1. «Наше имя»

Каждая команда называет себя в соответствии с темой педсовета. Потом придумывают девиз

и название команды. Затем идет представление команд. Например:

Команда «Идеал»:

Всем на свете людям

Дом, конечно, нужен.

Раз — кирпичик, два — кирпичик,

Вот и дом с надежной крышей.

Мы — команда — «Идеал»,

В постройке дома — универсал!

Наш девиз:

' Вот кирпичик, вот пластинка,

Будет дом ваш как картинка.

Команда «Мастерицы»:

Мы мастерицы просто класс…

Вы нам соперники сейчас!

Но будем вместе мы решать,

Как деток наших обучать.

Наш девиз:

Наши руки не знают скуки.

Задание 2. Разминка

Ваше определение слова «конструирование».

(Конструирование — игра со строительным материалом; занятие, на котором сооружаются

постройки из деталей конструктора; это строительство, осуществление замыслов.)

А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка»:

«Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-

нибудь».

Вид деятельности(продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская

деятельность.)

С каким видом детской деятельности тесно связано конструирование? (Игровой

деятельностью),

К какой образовательной области относится «Конструирование»? (Образовательной области

«Познание»)

С какими образовательными областями происходит интеграция в процессе проведения НОД

«Конструирование»? (Художественное творчество, Чтение художественной литературы,

Социализация, Коммуникация, Труд, Музыка)

Задание 3. «Теория конструирования»

Каждой команде дается альбомный лист, где ее члены излагают основные задачи

конструирования для возраста своих воспитанников. Потом старший воспитатель вывешивает

таблицы с задачами по программе «От рождения до школы». Далее происходит анализ

составленных педагогами таблиц, после этого выставляется оценка командам на знание

возрастных задач по конструированию (см. табл. 1).

Задание 4. «Счастливый билет»

У меня есть 10счастливых билета. Каждая команда выбирает себе по 5 билетов и готовится к

ответам по этим билетам.

Билет N 1.

Назовите детали конструирования, входящие в деревянные строительные наборы.

(Пластины, кирпичики, полукубы, призмы трехгранные, цилиндры, брусочки, арки.)

Билет N 2.

Что можно отнести к плоскостному конструированию?

(Танграм, разрезные картинки, мозаика, пазлы, «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др.).

Билет N 3.

Как развивать творческие способности детей в конструктивной деятельности?

(Выбор материалов для конструирования, поощрение при конструировании по собственному

замыслу, создание построек в сюжетно-ролевых играх.)

Билет N 4.

Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности?

(Воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до

конца.)

Билет N5.

Какие бывают виды конструирования?

(ТЕХНИЧЕСКОЕ (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные

способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (из бумаги и

природного материала).

Первый вид - ТЕХНИЧЕСКИЙ. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают

поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные

и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети

сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). Второй вид -

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько

выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Билет N6

Назовите виды конструктивного материала?

(Конструирование из строительного материала, из бумаги, из природного материала, из

бросового материала, из крупногабаритных модулей).

Билет N7.

Назовите виды конструктора?

(Деревянные, Пластмассовые, Металлические, Керамические).

Билет N8.

Выберите правильный ответ.

Кто из перечисленных ниже авторов, педагогов занимался вопросами конструирования в

дошкольном возрасте:

• Сафонова О. А.

• Парамонова Л.А.

• Шорыгина Т. В.

• Фешина Е. В.

• Бондаренко Т. М.

Билет N9.

Какие формы организации обучения конструированию вы знаете?

Существует несколько форм конструирования, которым должны овладеть дети:

• Конструирование по образцу (во всех возрастных группах).

• Конструирование по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия)

• Конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению

поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой).

• Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

• Конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором

ребенок решает все задачи самостоятельно).

• Конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются

определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить

постройку).

• Каркасное конструирование.

Билет N10.

С какой возрастной группы начинается коллективное конструирование?

(старшая группа)

Задание 5. Конкурс «Отгадай-ка»

В чем заключается суть конструирования (по командам):

По образцу? Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного

материала и конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Такое

конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по

образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап.

По модели? Детям в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка

очертание отдельных её элементов. Эту модель дети воспроизводят из имеющегося у детей

строительного материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части,

потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы. Таким образом, им

предлагают определённую задачу, но не дают способа решения. Это усложнённая

разновидность конструирования по образцу.

Задание 6. «Теория».

Выделите основные методы и приемы конструирования по возрастам.

I младшая группа:

- сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и

последовательности,

-рассматривание и анализ постройки, созданной воспитателем (образец), выделяет детали

постройки

- подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями.

- перед постройкой рассматривать с детьми как реальные предметы (заборчик, домик,

скамейка, лесенка и пр.), так и их изображения,

- обыгрывать с ребятами созданные постройки.

- совместная деятельность с педагогом.

II младшая группа:

-конструировать, преобразуя образец воспитателя по условиям,

- целенаправленно рассматривать с детьми реальные объекты, сравнивать их с

изображениями,

- привлекать детей к анализу образца.

Средняя группа:

-показ сооружения постройки,

-самостоятельная работа ребенка по образцу построек воспитателя,

-предоставление возможности выбора в материалах, в количестве его.

-конструировать по образцу построек взрослых,

-преобразовывать образцы по определенным условиям,

- приобщают к конструированию по условиям – детям не предлагается образец, а дается ряд

условий, которым должна соответствовать конструкция,

- строить по замыслу,

- делать анализ построек, конструкций, элементарных чертежей (рисунков, изображающих

постройки),

- совместная со взрослым конструирование.

Старшая группа:

- образец воспитателя примерный,

- в качестве образца используют фотографии, рисунки,

- преобразовать по условиям,

- строить по теме,

- строить по замыслу.

- словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа и др.

- ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка

не завершается.

Подготовительная к школе группа:

-опора на опыт ребенка.

- даются тема и условие.

-конструирование по фото.

- конструирование по преобразованию образцов по условиям и по замыслу,

-более сложные формы обследования предметов.

Задание 7. «Строим дом».

Каждой команде дается набор конструктора, предлагается тема. Команда строит свой дом

согласно задачам возраста своих воспитанников.

Младшим возрастам дается задание дополнительно, так как они справятся быстрее. Можно

предложить сделать дом из бумаги, пластиковой бутылки.

Подведение итога деловой игры.

Награждение команд грамотами «Почетный конструктор ДОУ», «Лучший архитектор дома»,

«Знаток конструирования», «За оригинальность проекта», медалями «Лучший воспитатель».

Решение педагогического совета

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития конструктивной деятельности:

пополнить в группах материалом уголки

(ответственные воспитатели, срок — в течение года);

2. Отражать в календарных планах индивидуальную

работу по развитию конструктивных способностей

детей дошкольного возраста

(ответственный—старший воспитатель, воспитатели, анализ планов — ежемесячно).

3. Провести среди детей подготовительной группы конкурс на создание построек по замыслу:

«Лучший замок»

(ответственные — воспитатели подготовительной группы, срок — апрель).

4. По результатам смотра-конкурса развивающей среды по конструктивной деятельности в

группах поощрять отличившихся педагогов.

(ответственный — руководитель ДОУ, срок — на итоговом педсовете).

Список использованной литературы

1. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателей детского сада. — М.:

Просвещение, 1981.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012



В раздел образования