Напоминание

Гендерное воспитание в закрытых учебных учреждениях


Автор: Бужилова Ольга Васильевна
Должность: старший воспитатель (начальник учебного курса)
Учебное заведение: ФГКОУ "МКК " Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Гендерное воспитание в закрытых учебных учреждениях
Тема: Гендерное воспитание в закрытых учебных учреждениях
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Гендерное воспитание в закрытых учебных учреждениях.

Система

закрытого

учебного

заведения,

раздельного

обучения

использовалась мировой педагогикой на протяжении многих столетий

и была

признана

эффективной

в

определенные

исторические

периоды.

Сейчас

идет

возрождение ее подобия на примере кадетских корпусов, суворовских училищ и

Пансиона воспитанниц МО РФ.

Мальчик и девочка — это два разных мира. Они по-разному смотрят и видят,

слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Нам,

взрослым необходимо постараться понять и принять их такими, какие они есть,

такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

В настоящее время трудно разобраться, где сильный пол, а где – слабый.

Современное общество

требует от женщин проявления не только традиционно

женских

качеств

(мягкости,

женственности,

заботливого

отношения

к

окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы

и добиваться результата.

В фильме «Гордость и предубеждение» герой говорит своей сестре: «Как

же сложно быть женщиной! Нужно научиться и петь, и танцевать, и играть на

инструменте, и языки изучать, и литературу. Как вы со всем этим справляетесь с

такой легкостью?»

Специфика воспитательного процесса в условиях Пансиона отличается от

привычной

системы

взаимоотношений

обучающихся

и

педагогов

в

обычной

общеобразовательной школе. Прежде всего, тем что, роль родителей снижена до

минимума в силу закрытости учебного заведения, малого количества увольнений,

определенного Уставом времени пребывания воспитанниц в отпуске, что несет в

себе

как

положительные,

так

и

отрицательные

аспекты.

Несомненно,

положительным

является

ограничение

влияния

улицы,

определенные

взаимоотношения

между

воспитанницами

и

педагогами,

основанные

на

взаимоуважении, тактичности, терпимости, недопустимости грубости и резкости с

обеих

сторон,

оптимальная

организация досуга, загруженность воспитанниц

учебным

процессом,

дополнительным

образованием,

постоянный

контроль

со

стороны воспитателей и педагогов.

Гендерное

воспитание,

включает

в

себя,

прежде

всего

формирование

ответственного отношения за все, с чем предстоит столкнуться девочкам в жизни.

Педагоги стараются сформировать такой взгляд на настоящее и будущее, который

бы дал возможность воспитанницам уметь достойно и безболезненно выходить из

любой жизненной ситуации.

Воздействие

разнообразных

форм

и

методов,

продуманная

административная и организаторская работа, любовь педагогов к детям позволяют

формировать те качества будущих граждан, ради которых, и создана подобная

учебно-воспитательная структура.

Создание

социального

паспорта

каждой

воспитанницы

позволило

скоординировать индивидуальную работу с воспитанницами в условиях жизни в

Пансионе с учетом особенностей характеров, воспитания, полученного в семье,

сферы интересов каждой девочки, проблем, с которыми они пришли в Пансион. И

наша задача состоит в том, чтобы скоординировать, спланировать и претворить в

жизнь работу так, чтобы воспитанница смогла не только социализироваться в

обществе,

но

и

была

счастливым,

самодостаточным

человеком

в

семье,

продолжала

традиции,

сформированные

духовной

и

нравственной

мыслью

человечества. Эти задачи лежат в основе гендерного воспитания в Пансионе.

Когда мы приступили к разработке проблемы гендерного воспитания, возник

вопрос: чему учить и как учить? Но опыт показал, что основной нашей задачей в

сфере

гендерного

воспитания

является

коррекция

и

активизация

не

только

семейного воспитания, но усиление нравственного, трудового, духовного аспектов

воспитательного процесса.

Необходимо

отметить

отсутствие

в

подобных

заведениях

практических

основ семейного воспитания, необходимых для полноценной гармоничной жизни в

будущем. Выходя в мир, воспитанницы должны быть подготовлены к проблемам, с

которыми они столкнутся в жизни, к ответственности, которая ляжет на их плечи, к

трудностям

морального

и,

возможно,

материального

плана.

Умение

строить

семейный

бюджет,

правильно

регулировать

семейные

расходы,

рационально

готовить, умение с должным уважением относиться к мужу, отвечать за порядок в

доме, быть хозяйкой и матерью – всему этому воспитанниц должны научить мы и

не каждодневным примером, на котором учатся они

в семье,

а чаще всего

теоретически, в игровой форме, на уроках технологии и кулинарии, конкурсах и

классных часах, в беседах.

В планы педагогов курса включен ряд мероприятий, бесед, тренингов по

проблемам,

связанным

с

умением

человека

жить

в

обществе

по

законам

милосердия, сострадания, верности, терпимости, добра и ответственности. Цикл

тренингов,

ситуативных

игр

и

конкурсов,

проведенный

педагогами

курса,

направлен

на

формирование

умения

создавать

обстановку

тепла,

душевного

и

домашнего уюта, умения сглаживать трения и напряженную обстановку в семье,

сначала в общей, пансионной, а потом и в своей, собственной, что чаще всего

сделать

гораздо

сложнее,

ведь

это

проблема,

когда

на

кону

стоит

любовь,

взаимопонимание, судьба детей, их будущее. Поэтому беседы и классные часы об

ответственности за все, что с нами происходит, включают в себя

и проблему

взаимоотношения юноши и девушки, мужа и жены, отца и матери.

Педагоги

акцентируют внимание девочек на тех проблемах, которые чаще всего возникают

во взрослой жизни из-за неумения или нежелания понять, простить, исправить.

На протяжении всех предыдущих лет с девочками проводятся беседы,

сформулированные

как

«Азбука

нравственности»:

«Доброта»,

«Терпимость»,

«Верность», «Долг», «Любовь». Нельзя исключать из планирования по гендерному

воспитанию и те ситуации, когда необходимы мужество, выдержка, умение принять

правильное

решение.

Классные

часы

и

чаще

всего

беседы

помогают

воспитанницам понять, что жизненные ситуации всегда требуют взвешенного и

обдуманного решения. И очень часто эти решения приходится принимать именно

женщине.

Современное

общество

постепенно

стирает

грань

между

мужскими

и

женскими профессиями, нивелирует те обязанности, которые относились к сфере

мужских, у нас есть женщина – генерал, есть женщины, которые выполняют сугубо

мужскую работу,

и в армии и в быту. Поэтому и в профориентационном

образовании

присутствуют

элементы гендерного воспитания. Проведен цикл

классных

часов

об

особенностях

наиболее

распространенных

профессий

на

основании мониторинга интересов воспитанниц, их пока предполагаемого выбора

профессии. Дальнейшая социализация воспитанниц должна формироваться уже

сейчас на

основании осознанного выбора с учетом функций, которые должна

выполнять женщина, прежде всего в

семье, а затем уже в обществе. Педагоги

ориентируют

воспитанниц

на

соблюдение

определенной

«грации

меры»

в

отношениях

с

противоположным

полом

и

в

юношеском

возрасте

и

в

зрелой,

взрослой жизни и в семье, в быту, и в рабочей профессиональной деятельности, и

просто в жизненных взаимоотношениях. Почему это так важно? А именно потому,

что

девочки

лишены

опыта

постоянного

бытового

и

общественного

взаимодействия с юношами в силу специфики их проживания в Пансионе. И задача

педагогов

состоит

в

том,

чтобы

воспитанницы

смогли

избежать

проявлений

крайностей во взаимоотношениях с юношами,

нельзя допустить чрезмерной

идеализации чувств, нельзя сформировать скептицизм или боязнь этих отношений,

нельзя отдать формирование этих отношений средствам массовой информации и

интернету,

низкопробной

популярной

литературе.

Задача

педагога

состоит

в

формировании продуманного отношения к проблемам будущей семьи и общества.

Немаловажным является факт доверия воспитанниц своим педагогам и их личного

авторитета, умения дать жизненный совет, подсказать, как лучше себя проявить в

той

или

иной

ситуации,

умение

педагога

спрогнозировать

и

предупредить

непродуманные поступки девочек, связанные с отсутствием жизненного опыта и

оторванности от семьи. Поэтому педагоги не ограничиваются только проведением

запланированных мероприятий в области гендерного воспитания, но основной

акцент

делают

на

индивидуальную,

внешне

незаметную,

но

наиболее

продуктивную работу с девочками.

В чем же отличие гендерного воспитания от обычного запланированного по

определенным направлениям воспитательного процесса? Прежде всего в том что

педагоги,

используя

традиционные

формы

воспитательной

системы,

решают

проблемы,

связанные

с

коррекцией

недостающего

общения

воспитанниц

с

представителями

противоположного

пола,

отсутствием

опыта

жизни

в

полной

самодостаточной

семье

с

определенными

традициями

и

семейными

устоями,

примером взрослых в решении жизненных и бытовых задач и ситуаций.

Жить

с

родными,

от

которых

многие

отвыкли

за

годы

пребывания

в

Пансионе, тоже может стать проблемой в будущем. Неумение взрослых находить

общий язык со своими детьми, что, к сожалению, не редкость, может привести к

конфликтным ситуациям, которые возникают уже сейчас, когда дети бывают на

каникулах дома и родители не находят с ними, повзрослевшими, привыкшими к

уважительному отношению к себе со стороны взрослых, необходимого душевного

контакта.

Родители лишены возможности взрослеть вместе со своими детьми.

Отсюда и конфликты.

Умение жить в любви и согласии с окружающими, терпимость и понимание,

ответственность за тех, кто рядом, умение прощать и заботиться о родных – вот те

качества,

на

формирование

которых

воспитатели

должны

обращать

особое

внимание, потому что быть образованным гораздо легче, чем быть счастливым.

Вывод

Таким

образом,

основная

функция

гендерного

воспитания

состоит

в

формировании

у

воспитанниц

правильного,

продуманного

взгляда

на

роль

женщины

в семье и обществе.

Соблюдение и претворение в жизнь основ

нравственности,

определяющих

жизненные

позиции,

сформированные

на

принципах любви, милосердия, ответственности за близких и мир, который они

призваны сохранить.

Подтверждением этих слов могут служить слова К. Д. Ушинского «В огне,

оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни

тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное

для общества, не стеснять его свободного горения, а только заботиться о том,

чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего

качества».



В раздел образования