Напоминание

Мониторинг развития метапредметных УУД в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»


Автор: Каравайцева Людмила Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Первомайская СОШ №2"
Населённый пункт: С. Первомайское, Бийский район, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Мониторинг развития метапредметных УУД в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»
Раздел: начальное образование





Назад




Мониторинг развития метапредметных УУД в начальной школе через

использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и

действовать»

Мониторинг метапредметных УУД важная составная часть общей системы

управления качеством образования как на уровне отдельного ребенка и класса, так

и на уровне образовательного учреждения. Результаты мониторинга важны и

полезны прежде всего самому учителю, но большой интерес представляют также

для завуча, ответственного за всю систему работы начальной школы, а также для

родителей ученика.

Результаты мониторингового среза первого класса - это объективная

психолого- педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются

УУД у каждого ребенка и класса в целом. Оценить динамику развития

метапредметных УУД поможет наличие или отсутствие первоначальных навыков

чтения на начало первого года обучения.

Предметом анализа могут быть как данные одного ребенка, так и группы

детей с близкими результатами. Определенную информацию, важную для

построения педагогом образовательного процесса, может дать анализ данных по

всему классу.

В первом классе мониторинг только начинается. Данные, полученные в

результате проведения мониторинговых срезов в конце второго, третьего и

четвертого классов, в совокупности с результатами мониторинга первого класса

позволят в полном объеме проследить и оценить динамику развития

метапредметных УУД за все время обучения в начальной школе. Во втором классе

учителю для определения динамики развития УУД у отдельных учащихся

необходимо будет вернуться к полученной в ходе мониторинга информации.

Поэтому мини- таблицы с данными на каждого ребенка и сводные таблицы

необходимо хранить все годы обучения ребенка в начальной школе. Важно

отнестись к хранению бланка ответственно, так как он содержит

конфиденциальную информацию о ребенке и, кроме того, понадобится педагогу в

последующие годы для сравнительного анализа. Обработку и занесение

информации в мини- таблицы можно осуществлять в процессе проведения

мониторинга, по мере выполнения модулей детьми.

Особенность анализа диагностических результатов мониторинга в первом

классе состоит в том, что они не оцениваются с точки зрения «достаточности» или

«недостаточности», результатам не присваиваются оценочные категории

(«базовый» и «ниже базового»). Это сделано осознанно и связано с тем, что в

первом классе учитель вместе со своими учениками только начинает общий путь к

достижению образовательных результатов начальной школы. У детей были разные

стартовые условия (читающие и нечитающие, психологически зрелые и незрелые,

обладающие базовыми умениями и не обладающие и т.д.). Значительная часть

учебного времени ушла на адаптацию и принятие детьми ученической позиции, в

рамках которой и возможно формирование универсальных учебных действий.

Поэтому работа над результатами диагностики 1 класса носит содержательно-

качественный, индивидуально- ориентированный характер.

На основе анализа учитель подбирает задания, методы и формы

организации учебной деятельности на уроке. Далее даны общие рекомендации по

работе с учащимися, вошедшими в ту или иную группу по одному из умений. Эти

рекомендации задают общую стратегию работы, не связанную со спецификой

каждого умения.

Оценка достигнутого результата с точки зрения определенного уровня,

определения динамики и выведения сравнительных характеристик

осуществляется в мониторинговых срезах 2- 4 классов.

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования

метапредметных УУД учащихся 1- 4 классов для проектирования и

своевременной корректировки учебного процесса.

Задачи мониторинга

1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого

ученика на разных этапах обучения в начальной школе. Три этапа развития УУД

являются одновременно тремя уровнями сформированности универсальных

учебных действий для начальной школы.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к

метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в

решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии

помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных

метапредметных УУД.

3. Определение успешности работы педагога по формированию

метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по

совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы

и подбор педагогических и управленческих средств их достижения. Данные

мониторинга дают завучу начальной школы и директору возможность управления

качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных

показателей.

Периодичность

Мониторинг проводится 1 раз в год, в апреле, и позволяет отследить

приращение в уровне сформированности основных метапредметных УУД

начальной школы.

На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период

и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

Показатели мониторинга

Показатели мониторинга УУД - это конкретные умения познавательного,

организационного или коммуникативного характера, которые можно измерить с

помощью объективной диагностической процедуры. Об уровне

сформированности того или иного УУД судят на основе измерения показателей.

В качестве показателей мониторинга рассматриваются 34 умения. Перечень

показателей составлен на основе общего списка метапредметных универсальных

учебных действий, содержащихся в ФГОС НОО. От 1 к 3 классу число

показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается.

В полном объеме все 34 показателя изучаются и анализируются в

мониторинге начиная с 3 класса.

В первом классе предметом мониторинга является сформированность 8

основных универсальных учебных действий.

Во втором классе к этим 8 показателям присоединяется еще 8 новых и всего

в мониторинге представлено 16 универсальных учебных действий. Базовым

уровнем для их развития по-прежнему является уровень «представления». Важно

подчеркнуть, что однажды войдя в число показателей мониторинга, то или иное

универсальное учебное действие сохраняется в нем до конца начальной школы.

В 3 и 4 классах изучаются все 34 показателя, но уже на уровне применения

способа (3 класс) и овладения УУД (4 класс) соответственно. Присоединение

целого ряда показателей только в 3 классе связано с тем, что эти учебные действия

невозможно осуществлять на основе образца, без понимания сути

осуществляемого способа, например, такое учебное действие как «подведение под

понятие» и многие другие.

Большинство регулятивных УУД будут вводиться и осваиваться учащимися

сразу на уровне применения способа и встраивания этого способа в учебную

деятельность. Работа над их формированием может быть начата уже в конце 1

класса, но измерению и оценке будет подлежать только в 3 классе.

В 1 и 2 классах универсальные учебные действия изучаются только на

базовом уровне сформированности, в 3 - м и 4 - м - на базовом и повышенном.

Базовый уровень предполагает, что сформированность универсальных

учебных действий изучается на несложных в плане предметного содержания

заданиях. От учащихся требуется умение самостоятельно читать инструкцию

к заданию и выполнять его по предложенному образцу или способу. Все

учащиеся должны справляться с заданиями базового уровня сложности. Если

учащийся не справляется с заданием базового уровня, ему требуется

специальная дополнительная помощь педагога.

Таким образом, количество показателей в мониторинге постепенно

увеличивается, и от года к году повышается требование к базовому уровню

сформированности каждого УУД.

В целом данная система показателей позволяет учителю не только

отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных

образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику

этого процесса.

ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ

МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Регулятивные УУД

1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения

учебной задачи.

2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

3. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.

4. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии

с поставленной задачей.

5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

6. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в

учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД

9. Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных

и несущественных признаков.

10. Умение осуществлять логическое действие синтез.

11. Умение осуществлять логическое действие сравнение по

заданным/самостоятельно выбранным критериям.

12. Умение осуществлять логическое действие классификация по заданным и

самостоятельно выбранным критериям.

13. Умение осуществлять логическое действие обобщение.

14. Умение устанавливать аналогии.

15. Умение устанавливать причинно_следственные связи в изучаемом круге

явлений.

16. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации

(индуктивное умозаключение).

17. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации

(дедуктивное умозаключение).

18. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения

существенных признаков и их обобщения.

19. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о

сущности и особенности объектов, процессов и явлений.

20. Умение использовать знаково_символические средства для создания

моделей изучаемых объектов/процессов для решения задач.

21. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями,

систематизировать и обобщать понятия.

22. Умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к

известным понятиям, представлениям, точкам зрения.

23. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и

практических проблем.

24. Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в решении

познавательной или коммуникативной задачи.

25. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы

образовательной среды с предметным содержанием.

Коммуникативные УУД

26. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с

задачами учебной коммуникации.

27. Умение формулировать точку зрения.

28. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).

29. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации

необходимых сведений.

30. Умение определить общую цель и пути ее достижения.

31. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей

собственной, в учебной коммуникации.

32. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных

видах совместной деятельности.

33. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев,

заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

34. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев,

заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕНИКА

Анализ индивидуальных результатов позволяет педагогу решить несколько

важнейших задач.

1) Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие

трудности (задания на выполнение по образцу или на ориентацию в способе

действия), и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или

иное универсальное учебное действие. Анализируя результаты мониторинга с

этой точки зрения, педагог обращается к мини-таблицам, в которых собрана

информация о результатах выполнения ребенком заданий на каждое умение.

Внимательное изучение именно этих таблиц позволит учителю увидеть, есть ли

выраженные различия в том, насколько успешно ребенок справлялся с заданиями

на выполнение по образцу и на ориентацию в способе действия. Если ученик

преимущественно не справился с заданиями «на выполнение», можно

предположить, что у него возникают трудности с наблюдением и анализом

образца или с переносом по аналогии тех действий, которые предложены в

образце, на новую учебную ситуацию. В любом случае это говорит о том, что

ученик не умеет работать с образцом, данным учителем, как ориентировочной

основой собственного учебного действия.

Если у ребенка преимущественно возникают трудности с заданиями «на

ориентацию», это может говорить о том, что ребенок «не видит», не узнает в

предложенной ему учебно- практической задаче последовательности действий,

характерных для способа действия. Ребенок действует методом проб и ошибок,

опираясь на случайные свойства и признаки. Он не видит за новыми условиями

уже знакомый метапредметный способ. Основной задачей в работе с этими детьми

должно стать «узнавание» ими способа в новой предметной задаче. Также

хорошей тренировкой могут стать задания, в которых необходимо найти и

исправить ошибку в выполнении способа.

2) Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет

учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего

начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие умения, напротив,

можно опереться для создания ситуации успеха для ребенка?

Такая работа особенно важна для учащихся, вошедших в группу 4 по результатам

мониторинга.

3) Работа с индивидуальными данными дает возможность посмотреть на

темп выполнения ребенком диагностических заданий: успевает ли он работать

наравне с основной группой класса? Или, возможно, опережает «общий» темп?

Если ребенок не справился с диагностическими заданиям, выполняя их со всем

классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая

забота учителя по под- бору оптимального темпа работы на уроке, определению

объема выполняемых заданий. У такого ребенка могут возникнуть сложности при

выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают

решение определенного числа учебных задач за фиксированное время.

Косвенным показателем высокого темпа работы может служить

качественное выполнение дополнительных заданий в рабочей тетради (при учете

выполнения заданий А, Б и В).

Если ребенок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над

тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика.

Особенно в тех случаях, когда его работоспособность и тем умственной

деятельности значительно выше большинства учеников в классе.

4) Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли

необходимость привлечь к работе с ребенком таких специалистов, как психолог и

дефектолог (логопед). Их помощь может быть востребованной в случае, если у

ребенка возникли существенные трудности при выполнении заданий вводного

модуля, а в дальнейшем, при индивидуальном выполнении диагностических

заданий, он также показал низкие результаты по многим умениям. Это может

говорить о том, что без психолого-логопедической поддержки ребенку будет

крайне трудно выйти на хороший образовательный результат второго класса, как

предметный, так и метапредметный.



В раздел образования