Авторы: Щербинина Ирина Петровна, Прокопенко Светлана Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 11
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: «Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста»
Тема: «Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Театрализованная деятельность в речевом развитии детей
раннего возраста»
В настоящее время в системе образования цель воспитания формулируется как помощь
личности в разностороннем развитии.
Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной
логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая
ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и
высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой
трудовой деятельности.
Речь
развивается
в
процессе
подражания.
Возможности
естественной
среды,
в
которой растёт малыш, являются развивающим потенциалом.
Основная
единица
языка
–
слово,
и
совершенствование
речевого
общения
невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное
развитие, формирование понятийного мышления немыслимы без усвоения новых слов.
Таким образом, обогащение и активизация словаря в общей системе речевой работы
занимают очень важное место.
Все достижения ребёнка в овладении родным языком отражаются в связной речи.
Связная речь - речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего
предметного содержания. Связная речь — это такая речь, которая может быть вполне
понята на основе ее собственного предметного содержания.
Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего к дошкольному
возрасту.
Речь
детей
развивается
как
средство
общения
с
окружающими.
Малыш
понимает
обращённую
к
нему
речь
взрослого.
С
помощью
собственной
речи
ребёнок
учится
устанавливать контакты с другими людьми, включаться в диалог, добиваться собственных
целей.
В
построении
педагогического
процесса
в
группе
раннего
возраста
я
использую
театрализацию
в
разных
видах
деятельности:
в
режимных
моментах,
например,
в
воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться
полотенцем; во время еды к ним в гости приходит девочка из театра «Би-ба-бо» и
показывает,
как
правильно
держать
ложку,
пользоваться
салфеткой;
перед
сном
поёт
колыбельную.
Использую
персонажи
-
игрушки
в
адаптационный
период,
куклы
отвлекают
детей,
помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции.
Также
персонажи
–
игрушки
выступают,
как
сюрпризные
моменты
во
время
образовательной деятельности; для организации подвижных игр.
Разыгрываю
для
детей
небольшие
кукольные
спектакли,
инсценировки,
игры
с
элементами театрализации, стараюсь вызвать у детей желание включаться в спектакль
(например, поют вместе с Колобком его песенку, заканчивают фразу персонажа «Я мышка-
норушка»), дети после представлений берут кукол-артистов, рассматривают, играют с
ними.
Так, незаметно для себя, малыши включаются в театральную игру, т. е. от наблюдения за
постановкой взрослого к самостоятельной игровой деятельности.
Театральная игра способствует развитию таких качеств личности: как наблюдательность,
самостоятельность,
выдержка,
развитие
фантазии,
воображения,
коммуникативные
навыки.
В группе организован уголок театрализованной деятельности (ширма, пальчиковый театр,
настольный,
би-ба-бо,
театр
масок,
музыкальный
центр
и
аудиофонотека
с
песнями,
сказками, звуками природы.); уголок книги с русскими народными сказками, потешками,
песенками, папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряжения.
Литература
1.
Караманенко Т.Н, Караманенко Ю.Г. Кукольный театр-дошкольникам.
Изд. 3-е, перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
2.
Лямина Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста. Айрис-Пресс, 2006
г. – 96 с.
3.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М.: Просвещение,
1982. – 160 с.
4.
Орлова Ф.М. и Е.Н. Соковнина Е.Н. Нам весело. Изд. 2-е, исп. и доп. М.:
Просвещение, 1973. – 207 с.
5.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.
Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., исп. доп. – М.; Мозаика-
Синтез, 2005. – 208с.
6.
Фурмина Л.С. Развлечения в детском саду. М.: Просвещение, 1975. – 223
с.