Автор: Черняк Рауза Гарифьяновна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБП ОУ "Коркинский горно - строительный техникум"
Населённый пункт: Челябинская область, Коркинский район, г. Коркино
Наименование материала: Доклад
Тема: "Формы и методы работу социально - педагогической работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами в ГБП ОУ "Коркинский горно - строительный техникум"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум»
Формы и методы социально-педагогической работы с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами в
ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум»
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.
Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь. Ни от того мы устаем,
А от того, что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться,
Чтобы не обидеть.
Я.Корчак
Черняк Рауза Гарифьяновна,
социальный педагог
2018 год
Формы и методы социально-педагогической работы с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-
инвалидами в ГБПОУ «КГСТ»
Для обучения детей, имеющих отклонения в здоровье, детей-инвалидов
в
нашем
Коркинском
горно-строительном
техникуме
применяются
разнообразные
формы
и
программы
обучения
в
соответствии
с
уровнем
развития и состоянием здоровья этой категории обучающихся.
Психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся
с
ОВЗ
и
детей-инвалидов
осуществляют
преподаватели,
социальный
педагог,
классные руководители, мастера ПО в соответствии с планом работы на
учебный год по следующим формам:
проведение
индивидуальной
работы
с
обучающимися
и
их
родителями, законными представителями: тематические беседы, посещение
семей, подготовка рекомендаций, характеристик;
участие в проведении педагогических советов, советов классных
руководителей и мастеров ПО;
посещение,
взаимопосещение
уроков,
анализ
уроков
с
точки
зрения здоровье сбережения;
разработка
методических
рекомендаций
по
сопровождению
обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
разработка адаптированных ОПОП для обучающихся с ОВЗ
анкетирование обучающихся с ОВЗ, диагностика;
Содержание и формы работы:
наблюдение
за
обучающимися
с
ОВЗ
во
время
учебной
и
внеурочной деятельности (ежедневно);
поддержание постоянной связи с преподавателями, классными
руководителями, родителями;
составление
психолого-педагогической
характеристики
обучающегося
с
ОВЗ
при
помощи
методов
наблюдения,
беседы,
экспериментального
обследования,
где
отражаются
особенности
его
личности, поведения, межличностных отношений с родителями и в группе
обучающихся,
уровень
и
особенности
интеллектуального
развития
и
результаты обучения, основные виды трудностей при обучении;
составление
индивидуального
плана
с о п р о вожде н и я,
обучающегося
(вместе
с
классным
руководителем,
мастером
ПО,
преподавателями),
где
отражаются
способы
предъявления
учебного
материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
контроль успеваемости и посещаемости обучающихся с ОВЗ;
формирование
комфортного
микроклимата
в
группе
среди
обучающихся;
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие
познавательных интересов, обучающихся с ОВЗ.
Организация
групповых
и
индивидуальных
занятий,
которые
дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление
специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с
ОВЗ.
Понимая сложность работы с такими детьми, мы ставим основную
перед
собой
задачу
–
сделать
все
возможное,
чтоб
такой
ребенок
стал
полноправным
членом
общества
и
не
чувствовал
себя
изгоем,
дать
профессию,
которая
в
дальнейшем
могла
обеспечить
достойную
жизнь
будущего гражданина и способствовала созданию семьи. Из года в год эта
категория детей растет,
и мы ищем новые подходы и методы по работе с
детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
В этом учебном году контингент составляет 646 студентов. Из них:
51 -детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лица из их
числа;
Имеют инвалидность 15 человек:
на СПО – 5 чел.
на НПО -10 чел., 9 – ЛОВЗ, 8 вид;
-
обучающихся
с ограниченными
возможностями
здоровья
–
40
человек, которые приобретают профессию «Каменщик» и «Швея» из них:
-18 обучающихся имеют статус детей-сирот;
-22 обучающихся проживают в семьях.
Приходят
они робкими, неловкими подростками, каждый со
своими
особенностями. Почти у всех тормозимо-инертный тип системного
недоразвития
речи
легкой
степени,
не
внимательные,
быстро
забывают
изученный
материал,
обидчивые,
медлительные,
есть
и
сопутствующие
заболевания. Многие имеют большие пробелы в школьной программе, а
порой они плохо читают и считают, зато старательные, трудолюбивые и не
боятся работать руками.
С первых дней обучения у ребят уже начинается учебная практика.
Для
развития
профе ссионального
интере са
мастера
п . о .
организовывают экскурсии на предприятия:
-на Кирпичный завод в г. Коркино;
-на завод железобетонных изделий;
-на строительство жилых домов - выезжают в г. Челябинск.
Обучающиеся на профессию «Швея» частые гости в швейном цехе г.
Коркино.
В
2014,
2015
г.г. Даутов Вадим – был призером в компетенции
«Каменщик» занял – 3 место в чемпионате WorldSkills – а Мусин Ринат в
2017 году тоже занял 3 место.
В
этом
–
2018,
участвуя
в IV
региональном
чемпионате
профессионального
мастерства
среди
людей
с
ОВЗ
и
инвалидностью
«Абилимпикс – Южный Урал 2018» наши обучающиеся стали призерами в
компетенции «Каменщик»:
Ваймер Александр занял 1 место, а Костромин Павел 2 место.
В конкурсе в компетенции «Швея» участвовала Светлакова Анастасия,
но в число призеров она не вошла. Есть над, чем работать.
С 20.11 по 23.11.2018 г. Ваймер Александр участвуя, в национальном
чемпионате «Абилимпикс – 2018» в г. Москве занял 2 место.
Мы рады и горды, что наши ребята вошли в число призеров.
В
течение
учебного
года
с
каждой
из
этих
групп
проводится
определенная
работа.
Используются
различные
формы
воспитательно-
профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, законными
представителями. Профилактические
беседы
направлены
на
предупреждение различных проблемных ситуаций: заболеваний,
семейных конфликтов, усугубления сопутствующего заболевания,
нарушения прав и интересов
ребенка. При
проведении определяющих
консультаций
обсуждаем
с
родителями
цели,
задачи коррекционно -
педагогической деятельности, достигнутые результаты или их отсутствие,
дальнейший прогноз, определение совместных действий.
Направляющие консультации, в отличие от определяющих, позволяют
нам,
педагогам
выяснить
и
наметить
индивидуальные
пути
преодоления
имеющихся у ребенка трудностей.
Набор
обучающихся
в
группы
ОВЗ
производится
из
числа
выпускников
специальных
(коррекционных)
школ
города
Коркино,
Еманжелинска, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(воспитанников и выпускников детских домов), «Центров помощи детям
«Добрые сердца», «Радуга» г. Коркино.
Это особая категория детей, с которыми сложно работать:
Дети-сироты и если они же еще инвалиды.
Видимо,
это связано
с тем, что
до поступления к нам, велась
недостаточная
работа
по
социализации
детей
вне
стен
детских
домов,
центров,
их
длительного
пребывания
на
полном
государственном
обеспечении
в
искусственно
благополучных
условиях.
Своеобразная
закрытость
социального
пространства
учреждения,
ограниченность
социальных
связей
детей-сирот,
формирование
единственной
социально-
ролевой позиции - позиции сироты - проявляются в будущем в том, что
выпускники-сироты
не
хотят
учиться
дальше
в
учреждениях
профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ
жизни
или,
наоборот,
первыми
становятся
жертвами
различного
рода
преступлений. Выбравшись на свободу, не могут организовать свой быт,
досуг, правильно распределять денежные средства, так основной их стимул –
не получение профессии, а в ожидании всевозможных выплат и компенсаций.
Конечно,
есть
ребята,
которые
прислушиваются
к
советам
педагогов,
экономно
расходуют
бюджет,
но
это
единицы.
Выход
из
создавшегося
положения на наш взгляд есть – это ранняя профессиональная ориентация на
местах – в детских домах, центрах. Совместно с социальными педагогами,
воспитателями
детского
дома,
медицинским
работником
мы
изучаем
особенности развития ребенка по критериям. Зная эти показатели, мы уже
составляем
примерный
план
мероприятий,
направленных
на
успешную
адаптацию вне стен детского дома, то есть у нас в техникуме: приглашаем к
себе в гости ребят, рассказываем, показываем презентации о профессиях,
об условиях для качественной подготовки кадров, показываем работу ребят в
ресурсном
центре,
где
проходят
учебную
практику,
библиотеку,
учебные
классы,
спортивные
и
тренажерный
залы,
столовую,
общежитие.
Устраиваем
соревнования,
вечера
встреч
с
чаепитием,
концертами,
конкурсами. А они в свою очередь приглашают нас к себе в детские дома, где
ребята – их бывшие воспитанники рассказывают о своих успехах. Приятно
видеть, как воспитатели обнимают своих воспитанников, плачут, радуются
повзрослевшим деткам (так они их называют). Мы все это делаем, чтобы
ребята пришли к нам на учебу осознанно, не говорили потом, что не нравится
профессия, смогли безболезненно адаптироваться. Видимо поэтому у нас нет
проблем с набором и минимум отчислений из техникума.
Для сплочения коллектива ежегодно в начале учебного года проводим
спортивный
праздник «Выше, сильнее, быстрее», в ходе которого можно
увидеть спортивных, талантливых обучающихся, которых можно привлечь в
дальнейшем к общественным делам.
Проводим индивидуальные беседы в форме дискуссии, что вызывает у
ребят
живой
интерес. Педагоги
стараются
вовлечь
этих
ребят
во
все
проводимые мероприятия техникума. Мы не подразделяем эту категорию
детей от основных групп, они не только слушатели и зрители, а участники.
Да, где-то они проигрывают, в силу своих умственных способностей, не
могут принять участие, например в предметных олимпиадах, кроссвордах,
но что-то сделать своими руками, читать стихи, петь, танцевать, рисовать
газеты могут не хуже наших сварщиков, слесарей, а иногда и лучше.
Еще
одна
задача
–
информационная,
которой
уделяется
большое
внимание:
15 ноября 2017 года я участвовала в областном семинар « Красная
ленточка – это…»,
после прослушанного
поделилась
информацией с
педагогами, провела беседы по профилактике «Вич-инфекция»:
- на классных часах в группах;
- на родительских собраниях;
- в общежитиях техникума.
1.Организовали показ видеороликов на переменах;
2.Создали уголки о ВИЧ-инфекции.
В течение учебного года проводим:
Встречи
студентов,
обучающихся
с
ОВЗ
с
участковым
инспектором
Шевченко М.А.:
Беседа о правах и обязанностях молодежи в рамках законодательства Р.Ф.;
-по профилактике употребления алкоголя, наркотических веществ;
-по профилактике распространения терроризма и экстремизма.
Встречи
с
представителями
комиссии
по
делам
несовершеннолетних
Коркинского района;
Приглашаем родителей на встречу с представителями правоохранительных
органов:
«Ответственность родителей за воспитание детей»:
-соблюдение законов Р.Ф.;
-профилактика нарушений ПДД;
-профилактика распространения терроризма и заведомо ложных сообщений
об акте терроризма.
20 ноября Единый день правовых знаний. Это событие празднуется как
Всероссийский день правовой помощи детям. К основным целевым группам
данного
мероприятия
относятся:
дети-сироты
и
дети,
оставшиеся
без
попечения родителей, лица из их числа, инвалиды и их родители.
В нашем Коркинском горно-строительном техникуме этот день всегда
проходит
плодотворно,
наши
студенты
получают
много
полезной
информации:
1.
Провела беседу начальник отдела по делам несовершеннолетних и
защите
их
прав
Наталья
Сергеевна
Паньщикова
о
«Правовой
з а щ и щ е н н о с т и
и
а д м и н и с т р а т и в н о й
о т в е т с т в е н н о с т и
несовершеннолетних»;
2.
Состоялась
встреча
с
начальником
полиции
Аудониным
Михаилом
Васильевичем.
3.
В библиотеке - встреча по правовому ликбезу.
4.
Встреча
в
отделе
опеки
и
попечительства
Управления
социальной
защиты
населения
по
теме:
«Защита
жилищных
и
имущественных
прав,
порядка
и
условия
признания
безработными
граждан
относящихся к данной категории». Ребята задают много интересующих
их вопросов.
Ежегодно подаем информацию
в
Центр занятости населения
г.
Коркино о выпускниках нашего техникума, имеющие инвалидность
для дальнейшего трудоустройства.
Студенты училища, сейчас уже техникума, не остаются равнодушными к
памяти Вячеслава Брусова, выпускника училища, погибшего при исполнении
воинского долга в Чечне.
18 сентября, с утра студенты возлагают цветы на могилу В.Брусова и к
плите с его именем на Аллее памяти. Для первокурсников это впервые и они
с интересом слушают о геройстве бывшего студента в Чечне. Как всегда, на
ритуальной
линейке
вместе
с
нами
присутствует
его
мама
Людмила
Леонидовна, которая благодарна, что студенты помнят ее сына, его подвиг!
Не менее трогательным проходит ритуальная линейка, посвященная
Александру Сульдину – выпускнику
1983 года. В 1985 году погиб при
исполнении
служебного
долга
в
Афганистане.
В
КГСТ
создана
галерея
выпускников профтехучилищ Коркино, проходивших службу в Афганистане.
Организатором
этой
галереи
была
Горячева
Галина
Петровна.
В
честь
Александра установлена на стене техникума мемориальная доска.
Уже второй год в нашем техникуме работает «Родительский всеобуч».
Опыт показал, что данная форма работы с семьями, воспитывающими детей
с ОВЗ и детей-инвалидов, приносит положительные результаты:
-родители мотивированы на посещение родительского всеобуча;
- проявляют интерес к общению друг с другом;
- отмечают повышение настроения в дни занятий;
семьи
отмечают
появление
желания
детей
общаться
со
сверстниками
в
группах, повышение интереса к учебе.
Результатом работы является:
-включение родителей в жизнь техникума, сотрудничество с педагогами в
вопросах обучения, воспитания, в совместных досуговых мероприятиях;
-родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие
похожие проблемы;
- убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в
развитии ребёнка ведёт к успеху;
-использование
современных
и
традиционных
форм
работы
позволяет
раскрыть родительский потенциал, овладеть инструментарием, необходимым
для эффективной помощи собственным детям в получении профессии и
дальнейшей социализации;
На
педагогических
советах
рассматриваем
вопросы,
связанные
с
обучающимися с ОВЗ и детей-инвалидов:
1.Раскрываем понятия: инвалид и ребенок ОВЗ;
2.Психологические особенности детей-инвалидов.
С преподавателями обсуждаем особенности общения с обучающимися
с
ОВЗ
и
детей-инвалидов,
а
также
типичные
ошибки
поведения
при
взаимодействии с ними, правила построения взаимоотношений с данной
категорией
обучающихся
в
зависимости
от
их
психофизиологических
особенностей и нозологии.
Благодаря созданию нашей системы дети раскрываются, безболезненно
адаптируются с окружающим социумом, охотно идут на контакт. Задают нам
волнующие их вопросы, доверяют нам свои тайны. Бывает жаль, когда с виду
красивая, аккуратная девочка с ОВЗ, инвалид влюбляется в здорового парня,
а он и не подозревает на первых порах, что она не совсем здорова. Бросает ее,
а для нее трагедия, режет вены. Потом опять влюбляется, опять ее бросают.
Много бесед проводим с детьми-сиротами по поводу денежных средств,
которые они получают при исполнении им совершеннолетия, а это не малые
деньги…даже миллион и больше. Накануне уже находятся родственники,
которые не появлялись в детском доме ни разу, друзья и оставляют их без
средств
существования!
И
подобных
ситуаций
много,
но всегда ли мы,
взрослые можем убедить их в чем-то, дать им правильный ответ, ведь не на
все есть методики. Но, если проблему ребенка пропустить через свое сердце,
то только оно подсказать правильное решение.
Обучаясь в техникуме, дети-инвалиды, обучающиеся с ОВЗ, общаются
с обычными студентами на равных, принимают участие во всех проводимых
мероприятиях
в
техникуме,
участвуют
в
спортивных
соревнованиях,
посещают
музеи,
многие
имеют
хорошую
успеваемость.
Педагогические
работники
помогают
им
быть
более
адаптированными
к
общественной
жизни, дают им знания для овладения профессией, готовят к взрослой жизни.
По всем направлениям социального сопровождения студентов в течение года
проводится большая работа, но все-таки остается круг вопросов, требующих
продолжения в дальнейшей работе.
Список использованной литературы:
1.
Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.
2.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция – М, 1994.
3.
Корельская Н.Г. «Особая» семья - «особый» ребенок. – М.,2003.
4.
Психология детей с задержкой психического развития /Хрестоматия.
Составитель: О.В. Защиринская. – СПб.,2003.
.