Напоминание

"Право полушарное рисование"


Автор: Турикешева Оксана Валентиновна
Должность: учитель Изо Черчения
Учебное заведение: МБОУ Школа 78
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Право полушарное рисование"
Раздел: среднее образование





Назад




Краткое

описание

метода

правополушарного

рисования

Изобразительное искусство, несмотря на второстепенное отношение к

предмету – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции,

пропорциях и перспективе.

Задача современной школы – формировать способность действовать и

быть

успешным

в

условиях

динамично

развивающегося

современного

общества.

Поэтому,

я

задумалась,

как

сделать

процесс

обучения

более

результативным.

Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное

изменение

педагогической

практики,

повышение

качества

обучения.

Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими

методами.

Для

решения

этих

задач

в

современной

школе

применяют

многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в

сотрудничестве,

дифференцированное

обучение,

«

портфолио

ученика»,

модульное

обучение,

к

их

числу

можно

причислить

и

метод

правополушарного рисования.

Наверно, многие взрослые вправе говорить, что уроки ИЗО в школе для них

были не очень продуктивными. В плане того, что они не стали рисовать

лучше, чем в начальной школе. На самом деле рисунок взрослого человека,

иногда, мало отличается от рисунка ученика начальных классов.

Я очень

часто задумывалась над этим вопросом, проработав в школе несколько лет,

искала разные объяснения. Я старалась применять разные методы активации

в своей работе, все это, конечно, приносило определенные результаты, но не

очень существенные.

Три года назад, бороздя по просторам интернета, я нашла интересную

книгу, которая

и

по сей день является моей настольной книгой. Она

называется

«Открой

в

себе

художника»

автором,

которой

является

американская художница, профессор, много лет проработавшая в обычной

школе учителем изобразительного искусства - Бетти Эдвардс.

Все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга. Левое

полушарие отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы. На

протяжении

всей

нашей

жизни

нас

учат

быть

"левополушарными".

До

встречи с системой образования ребенок в равной мере пользуется обоими

полушариями: когда ему грустно - грустит, хочется играть – играет, хочется

творить – творит. Учится пользоваться всеми аспектами своего сознания. К

сожалению,

в

детском

саду,

а

особенно

в

школе

преимущественно

развивается левое полушарие. В то время как

правое полушарие, которое

отвечает

за

пространственно-образное

мышление,

за

наши

творческие

способности, позволяет нам мыслить не только формами, но и образами,

остается, по сути, недостаточно развитым. А именно оно делает нашу жизнь

яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем

л е гко

и

б ы с т р о

н а й т и

в ы ход

и з

с а мо й

с л ожн о й

с и т у а ц и и ,

начинаем мыслить креативно.

Одним из ярких представителей "правополушарных" людей можно

назвать Леонардо да Винчи. Он был не только выдающимся художником, но и

изобретателем. В правом полушарии головного мозга находятся все ответы на

наши вопросы, потому что оно связано с нашим подсознанием и интуицией.

Развивая

свои

творческие

способности,

раскрывая

свой

творческий

потенциал,

мы

открываем

для

себя

двери

в

новую

жизнь,

наполненную

самыми радостными событиями, где нет преград, а невозможное становится

возможным.

Метод

правополушарного

рисования

позволяет

одновременно

решать

основные две задачи: развитие правого полушария и раскрытие творческих

способностей.

В каждом из нас заложено желание творить, однако, не у каждого есть

способность в точности воспроизвести в рисунке тот или иной предмет. Как

следствие,

многие люди решают, что у них нет таланта к рисованию. В

современных школах живописи также придают большое значение технике

работы, забывая о том, что все мы индивидуальны по своей природе, а

потому видим мир по-разному, а потому по-разному и воспроизводим его в

рисунке.

Однако

все

великие

художники

потому

и

стали

великими,

что

следовали своей интуиции и рисовали именно правым полушарием, своими

эмоциями и чувствами. Знаменитый "Чёрный квадрат" Малевича технически

может исполнить даже младенец. И, тем не менее, есть только один "Чёрный

квадрат",

отражающий

всю

глубину

сознания,

заложенного

в

него

художником.

Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и

зажимы, которые присутствуют в человеке. Постепенно человек развивает

свой талант.

Занятия

правополушарным

рисованием

повышают

интерес

к

учёбе,

они

становятся

спокойнее,

меньше

получают

стрессов,

легче

начинают

реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть много

вариантность

решений,

творчески

подходить

к

жизненным

задачам,

обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.

Правополушарное рисование, не отрицает и не оспаривает заслуги

академических методов изобразительного искусства, подходит к обучению

п р и н ц и п и а л ь н о

и н а ч е .

С а м м е т о д

п р а в о п о л у ш а р н о г о

рисования ориентирован не на мобилизацию логических способностей, а на

их

некоторое

отключение!

На

снятие

контроля

со

стороны

«умного»,

«рационального» левого полушария.

Целевыми показателями правополушарного рисования:

• Проявление индивидуальности

• Упрощение творческого процесса

• Отключение анализа деятельности

• Избавление от внутренних преград

• Обретение внутренней гармонии

• Раскрытие творческих способностей

• Развитие внимательного и чуткого отношения к людям и к окружающему

миру.

Особенности применения

Элементы правополушарного рисования я практикую второй год на

занятиях по внеурочной деятельности «Юный художник» с учащимися 5,6

классов.

В основу метода положен принцип – меньше теории, больше практики.

На

теорию

уделяется

не

более

пяти

минут

занятий,

в

остальное

время

ученики рисуют. Картины, нарисованные подобным образом, появляются

моментально, в зависимости от размера от 5 до 30 минут.

При выполнении рисунков основополагающими являются пять основных

навыков рисования:

1. Восприятие краев (общих краев контурного рисунка).

2.

Восприятие

пространств,

называемых

в

рисовании

негативными

пространствами.

3. Восприятие соотношений (перспективы и пропорций).

4. Восприятие света и тени (или светотени).

5. Восприятие целого (гештальта, сущности объекта).

На

основе

этих

навыков

строится

выполнение

упражнений

для

развития правого полушария и развитие творческих способностей.

Приведу нескольких вариантов творческих заданий на развитие правого

полушария, которые мы опробовали с учащимися в 2014-2015 учебном году:

1

.Рисуем оптическую иллюзию

.

Его основная цель – научиться переключаться в режим правого

творческого

полушария,

которое

отвечает

за

воспроизведение

в

рисунке

наблюдаемых

форм

объекта.

Рисование

зеркальных

объектов

вынуждает

сконцентрироваться на формах и рисовать то, что

видишь, а не то, что

знаешь. Так работает правополушарный режим восприятия. Еще этот режим

может сопровождаться некоторой потерей ощущения времени, погружением

в процесс, когда почти не замечаешь происходящее вокруг. Такое состояние

и есть творчество.

2. Рисование, выходя за рамки бумаги. Это специальное упражнение: выходя

за границы бумаги, человек выходит из своих рамок, которые ограничивали

его, мешали творческому развитию.

3.

Рисование

руками.

В

процессе

такого

творчества

человек

как

бы

становится

ребенком,

проявляет

свою

непо средственно сть

и

индивидуальность.

4.

Срисовывание контурных рисунков, держа их вверх ногами.

Самую верхнюю часть рисунка закрываем рукой. В итоге видишь лишь

линии,

цветовые

пятна,

различные

черточки.

Левое

полушарие

просто

отключится от невозможности понять происходящее и вот на его смену как

раз и придет правое. Именно оно и поможет упростить это действие, так как

не будет пытаться логически разобраться в появившихся символах. В итоге

появится абсолютная копия той картины, которую вы срисовывали.

5. Контурное рисование руки не глядя на рисунок, когда видишь лишь ту

руку, которую рисуешь.

В этом случае возникает парадокс переключения с

левого

полушария

(которое

всё

знает)

на

правое

(которое

всё

видит).

По

непонятной причине контурное рисование одно из лучших заданий для того что

бы научится рисовать.

6. Рисование на картинной плоскости с использованием видоискателя-

использование метода Альбрехта Дюрера. В итоге получается достаточно

точный, реалистичный рисунок.

7.

Непринужденное

рисование

портрета

с

использованием

метода

визирования.

8. Рисование живописных работ по готовому фону.

9. Рисование композиции с использованием трех основных цветов.

10. Рисование автопортрета

Все задания включены в рабочую программу по внеурочной деятельности

«Юный художник» для 5,6 классов.

Результаты

Учащиеся учатся включать правополушарный режим работы мозга,

который

управляет

воображением,

визуальным

и

пространственным

восприятием,

а

это

в

свою

очередь

способствует

росту

и

личностных

компетенций, также научатся осознанно включать и длительно удерживать

состояние вдохновения. В таком режиме человек может много часов и дней с

увлечением напряжённо работать без какого-либо утомления и последующего

истощения. По измерению физиологической активности мозга это возможно

только при решении творческих задач в правополушарном мышлении.

При

применении

элементов

метода

правополушарного

рисования

у

учащихся наблюдается:

-

положительная

мотивация

на

внеклассных

занятиях

изобразительного

искусства;

-

формирование повышенного интереса к изобразительному искусству,

постоянная

потребность

в

получении

знаний,

расширение

кругозора,

развиваются навыки самооценки, планирование своей деятельности.

Творчество-это диалог с самим собой, со всем миром. Я на собственном

творческом и учительском опыте убедилась: когда мы, начинаем творить,

Вселенная,

будто

движется

навстречу,

помогая

нам.

Когда

занимаешься

любым

творческим

делом,

забываешь

о

болезнях

и

проблемах,

ученые

считают, что в такие моменты наш организм вырабатывает морфий. А когда

мы

видим

удачный

результат

нашего

творчества,

возникает

чувство

окрыления и ни с чем несравнимой детской, чистой радости.



В раздел образования