Автор: Турикешева Оксана Валентиновна
Должность: учитель Изо Черчения
Учебное заведение: МБОУ Школа 78
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Право полушарное рисование"
Раздел: среднее образование
Краткое
описание
метода
правополушарного
рисования
Изобразительное искусство, несмотря на второстепенное отношение к
предмету – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции,
пропорциях и перспективе.
Задача современной школы – формировать способность действовать и
быть
успешным
в
условиях
динамично
развивающегося
современного
общества.
Поэтому,
я
задумалась,
как
сделать
процесс
обучения
более
результативным.
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное
изменение
педагогической
практики,
повышение
качества
обучения.
Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими
методами.
Для
решения
этих
задач
в
современной
школе
применяют
многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в
сотрудничестве,
дифференцированное
обучение,
«
портфолио
ученика»,
модульное
обучение,
к
их
числу
можно
причислить
и
метод
правополушарного рисования.
Наверно, многие взрослые вправе говорить, что уроки ИЗО в школе для них
были не очень продуктивными. В плане того, что они не стали рисовать
лучше, чем в начальной школе. На самом деле рисунок взрослого человека,
иногда, мало отличается от рисунка ученика начальных классов.
Я очень
часто задумывалась над этим вопросом, проработав в школе несколько лет,
искала разные объяснения. Я старалась применять разные методы активации
в своей работе, все это, конечно, приносило определенные результаты, но не
очень существенные.
Три года назад, бороздя по просторам интернета, я нашла интересную
книгу, которая
и
по сей день является моей настольной книгой. Она
называется
«Открой
в
себе
художника»
автором,
которой
является
американская художница, профессор, много лет проработавшая в обычной
школе учителем изобразительного искусства - Бетти Эдвардс.
Все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга. Левое
полушарие отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы. На
протяжении
всей
нашей
жизни
нас
учат
быть
"левополушарными".
До
встречи с системой образования ребенок в равной мере пользуется обоими
полушариями: когда ему грустно - грустит, хочется играть – играет, хочется
творить – творит. Учится пользоваться всеми аспектами своего сознания. К
сожалению,
в
детском
саду,
а
особенно
в
школе
преимущественно
развивается левое полушарие. В то время как
правое полушарие, которое
отвечает
за
пространственно-образное
мышление,
за
наши
творческие
способности, позволяет нам мыслить не только формами, но и образами,
остается, по сути, недостаточно развитым. А именно оно делает нашу жизнь
яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем
л е гко
и
б ы с т р о
н а й т и
в ы ход
и з
с а мо й
с л ожн о й
с и т у а ц и и ,
начинаем мыслить креативно.
Одним из ярких представителей "правополушарных" людей можно
назвать Леонардо да Винчи. Он был не только выдающимся художником, но и
изобретателем. В правом полушарии головного мозга находятся все ответы на
наши вопросы, потому что оно связано с нашим подсознанием и интуицией.
Развивая
свои
творческие
способности,
раскрывая
свой
творческий
потенциал,
мы
открываем
для
себя
двери
в
новую
жизнь,
наполненную
самыми радостными событиями, где нет преград, а невозможное становится
возможным.
Метод
правополушарного
рисования
позволяет
одновременно
решать
основные две задачи: развитие правого полушария и раскрытие творческих
способностей.
В каждом из нас заложено желание творить, однако, не у каждого есть
способность в точности воспроизвести в рисунке тот или иной предмет. Как
следствие,
многие люди решают, что у них нет таланта к рисованию. В
современных школах живописи также придают большое значение технике
работы, забывая о том, что все мы индивидуальны по своей природе, а
потому видим мир по-разному, а потому по-разному и воспроизводим его в
рисунке.
Однако
все
великие
художники
потому
и
стали
великими,
что
следовали своей интуиции и рисовали именно правым полушарием, своими
эмоциями и чувствами. Знаменитый "Чёрный квадрат" Малевича технически
может исполнить даже младенец. И, тем не менее, есть только один "Чёрный
квадрат",
отражающий
всю
глубину
сознания,
заложенного
в
него
художником.
Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и
зажимы, которые присутствуют в человеке. Постепенно человек развивает
свой талант.
Занятия
правополушарным
рисованием
повышают
интерес
к
учёбе,
они
становятся
спокойнее,
меньше
получают
стрессов,
легче
начинают
реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть много
вариантность
решений,
творчески
подходить
к
жизненным
задачам,
обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.
Правополушарное рисование, не отрицает и не оспаривает заслуги
академических методов изобразительного искусства, подходит к обучению
п р и н ц и п и а л ь н о
и н а ч е .
С а м м е т о д
п р а в о п о л у ш а р н о г о
рисования ориентирован не на мобилизацию логических способностей, а на
их
некоторое
отключение!
На
снятие
контроля
со
стороны
«умного»,
«рационального» левого полушария.
Целевыми показателями правополушарного рисования:
• Проявление индивидуальности
• Упрощение творческого процесса
• Отключение анализа деятельности
• Избавление от внутренних преград
• Обретение внутренней гармонии
• Раскрытие творческих способностей
• Развитие внимательного и чуткого отношения к людям и к окружающему
миру.
Особенности применения
Элементы правополушарного рисования я практикую второй год на
занятиях по внеурочной деятельности «Юный художник» с учащимися 5,6
классов.
В основу метода положен принцип – меньше теории, больше практики.
На
теорию
уделяется
не
более
пяти
минут
занятий,
в
остальное
время
ученики рисуют. Картины, нарисованные подобным образом, появляются
моментально, в зависимости от размера от 5 до 30 минут.
При выполнении рисунков основополагающими являются пять основных
навыков рисования:
1. Восприятие краев (общих краев контурного рисунка).
2.
Восприятие
пространств,
называемых
в
рисовании
негативными
пространствами.
3. Восприятие соотношений (перспективы и пропорций).
4. Восприятие света и тени (или светотени).
5. Восприятие целого (гештальта, сущности объекта).
На
основе
этих
навыков
строится
выполнение
упражнений
для
развития правого полушария и развитие творческих способностей.
Приведу нескольких вариантов творческих заданий на развитие правого
полушария, которые мы опробовали с учащимися в 2014-2015 учебном году:
1
.Рисуем оптическую иллюзию
.
Его основная цель – научиться переключаться в режим правого
творческого
полушария,
которое
отвечает
за
воспроизведение
в
рисунке
наблюдаемых
форм
объекта.
Рисование
зеркальных
объектов
вынуждает
сконцентрироваться на формах и рисовать то, что
видишь, а не то, что
знаешь. Так работает правополушарный режим восприятия. Еще этот режим
может сопровождаться некоторой потерей ощущения времени, погружением
в процесс, когда почти не замечаешь происходящее вокруг. Такое состояние
и есть творчество.
2. Рисование, выходя за рамки бумаги. Это специальное упражнение: выходя
за границы бумаги, человек выходит из своих рамок, которые ограничивали
его, мешали творческому развитию.
3.
Рисование
руками.
В
процессе
такого
творчества
человек
как
бы
становится
ребенком,
проявляет
свою
непо средственно сть
и
индивидуальность.
4.
Срисовывание контурных рисунков, держа их вверх ногами.
Самую верхнюю часть рисунка закрываем рукой. В итоге видишь лишь
линии,
цветовые
пятна,
различные
черточки.
Левое
полушарие
просто
отключится от невозможности понять происходящее и вот на его смену как
раз и придет правое. Именно оно и поможет упростить это действие, так как
не будет пытаться логически разобраться в появившихся символах. В итоге
появится абсолютная копия той картины, которую вы срисовывали.
5. Контурное рисование руки не глядя на рисунок, когда видишь лишь ту
руку, которую рисуешь.
В этом случае возникает парадокс переключения с
левого
полушария
(которое
всё
знает)
на
правое
(которое
всё
видит).
По
непонятной причине контурное рисование одно из лучших заданий для того что
бы научится рисовать.
6. Рисование на картинной плоскости с использованием видоискателя-
использование метода Альбрехта Дюрера. В итоге получается достаточно
точный, реалистичный рисунок.
7.
Непринужденное
рисование
портрета
с
использованием
метода
визирования.
8. Рисование живописных работ по готовому фону.
9. Рисование композиции с использованием трех основных цветов.
10. Рисование автопортрета
Все задания включены в рабочую программу по внеурочной деятельности
«Юный художник» для 5,6 классов.
Результаты
Учащиеся учатся включать правополушарный режим работы мозга,
который
управляет
воображением,
визуальным
и
пространственным
восприятием,
а
это
в
свою
очередь
способствует
росту
и
личностных
компетенций, также научатся осознанно включать и длительно удерживать
состояние вдохновения. В таком режиме человек может много часов и дней с
увлечением напряжённо работать без какого-либо утомления и последующего
истощения. По измерению физиологической активности мозга это возможно
только при решении творческих задач в правополушарном мышлении.
При
применении
элементов
метода
правополушарного
рисования
у
учащихся наблюдается:
-
положительная
мотивация
на
внеклассных
занятиях
изобразительного
искусства;
-
формирование повышенного интереса к изобразительному искусству,
постоянная
потребность
в
получении
знаний,
расширение
кругозора,
развиваются навыки самооценки, планирование своей деятельности.
Творчество-это диалог с самим собой, со всем миром. Я на собственном
творческом и учительском опыте убедилась: когда мы, начинаем творить,
Вселенная,
будто
движется
навстречу,
помогая
нам.
Когда
занимаешься
любым
творческим
делом,
забываешь
о
болезнях
и
проблемах,
ученые
считают, что в такие моменты наш организм вырабатывает морфий. А когда
мы
видим
удачный
результат
нашего
творчества,
возникает
чувство
окрыления и ни с чем несравнимой детской, чистой радости.