Автор: Куликова Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Баграмовская СШ"
Населённый пункт: Рязанская область, Рыбновский район, д. Баграмово
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование
Система работы по формированию речевой и языковой компетенции на
уроках русского языка и литературы
Люди, которые плохо владеют речью,
имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не
научило
их пользоваться тем оружием, которое оказывается
более всего нужным.
(В.И. Чернышев, лингвист и методист ХХ века)
Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не
секрет. Всё чаще мы видим детей у телевизора, у игровой приставки или
компьютера, да ещё с плеером в ушах. Сколько времени может в течение дня
проводить ребёнок с техникой? Я поинтересовалась у своих учеников и
выяснила: оказывается, пять-шесть часов в день! А возьмите и посчитайте,
сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок
оказывается
в
духовном
вакууме,
когда
у
него
отсутствует
общение
(и
письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и
общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит
изоляция от общества.
«Скажи мне и я забуду.
Научи меня и я запомню.
Вовлеки меня и я выучу».
Бенджамин Франклин
АКТУАЛЬНОСТЬ:
проблема
формирования
и
развития
речевой
и
языковой
компетенции особенно
актуальна
в
основной
школе,
поскольку
отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте
и является условием успешного личностного развития школьников.
Цели образования сегодня определяются в соответствии с запросами
общества, с современными подходами к развитию образования.
Современное образование связано, в первую очередь, с развивающей и
воспитательной функциями, с личностно-ориентированными технологиями
обучения русскому языку и литературе.
Главная цель моей работы как учителя русского языка и литературы –
развитие высоконравственной, гармоничной
и духовно зрелой личности,
способной к творчеству и самоопределению.
Для
достижения
поставленной
цели
требуется
по стоянная
систематическая работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка
и литературы, так как именно эти учебные предметы позволяют на каждом
уроке развивать более активно речевую и языковую компетенции.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск
нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы).
2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать
собеседника,
убедительно
и
грамотно
говорить, создавать
публичное
выступление, представлять результаты своих достижений перед аудиторией,
отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами.
3. Вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать
творческий потенциал учащихся.
Я
использую
в
своей
системе
работы
по
формированию
речевой
и
языковой компетенции на уроках русского языка и литературы элементы
разных педагогических технологий:
- создание проблемной ситуации - из технологии проблемного обучения
- работа с текстом разного уровня сложности - из технологии уровневой
дифференциации
- сообщения на лингвистическую тему, доклады, публичные выступления на
социально значимые тему - из технологии проведения учебных дискуссий
- работа в парах, группах, отзыв, рецензия,
использование различных форм
общения - из технологии личностной ориентации
- работа с большим объемом информации - из проектной технологии
- различные приемы: «Верные и неверные утверждения»,
«
Корзина идей,
понятий,
имен»,
«Составление
кластера»
и
другие
- из
технологии
критического мышления
-
презентации,
видеоуроки,
аудиозаписи
– из
информационно-
коммуникационных технологий.
Таким образом, сложилась система моей работы по развитию речевой и
языковой компетенции, которая применяется
на уроках русского языка и литературы;
на факультативах и элективных курсах;
во внеклассной работе;
в ходе индивидуальной, самостоятельной работы учащихся.
В системе уроков русского языка и литературы важное место занимают
уроки развития речи, на которых я использую все элементы своей системы по
формированию речевой и языковой компетенции.
Эту работу я начинаю с 5-го класса, постепенно усложняя задания.
На уроках развития речи я использую такие виды работ как сочинение,
изложение,
устное
рисование,
написание
рассказов,
анализ
текста,
прозаического и поэтического, работа над речевыми ошибками, работа над
сжатием
текста
(план,
тезисы,
конспекты),
устное
высказывание
на
лингвистическую тему и другие.
Приведу несколько примеров, как я использую те или другие элементы
своей системы на уроках.
Приступая к работе над сочинением, я использую тексты разного уровня
сложности, проблемные ситуации и применяю разнообразные приемы. Мы
пишем сочинения
по данному началу,
по фразе из текста;
по серии картинок,
по наблюдениям и воспоминаниям;
сочинения пишем в различных стилях (художественный, научный,
разговорный)
и типах речи (повествование, описание, рассуждение).
Очень
нравится
ребятам
работать
над сочинениями-миниатюрами по
пословице,
которые
развивают
образное
мышление
ребёнка,
позволяют
поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и
сегодня.
Часто использую на уроках такой вид работы как мини – изложение. Его
можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного
для
мини-изложения,
вместе
с
детьми
разбираем
то,
как
автор
создает
художественный
образ,
как
он
воздействует
на
читателя,
каковы
художественные
средства
языка.
На
данных
уроках
часто
использую
аудиозаписи. Лучшие работы учащихся зачитываются на уроке вслух, они
становятся образцом для подражания и выполняют важную роль в развитии
речевых умений.
Постепенно
тексты
усложняются,
дети
учатся
писать изложение
с
элементами сочинения, где обучающийся не только излагает текст, но и
рассуждает о нём, делает из него выводы. Итогом этой работы является
написание отзыва о прочитанном тексте.
Очень часто использую такой вид работы как правка текста – работа над
речевыми
ошибками учащихся. Такая работа очень эффективна: обращая
внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки. Кроме
того, на таких уроках отрабатываются умения пользоваться выразительными
средствами языка, что является показателем речевой и языковой компетенции
учащихся.
На
таких
уроках
часто
использую
элементы
технологий
личностной ориентации, технологии учебных дискуссий.
Одним из важных видов работ над развитием речевых умений и навыков
является умение детей писать сжатое изложение. При этом нужно сохранить
тип речи, стиль текста, его яркость и выразительность, эмоциональность, не
исказить тему и идею и не упустить ни одну микротему текста. Работа эта
достаточно трудная, требует развитых речевых умений и навыков.
Предлагаю вам послушать текст.
Исходный текст
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть
связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем
сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого
внимания,
как
виртуальные.
Но
несмотря
на
все
появляющиеся
новинки,
такие
как
телефоны
и
компьютерная
техника,
игрушка
всё-таки
остается
неповторимой
и
незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с
которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем
положительные
качества,
сделать
его
психически
здоровым,
привить
любовь
к
окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно
выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и
поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать
полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Из данного текста выделяем микротемы, главную информацию в каждой
микротеме. Сохраняя стиль и тип речи, как я уже говорила об этом ранее,
определяем языковые средства выразительности, которые будем использовать
в сжатом тексте.
Используя все возможные способы компрессии текста,
получаем сжатый текст.
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть
связанное с ними бережно хранимое светлое и нежное воспоминание. Любимая игрушка –
самое яркое воспоминание из детства.
В
век
компьютерных
технологий
реальные
игрушки
не
привлекают
к
себе
такого
внимания, как виртуальные. Но обычная игрушка всё-таки остается неповторимой и
незаменимой в своем роде, ведь она учит и развивает ребенка, с ней он может общаться,
играть, приобретать жизненный опыт.
Игрушка – ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем
положительные
качества,
привить
любовь
к
окружающим,
необходимо
тщательно
выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир поведение, атрибуты, систему
ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью
игрушек негативной направленности.
Эти навыки учащимся потребуются не только на уроках русского языка и
литературы,
умение
передавать
информацию
в
сжатом
виде
требуется
абсолютно каждому из нас.
Составление плана текста, конспектов, тезисов – эти виды работ тоже
относятся
к
приемам
сжатия
текста,
но
требуют
других
определенных
навыков. При выполнении этих работ я использую такие элементы своей
системы по формированию речевой и языковой компетенции как работа с
текстом
разного
уровня
сложности,
разного
объема
информации,
дифференцированный подход к навыкам и умениям учащихся и другое.
Важным видом работы на уроках развития речи является анализ текста.
Чаще всего анализ теста провожу на уроках литературы. С каждым годом
он усложняется, вводятся новые элементы, в старших классах проводится
полный анализ текста.
Именно
уроки
развития
речи
позволяют
в
полной
мере
ученику
почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя, участником
учебного
процесса.
Речевая
и
языковая
компетентность
ученика
осуществляется
через диалог,
т.е.
через
такую
организацию
речи,
при
которой активны в равной степени все её участники.
Формой равноправного общения учителя и ученика является, на мой
взгляд, и такой вид работы как дискуссия, которая является частью моей
системы
по
формированию
речевой
и
языковой
компетенции.
Дискуссия
воспитывает
у
школьников
культуру
речевого
общения
во
время
спора;
формирует умение дискутировать, просто и понятно излагать свою точку
зрения,
убедительно
её
доказывать,
спокойно
выслушивать
доводы
оппонента. Для таких уроков предлагаю темы: «Простое или
сложное?»),
«Это
сложное предложение»
(классификация
сложных
предложений
в
русском
языке),
«Сколько
частей
речи
в
русском
языке?»,
«Нужны
ли
заимствованные слова?») и т.д.
Подготовленные таким образом учащиеся не боятся принимать участие в
дискуссиях на уроке, публично выступать на разных мероприятиях.
Работа по развитию речевых и языковых компетенций ведется на всех
уроках русского языка и литературы: дети отвечают на вопросы, выполняют
упражнения, учитель следит за речью, поправляет, где это необходимо.
Для
того
чтобы
такая
работа
была
продуктивной,
необходимо
поддерживать
интерес
ребенка
к
тому,
чтобы
его
речь
была
грамотной,
убедительной, яркой, выразительной, эмоциональной. Все это достигается и
через
повышение
интереса
к
предмету.
Для
этого
я
использую
разнообразные формы и методы обучения: проблемные вопросы, ребусы,
сказки, загадки, кроссворды, игры, составление предложений по схемам, по
заданному началу, различные виды диктантов.
Вот несколько видов диктанта:
слуховые диктанты;
немые диктанты;
графические диктанты;
буквенные диктанты;
кроссвордные диктанты; свободные диктанты и т.д.
Вот несколько вариантов игр-упражнений: «Четвертый лишний», «Составьте
слово»,
«Замени
слово
похожим
по
значению»,
«Исправьте
ошибки»
и
другие.
Всегда удачными бывают уроки, на которых я использую
элементы
технологии критического мышления: например, прием «Верные и неверные
утверждения».
Учащимся
предлагается
ряд
утверждений,
из
которых
они
должны
выбрать соответствующие, по их мнению, действительности.
Например:
1.
Существительное - это самостоятельная часть речи.
2.
Существительные бывают женского рода и мужского.
3.
Существительные бывают 1-ого, 2-ого, 3-его склонения.
4.
Существительные изменяются по родам и падежам.
5.
В предложении существительные являются только подлежащим .
6.Существительное обозначает предмет.
1. Местоимение – служебная часть речи.
2. Местоимение обозначает предметы и признаки.
3. Местоимение не обозначает предметы и признаки, а указывает на них.
4. Все личные местоимения имеют род.
5. Притяжательные местоимения отвечают на вопрос «чей?» и изменяются
как прилагательные.
6. Вопросительные местоимения – кто, что, какой, чей, когда, куда, где.
7. Вопросительные местоимения употребляются в побудительных
предложениях.
8. Неопределенные местоимения образуются от притяжательных.
9. Неопределенные местоимения образуются от вопросительных.
Прием
«Верите
ли
вы…»
провожу
с целью вызвать
интерес
к
изучению
темы
и
создать положительную
мотивацию
самостоятельного
изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения
темы.
При знакомстве с биографией И.А. Крылова предлагаю такие
утверждения:
- И.А. Крылов родился в Москве.
- Н.В. Гоголь о Крылове говорил: «Поэт и мудрец слились в нем воедино»
- Семья Крылова жила бедно.
- Учение давалось легко.
- Чуткость к языкам обнаружилась у него с детства.
- Басни Крылова знают взрослые и дети.
- Писал о нем П. Вяземский: « Россия радовалась и гордилась им и будет
радоваться и гордиться, доколе будет процветать наш народный язык и
драгоценно будет русскому народу русское слово».
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет
их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового материала,
учебному фильму, учебной статье.
Научит ребят думать над прочитанным, понимать произведение
прием
«Толстых»
и
«тонких»
вопросов. Вопросы
такого
плана
возникают
на
протяжении всего урока русского языка и литературы. Предлагаю учащимся
задание: составьте вопросы по статье учебника (чаще всего по биографии
писателя), по художественному произведению и т.д.
«Тонкие»
вопросы
–
вопросы,
требующие
простого,
односложного
ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого
ответа.
Это
позволяет
мне
формировать
умения
и
навыки
учащихся
формулировать вопросы и соотносить понятия.
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните, почему….?
Как вы думаете, почему ….?
Предположите, что было бы, если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?
Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
На своих уроках я убедилась, что ребятам нравится формулировать и
записывать
вопросы
к
произведению
и
биографиям
писателей.
Данную
работу можно организовать в парах, в группах и индивидуально.
Успехом у детей пользуется и приём «Ключевые слова».
Это
слова,
по
которым
можно
составить
рассказ
или
определение
некоторого
понятия.
В
центре
записываем
слово,
вокруг
которого
фиксируются слова или предложения, связанные с темой.
Например: Собака Тайга, мы с папой, лес, тревожный лай, мальчишки,
птенец, мама, громко пищала, оставили, спас.
«Мозговой штурм» позволяет не только активизировать школьников и
помогает
разрешить
проблему,
но
также
формирует
нестандартное
мышление.
Такая
методика
не
ставит
ребенка
в
рамки
правильных
и
неправильных ответов, ученики могут высказывать любое мнение, которое
поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Для того чтобы выступление во время «мозгового штурма» было
корректным, дети придерживаются ряда правил:
- на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты;
- высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать;
- все ответы фиксируются на доске;
- записанная на доске информация анализируется;
- совместно отбираются наиболее оптимальные решения.
Прием
«Кластер» использую
для
структуризации
и
систематизации
материала. Кластер – способ графической организации учебного материала,
суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или
зарисовывается
основное
слово
(идея,
тема),
а
по
сторонам
от
него
фиксируются идеи (слова), с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного
слова (тема урока) выписать ключевые, понятия, выражения. А затем вместе
в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые
понятия, выражения, необходимой информацией.
Например:
имя
существительное
–
грамматическое
значение
–
морфологические признаки – синтаксическая роль;
имя существительное – предмет - кто? что? – род муж., жен., сред., -
собственные, нарицательные – одушевленные, неодушевленные – изменяется
по падежам и числам – подлежащее, сказуемое, дополнение и обстоятельство.
Приём «Корзина идей, понятий, имён…»
Задаю прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной
проблеме.
Например, я ставлю перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете об имени существительном?
Сначала ученики вспоминает и записывает в тетради или справочнике в
виде
схемы
всё,
что
знают
по
той
или
иной
проблеме,
это
строго
индивидуальная работа (продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит
обмен
информацией
в
парах
или
группах.
Дети
делятся
друг
с
другом
известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение предоставляю
не
более
3
минут.
Ученики
выясняют,
в
чём
совпали
имеющиеся
представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляет список идей).
Все сведения кратко записываются в «Корзинке» идей (без комментариев),
даже
если
они
ошибочны.
В
корзину
идей
можно
«сбрасывать»
факты,
мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее
в
ходе
урока
эти
разрозненные
в
сознании
ребёнка
факты
или
мнения,
проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Приём
взаимоопроса
и
взаимообучения.
Данный
прием
весьма
эффективен при работе со слабыми детьми.
Он позволяет закрепить
изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. Ученику легче
ответить своему однокласснику, чем мне, учителю: снимается зажатость,
страх
перед
ошибкой.
Эту
работу
организую
в
парах,
обязательно
фиксируются правильные и неправильные ответы.
Детям очень нравится
прием «Синквейн». В переводе с французского
слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое
пишется
по
определённым
правилам.
Этот
прием
развивает
умение
учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном тексте, главные
идеи,
синтезировать
полученные
знания
и
проявлять
творче ские
способности.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение),
название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему,
выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.
3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия,
относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение
автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация,
повторяющая суть темы, слово-резюме.
После изучения рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» ребята
составили такой синквейн:
1.
Жилин
2.
Сильный, смелый.
3.
Осматривался, мастерил, бежал.
4.
Этот человек-настоящий офицер.
5.
Патриот.
В последнее время активно начала применять метод интеллект-карт.
Он является, на мой взгляд, идеальным методом в формировании таких
навыков как анализ, обобщение учебного материала, работа с различной
информацией, способность критически мыслить является метод интеллект-
карт.
Метод интеллект-карт был предложен американским психологом Тони
Бьюзеном.
Изучением
метода
в
России
занимается
профессор
Санкт-
Петербургского
университета
Бершадская
Елена
Александровна.
С
теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте
Михаила Евгеньевича Бершадского.
Эффективность
интеллектуальных
карт
связана
с
устройством
человеческого
мозга,
отвечающего
за
обработку
информации.
Левое
полушарие
отвечает
за
логику,
анализ,
упорядоченность
мыслей.
Правое
полушарие
–
за
ритм,
восприятие
цветов,
воображение,
представление
образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая
информацию,
используют
преимущественно
левополушарные
ментальные
способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную
картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты
задействуют
оба
полушария,
формируют
учебно-
познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и
творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом
восприятия,
обработки
и
запоминания
информации,
развития
памяти,
мышления, речи.
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах
урока:
изучение нового материала
закрепление материала
обобщение материала
написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской
работы
подготовка проекта, презентации
аннотирование
конспектирование
Карты могут быть индивидуальные, групповые, коллективные.
(карты)
Факультативы и элективные курсы являются продолжением учебного
процесса. И здесь также важным аспектом является работа над развитием
речевой и
языковой компетенции.
Такой вид работы как
комплексный
анализ текста дает положительные результаты. На примере художественных
текстов
повышается
орфографическая,
пунктуационная
грамотность,
отрабатываются речевые навыки учащихся. Ребята лучше чувствуют красоту
художественного слова, их собственные творческие работы становятся ярче,
выразительнее, эмоциональнее. Особенно это заметно на уроках литературы.
Работа по развитию речи продолжается и во внеклассной работе по
предмету:
провожу
викторины,
игры,
конкурсы,
литературные
вечера,
например: «Звездный час» по творчеству А.С. Пушкина, «Умники и умницы»
по
творчеству
М.
Ю.
Лермонтова,
игра
по
русскому
языку
«Что?
Где?
Когда?», «Мой русский язык», КВН «Знаешь ли ты русский?», «Знатоки
русского языка», конкурс чтецов «Сторона моя родная», «Имя писателя» и
др. Такая работа повышает интерес детей к родному языку и литературе.
Дети
с
удовольствием
принимают
в
них
участие,
приобретая
навыки
общения, публичного выступления. Это хорошая возможность показать свое
умение красиво и грамотно говорить, проявить артистичность.
Желая показать свои знания,
творческие способности,
мои
ученики
принимают
активное
участие
в
чемпионатах,
олимпиадах,
конкурсах
различного
уровня,
например:
«Есенинские
родники»,
«Слово
доброе
посеять», «Зову тебя в мою Мещеру» в номинациях «Проза» и «Поэзия»,
Всероссийский конкурс сочинений, конкурс стихотворений «Люблю тебя,
моя Россия!» к 70-летию Победы, конкурс сочинений «Письмо деду в 45»,
Конкурс «Живая классика», «Регион письма», пишут заметки в газету, тексты
к выпускам школьного телевидения и т.д..
Не последнюю роль в развитии речевой и языковой компетенции играет и
индивидуальная работа с детьми. Для подготовки к различным конкурсам,
олимпиадам я предлагаю детям раздаточный материал, а также размещаю
необходимую информацию на сайте школы, личном сайте. Дистанционную
работу веду и с детьми, пропускающими занятия по болезни.
Работа по формированию речевой и языковой компетенции
должна
проводиться
в системе, только тогда она
достигнет поставленной цели.
Положительным результатом своей работы по заявленной системе я считаю
стабильные результаты учащихся на итоговой аттестации за курс средней
школы,
призеры
предметных
олимпиад
по
русскому
языку,
достаточно
высокие результаты моих учеников в различных конкурсах. Они становятся
победителями, призерами и стипендиатами главы района.
Опытом
своей
работы
я
неоднократно
делилась
на
школьных
методических семинарах, на педагогических советах.
2013-2014 уч.г. методический семинар по темам: «Урок в свете введения
ФГОС ООО»
Урок в 7 классе «Великая сила любви» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Методическая тема: развитие коммуникативных компетенций
на уроках
литературы
2014-2015 уч.г.
Интегрированный урок музыка + этика и этикет "История создания военных
песен", 9 класс, учителя Сенькина Т.И., Куликова С.А. Методическая тема:
«Интегрированный урок, как средство формирования ключевых
компетентностей учащихся»
2015-2016 уч.г.
Мастер – класс в «Развитие речевых компетенций посредством разного
вида диктантов»
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к
звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и
назначение.
Для
развития
речи
детей
очень
важно,
чтобы
они
постоянно слышали образцы правильной красивой речи как письменной,
так и устной – это могут быть художественные тексты, это могут быть
записи выступлений артистов и, конечно же, речь самого учителя.