Напоминание

Изучение психологической готовности первоклассников к школьному обучению


Автор: Бутолина Снежана Павловна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКОУ "Сюрсовайская СОШ"
Населённый пункт: с. Шаркан
Наименование материала: эксперементальное исследование
Тема: Изучение психологической готовности первоклассников к школьному обучению
Раздел: начальное образование





Назад




Изучение психологической готовности первоклассника

к обучению в школе.

Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс, он попадает в

непривычную для него среду, и от того как ребенок пройдет адаптацию в школе, во

многом зависят его эмоциональное состояние, его работоспособность, состояние

здоровья,

успешность

учебы

в

целом.

В

этот

период

очень

важна

как

психологическая готовность, так и физическая.

Сейчас

начальное

образование

и

образование

в

целом

предъявляет

к

ученикам очень высокие запросы, и большинство детей приходят в школу плохо

подготовленными.

Для

того,

чтобы

дети

понимали

важность

школы,

с

ними

проводятся

определенные занятия в детском саду, проводится диагностика их психологической

готовности педагогом-психологом детского сада.

Проблема психологической готовности всегда актуальна.

Л.А. Венгер, Е. Е. Кравцова и т.д. относят к психологической готовности

следующие

компоненты:

умение

ученика

войти

в

коллектив

личностная

готовность; принятие ребенком себя как школьника; умственное развитие ребенка;

умение взаимодействовать с другими людьми, иметь коммуникативные навыки;

ребенок

должен

уметь

управлять

своими

эмоциями

и

контролировать

свое

поведение; ребенок долен уметь ставить перед собой цель, принимать решения для

достижения

этой

цели,

намечать

план

действий

и

прилагать

усилия

для

ее

реализации. [1, стр 115].

Проблема

психологической

готовности

первоклассника

к

школьному

обучению рассматривается и в отечественной и в зарубежной психологии. Но

мнения на эту тему расходятся, например зарубежные ученые – А. Анастази, Я.

Йирасек, С. Штрембел и др. рассматривают эту проблему в аспекте школьной

зрелости.

Отечественные

же

психологи

Л.С.

Выготский,

Д.Б.

Эльконин,

Л.

Божович и др. в основном занимаются теоретическим исследованием проблемы.

Таким

образом

психологическая

готовность

ребенка

считается

комплексным

структурным

образованием,

которое

содержит

в

себе

интеллектуальную,

личностную, социально-психологическую, эмоционально-волевую готовность. [2,

стр 15].

После изучения литературы по проблеме психологической готовности, были

выбраны

методики

для

исследования

эмоционального

состояния

ребенка

и

внутренней

позиции

школьника,

была

проведена

диагностика

психологической

готовности первоклассников к школьному обучению.

В данном исследовании участвовали учащиеся первого класса в количестве

22 ребенка. По результатам исследования в коррекционно-развивающей работе

приняли

5

учащихся

«группы

риска».

Для

их

успешной

коррекционно-

развивающей работы была разработана программа.

В

результате

проведенного

исследования

мы

пришли

к

выводу,

что

диагностика

всех

участников

образовательного

процесса

позволила

выявить

учащихся

имеющих

трудности

в

адаптации

и

своевременно

оказанная

психологическая помощь способствовала успешной адаптации детей в процессе

обучения.

По результатам диагностики психологическая готовность в процессе обучения

протекает благоприятно. Многие учащиеся ориентированы на получение знаний и

заинтересованы в учебной деятельности, которая стала ведущей. У небольшого

количества

обследованных

учащихся

учебная

мотивация

находится

на

стадии

формирования.

И

присутствуют

учащиеся

с

очень

низким

уровнем

школьной

мотивации. Один ребенок находится в состоянии компенсируемой усталости, при

этом самовосстановление происходит за счет снижения работоспособности, что в

процессе дальнейшего обучения может повлиять на успешность и самочувствие

ребенка в учебной деятельности. 14% учащихся с преобладанием отрицательных

эмоций в школьной жизни. Этим детям необходима помощь со стороны взрослых,

поскольку сами они с этой ситуацией справиться не могут.

После

проведения

коррекционно-развивающей

программы

была

проведена

повторная диагностика, полученные результаты которой указывают на то, что,

подобного

рода

формирующий

эксперимент,

оказывает

своё

влияние

на

положительное прохождение процесса психологической готовности учащихся к

процессу обучения.

Сравнительный анализ результата диагностики контрольного эксперимента

позволяет сделать выводы о том, что программа, направленная на повышение

уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников является эффективной.

Результаты

и

материалы

данной

работы

могут

быть

использованы

для

сравнения

и

выбора

методик

исследования

психологической

готовности

первоклассников к школьному обучению.

Результаты,

полученные

в

ходе

исследования,

могут

послужить

дополнительной информацией при работе с детьми для педагогов, воспитателей

детских

садов,

родителей

и

детских

психологов.

Но

необходима

дальнейшая

разработка и изучение данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом

направлении.

Литература.

1.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /

Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.

2.

Г.Г.

Кравцов,

Е.Е.

Кравцова

Шестилетний

ребенок.

Психологическая

готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987, 87

с.

3.

Кулагина

И.Ю.,

Колюцкий

В.Н.

Возрастная

психология:

Полный

жизненный

цикл

развития

человека

[Текст]:

учебн.

пособ.

для

студентов /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004, 464 с



В раздел образования