Автор: Бутолина Снежана Павловна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МКОУ "Сюрсовайская СОШ"
Населённый пункт: с. Шаркан
Наименование материала: эксперементальное исследование
Тема: Изучение психологической готовности первоклассников к школьному обучению
Раздел: начальное образование
Изучение психологической готовности первоклассника
к обучению в школе.
Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс, он попадает в
непривычную для него среду, и от того как ребенок пройдет адаптацию в школе, во
многом зависят его эмоциональное состояние, его работоспособность, состояние
здоровья,
успешность
учебы
в
целом.
В
этот
период
очень
важна
как
психологическая готовность, так и физическая.
Сейчас
начальное
образование
и
образование
в
целом
предъявляет
к
ученикам очень высокие запросы, и большинство детей приходят в школу плохо
подготовленными.
Для
того,
чтобы
дети
понимали
важность
школы,
с
ними
проводятся
определенные занятия в детском саду, проводится диагностика их психологической
готовности педагогом-психологом детского сада.
Проблема психологической готовности всегда актуальна.
Л.А. Венгер, Е. Е. Кравцова и т.д. относят к психологической готовности
следующие
компоненты:
умение
ученика
войти
в
коллектив
–
личностная
готовность; принятие ребенком себя как школьника; умственное развитие ребенка;
умение взаимодействовать с другими людьми, иметь коммуникативные навыки;
ребенок
должен
уметь
управлять
своими
эмоциями
и
контролировать
свое
поведение; ребенок долен уметь ставить перед собой цель, принимать решения для
достижения
этой
цели,
намечать
план
действий
и
прилагать
усилия
для
ее
реализации. [1, стр 115].
Проблема
психологической
готовности
первоклассника
к
школьному
обучению рассматривается и в отечественной и в зарубежной психологии. Но
мнения на эту тему расходятся, например зарубежные ученые – А. Анастази, Я.
Йирасек, С. Штрембел и др. рассматривают эту проблему в аспекте школьной
зрелости.
Отечественные
же
психологи
–
Л.С.
Выготский,
Д.Б.
Эльконин,
Л.
Божович и др. в основном занимаются теоретическим исследованием проблемы.
Таким
образом
психологическая
готовность
ребенка
считается
комплексным
структурным
образованием,
которое
содержит
в
себе
интеллектуальную,
личностную, социально-психологическую, эмоционально-волевую готовность. [2,
стр 15].
После изучения литературы по проблеме психологической готовности, были
выбраны
методики
для
исследования
эмоционального
состояния
ребенка
и
внутренней
позиции
школьника,
была
проведена
диагностика
психологической
готовности первоклассников к школьному обучению.
В данном исследовании участвовали учащиеся первого класса в количестве
22 ребенка. По результатам исследования в коррекционно-развивающей работе
приняли
5
учащихся
«группы
риска».
Для
их
успешной
коррекционно-
развивающей работы была разработана программа.
В
результате
проведенного
исследования
мы
пришли
к
выводу,
что
диагностика
всех
участников
образовательного
процесса
позволила
выявить
учащихся
имеющих
трудности
в
адаптации
и
своевременно
оказанная
психологическая помощь способствовала успешной адаптации детей в процессе
обучения.
По результатам диагностики психологическая готовность в процессе обучения
протекает благоприятно. Многие учащиеся ориентированы на получение знаний и
заинтересованы в учебной деятельности, которая стала ведущей. У небольшого
количества
обследованных
учащихся
учебная
мотивация
находится
на
стадии
формирования.
И
присутствуют
учащиеся
с
очень
низким
уровнем
школьной
мотивации. Один ребенок находится в состоянии компенсируемой усталости, при
этом самовосстановление происходит за счет снижения работоспособности, что в
процессе дальнейшего обучения может повлиять на успешность и самочувствие
ребенка в учебной деятельности. 14% учащихся с преобладанием отрицательных
эмоций в школьной жизни. Этим детям необходима помощь со стороны взрослых,
поскольку сами они с этой ситуацией справиться не могут.
После
проведения
коррекционно-развивающей
программы
была
проведена
повторная диагностика, полученные результаты которой указывают на то, что,
подобного
рода
формирующий
эксперимент,
оказывает
своё
влияние
на
положительное прохождение процесса психологической готовности учащихся к
процессу обучения.
Сравнительный анализ результата диагностики контрольного эксперимента
позволяет сделать выводы о том, что программа, направленная на повышение
уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников является эффективной.
Результаты
и
материалы
данной
работы
могут
быть
использованы
для
сравнения
и
выбора
методик
исследования
психологической
готовности
первоклассников к школьному обучению.
Результаты,
полученные
в
ходе
исследования,
могут
послужить
дополнительной информацией при работе с детьми для педагогов, воспитателей
детских
садов,
родителей
и
детских
психологов.
Но
необходима
дальнейшая
разработка и изучение данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом
направлении.
Литература.
1.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /
Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.
2.
Г.Г.
Кравцов,
Е.Е.
Кравцова
Шестилетний
ребенок.
Психологическая
готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987, 87
с.
3.
Кулагина
И.Ю.,
Колюцкий
В.Н.
Возрастная
психология:
Полный
жизненный
цикл
развития
человека
[Текст]:
учебн.
пособ.
для
студентов /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004, 464 с