Автор: Абдиева Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №22
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Паспорт мини - музея
Тема: Мини - музей "Хлеба"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №22
«Детский сад комбинированного вида»
Паспорт
мини-музея
«Хлеба»
(подготовительная группа
«Воробушки»)
Воспитатели: Маханькова М.Н.
Абдиева Е.Н.
2018 г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………..…….3
2. Сведения об авторском коллективе…………………………………..….4
3. Паспортные данные мини-музея……………………………………..…..4
4. Аспекты музейной деятельности……………………………………..…..5
5. Экспонаты музея…………………………………………………………..7-8
6. Характеристика мини-музея «Хлеба»……………..……………………..9
7. План работы по созданию мини-музея «Хлеба»…………………..…....10
8. Перспективный план работы в мини-музея……………………………..11
9. Перспектива развития мини-музея………………………………………11
10. Список литературы………………………………………………………12
Введение
В последнее время широкое распространение получила организация работы с
детьми
на
базе
мини-музеев,
созданных
в
дошкольном
образовательном
учреждении.
Обращение
к
истории,
освоение
социального
опыта
прошлых
поколений, погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных
экспонатов
позволяет
ребенку
получить
представление
о
традициях,
сформировать
целостную
картину
мира,
побудить
интерес
к
поисковой
и
исследовательской деятельности, узнать об элементах материальной и духовной
культуры, способствуют формированию исторического сознания.
Есть в мире понятия, ценность которых ни в чѐм не измеряется. Это воздух,
земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой
продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость.
Без
хлеба
не
обходится
ни
один
скромный
завтрак,
ни
будничный
обед,
ни
праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и
впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции,
которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от
рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках
люди произносят с любовью и теплотой. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и
отношении к нему наш мини - музей хлеба.
Хлеб
в
Кемеровской
области
любят,
гордятся
и
прославляют.
Но,
к
сожалению, наблюдения и беседы показали, что у детей дошкольного возраста
недостаточно
сформированы
представления
о
культуре
потребления
хлеба
и
значимости
для
здоровья
человека.
Ребенок
может
бросить
хлеб,
у
детей
самостоятельно
не
возникает
потребность
использовать
остатки
хлеба
для
подержания птиц в зимний период. Размышления об отношении детей к хлебу
подтолкнули к созданию в группе мини – музея «Хлеба».
Сведения об авторском коллективе
МАДОУ №22
Воспитатели:
Маханькова
Мария
Николаевна,
первая
квалификационная
категория.
Абдиева Екатерина Николаевна, первая квалификационная категория.
Паспортные данные мини-музея
Место нахождения: 650040 Кемеровская область
Заводский район, г. Кемерово ул. Дружбы 35В.
Наименование: мини-музей «Хлеба»
Дата открытия: 14 октября 2018 г.
Наличие паспорта: имеется
Музейные разделы: включает в себя несколько экспозиций:
«Русская изба»
«Мельница»
«Русская печь»
Виды
экспонатов:
предметы русского
народного
быта,
утварь,
мебель,
деревянные поделки, посуда, выпечка из соленого теста.
Сведения о техническом состоянии комнат: экспозиция мини-музей «Хлеба»
расположена в подготовительной группе «Воробушки» детского сада на первом
этаже.
Материальное
обеспечение:
поступление
экспонатов
от
работников
ДОУ
и
родителей.
Актуальность:
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений
работы
с
подрастающим
поколением
становится
патриотическое
воспитание.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-
исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени.
Развивать
у
детей
понимание
культурного
наследия
и
воспитывать
бережное
отношение
к
нему
необходимо
с
дошкольного
возраста.
Музейная
педагогика
помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать
его традиции, культуру, быт.
Цель:
реализация
направления
«Музейная
педагогика».
Создание
условий
для
развития
познавательных
и
творческих
способностей
воспитанников
группы,
воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.
Задачи:
-обогащать и уточнять знания детей о хлебе, труде взрослых;
-формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоска;
- прививать уважения к хлебу и людям, вырастившим его;
-уточнять
знания
о
процессе
приготовления
хлеба
как
полезного
и
необходимого продукта для жизни человека;
-формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
Адресность
Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников
ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного
возраста;
досуги
и
развлекательные
мероприятия,
с
использованием
экспонатов
музея.
Аспекты музейной деятельности.
• Социально-коммуникативное развитие,
• Познавательное развитие,
• Речевое развитие,
• Художественно-эстетическое развитие,
• Физическое развитие.
Разделы мини-музея:
Раздел «Русский каравай»
Раздел «Мельницы»
Раздел «От зерна до каравая»
Раздел «Сельскохозяйственные машины»
Раздел «Хлебобулочные изделия»
Раздел «Русское чаепитие»
Раздел «Книжный уголок»
Раздел «Театральный уголок»
Музейные
экспонаты
собраны
в
соответствии
с
возрастом
детей
и
располагаются на полке в групповой комнате.
Экспонаты, которые используются при работе с детьми только совместно с
воспитателем располагаются на верхних полках: печка, лопата, ухват, цеп, серп и т.д.
На нижних полках представлены книги, иллюстрации, пазлы, пальчиковый театр,
машины, мельницы, которые всегда доступны детям.
Педагогические функции музея:
Образовательные: усвоение информации, стимулирующей интерес к народному
быту;
использование
дидактических
материалов,
расширяющих
рамки
учебной
программы, обогащение словарного запаса.
Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти,
сенсорно – физиологических структур; развитие зрительно-слухового восприятия.
Воспитательные:
формирование
личностных
качеств,
взглядов,
убеждений;
формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре.
Экспонаты музея
Характеристика мини-музея «Хлеба»
В
октябре
2018
года,
в
нашей
группе
«Воробушки»
был
организован
этнографический
музей «Хлеба».
Такой
музей
является
своеобразным
окном
в
мир русской
культуры,
способствующим
установлению
особого
рода
контактов
между ребенком и экспонатами музея. В создании музея принимали участие не
только
педагоги
ДОУ,
но
и
родители
воспитанников.
Находясь
в
группе,
дает
возможность посещать мини-музей в любое удобное для воспитателя время. Так же
рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально и со
своими детьми. Мини-музей дает повод для общения, привлекая детей к себе тем,
что экспонаты музея можно не только рассматривать, но и трогать руками, играть с
ними.
– Обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка.
– Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
– Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
– Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Фундамент
будущего
человека
закладывается
в
раннем
детстве.
Для
дошкольного
периода
характерны
наибольшая
обучаемость
и
податливость
педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Если у дошкольников не
будут
сформированы
надлежащим
образом
такие
качества как:
эмоциональное
отношение к окружающим людям, сочувствия к их нуждам и переживаниям, любовь
к родной земле и истокам русской народной культуры то восполнять возникший
недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Важно не только формировать в детях добросовестное отношение к труду, но и дать
понять, что любить Родину, значит сберечь то, что нам достается от предков. И
именно от них зависит, что останется от окружающей природы в будущем.
План работы по созданию мини-музея «Хлеба»
Название этапа
Содержание
работы
Сроки
реализации
Ожидаемый
результат
1.
Подготовительный
этап
Родительское
собрание
сентябрь
1.
Определение темы
и названия музея
2.
Выбор места для
размещения
3.Выбор
инициативной
группы.
2.
Практический
этап
1.Сбор экспонатов;
2.Оформление
выставки
3.Индивидуальная
работа с детьми
4.Проведение
экскурсий.
сентябрь -
ноябрь
Создание мини –
музея:
«Хлеба»
3.
Подведение
итогов
Заседание
инициативной
группы
декабрь
.Выставка экспонатов
мини
– музея.
Фольклорный
праздник
« С л а в а
хлебу на столе»
Тематический план занятий в мини-музее.
Тема цикла
занятий
Задачи занятия
Месяц
Рассматривание
колосьев в вазе.
Воспитывать осторожное обращение с засушенными
колосьями.
Формировать
умение
обследовать
и
сравнивать
колосья
разных
злаковых
культур
(рожь,
пшеница,
овѐс).
Учить
различать
и
называть
колосья
разных злаковых культур.
сентябрь
Чтение
стихотворений
В.Воронько
«Вот и лето
пролетело..»,
«Вешний день, пахать
пора…»,
Н.Красильникова
«Колосок».
Поддерживать интерес к литературным произведениям.
Расширять представления детей о труде тракториста,
хлебороба и комбайнѐра.
сентябрь
Познание:
Ф.Ц.К.М с
использованием ИКТ
«Откуда берѐтся хлеб».
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к
труду людей, выращивающих хлеб
сентябрь
Загадки о хлебе.
Воспитывать уважение к ответам товарищей.
Развивать
умение
дослушивать
загадку
до
конца.
Учить понимать иносказательный смысл
загадок.
сентябрь
Экспериментальная
деятельность.
Тема:
Замачивание зѐрен
пшеницы.
Формировать представления о том, как прорастает зерно
и что для этого необходимо.
Воспитывать
желание
помогать
друг
другу,
работать
совместно.
октябрь
Работа с
родителями:
Предложить
родителям
изготовить
вместе с детьми любые
изделия из солѐного
теста и принести в
детский сад в пятницу
для выставки: «Вот
он – хлебушек
душистый!»
Привлечь родителей к образовательному процессу в
ДОУ
октябрь
Рассматривание серии
сюжетных картинок на
тему:
«Выращивание хлеба».
Воспитывать уважение к труду людей. Развивать
внимание, память, расширять словарный запас, речь.
Закреплять представления о том, какой путь проходит
зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях,
которые его выращивают.
октябрь
Дидактическая игра
«Разрезные картинки»
Учить собирать изображение различных видов хлебных
изделий из 6-9 частей.
октябрь
Рисование Тема:
«Колосья в вазе»
Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих
хлеб, бережное отношение к хлебу. Воспитывать
аккуратность при работе с красками. Развивать
внимание, восприятие, логическое мышление.
Развивать умение рисовать натюрморт с натуры,
соблюдая пропорции и цветовую гамму. Учить детей
рисовать колосья в вазе,
соотносить свой рисунок с натурой и образом.
Расширять представления о натюрморте.
октябрь
Дидактическая игра
«Кто больше назовѐт
хлебобулочных
изделий».
Развивать познавательный интерес, память, обогащать
словарный запас.
ноябрь
Чтение
украинской
сказки
«Хлеборобы»
Прививать у детей интерес к народному творчеству стран
ближнего зарубежья.
Расширять представления детей о работе хлебороба.
Воспитывать чувства
сочувствия и переживания к героям сказки.
ноябрь
Пальчиковая
гимнастика
«Хлебушек»,
«Пекарь», «На
блины».
Развивать мелкую моторику
рук.
ноябрь
Игра «Что
нужно для
работы
хлебороба».
Закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике,
орудиях труда хлебороба, развивать зрительное
восприятие, внимание, память.
ноябрь
Чтение рассказа
«Колосица»
Формировать представления детей об истории русского
праздника Хлеба.
Воспитывать любовь и уважение к своей стране и
народу.
ноябрь
Заучивание
стихотворения
П.Каганова
«Хлеб – наше
богатство!»
Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу,
уважение к людям, выращивающим хлеб.
Развивать внимание, память, речь, логическое мышление,
умение работать со схемами. Развивать интонационную
выразительность, силу голоса, умение правильно
расставлять акценты при чтении стихотворения.
ноябрь
Словесная игра
«Образуй
словечко»
Учить образовывать слова
прилагательные
ноябрь
от существительных (хлеб – хлебный, пшеница –
пшеничный, рожь – ржаной и т.д.)
Опытническая
деятельность.
Высадка проросших
зѐрен пшеницы.
Продолжать с детьми процесс выращивания зѐрен.
Закрепит с детьми знания о том, в
какой последовательности высаживают зѐрна, какие
условия необходимы для выращивания колосков.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
ноябрь
Беседа на тему:
«Народные
пословицы о
хлебе».
Воспитывать уважение к народному творчеству.
Развивать внимание, память, логическое мышление,
речевую
активность.
Познакомить
детей
с
народными приметами,
пословицами и поговорками о хлебе.
ноябрь
Раскрашивание
картинок о
хлебе.
Закрепить представления детей о многообразии
хлебобулочных изделий.
Учить раскрашивать аккуратно, выбирать
правильный цвет. Закрепить разные приѐмы
раскрашивания.
декабрь
Лепка из
солѐного теста.
Учить детей замешивать солѐное тесто. Воспитывать
аккуратность при работе с мукой.
Развивать умение выполнять работу в определѐнной
последовательности, опираясь на образец и схему.
Закрепить умение лепить используя разные приѐмы
лепки, украшать поделку по своему желанию.
Формировать желание делать
декабрь
Перспективный план работы в мини-музее.
- пополнение фонда музея;
- изучение, учёт и хранение собранных материалов;
- проведение тематических занятий для дошкольников;
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями
и гостями ДОУ;
-
организация
народных,
фольклорных
досугов
и
развлечений
для
дошкольников и их родителей.
Перспектива развития мини-музея
- Побор детской литературы, наглядного материала;
- Создание презентаций для работы с детьми и их родителями;
- Поиск других форм работы музея;
- Пополнение музея экспонатами.
13
Список литературы:
1. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное
воспитание дошкольника, М. : Школьная пресса, 2007.
2.
Государственная
программа
"Патриотическое
воспитание
граждан
Российской Федерации на 2001-2005 годы". - М., 2001. - 56 с.
3. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в
России: подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской
народной
культуры.
Программа
развития
личностной
культуры
дошкольников. - Н. Новгород, 2007. - 261 с.
5. Пугачева Н. В., Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и
народоведению в ДОУ. – М. : «Центр педагогического образования», 2007.
6. Л. Н. Молотова; Н. Н. Соснина. Русский народный костюм.
7. Т. М. Разина; Русское народное творчество.
8. Дошкольное воспитание №7 2010 год.
9.
«От
рождения
до
школы».
Примерная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
/
Под
ред.
Н.
Е.
Вераксы,
Т.
С.
Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
10. «Дорожить русской культурой» Г. Салова ж-л «Д. В. » №5-1990 г.
11. «Развитие ребенка в дошкольном детстве» Н. Е. Веракса, А. Н.
Веракса.
12. «Искусство в жизни детей» ж-л «Д. В. », № 8 - 1978 г.
13. «Русский фольклор в жизни малышей» Н. Негапова ж-л «Д. В. » -
1995 г.
14