Автор: Баринова Светлана Владимировна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ЧОУРО "Семеновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки"
Населённый пункт: город Семенов, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание нравственных и доброжелательных качеств у учащихся православной гимназии"
Раздел: среднее образование
«Воспитание нравственных и доброжелательных качеств у учащихся
православной гимназии»
Проблема духовно – нравственного образования сегодня стоит в нашем
обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них –
абсолютная
диалогизация
общества,
ликвидация
института
воспитания.
Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства
сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну
средства
массовой
информации
ведут
разрушительную
антидуховную
пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и
даже угрожают психологическому здоровью человека.
Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного
возрождения
общества
недостаточно
только
знаний,
даваемых
традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально
усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама
по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Педагогический смысл работы по духовно – нравственному становлению и
воспитанию нравственных и доброжелательных качеств в нашей гимназии
это:
воспитание
ответственного,
инициативного
и
компетентного
гражданина
России,
принимающий
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающий
ответственность
за
настоящее
и
будущее
своей
страны,
сильного духом и верой, укорененный в духовных и культурных традициях
народа Российской Федерации.
Цель
моей
работы
является
–
обеспечение
условий,
способствующих
полноценному
психическому,
личностному
и
субъектному
развитию
учащихся, родителей и педагогов в образовательной и воспитательной среде
гимназии.
Свою работу строю по принципу: В моих руках душа, а значит, и судьба того,
кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и
люди одарили меня как личность, для тех, кто идет ко мне. Работа ведется в
трех направлениях: учащиеся – родители – педагоги. Основными видами
деятельности являются: организационно – методическая работа, экспертная
работа, диагностическая, просветительская, консультационная, коррекционно
–
развивающая
и
профориентационная.
В
моем
планировании
четко
продуманы разные формы работы, это опросники, анкеты, тесты, методики,
тренинговые
упражнения,
экскурсии,
встречи,
развивающие
занятия.
Использую
различные
методы,
такие
как
сказкотерапия,
цветотерапия,
изотерапия.
Все мои методики, в основном направлены на выявление и развитие духовно
-
нравственной
позиции
учащихся.
После
проведенной
методики
и
обработки результата я составляю индивидуальный маршрут учащихся и
планирую коррекционную работу. Она может быть как групповая (тренинги),
так и индивидуальная ( беседа, консультирование, рисуночные тесты). В
своей
работе
считаю
важным
проследить
положительную
динамику,
например, многие методики проводятся два раза в год, в начале и конце, а ряд
методик каждый год. Затем я провожу сравнительный анализ. Со всеми
результатами
знакомлю
родителей
и
классных
руководителей.
Общую
информацию по некоторым показателям предоставляю
на педагогических
советах и совещаниях. Хотелось бы обратить внимание на такие методики,
как «Пословицы» автор
и разработчик кандидат психологических наук
С.М.Петрова,
цель
которой
–
определение
уровня
нравственной
воспитанности учащихся и выяснения особенностей ценностных отношений
к
жизни,
к
людям,
к
самим
себе,
«Репка»
авторы
и
разработчики
преподаватели кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, цель –
определение изменений, происходящих в личности школьника в течение года.
Учащимся предлагается проанализировать себя по разным качествам. Как
показывает статистика, каждый год ученик развивает в себе новые и новые
качества, постоянно проходит работа над собой и своей самореализацией.
Методика «Цветик – семицветик» дает возможность у младших школьников
выявить направленность интересов на себя, для родных и близких, для класса
и школы, для всех людей. Методика «Размышляем о жизненном опыте» автор
Н.Е. Щуркова также дает возможность определения уровня нравственной
воспитанности
у
всех
учащихся.
Большое
внимание
уделяю
беседам.
С
младшими
школьниками
такие,
как
«Для
чего
нужна
молитва?»,
«О
послушании», «Что означает святое причастие?» и многие другие. А со
старшеклассниками беседуем на темы: «О красоте внешней и душевной»,
«Как
готовить
себя
к
семейной
жизни?»,
«Пост
–
наша
малая
жертва
Господу». Познавательно и интересно проходят классные часы на темы:
«Давайте жить дружно» (1,2 классы), «Помни, что ты человек» (5 класс),
«Учимся быть терпимыми» (6 класс), «Толерантная личность» (9-11классы).В
этом
учебном
году
мною
была
разработана
Анкета
«Христианские
православные
ценности».
Учащимся
предлагалось
расположить
12
христианских ценностей в порядке значимости. Это послушание, смирение,
усердие, вера, любовь, сострадание, милосердие, честность, искренность,
терпение, доброта и щедрость. Анкета проводилась в сентябре и мае, начиная
с учащимися 2 класса. В начале года
предпочтение первых пяти мест
учащихся отдано Вере (1), Послушанию и любви(2), Честности(3), Доброте
(4)
и
Смирению
(5).Следующими
расположились
милосердие,
терпение,
сострадание, искренность, усердие и щедрость. При повторном проведение
результаты были практически одинаковые -
Вера (1), Сострадание (2),
Любовь (3), Смирение (4) и Доброта (5). Все предпочтения выбора учащихся
свидетельствуют
о
сильной
духовной
вере.
Хочется
заметить,
что
когда
учащимся приходилось выбирать, у многих было сомнение выбора, так как
они считали эти ценности все очень важными в жизни и их все хотелось
поставить на первое место.
Используюя методики Капустиной Н.П. И Шиловой М.И., я разработала тест
«Определение уровня воспитанности учащихся, их гражданской позиции и
общественной активности». Тест предполагал учащимся ответить на вопросы
и оценить себя по 4-бальной системе. Тест проводился с учащимися, начиная
с
5
класса.Тест
состоит
из
3
подтестов
-
«Долг
и
ответственность»,
«Коллективизм, патриотизм, гражданская позиция», «Активная жизненная
позиция». Тест проводился в начале и конце года. Анализирую результаты
щедрость
доброта
терпение
искренность
честность
милосердие
сострадание
любовь
вера
усердие
смирение
послушание
0
2
4
6
8
10
12
11
4
7
9
3
6
8
2
1
10
5
2
сентябрь
щедрость
доброта
терпение
искренность
честность
милосердие
сострадание
любовь
вера
усердие
смирение
послушание
0
2
4
6
8
10
12
14
12
5
8
10
9
6
2
3
1
11
4
7
май
теста, проведенные в сентябре, мы видим что в каждом классе преобладает
процент высокого уровня, низкий уровень не показал ни один уащийся.
Общий
результат
по
гимназии
таков,
70%
-
учащиеся
высокого
уровня
(определяется
устойчивой
и
положительной
самостоятельностью
в
деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской
позиции) и 30% - учащиеся среднего уровня. Результаты, проведенные в мае,
были также достаточно высоки. Процент учащихся
с высоким уровнем
увеличился и стал составлять 80%, а со средним уровнем учащихся стало
20%. Все это еще раз показывает, что работа по духовно — нравственному
воспитанию ведется на высоком уровне.
Ежегодно
с
родителями
проводится
родительское
собрание
«Духовно
–
нравственное
воспитание
в
семье
и
школе».
Для
проведения
собрания
проводится большая предварительная работа: анкетирование, тесты, беседы.
Такое собрание проходит в разных формах, это и круглый стол, семинар –
практикум,
выполнение
игровых
ситуаций,
решений
педагогических
ситуаций.
С
педагогами
проводятся
семинары
по
данной
теме,
индивидуальное консультирование по запросу педагога и беседы.
Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг
начинается
с
умения
чувствовать
рядом
с
собой
другого
человека,
согласовывать
свои
поступки
с
его
человеческим
достоинством.
Нравственная
воспитанность
заключается
в
том,
что
человек
стремится
делать добро и не может делать зла: (всё начинается с заботы о цветах, вещах,
о живом и живущих, потом – это уже забота о людях). И здесь хочется
привести
слова
В.А.
Сухомлинского:
«Руководить
нравственным
воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни,
который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится , о
средний уровень
высокий уровень
0
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
сентябрь
средний уровень
высокий уровень
0
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
май
ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». Именно под
таким девизом доброты, заботы и любви живет наша большая гимназическая
семья.
Приложение 1. Анкета «Христианские православные ценности»
Инструкция: расположите христианские добродетели в порядке важности и
ценности, начиная с 1 до 12, с самой ценной и важной.
Православные ценности
Место
Православные ценности
Место
Послушание
Милосердие
Смирение
Честность
Усердие
Искренность
Вера
Терпение
Любовь
Доброта
Сострадание
Щедрость
Ф.И.__________________________________________ Класс_______
Приложение 2. «Определение уровня воспитанности учащихся, их
гражданской позиции и общественной активности».
Автор: Капустина Н.П. И Шилова М.И.
Инструкция: Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не
задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 4-балльной шкале.
(расшифровка дана на доске)”
"0” - всегда нет или никогда.
"1” - очень редко, чаще случайно.
"2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
"3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
"4”- всегда да, постоянно.
Бланк ответа ученика (цы)_________ класса
___________________________________________
Долг и ответственность
1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса
работал лучше. 4 3 2 1 0
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 4 3 2 1 0
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших
задач. 4 3 2 1 0
5.Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе). 4
3 2 1 0
6.Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. 4
3 2 1 0
7.Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. 4 3 2 1 0
8. Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 4 3 2 1 0
9. При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи
взрослых. 4 3 2 1 0
10. Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами
Интернета). 4 3 2 1 0
11.Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения
учителя. 4 3 2 1 0
12.Аккуратен, исполнителен, точен. 4 3 2 1 0
13.Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 4 3 2 1 0
14. Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах) 4 3
2 1 0
15.Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. 4 3 2 1 0
16. Добросовестно выполняю все поручения (родителей и в школе) 4 3 2 1 0
Коллективизм, патриотизм, гражданская позиция
1 Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 4 3 2 1 0
2 Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и
общественных организациях. 4 3 2 1 0
3 Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или
поручения взрослых. 4 3 2 1 0
4 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих
товарищей. 4 3 2 1 0
5.Считаю, служение Отечеству и государству главная задача
россиянина.43210
6.Важным в жизни считаю служению Богу и другим людям.43210
7.Живу по принципу «Жизнь дана на добрые дела»43210
8.Знаю и осознаю свои права и обязанности как гражданина.43210
Активная жизненная позиция.
1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 4 3 2 1 0
2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы
( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни
и деятельности писателей, артистов кино…) 4 3 2 1 0
3.Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 4 3
2 1 0
4. Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии
говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 3 2 1 0
5. Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе
транспорте) 4 3 2 1 0
6.Постоянно занимаюсь своим самообразованием 4 3 2 1 0
7.Мне всегда интересно узнать и попробовать свои силы в занятиях мне
незнакомых 4 3 2 10
8. Проявляю самообладание и силу воли в добрых поступках. 43210
9.Стремлюсь развивать ее и побуждаю к этому товарищей.
10.Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. 4 3 2 1 0
11.Иногда люблю похвастаться. 4 3 2 1 0
12. Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности 4 3 2 1 0
13.Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. 4 3
2 1 0
14.Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении
трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0
15. Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 4 3 2 1 0
16. Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0
Результаты одного пункта складываются и делятся на максимальное кол-во
баллов (3+4+3+4+.....)/64(32,64). Затем складываются показатели по всем
пунктам и делятся на количество вопросов.
( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/16(8,16)
• До 0,5 – низкий уровень воспитанности
• 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
• 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
• До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
• 1- высокий уровень воспитанности