Напоминание

"Воспитание нравственных и доброжелательных качеств у учащихся православной гимназии"


Автор: Баринова Светлана Владимировна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ЧОУРО "Семеновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки"
Населённый пункт: город Семенов, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание нравственных и доброжелательных качеств у учащихся православной гимназии"
Раздел: среднее образование





Назад




«Воспитание нравственных и доброжелательных качеств у учащихся

православной гимназии»

Проблема духовно – нравственного образования сегодня стоит в нашем

обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них –

абсолютная

диалогизация

общества,

ликвидация

института

воспитания.

Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства

сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну

средства

массовой

информации

ведут

разрушительную

антидуховную

пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и

даже угрожают психологическому здоровью человека.

Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного

возрождения

общества

недостаточно

только

знаний,

даваемых

традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально

усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама

по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Педагогический смысл работы по духовно – нравственному становлению и

воспитанию нравственных и доброжелательных качеств в нашей гимназии

это:

воспитание

ответственного,

инициативного

и

компетентного

гражданина

России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность

за

настоящее

и

будущее

своей

страны,

сильного духом и верой, укорененный в духовных и культурных традициях

народа Российской Федерации.

Цель

моей

работы

является

обеспечение

условий,

способствующих

полноценному

психическому,

личностному

и

субъектному

развитию

учащихся, родителей и педагогов в образовательной и воспитательной среде

гимназии.

Свою работу строю по принципу: В моих руках душа, а значит, и судьба того,

кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и

люди одарили меня как личность, для тех, кто идет ко мне. Работа ведется в

трех направлениях: учащиеся – родители – педагоги. Основными видами

деятельности являются: организационно – методическая работа, экспертная

работа, диагностическая, просветительская, консультационная, коррекционно

развивающая

и

профориентационная.

В

моем

планировании

четко

продуманы разные формы работы, это опросники, анкеты, тесты, методики,

тренинговые

упражнения,

экскурсии,

встречи,

развивающие

занятия.

Использую

различные

методы,

такие

как

сказкотерапия,

цветотерапия,

изотерапия.

Все мои методики, в основном направлены на выявление и развитие духовно

-

нравственной

позиции

учащихся.

После

проведенной

методики

и

обработки результата я составляю индивидуальный маршрут учащихся и

планирую коррекционную работу. Она может быть как групповая (тренинги),

так и индивидуальная ( беседа, консультирование, рисуночные тесты). В

своей

работе

считаю

важным

проследить

положительную

динамику,

например, многие методики проводятся два раза в год, в начале и конце, а ряд

методик каждый год. Затем я провожу сравнительный анализ. Со всеми

результатами

знакомлю

родителей

и

классных

руководителей.

Общую

информацию по некоторым показателям предоставляю

на педагогических

советах и совещаниях. Хотелось бы обратить внимание на такие методики,

как «Пословицы» автор

и разработчик кандидат психологических наук

С.М.Петрова,

цель

которой

определение

уровня

нравственной

воспитанности учащихся и выяснения особенностей ценностных отношений

к

жизни,

к

людям,

к

самим

себе,

«Репка»

авторы

и

разработчики

преподаватели кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, цель –

определение изменений, происходящих в личности школьника в течение года.

Учащимся предлагается проанализировать себя по разным качествам. Как

показывает статистика, каждый год ученик развивает в себе новые и новые

качества, постоянно проходит работа над собой и своей самореализацией.

Методика «Цветик – семицветик» дает возможность у младших школьников

выявить направленность интересов на себя, для родных и близких, для класса

и школы, для всех людей. Методика «Размышляем о жизненном опыте» автор

Н.Е. Щуркова также дает возможность определения уровня нравственной

воспитанности

у

всех

учащихся.

Большое

внимание

уделяю

беседам.

С

младшими

школьниками

такие,

как

«Для

чего

нужна

молитва?»,

«О

послушании», «Что означает святое причастие?» и многие другие. А со

старшеклассниками беседуем на темы: «О красоте внешней и душевной»,

«Как

готовить

себя

к

семейной

жизни?»,

«Пост

наша

малая

жертва

Господу». Познавательно и интересно проходят классные часы на темы:

«Давайте жить дружно» (1,2 классы), «Помни, что ты человек» (5 класс),

«Учимся быть терпимыми» (6 класс), «Толерантная личность» (9-11классы).В

этом

учебном

году

мною

была

разработана

Анкета

«Христианские

православные

ценности».

Учащимся

предлагалось

расположить

12

христианских ценностей в порядке значимости. Это послушание, смирение,

усердие, вера, любовь, сострадание, милосердие, честность, искренность,

терпение, доброта и щедрость. Анкета проводилась в сентябре и мае, начиная

с учащимися 2 класса. В начале года

предпочтение первых пяти мест

учащихся отдано Вере (1), Послушанию и любви(2), Честности(3), Доброте

(4)

и

Смирению

(5).Следующими

расположились

милосердие,

терпение,

сострадание, искренность, усердие и щедрость. При повторном проведение

результаты были практически одинаковые -

Вера (1), Сострадание (2),

Любовь (3), Смирение (4) и Доброта (5). Все предпочтения выбора учащихся

свидетельствуют

о

сильной

духовной

вере.

Хочется

заметить,

что

когда

учащимся приходилось выбирать, у многих было сомнение выбора, так как

они считали эти ценности все очень важными в жизни и их все хотелось

поставить на первое место.

Используюя методики Капустиной Н.П. И Шиловой М.И., я разработала тест

«Определение уровня воспитанности учащихся, их гражданской позиции и

общественной активности». Тест предполагал учащимся ответить на вопросы

и оценить себя по 4-бальной системе. Тест проводился с учащимися, начиная

с

5

класса.Тест

состоит

из

3

подтестов

-

«Долг

и

ответственность»,

«Коллективизм, патриотизм, гражданская позиция», «Активная жизненная

позиция». Тест проводился в начале и конце года. Анализирую результаты

щедрость

доброта

терпение

искренность

честность

милосердие

сострадание

любовь

вера

усердие

смирение

послушание

0

2

4

6

8

10

12

11

4

7

9

3

6

8

2

1

10

5

2

сентябрь

щедрость

доброта

терпение

искренность

честность

милосердие

сострадание

любовь

вера

усердие

смирение

послушание

0

2

4

6

8

10

12

14

12

5

8

10

9

6

2

3

1

11

4

7

май

теста, проведенные в сентябре, мы видим что в каждом классе преобладает

процент высокого уровня, низкий уровень не показал ни один уащийся.

Общий

результат

по

гимназии

таков,

70%

-

учащиеся

высокого

уровня

(определяется

устойчивой

и

положительной

самостоятельностью

в

деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской

позиции) и 30% - учащиеся среднего уровня. Результаты, проведенные в мае,

были также достаточно высоки. Процент учащихся

с высоким уровнем

увеличился и стал составлять 80%, а со средним уровнем учащихся стало

20%. Все это еще раз показывает, что работа по духовно — нравственному

воспитанию ведется на высоком уровне.

Ежегодно

с

родителями

проводится

родительское

собрание

«Духовно

нравственное

воспитание

в

семье

и

школе».

Для

проведения

собрания

проводится большая предварительная работа: анкетирование, тесты, беседы.

Такое собрание проходит в разных формах, это и круглый стол, семинар –

практикум,

выполнение

игровых

ситуаций,

решений

педагогических

ситуаций.

С

педагогами

проводятся

семинары

по

данной

теме,

индивидуальное консультирование по запросу педагога и беседы.

Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг

начинается

с

умения

чувствовать

рядом

с

собой

другого

человека,

согласовывать

свои

поступки

с

его

человеческим

достоинством.

Нравственная

воспитанность

заключается

в

том,

что

человек

стремится

делать добро и не может делать зла: (всё начинается с заботы о цветах, вещах,

о живом и живущих, потом – это уже забота о людях). И здесь хочется

привести

слова

В.А.

Сухомлинского:

«Руководить

нравственным

воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни,

который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится , о

средний уровень

высокий уровень

0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

сентябрь

средний уровень

высокий уровень

0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

май

ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце». Именно под

таким девизом доброты, заботы и любви живет наша большая гимназическая

семья.

Приложение 1. Анкета «Христианские православные ценности»

Инструкция: расположите христианские добродетели в порядке важности и

ценности, начиная с 1 до 12, с самой ценной и важной.

Православные ценности

Место

Православные ценности

Место

Послушание

Милосердие

Смирение

Честность

Усердие

Искренность

Вера

Терпение

Любовь

Доброта

Сострадание

Щедрость

Ф.И.__________________________________________ Класс_______

Приложение 2. «Определение уровня воспитанности учащихся, их

гражданской позиции и общественной активности».

Автор: Капустина Н.П. И Шилова М.И.

Инструкция: Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не

задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 4-балльной шкале.

(расшифровка дана на доске)”

"0” - всегда нет или никогда.

"1” - очень редко, чаще случайно.

"2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

"3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

"4”- всегда да, постоянно.

Бланк ответа ученика (цы)_________ класса

___________________________________________

Долг и ответственность

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса

работал лучше. 4 3 2 1 0

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 4 3 2 1 0

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших

задач. 4 3 2 1 0

5.Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе). 4

3 2 1 0

6.Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. 4

3 2 1 0

7.Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. 4 3 2 1 0

8. Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 4 3 2 1 0

9. При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи

взрослых. 4 3 2 1 0

10. Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами

Интернета). 4 3 2 1 0

11.Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения

учителя. 4 3 2 1 0

12.Аккуратен, исполнителен, точен. 4 3 2 1 0

13.Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 4 3 2 1 0

14. Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах) 4 3

2 1 0

15.Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. 4 3 2 1 0

16. Добросовестно выполняю все поручения (родителей и в школе) 4 3 2 1 0

Коллективизм, патриотизм, гражданская позиция

1 Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 4 3 2 1 0

2 Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и

общественных организациях. 4 3 2 1 0

3 Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или

поручения взрослых. 4 3 2 1 0

4 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих

товарищей. 4 3 2 1 0

5.Считаю, служение Отечеству и государству главная задача

россиянина.43210

6.Важным в жизни считаю служению Богу и другим людям.43210

7.Живу по принципу «Жизнь дана на добрые дела»43210

8.Знаю и осознаю свои права и обязанности как гражданина.43210

Активная жизненная позиция.

1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 4 3 2 1 0

2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы

( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни

и деятельности писателей, артистов кино…) 4 3 2 1 0

3.Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 4 3

2 1 0

4. Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии

говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 3 2 1 0

5. Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе

транспорте) 4 3 2 1 0

6.Постоянно занимаюсь своим самообразованием 4 3 2 1 0

7.Мне всегда интересно узнать и попробовать свои силы в занятиях мне

незнакомых 4 3 2 10

8. Проявляю самообладание и силу воли в добрых поступках. 43210

9.Стремлюсь развивать ее и побуждаю к этому товарищей.

10.Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. 4 3 2 1 0

11.Иногда люблю похвастаться. 4 3 2 1 0

12. Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности 4 3 2 1 0

13.Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. 4 3

2 1 0

14.Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении

трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0

15. Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 4 3 2 1 0

16. Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0

Результаты одного пункта складываются и делятся на максимальное кол-во

баллов (3+4+3+4+.....)/64(32,64). Затем складываются показатели по всем

пунктам и делятся на количество вопросов.

( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/16(8,16)

• До 0,5 – низкий уровень воспитанности

• 0,6- уровень воспитанности ниже среднего

• 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

• До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

• 1- высокий уровень воспитанности



В раздел образования