Авторы: Смолянова Ирина Анатольевна, Гринкевич Анна Сергеевна
Должность: методист, педагог д/о
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Современные формы гражданско-патриотического воспитания учащихся
Раздел: дополнительное образование
Педагогический проект - эффективное средство
гражданско-патриотического воспитания учащихся
МБУ ДО «Центр внешкольной
работы», г. Норильск
Гринкевич А.С., педагог
дополнительного образования
Смолянова И.А., методист
Вопросы
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения
рассматриваются во многих пособиях, методических разработках, научных работах
педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова,
Н.К.Беспятова, Буторина Т.С, Т.А.Орешкина и другие. В своих работах ими были
предприняты
попытки,
наряду
с
общими
проблемами
недостатков
школьной
программы,
отобразить
проблемы,
связанные
с
формированием
патриотизма
у
подрастающего
поколения
на
протяжении
многовековой
Российской
истории.
В
частности отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни.
Воспитание
у
молодежи
патриотизма
и
чувства
национальной
гордости,
национального достоинства было характерно для России на протяжении веков [
1
]. За
последние
десятилетия
традиции
гражданско-патриотического
воспитания
были
значительно утрачены и сейчас на государственном уровне идет восстановление
системы
работы
в
данном
направлении,
так
как
формирование
личности,
обладающей качествами гражданина и патриота своей страны, становится особенно
актуально
в
современных
условиях,
когда
идет
информационная
война.
Сейчас
некоторые
пытаются
изменить
отношение
к
героическому
прошлому
страны,
происходит манипуляция историческими фактами. Поэтому очень важно обращать
внимание
детей
на
эти
события,
говорить
о
них,
рассуждать,
чтобы
у
детей
сформировалось свое мнение.
В связи с изменениями в обществе происходит перестройка основного и
дополнительного образования: меняются основополагающие принципы, на первый
план выходят новые формы и методы работы, формируется все более отчетливое
понимание
того,
что
единственный
путь
выхода
из
сложившейся
ситуации
–
обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны [7].
Изучив
нормативно-правовую
основу
и
теоретические
работы
ученых
и
педагогов,
пришли
к
выводу,
что
базой
патриотического
воспитания
является
нравственное, эстетическое, трудовое и умственное воспитание учащихся. Только в
процессе
такого
разностороннего
воспитания
зарождаются
и
крепнут
духовно-
нравственные патриотические чувства. Педагогический проект является формой,
организующей
целенаправленное
комплексное
образовательное
воздействие
на
учащихся.
Опыт
доказывает,
что
педагогический
проект
является
результативным
средством
патриотического
воспитания,
позволяет
добиться
значимого
успеха
в
формировании ключевых компетенций детей.
В творческом объединении «Разноцветная палитра» важной составной частью
воспитательного процесса всегда было формирование патриотизма, который имеет
огромное
значение
в
социально-гражданском
и
духовном
развитии
личности
учащихся. С этой целью Гринкевич А.С., руководитель творческого объединения,
регулярно
проводила
воспитательные
мероприятия
патриотического
характера,
тематические
беседы,
организовывала
посещения
различных
мероприятий.
Творческие работы детей принимали участие в городских конкурсах творческих
работ гражданско-патриотической тематики, что способствовало не только развитию
креативности и художественных способностей учащихся, но и их познавательных
компетенций.
Принимая во внимание тот факт, что акцент при организации современного
образовательного пространства переносится на воспитание свободной личности,
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания,
тщательно
обдумывать
принимаемые
решения
и
четко
планировать
действия, эффективно сотрудничать в разных по составу и профилю группах, быть
открытыми для новых контактов и культурных связей [2], педагог приступила к
адаптации и внедрению новых технологий и форм работы в учебно-воспитательный
процесс.
С
целью
апробации
нового
подхода
к
воспитанию
у
учащихся
чувства
патриотизма,
расширения
знаний
о
культуре
и
истории
педагог
разработала
и
успешно
реализовала
педагогические
проекты
«Культура
коренных
жителей
Таймыра» и «Тема войны в живописи, музыке и литературе 1941-1945 годов».
Идея
создания
педагогического
проекта
«Культура
коренных
жителей
Таймыра» возникла в связи с тем, что, живя на территории Таймыра, многие дети
имеют очень слабое представление о культуре коренных жителей данной местности.
В связи с этим была поставлена цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма,
гордости
за
свою
малую
Родину,
через
изучение
культуры
коренных
жителей
Таймыра.
С
учетом
того,
что
основное
направление
творческого
объединения
–
изобразительная деятельность, проект был задуман по типу творческим.
Проект реализовывался в течение учебного года с учащимися 12-14 лет в 3
этапа.
На
организационном
(сентябрь
–
октябрь)
происходил подбор
состава
участников проекта, изучение литературы и составление плана творческой работы,
определение режима работы с учащимися. В процессе реализации самого большого
по
продолжительности
практического
этапа
(октябрь-март)
учащимися
под
руководством
педагога
был
подобран
и
подробно
изучен материал
по
теме,
разработан и представлен на научно-практической конференции учреждения детский
проект, создан ряд творческих тематических
работ,
которые
приняли участие в
выставках города. Кроме этого, педагог провела открытое занятие на тему «Сказки
северных народов» и фольклорный праздник «Хэйро». На прогностическом этапе
(апрель-май)
были
подведены
итоги
работы
по
проекту,
проанализированы
и
оформлены в проектную папку полученные результаты.
В течение всего периода осуществлялась диагностика в форме наблюдения,
анкетирования и тестирования участников проекта, проводились индивидуальные
психолого-педагогические
консультации
для
учащихся.
Результаты
мониторинга
свидетельствовали
о
развитии
коммуникативных
и
познавательных
компетенций
учащихся, расширении их знаний о культуре жителей Таймыра, сплочении детского
коллектива.
Проектная деятельность была результативной, поэтому педагог продолжила
работу в данном направлении, разработав и реализовав педагогический проект «Тема
войны в живописи, музыке и литературе 1941-1945 годов».
Норильск обладает рядом специфических особенностей, которые необходимо
обязательно
учитывать,
выстраивая
систему
работы
по
патриотическому
2
воспитанию. Так, Норильск всегда являлся временным местом жизни, поэтому в
городе
нет
ярко
выраженной
преемственности
поколений,
дети
не
имеют
возможности постоянного общения с живыми свидетелями войны, информацию о
событиях черпают из учебников истории и СМИ. Это не позволяет им ощутить
сопричастность к героическим событиям войны.
Особенности
нашей
территории
ограничивают
разнообразие
форм
гражданско-патриотического
воспитания,
при
том,
что
задачей
государственной
важности
является
сохранение
уважительной
и
благодарственной
памяти
к
поколению победителей у детей и молодежи. В связи с этим Гринкевич А.С. начала
поиск форм работы, которые помогли бы восстановить связь между поколениями,
чтобы норильские дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к
тем далеким военным событиям.
Педагог решила показать учащимся Великую Отечественную войну и жизнь
людей того периода не только через описание фактов, но и через произведения
искусства. Военные годы пробудили в наших соотечественниках лучшие чувства,
сплотили людей во имя великого общего дела – освобождения родной земли от
фашистских оккупантов. Искренностью и подлинным вдохновением овеяны строки
поэзии, работы художников, композиторов военных лет. Искусство периода Великой
Отечественной войны несет в себе жизненную правду истории и поэтому, никогда не
утратит своей волнующей силы, своего гражданского и патриотического воздействия
[4].
Проект
«Тема
войны
в
живописи,
музыке
и
литературе
1941-1945
гг.»
ориентирован на учащихся 10-14 лет. Цель – способствовать развитию духовно-
нравственных и гражданско-патриотических качеств у обучающихся творческого
объединения «Разноцветная палитра».
Продуктами
проекта
стали
творческие
работы
учащихся,
детский
проект,
сценарии мероприятий и публикации материалов. Среди основных мероприятий:
участие
в
выставках
и
конкурсах
проектно-исследовательских
работ
Центра
и
города, 5 воспитательных мероприятий («Дети и женщины на войне», «Блокада
Ленинграда», «Подземное царство» или московский метрополитен в годы Великой
Отечественной
войны»,
«Родина-мать
зовет!»,
«Этот
День
Победы!»).Все
мероприятия были простроены таким образом, чтобы не только расширить знания
детей,
но
и
с
помощью
разных
видов
искусства
(музыка,
литература,
изобразительное искусство, фотография) вызвать большой отклик в их душах.
Наше
время
требует
новых
форм
и
методов
гражданско-патриотического
воспитания,
адекватных
современным
социально-педагогическим
реалиям.
Педагогические
проекты
позволяют
внести
в
данную
работу
деятельностный
компонент. Нетрадиционный
подход
к
проектированию
образовательной
среды,
актуальность темы гражданско-патриотического воспитания, умение посмотреть на
привычные
темы
с
необычного
ракурса
позволили
Гринкевич
А.С
добиться
результатов в гражданско-патриотическом воспитании детей и пробудить интерес не
только учащихся, но и коллег к работе в данном направлении.
Список использованных источников:
1.
Голотвин Х.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. - М.: Мысль,
1975. - 200 с.
3
2.
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской
деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы /Письмо
Департамента образования города Москвы от 20.11.2003, №2-34-20
3.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/
К.Н. Поливанова. – М.: «Просвещение», 2011. -192 с.
4.
Русская культура: с древнейших времен до наших дней /автор текста В.М.
Соловьев; составитель Н.В.Астахова. - М.: РООССА. - 736 с.: ил.
5.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп.
- М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
4