Автор: Рослякова Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №162" общеразвивающего вида
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: Методические рекомендации по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Занимательные опыты"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №162» общеразвивающего вида
Железнодорожного района города Барнаула Алтайского края
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников
«Занимательные опыты»
(старший дошкольный возраст)
Автор:
Рослякова Надежда Анатольевна,
воспитатель
г. Барнаул, 2018
Тема: «Занимательные опыты»
Цель:
Развивать познавательную активность детей в процессе опытно –
экспериментальной деятельности
Задачи:
Познавательное развитие
Формировать умения приобретать знания, полученные при проведении
опытов, делать выводы, обобщения.
Речевое развитие
Обогащать словарь детей. Совершенствовать диалогическую и
монологическую речь детей.
Социально коммуникативное развитие
Воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательные
отношения со сверстниками
Предварительная работа:
Знакомство с разными материалами: бумага , стекло, ткань, дерево
пластмасса, «что у нас под ногами – земля, песок , глина»
Оборудование:
оборудование для проведения опытов: тарелка с водой, бумажный цветок
лотос, крупа, магниты, целлофановый пакет , карандаши.
Индивидуальные карточки для индивидуального выполнения задания
Наборы предметов и игрушек из разного материала,
Методы и приёмы:
Практические - экспериментальная деятельность проведение опытов детьми
Словесные беседы - проблемные ситуации, отгадывание загадок
Ход непосредсвенно- образовательной деятельности.
Ни для кого нет секрета, что дети задают много вопросов, хотят многое
узнать. Ответы хотят услышать от взрослых, из телепередач, из книг,
энциклопедий. И таких любознательных детей называют почемучками. Вот
сегодня наши почемучки будут нам показывать интересные опыты, а мы с
вами будем объяснять, почему.
И так наш первый опыт покажет Диана. Опыт называется «Лотос» Диана
показывает опыт
Воспитатель - Какой материал использовала Диана в опыте? Давайте
вспомним свойства бумаги. Какая она бывает?
Дети перечисляют свойства бумаги. Бумага рвётся, мнётся, сгибается, может
гореть.
Воспитатель - А вот почему вы не говорите, что бумага может плавать?
Ответы детей - Когда бумага намокнет, она утонет.
Диана объясняет, что бумага вначале расправится, постепенно будет намокать
и потом утонет
Вывод - Когда бумага намокает, она имеет свойство выпрямляться. Из
закрытого цветка мы получили раскрытый цветок лотоса.
Воспитатель - Мы с вами уже проверяли, какие предметы могут плавать, а
какие тонут. Вот вам карточки, вы зачеркните предметы, которые утонут.
Дети работают с картой на плавучесть. Объясняют, почему они так решили.
Зачеркнули предметы
Воспитатель - Теперь нам покажет Ярослав свой опыт.
Опыт называется «Мостик»
Вывод этот опыт помогает нам понять, что из бумаги можно сделать
довольно прочное перекрытие, что бумага способна удерживать предметы
Воспитатель - Вот другая задача вначале отгадайте загадку о каком
сказочном герои эта загадка?
Воспитатель: Загадаю вам сейчас загадку. Вспомните ли вы эту сказку?
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал.
Чтоб мне в золочёной карете,
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает,
Откуда я , как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Воспитатель - Злая мачеха задала её новую работу. Сейчас Арсений нам
расскажет , что же придумала мачеха
Арсений - «Злая мачеха высыпала в горох скрепки, а Золушка хочет успеть
на бал, во дворец, чтобы вновь встретиться с Принцем. Как помочь Золушке
быстро справится с работой?»
Ответы детей.
Опыт показывает Арсений «Надо подержать магнит над горохом, и все
скрепки притянутся к магниту»
Вывод – магнит поможет из крупы достать металлические предметы. Он
притягивает металл.
Физкультминутка
«Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развёл,
Оглянулся ключик он не нашёл.
Кто поможет нам его достать.
Вот новая вам задача на смекалку и сообразительность как достать ключик
из воды не намочив при этом руки. Дети высказывают свои предположения
(достать палочкой, вылить воду из стакана)
Нам поможет Саша Е.
Опыт показывает Саша Е
Вывод – Если прислонить магнит к внешней стороне стакана и медленно
двигать по стенке вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды,
а потом можно смело достать её из воды, не замочив рук.
Воспитатель - Мы уже знаем многие свойства магнита – он умеет
притягивать к себе металлические предметы. А какие по силе притяжения
могу быть магниты? Докажите.
Дети объясняют, что магниты могут быть сильные, и слабые.
Воспитатель: - Сегодня очень интересные опыты мы с вами провели. А вот
ещё очень интересный опыт покажет Настя «Волшебный пакет» .
Настя - Возьмём полиэтиленовый пакет наполним его водой. Завяжем его
концы. Берём остро заточенные карандаши. Вопрос – если проткнуть пакет
карандашом, как вы думаете, вода польётся или нет? А у меня волшебный
пакет, хоть 10 раз – вода останется на месте. Не верите тогда смотрите. .
Втыкаем внутрь карандаш и протыкаем его на сквозь – вода не выливается .
увеличиваем количество карандашей и пакет у нас превращается в ёжика.
Почему так получается?
Вывод - Всё дело в том, что пакет эластичный ион плотно обхватывает
карандаш и не даёт воде вытекать.
Воспитатель - Посмотрите у меня чудесном сундучке лежат предметы,
игрушки из разных материалов. Нужно достать предмет и сказать из какого
материала предмет сделан. Дети достают по очереди игрушку и называют из
какого материала она сделана, можете назвать из каких?
Воспитатель - Итак сегодня мы с закрепили свойства знакомых материалов
бумаги, воды, стекла, пластика, железа. Я думаю что мы с вами ещё и
дальше продолжать работу по экспериментальной деятельности .
Мы ещё научимся делать много интересных опытов.