Напоминание

рабочая программа по географии 8 класс


Автор: Носкова Ирина Владимировна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ " Гимназия №65 имени Н.Сафронова"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа по географии для 8 класса
Тема: рабочая программа по географии 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




1). Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметные

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие

современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его

мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,

традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,

учебно-исследовательской,

творческой и других видов деятельности;

формирование

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному

уровню

экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и

практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии

для

классификации,

устанавливать

причинно-

следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по

аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения

учебных и познавательных задач;

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

с

учителем

и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на

основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё

мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для

выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-

коммуникационных технологий;

формирование и развитие экологического мышления

Личностные

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие

современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его

мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,

традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,

учебно-исследовательской,

творческой и других видов деятельности;

формирование

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному

уровню

экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и

практической деятельности в жизненных ситуациях.

В результате изучения учебного предмета:

Выпускник

научится

: оценивать

и

объяснять:

основные

географические

понятия

и

термины;

различия

плана,

глобуса

и

географических

карт

по

содержанию,

масштабу,

способам

картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические

следствия

движений

Земли,

географические

явления

и

процессы

в

геосферах,

взаимосвязи

между

ними,

их

изменение

в

результате

деятельности

человека;

географическую

зональность

и

поясность;

специфику

географического

положения

и

административно-

территориального

устройства

Российской

Федерации;

особенности

ее

природы;

природные

и

антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и

глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и

техногенных явлений; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических

объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для

изучения

географических

объектов

и

явлений,

экологических

проблем; приводить

примеры:

использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных

источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и

карте

расстояния,

направления

высоты

точек;

географические

координаты

и

местоположение

географических объектов;

Выпускник получит возможность научиться: Использовать приобретенные знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни для: определения поясного времени; чтения карт

различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения

наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в

результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой,

состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных

параметров природных компонентов своей местности; решения практических задач по определению

качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию

необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; проведения

самостоятельного

поиска

географической

информации

на

местности

из

разных

источников:

картографических, статистических, геоинформационных.

2).Содержание учебного предмета

Введение. Что и с какой целью изучают в курсе «География России»

Раздел 1.Географическое положение и формирование государственной территории РФ.

Географическое

положение.

Виды

географического

положения:

природно-географическое

(физико-

географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое,

геополитическое,

этнокультурное,

эколого-географическое,

историко-географическое

положение.

Уровни географического положения. Изменения географического положения со временем

Тема 1.Географическое положение России.

Основные

черты

природно-географического

положения

территории

РФ;

отрицательные

и

положительные аспекты географического положения. Размер территории РФ и его влияние на природу,

хозяйство и жизнь населения. Особенности экономико-географического и транспортно-географического

положения России. Отрицательные и положительные аспекты современных экономико-географического

и

транспортно-географического

положения,

их

влияние

на

хозяйство

и

жизнь

населения.

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу,

хозяйство и жизнь населения. Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и

территориальные

воды,

воздушное

пространство

и

недра).Морские

владения

России

континентальный шельф и экономическая зона. Территориальные пространства России как важнейший

стратегический ресурс страны. Типы и виды государственных границ России: природные (сухопутные,

морские), экономические (контактные, барьерные), исторические (старые, новые), геополитические

(безопасные, конфликтные). Особенности сухопутных и морских границ РФ: протяжённость, страны-

соседи, значение для осуществления внешних связей. Поясное (зональное) местное и декретное время,

его роль в хозяйстве и деятельности людей. Государственное устройство и территориальное деление

РФ. Политико-административная карта России.

Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории Росси.

Освоение славянами территории Русской равнины в IX–XIII вв. Колонизация севера и востока Русской

равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в

XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв.

Московское государство в XIV–XVI вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская

колонизация.

Географические

открытия

и

освоение

Сибири

и

Дальнего

Востока

в

XVII

в.

Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. и освоение западных и южных территорий в XVIII в.,

выход к Балтийскому и Чёрному морям, в Среднюю Азию. Территориальные изменения на юге, юго-

востоке

и

востоке

в

XIX

в.

Возникновение

первых

русских

поселений

в

Северной

Америке,

установление новых границ с Китаем и Японией. Хозяйственное освоение территории России в XVII–

XIX

вв.

Формирование

старопромышленных

районов,

зон

сельскохозяйственного

производства,

развитие

водного

и

сухопутного

транспорта,

появление

новых

городов.

Географические

открытия

XVIII в. Картографо-географические исследования в европейской части страны, на Урале, Азовском и

Каспийском морях. Первая Камчатская экспедиция. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция.

Организация

научных

экспедиций

Академией

наук

России.

Главные

географические

открытия

и

исследования в XIX в. Русские кругосветные плавания, открытия в Тихом океане и у северных берегов

Америки. Экспедиции Русского Географического общества, открытия в Центральной Азии, Сибири и на

Дальнем Востоке. Территориальные изменения в XX в. Хозяйственное освоение и изучение территории

страны. Географические и научные открытия в Арктике, во внутренних районах Восточной Сибири и

Северо-Востока в первой половине XX в.; хозяйственное освоение территории страны во второй

половине XX в., открытие новых месторождений и освоение природных ресурсов, строительство

промышленных предприятий, освоение целинных и залежных земель, строительство новых городов и

транспортных

путей.

Современные

географические

исследования.

Методы

получения,

обработки,

передачи и представления географической информации.

Раздел 2. Природа России

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.

Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое

летоисчисление, геологическая карта. Основные этапы развития земной коры, основные тектонические

структуры — платформы и складчатые области; тектоническая карта. Зависимость размещения крупных

форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры. Развитие форм рельефа под влиянием

внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы. Опасные природные

явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности.

Тема 2.Климат и агроклиматические ресурсы.

Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс.

Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта.Климатические

пояса и типы климатов на территории России, их краткая характеристика. Карта климатических поясов

и областей. Агроклиматические ресурсы страны; влияние климата на хозяйственную деятельность и

здоровье людей; опасные и неблагоприятные погодно-климатические явления; мероприятия по охране

атмосферного воздуха от загрязнения.

Тема 3.Внутренние воды и водные ресурсы.

Состав

внутренних

вод

на

территории

страны,

главные

речные

системы,

водоразделы,

океанские

бассейны; падение и уклон рек. Питание и режим рек, основные показатели жизни рек. Типы и

происхождение

озёрных

котловин;

распространение

и

типы

болот;

районы

горного

и

покровного

оледенения;

виды

подземных

вод.

Происхождение

и

распространение

многолетней

мерзлоты;

её

влияние на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека. Неравномерность

размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных

ресурсов.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы.

Понятие «почва», плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования. Главные

зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта

России. Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению

плодородия почв. Мелиорация.

Тема 5.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений.

Биом. Состав биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира.

Тема 6.Природные различия на территории России.

Природные

территориальные

комплексы

(ПТК)

на

территории

России

как

результат

развития

географической

оболочки.

Ландшафты

природные

и

антропогенные.

Физико-географическое

районирование

территории

России;

крупные

природные

районы.

Природная

зона

как

особый

природный

комплекс:

взаимосвязь

и

взаимообусловленность

её

компонентов.

Характеристика

природных зон арктических пустынь, тундр и лесотундр. Хозяйственная деятельность человека и

экологические проблемы. Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека

и экологические проблемы зоны. Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных

лесов.

Хозяйственная

деятельность

человека

и

экологические

проблемы

зоны.

Характеристика

природных зон степей, пустынь и полупустынь. Хозяйственная деятельность человека и экологические

проблемы.

Высотная

поясность

и

её

проявления

на

территории

России.

Аквальные

природные

комплексы. Ресурсы российских морей: биологические, минеральные, транспортные, энергетические,

рекреационные. Проблемы охраны природных комплексов морей. Моря Северного Ледовитого, Тихого,

Атлантического океанов, Каспийское море-озеро: особенности природы, хозяйственного использования,

экологические проблемы. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного

наследия на территории России.

Раздел 3.Население России.

Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика.

Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери

населения России в XX в. Типы воспроизводства населения в России. Механический (миграционный)

прирост

населения.

Соотношение

мужчин

и

женщин,

возрастно-половая

пирамида.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.

Здоровый образ жизни. Человеческий капитал. Демографические проблемы в России. Этнический

(национальный) состав населения России. Крупнейшие по численности народы РФ. Основные языковые

семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России.

Размещение народов России: территории с исконно русским населением и территории с пёстрым

национальным

составом.

Культурно-исторические

особенности

народов

России.

Разнообразие

религиозного

состава

населения

России:

христианство,

ислам,

буддизм

(ламаизм),

традиционные

верования (шаманизм, тотемизм, родовые культы), иудаизм. География основных религий на территории

страны.

Межнациональные

проблемы

и

их

география.

Классификация

городов

по

численности

населения. Функции городов. Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские

агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы в

крупных

городах.

Географические

особенности

расселения

сельского

населения.

Классификация

сельских населённых пунктов по числу жителей. Влияние природных условий на типы сельских

поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл. Миграции населения. Причины и

виды

миграций.

Внутренние

миграции,

их

виды:

межрегиональные,

сельско-городские,

принудительные, вынужденные. Основные направления миграций населения на территории России.

Внешние миграции. Миграционный прирост. Регионы эмиграции и иммиграции. Плотность населения.

Неравномерность размещения населения по территории страны. Факторы, влияющие на размещение

населения. Главные зоны расселения: основная полоса расселения, зона Севера. Трудовой потенциал.

Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии

и размещении хозяйства .Безработица и её причины. Проблема занятости населения и пути её решения.

Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала.

Раздел 4. Природный фактор в развитии России.

Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Виды адаптации

человека к окружающей среде. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на

жизнь и деятельность человека. Экономически эффективная территория РФ. Природные ресурсы, их

классификации;

пути

и

способы

рационального

использования.

Хозяйственная

оценка

природно-

ресурсного

потенциала

России

и

значение

для

развития

экономики.

Доля

природно-ресурсного

потенциала в национальном богатстве страны. Особенности в размещении и потреблении разных видов.

природных

ресурсов

на

территории

страны.

Важнейшие

территориальные

сочетания

природных

ресурсов.

Основные

ресурсные

базы

страны.

Проблемы

и

перспективы

использования

природно-

ресурсного потенциала России.

3). Тематическое планирование.

№/П

Название раздела и темы

Кол.часов

1.

Введение в курс « География России». Практическая работа №1

обучающая

«Характеристика ГП России».

1

Раздел 1. «Географическое положение и формирования

государственной территории РФ»

15

Тема 1.Географическое положение России.

10

1.1.1

Географическое положение и его виды. Практическая работа №2

обучающая

«Обозначить на к.к страны, с которыми граничит Россия».

1

1.1.2

Размеры территории и природно – географическое положение России.

Практичекая работа №3 итоговая «Обозначить объекты

обозначающие ГП страны».

1

1.1.3

Экономико – географическое и транспортно-географическое положение

России».

1

1.1.4

Геополитическое, этнокультурное и эколого – географическое положение

России.

1

1.1.5

Государственная территория России. Типы российских границ.

1

1.1.6

Сухопутные и морские границы России. Практическая работа №4

обучающая «Обозначить морские и сухопутные границы России».

1

1.1.7

Различия во времени на территории России. Практическая работа №5

итоговая

« решение задач по определению поясного времени для разных городов

России».

1

1.1.8

Государственное устройство и территориальное деление Российской

Федерации.

1

1.1.9

1.1.10

Повторение и обобщение темы « Географическое положение России».

2

Тема 2 История освоения и изучения территории России.

5

1.2.1

Заселение и освоение территории России в 9-17 веках.

1

1.2.2

Заселение и освоение территории России в 18 - 19 веках.

1

1.2.3

Географическое исследование территории России в 18 – 19 веках.

Практическая работа №6 обучающая « Заполнить таблицу

«Отечественные путешественники»».

1

1.2.4

1.2.5

Территориальные изменения и географическое изучение России в 20

веке.

2

Раздел 2.Природа России

35

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.

6

2.1.1

Геологическая история.

1

2.1.2

Развитие Земной коры.

1

2.1.3

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения

земной коры. Практическая работа №7 итоговая « Определить

особенности рельефа России».

1

2.1.4

Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.

1

2.1.5

Литосфера. Рельеф. Человек.

1

2.1.6

Обобщающее повторение по теме « Рельеф, геологическое строение и

минеральные ресурсы»

1

Тема 2.Климат и агроклиматические ресурсы.

6

2.2.1

Условия формирования климата. Практическая работа №8 обучающая

«Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки».

1

2.2.2

Движение воздушных масс. Практическая работа №9 итоговая

«Выявлять закономерности в распределении климатических показателей

и объяснять их"

1

2.2.3

Закономерности распределения тепла и влаги.

1

2.2.4

Климатические пояса и типы климатов. Практическая работа №10

обучающая

« Определять тип климата по климатическим диаграммам».

1

2.2.5

Климат и человек. Практическая работа № 11 итоговая « Характеристика

климатических условий разных территорий страны».

1

2.2.6

Повторение и обобщение темы « Климат и агроклиматические ресурсы»

1

Тема 3.Внутренние воды и водные ресурсы.

6

2.3.1

Состав Внутренних вол. Реки , их зависимость от рельефа.

1

2.3.2

2.3.3

Зависимость речной системы от климата. Практическая работа № 12

итоговая

« Составление характеристики одной из рек по плану»

2

2.3.4

Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды.

1

2.3.5

Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Воды и человек.

1

2.3.6

Повторение и обобщение темы « Внутренние воды и водные ресурсы».

1

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы.

3

2.4.1

Почва как особое природное образование.

1

2.4.2

Главные типы почв и их размещение по территории России.

Практическая работа №13 обучающая « Анализ почвенной карты»

1

2.4.3

Почвенные ресурсы. Почвы и человек. Практическая работа № 14

итоговая

« Составить характеристику одного из зональных типов почв»

1

Тема 5.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

3

2.5.1

Растительный и животный мир.

1

2.5.2

Биологические ресурсы.

1

2.5.3

Повторение и обобщение тем « Почвы и почвенные ресурсы», «

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы».

1

Тема6.Природные различия на территории России.

12

2.6.1

Природные комплексы.

1

2.6.2

Природное районирование. Природная зона как особый природный

комплекс. Практическая работа №15 обучающая « Анализ карты

природных зон».

1

2.6.3

Северные безлесные природные зоны.

1

2.6.4

Лесные зоны. Тайга.

1

2.6.5

Смешанные и широколиственные леса.

1

2.6.6

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни.

1

2.6.7

Высотная поясность.

1

2.6.8

Моря как крупные природные комплексы. Практическая работа № 16

обучающая

« Обозначит на к.к. название морей, омывающих территорию России».

1

2.6.9

Природно-хозяйственные отличия российских морей. Практическая

работа № 17 итоговая « Составить характеристику одного из морей

России».

1

2.6.10

Особо охраняемые природные территории России.

1

2.6.11

2.6.12

Повторение и обобщение темы « Природные различия на территории

России».

2

Раздел 3.Население России.

12

3.1

3.2

Численность и воспроизводство населения России.

2

3.3

Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность

жизни.

1

3.4

Этнический и языковой состав населения России. Практическая работа

№18 итоговая

« Определять особенности размещения крупных народов России.»

1

3.5

Культурно – исторические особенности народов России. География

основных религий.

1

3.6

Особенности урбанизации в России. Городское население. Практическая

работа №19 итоговая « Обозначить на к.к города- миллионники РФ.

1

3.7

Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.

1

3.8

Миграции населения в России.

1

3.9

Размещение населения России.

1

3.10

Занятость населения.

1

3.11

Практическая работа № 20 итоговая « Определять и сравнивать

показатели соотношения городского и сельского населения в разных

частях страны».

1

3.12

Повторение и обобщение раздела « Население России».

1

Раздел 4.Природный фактор в развитии России.

6

4.1

Влияние природы на развитие общества.

1

4.2

Природные ресурсы. Практическая работа № 21 обучающая « Составить

характеристику одного из вида природных ресурсов».

1

4.3

Природно – ресурсный потенциал России. Практическая работа № 22

итоговая

« выявление характера использования природных ресурсов своей

местности с помощью дополнительных источников географической

информации и СМИ».

1

4.4

Повторение и обобщение раздела « Природный фактор в развитии

России»

1

4.5

4.6

Уроки повторения по курсу «География России».

2

70



В раздел образования