Автор: Носкова Ирина Владимировна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ " Гимназия №65 имени Н.Сафронова"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа по географии для 8 класса
Тема: рабочая программа по географии 8 класс
Раздел: среднее образование
1). Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному
уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления
Личностные
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному
уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях.
В результате изучения учебного предмета:
Выпускник
научится
: оценивать
и
объяснять:
основные
географические
понятия
и
термины;
различия
плана,
глобуса
и
географических
карт
по
содержанию,
масштабу,
способам
картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические
следствия
движений
Земли,
географические
явления
и
процессы
в
геосферах,
взаимосвязи
между
ними,
их
изменение
в
результате
деятельности
человека;
географическую
зональность
и
поясность;
специфику
географического
положения
и
административно-
территориального
устройства
Российской
Федерации;
особенности
ее
природы;
природные
и
антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и
глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для
изучения
географических
объектов
и
явлений,
экологических
проблем; приводить
примеры:
использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных
источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и
карте
расстояния,
направления
высоты
точек;
географические
координаты
и
местоположение
географических объектов;
Выпускник получит возможность научиться: Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для: определения поясного времени; чтения карт
различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой,
состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных
параметров природных компонентов своей местности; решения практических задач по определению
качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию
необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; проведения
самостоятельного
поиска
географической
информации
на
местности
из
разных
источников:
картографических, статистических, геоинформационных.
2).Содержание учебного предмета
Введение. Что и с какой целью изучают в курсе «География России»
Раздел 1.Географическое положение и формирование государственной территории РФ.
Географическое
положение.
Виды
географического
положения:
природно-географическое
(физико-
географическое), математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое,
геополитическое,
этнокультурное,
эколого-географическое,
историко-географическое
положение.
Уровни географического положения. Изменения географического положения со временем
Тема 1.Географическое положение России.
Основные
черты
природно-географического
положения
территории
РФ;
отрицательные
и
положительные аспекты географического положения. Размер территории РФ и его влияние на природу,
хозяйство и жизнь населения. Особенности экономико-географического и транспортно-географического
положения России. Отрицательные и положительные аспекты современных экономико-географического
и
транспортно-географического
положения,
их
влияние
на
хозяйство
и
жизнь
населения.
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.
Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу,
хозяйство и жизнь населения. Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и
территориальные
воды,
воздушное
пространство
и
недра).Морские
владения
России
—
континентальный шельф и экономическая зона. Территориальные пространства России как важнейший
стратегический ресурс страны. Типы и виды государственных границ России: природные (сухопутные,
морские), экономические (контактные, барьерные), исторические (старые, новые), геополитические
(безопасные, конфликтные). Особенности сухопутных и морских границ РФ: протяжённость, страны-
соседи, значение для осуществления внешних связей. Поясное (зональное) местное и декретное время,
его роль в хозяйстве и деятельности людей. Государственное устройство и территориальное деление
РФ. Политико-административная карта России.
Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории Росси.
Освоение славянами территории Русской равнины в IX–XIII вв. Колонизация севера и востока Русской
равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в
XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Освоение и заселение новых земель в XIV–XVII вв.
Московское государство в XIV–XVI вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская
колонизация.
Географические
открытия
и
освоение
Сибири
и
Дальнего
Востока
в
XVII
в.
Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. и освоение западных и южных территорий в XVIII в.,
выход к Балтийскому и Чёрному морям, в Среднюю Азию. Территориальные изменения на юге, юго-
востоке
и
востоке
в
XIX
в.
Возникновение
первых
русских
поселений
в
Северной
Америке,
установление новых границ с Китаем и Японией. Хозяйственное освоение территории России в XVII–
XIX
вв.
Формирование
старопромышленных
районов,
зон
сельскохозяйственного
производства,
развитие
водного
и
сухопутного
транспорта,
появление
новых
городов.
Географические
открытия
XVIII в. Картографо-географические исследования в европейской части страны, на Урале, Азовском и
Каспийском морях. Первая Камчатская экспедиция. Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция.
Организация
научных
экспедиций
Академией
наук
России.
Главные
географические
открытия
и
исследования в XIX в. Русские кругосветные плавания, открытия в Тихом океане и у северных берегов
Америки. Экспедиции Русского Географического общества, открытия в Центральной Азии, Сибири и на
Дальнем Востоке. Территориальные изменения в XX в. Хозяйственное освоение и изучение территории
страны. Географические и научные открытия в Арктике, во внутренних районах Восточной Сибири и
Северо-Востока в первой половине XX в.; хозяйственное освоение территории страны во второй
половине XX в., открытие новых месторождений и освоение природных ресурсов, строительство
промышленных предприятий, освоение целинных и залежных земель, строительство новых городов и
транспортных
путей.
Современные
географические
исследования.
Методы
получения,
обработки,
передачи и представления географической информации.
Раздел 2. Природа России
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.
Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории, геологическое
летоисчисление, геологическая карта. Основные этапы развития земной коры, основные тектонические
структуры — платформы и складчатые области; тектоническая карта. Зависимость размещения крупных
форм рельефа и полезных ископаемых от строения земной коры. Развитие форм рельефа под влиянием
внешних процессов. Современные рельефообразующие природные процессы. Опасные природные
явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности.
Тема 2.Климат и агроклиматические ресурсы.
Факторы формирования климата на территории страны; солнечная радиация и радиационный баланс.
Воздушные массы, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, синоптическая карта.Климатические
пояса и типы климатов на территории России, их краткая характеристика. Карта климатических поясов
и областей. Агроклиматические ресурсы страны; влияние климата на хозяйственную деятельность и
здоровье людей; опасные и неблагоприятные погодно-климатические явления; мероприятия по охране
атмосферного воздуха от загрязнения.
Тема 3.Внутренние воды и водные ресурсы.
Состав
внутренних
вод
на
территории
страны,
главные
речные
системы,
водоразделы,
океанские
бассейны; падение и уклон рек. Питание и режим рек, основные показатели жизни рек. Типы и
происхождение
озёрных
котловин;
распространение
и
типы
болот;
районы
горного
и
покровного
оледенения;
виды
подземных
вод.
Происхождение
и
распространение
многолетней
мерзлоты;
её
влияние на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность человека. Неравномерность
размещения водных ресурсов по территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных
ресурсов.
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы.
Понятие «почва», плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия почвообразования. Главные
зональные типы почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Почвенная карта
России. Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению
плодородия почв. Мелиорация.
Тема 5.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.
Растительный покров и животный мир России. Закономерности распространения животных и растений.
Биом. Состав биологических ресурсов. Меры по охране животного и растительного мира.
Тема 6.Природные различия на территории России.
Природные
территориальные
комплексы
(ПТК)
на
территории
России
как
результат
развития
географической
оболочки.
Ландшафты
природные
и
антропогенные.
Физико-географическое
районирование
территории
России;
крупные
природные
районы.
Природная
зона
как
особый
природный
комплекс:
взаимосвязь
и
взаимообусловленность
её
компонентов.
Характеристика
природных зон арктических пустынь, тундр и лесотундр. Хозяйственная деятельность человека и
экологические проблемы. Характеристика природной зоны тайги. Хозяйственная деятельность человека
и экологические проблемы зоны. Характеристика природной зоны смешанных и широколиственных
лесов.
Хозяйственная
деятельность
человека
и
экологические
проблемы
зоны.
Характеристика
природных зон степей, пустынь и полупустынь. Хозяйственная деятельность человека и экологические
проблемы.
Высотная
поясность
и
её
проявления
на
территории
России.
Аквальные
природные
комплексы. Ресурсы российских морей: биологические, минеральные, транспортные, энергетические,
рекреационные. Проблемы охраны природных комплексов морей. Моря Северного Ледовитого, Тихого,
Атлантического океанов, Каспийское море-озеро: особенности природы, хозяйственного использования,
экологические проблемы. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного
наследия на территории России.
Раздел 3.Население России.
Человеческий потенциал — главное богатство страны. Численность населения России, её динамика.
Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Демографические кризисы и потери
населения России в XX в. Типы воспроизводства населения в России. Механический (миграционный)
прирост
населения.
Соотношение
мужчин
и
женщин,
возрастно-половая
пирамида.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
Здоровый образ жизни. Человеческий капитал. Демографические проблемы в России. Этнический
(национальный) состав населения России. Крупнейшие по численности народы РФ. Основные языковые
семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России.
Размещение народов России: территории с исконно русским населением и территории с пёстрым
национальным
составом.
Культурно-исторические
особенности
народов
России.
Разнообразие
религиозного
состава
населения
России:
христианство,
ислам,
буддизм
(ламаизм),
традиционные
верования (шаманизм, тотемизм, родовые культы), иудаизм. География основных религий на территории
страны.
Межнациональные
проблемы
и
их
география.
Классификация
городов
по
численности
населения. Функции городов. Особенности урбанизации в России. Крупнейшие города и городские
агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы в
крупных
городах.
Географические
особенности
расселения
сельского
населения.
Классификация
сельских населённых пунктов по числу жителей. Влияние природных условий на типы сельских
поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл. Миграции населения. Причины и
виды
миграций.
Внутренние
миграции,
их
виды:
межрегиональные,
сельско-городские,
принудительные, вынужденные. Основные направления миграций населения на территории России.
Внешние миграции. Миграционный прирост. Регионы эмиграции и иммиграции. Плотность населения.
Неравномерность размещения населения по территории страны. Факторы, влияющие на размещение
населения. Главные зоны расселения: основная полоса расселения, зона Севера. Трудовой потенциал.
Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии
и размещении хозяйства .Безработица и её причины. Проблема занятости населения и пути её решения.
Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого капитала.
Раздел 4. Природный фактор в развитии России.
Влияние природной среды на развитие общества на разных исторических этапах. Виды адаптации
человека к окружающей среде. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на
жизнь и деятельность человека. Экономически эффективная территория РФ. Природные ресурсы, их
классификации;
пути
и
способы
рационального
использования.
Хозяйственная
оценка
природно-
ресурсного
потенциала
России
и
значение
для
развития
экономики.
Доля
природно-ресурсного
потенциала в национальном богатстве страны. Особенности в размещении и потреблении разных видов.
природных
ресурсов
на
территории
страны.
Важнейшие
территориальные
сочетания
природных
ресурсов.
Основные
ресурсные
базы
страны.
Проблемы
и
перспективы
использования
природно-
ресурсного потенциала России.
3). Тематическое планирование.
№/П
Название раздела и темы
Кол.часов
1.
Введение в курс « География России». Практическая работа №1
обучающая
«Характеристика ГП России».
1
Раздел 1. «Географическое положение и формирования
государственной территории РФ»
15
Тема 1.Географическое положение России.
10
1.1.1
Географическое положение и его виды. Практическая работа №2
обучающая
«Обозначить на к.к страны, с которыми граничит Россия».
1
1.1.2
Размеры территории и природно – географическое положение России.
Практичекая работа №3 итоговая «Обозначить объекты
обозначающие ГП страны».
1
1.1.3
Экономико – географическое и транспортно-географическое положение
России».
1
1.1.4
Геополитическое, этнокультурное и эколого – географическое положение
России.
1
1.1.5
Государственная территория России. Типы российских границ.
1
1.1.6
Сухопутные и морские границы России. Практическая работа №4
обучающая «Обозначить морские и сухопутные границы России».
1
1.1.7
Различия во времени на территории России. Практическая работа №5
итоговая
« решение задач по определению поясного времени для разных городов
России».
1
1.1.8
Государственное устройство и территориальное деление Российской
Федерации.
1
1.1.9
1.1.10
Повторение и обобщение темы « Географическое положение России».
2
Тема 2 История освоения и изучения территории России.
5
1.2.1
Заселение и освоение территории России в 9-17 веках.
1
1.2.2
Заселение и освоение территории России в 18 - 19 веках.
1
1.2.3
Географическое исследование территории России в 18 – 19 веках.
Практическая работа №6 обучающая « Заполнить таблицу
«Отечественные путешественники»».
1
1.2.4
1.2.5
Территориальные изменения и географическое изучение России в 20
веке.
2
Раздел 2.Природа России
35
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.
6
2.1.1
Геологическая история.
1
2.1.2
Развитие Земной коры.
1
2.1.3
Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения
земной коры. Практическая работа №7 итоговая « Определить
особенности рельефа России».
1
2.1.4
Зависимость рельефа от внешних геологических процессов.
1
2.1.5
Литосфера. Рельеф. Человек.
1
2.1.6
Обобщающее повторение по теме « Рельеф, геологическое строение и
минеральные ресурсы»
1
Тема 2.Климат и агроклиматические ресурсы.
6
2.2.1
Условия формирования климата. Практическая работа №8 обучающая
«Прогнозировать по синоптической карте погоду на ближайшие сутки».
1
2.2.2
Движение воздушных масс. Практическая работа №9 итоговая
«Выявлять закономерности в распределении климатических показателей
и объяснять их"
1
2.2.3
Закономерности распределения тепла и влаги.
1
2.2.4
Климатические пояса и типы климатов. Практическая работа №10
обучающая
« Определять тип климата по климатическим диаграммам».
1
2.2.5
Климат и человек. Практическая работа № 11 итоговая « Характеристика
климатических условий разных территорий страны».
1
2.2.6
Повторение и обобщение темы « Климат и агроклиматические ресурсы»
1
Тема 3.Внутренние воды и водные ресурсы.
6
2.3.1
Состав Внутренних вол. Реки , их зависимость от рельефа.
1
2.3.2
2.3.3
Зависимость речной системы от климата. Практическая работа № 12
итоговая
« Составление характеристики одной из рек по плану»
2
2.3.4
Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды.
1
2.3.5
Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Воды и человек.
1
2.3.6
Повторение и обобщение темы « Внутренние воды и водные ресурсы».
1
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы.
3
2.4.1
Почва как особое природное образование.
1
2.4.2
Главные типы почв и их размещение по территории России.
Практическая работа №13 обучающая « Анализ почвенной карты»
1
2.4.3
Почвенные ресурсы. Почвы и человек. Практическая работа № 14
итоговая
« Составить характеристику одного из зональных типов почв»
1
Тема 5.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.
3
2.5.1
Растительный и животный мир.
1
2.5.2
Биологические ресурсы.
1
2.5.3
Повторение и обобщение тем « Почвы и почвенные ресурсы», «
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы».
1
Тема6.Природные различия на территории России.
12
2.6.1
Природные комплексы.
1
2.6.2
Природное районирование. Природная зона как особый природный
комплекс. Практическая работа №15 обучающая « Анализ карты
природных зон».
1
2.6.3
Северные безлесные природные зоны.
1
2.6.4
Лесные зоны. Тайга.
1
2.6.5
Смешанные и широколиственные леса.
1
2.6.6
Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни.
1
2.6.7
Высотная поясность.
1
2.6.8
Моря как крупные природные комплексы. Практическая работа № 16
обучающая
« Обозначит на к.к. название морей, омывающих территорию России».
1
2.6.9
Природно-хозяйственные отличия российских морей. Практическая
работа № 17 итоговая « Составить характеристику одного из морей
России».
1
2.6.10
Особо охраняемые природные территории России.
1
2.6.11
2.6.12
Повторение и обобщение темы « Природные различия на территории
России».
2
Раздел 3.Население России.
12
3.1
3.2
Численность и воспроизводство населения России.
2
3.3
Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность
жизни.
1
3.4
Этнический и языковой состав населения России. Практическая работа
№18 итоговая
« Определять особенности размещения крупных народов России.»
1
3.5
Культурно – исторические особенности народов России. География
основных религий.
1
3.6
Особенности урбанизации в России. Городское население. Практическая
работа №19 итоговая « Обозначить на к.к города- миллионники РФ.
1
3.7
Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения.
1
3.8
Миграции населения в России.
1
3.9
Размещение населения России.
1
3.10
Занятость населения.
1
3.11
Практическая работа № 20 итоговая « Определять и сравнивать
показатели соотношения городского и сельского населения в разных
частях страны».
1
3.12
Повторение и обобщение раздела « Население России».
1
Раздел 4.Природный фактор в развитии России.
6
4.1
Влияние природы на развитие общества.
1
4.2
Природные ресурсы. Практическая работа № 21 обучающая « Составить
характеристику одного из вида природных ресурсов».
1
4.3
Природно – ресурсный потенциал России. Практическая работа № 22
итоговая
« выявление характера использования природных ресурсов своей
местности с помощью дополнительных источников географической
информации и СМИ».
1
4.4
Повторение и обобщение раздела « Природный фактор в развитии
России»
1
4.5
4.6
Уроки повторения по курсу «География России».
2
70