Автор: Шмидт Лариса Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО "Детский сад № 175"
Населённый пункт: г. Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Зимующие птицы нашего края»
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с
окружающим миром «Зимующие птицы нашего края»
(старшая группа).
Автор: Шмидт Л.П., воспитатель МБОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 175 г.
Краснодара».
Цель: Закрепить знание зимующих птиц нашего региона: синица, снегирь, дятел, воробей,
голубь, ворона, сорока.
Программные задачи: Расширять представления детей о зимующих птицах. Учить
различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; подвести к пониманию того, что
зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Закрепить знания детей о корме,
который можно использовать в подкормке птиц. Воспитывать интерес, и бережное
отношение к пернатым. Формировать интерес к жизни и обычаям людей других стран.
Материалы и оборудование:
Предметные картинки с изображением зимующих птиц, фотографии птиц, энциклопедии
о птицах, аудиозапись «Голоса птиц». Презентация. Загадки о птицах.
Д/игра «Кто как голос подает»
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке. Беседы о зимующих птицах. Рассматривание
иллюстраций. Чтение познавательных рассказов о птицах. Прослушивание аудиозаписи
«Голоса птиц». Изготовление вместе с родителями кормушек.
Ход занятия:
Воспитатель: Прежде чем мы начнём заниматься, давайте построим «Гору Дружбы»,
соединив наши руки.
(Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)
Воспитатель: Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С
такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.
В. Какое сейчас время года? Дети: Зима В. Зима вступила в свои права. Дуют холодные
ветра, мороз сковал всю землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от ветра.
Дети стоят в кругу. Стук в дверь. Воспитатель показывает детям письмо.
В. Дорогие дети к нам в группу пришло письмо из далекой Африки. Читает письмо:
«Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет,
бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц. Никогда мы не видели
зимы, и переживаем за птиц, которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и
голодно им, наверное. Расскажите нам, пожалуйста, как зимуют птицы? Нам очень
интересно. Заранее огромное спасибо! До свидания!»
В. Ребята, а как можно рассказать Африканским детям о зимующих птицах? Ведь Африка
находиться очень далеко.
Дети: строят предложения: позвоним, напишем письмо, общение по интернету и т. д.
В. Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края.
Но не все, есть и такие, которые не улетают.
В. Как такие птицы называются?
Дети: Зимующие
В. Дети назовите зимующих птиц.
Дети: Синицы, воробьи, галки…
В. Почему они остались?
Дети: Им здесь тепло, хватает еды.
В. Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности?
Дети: начинают исследования синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя,
вороны, сороки. Составляют небольшие рассказы.
Сайд 2. Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается
ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.
Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая
спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды
рябины.
Слайд 4. Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения
у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это
одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению
вредителей. Является лесным доктором.
Слайд 5. Это воробей - бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт
овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт - всеядная
птица.
Слайд 6. Это голубь. Обладает прекрасным зрением - различает цвета радуги. Окраска
перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами,
плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.
Слайд 7. Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками.
Ест ворона всё. Мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог
- всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья
становится воровкой.
Слайд 8. Это сорока. Сорока всеядная птица. Г олова, шея, грудь и спина чёрные, живот и
плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу - насекомых,
пауков и мокриц - сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и
разоряют гнёзда певчих птиц.
Физкультминутка:
Вот летают птички Птички-невелички.
Все летают, все летают,
Крыльями машут;
Прыгают по веткам,
Чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок.
Прыгают по веткам.
В. Ребята, посмотрите гнездо. А что там внутри, мы с вами сейчас узнаем.
(в гнезде находятся загадки)
Отгадывание загадок:
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой
Все равно он будет мой.
(дятел)
Слайд 3.
Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут.
(снегирь)
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зернышки клевать.
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем чик-чирик.
(воробей)
Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что-пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит сорока.
Слайд № 9-10
В. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую
холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели
домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных
деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы
голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами
должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Слайд №11
В. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? Дети:
Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.
В. Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них
кормушки в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить
для птиц столовую.
В. А какие кормушки приготовили вы?
(показ кормушек)
В. Вам помогали родители. Из чего вы смастерили свои кормушки?
Дети: Дощечки, пластмассовые бутылки, коробки…
В. А чем вы кормите птиц?
Дети: Зёрна, крошки хлеба, семечки, сало…
В. Как вы думаете, почему еще необходимо помогать птицам в зимнее время?
Дети: для того, чтобы они, перезимовав, украсили зиму и лето своим пением. Птицы
друзья человека, они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей,
распространяют семена.
В. Помогите птицам, и они оплатят вам зелеными парками, лесами, сохраненным урожаем
полей и садов, огородных участков.
«Дидактическая игра «Кто как голос подает» (Детям предлагается по фонограмме
определить какой птице принадлежит голос (голоса птиц: синицы, дятла, воробья, голубя,
вороны, сорок) .
В. Давайте еще раз построим с вами «Гору Дружбы», как у вас настроение?
Дети: Весёлое, радостное…
В. Как вы думаете, удалось нам рассказать Африканским ребятам о зимующих птицах?
Что нового вы узнали? Чтобы вы хотели ещё узнать о птицах?
Спасибо вам за доброту к птицам и любознательность!