Напоминание

«Зимующие птицы нашего края»


Автор: Шмидт Лариса Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО "Детский сад № 175"
Населённый пункт: г. Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Зимующие птицы нашего края»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с

окружающим миром «Зимующие птицы нашего края»

(старшая группа).

Автор: Шмидт Л.П., воспитатель МБОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 175 г.

Краснодара».

Цель: Закрепить знание зимующих птиц нашего региона: синица, снегирь, дятел, воробей,

голубь, ворона, сорока.

Программные задачи: Расширять представления детей о зимующих птицах. Учить

различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; подвести к пониманию того, что

зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Закрепить знания детей о корме,

который можно использовать в подкормке птиц. Воспитывать интерес, и бережное

отношение к пернатым. Формировать интерес к жизни и обычаям людей других стран.

Материалы и оборудование:

Предметные картинки с изображением зимующих птиц, фотографии птиц, энциклопедии

о птицах, аудиозапись «Голоса птиц». Презентация. Загадки о птицах.

Д/игра «Кто как голос подает»

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулке. Беседы о зимующих птицах. Рассматривание

иллюстраций. Чтение познавательных рассказов о птицах. Прослушивание аудиозаписи

«Голоса птиц». Изготовление вместе с родителями кормушек.

Ход занятия:

Воспитатель: Прежде чем мы начнём заниматься, давайте построим «Гору Дружбы»,

соединив наши руки.

(Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)

Воспитатель: Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С

такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.

В. Какое сейчас время года? Дети: Зима В. Зима вступила в свои права. Дуют холодные

ветра, мороз сковал всю землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от ветра.

Дети стоят в кругу. Стук в дверь. Воспитатель показывает детям письмо.

В. Дорогие дети к нам в группу пришло письмо из далекой Африки. Читает письмо:

«Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет,

бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц. Никогда мы не видели

зимы, и переживаем за птиц, которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и

голодно им, наверное. Расскажите нам, пожалуйста, как зимуют птицы? Нам очень

интересно. Заранее огромное спасибо! До свидания!»

В. Ребята, а как можно рассказать Африканским детям о зимующих птицах? Ведь Африка

находиться очень далеко.

Дети: строят предложения: позвоним, напишем письмо, общение по интернету и т. д.

В. Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края.

Но не все, есть и такие, которые не улетают.

В. Как такие птицы называются?

Дети: Зимующие

В. Дети назовите зимующих птиц.

Дети: Синицы, воробьи, галки…

В. Почему они остались?

Дети: Им здесь тепло, хватает еды.

В. Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности?

Дети: начинают исследования синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя,

вороны, сороки. Составляют небольшие рассказы.

Сайд 2. Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается

ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.

Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая

спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды

рябины.

Слайд 4. Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения

у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это

одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению

вредителей. Является лесным доктором.

Слайд 5. Это воробей - бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт

овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт - всеядная

птица.

Слайд 6. Это голубь. Обладает прекрасным зрением - различает цвета радуги. Окраска

перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами,

плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.

Слайд 7. Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками.

Ест ворона всё. Мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог

- всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья

становится воровкой.

Слайд 8. Это сорока. Сорока всеядная птица. Г олова, шея, грудь и спина чёрные, живот и

плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу - насекомых,

пауков и мокриц - сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и

разоряют гнёзда певчих птиц.

Физкультминутка:

Вот летают птички Птички-невелички.

Все летают, все летают,

Крыльями машут;

Прыгают по веткам,

Чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгают по веткам.

В. Ребята, посмотрите гнездо. А что там внутри, мы с вами сейчас узнаем.

(в гнезде находятся загадки)

Отгадывание загадок:

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой

Все равно он будет мой.

(дятел)

Слайд 3.

Чернокрылый, красногрудый,

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут.

(снегирь)

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зернышки клевать.

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем чик-чирик.

(воробей)

Трещала с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что-пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит сорока.

Слайд № 9-10

В. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую

холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели

домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных

деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы

голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами

должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Слайд №11

В. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? Дети:

Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.

В. Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них

кормушки в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить

для птиц столовую.

В. А какие кормушки приготовили вы?

(показ кормушек)

В. Вам помогали родители. Из чего вы смастерили свои кормушки?

Дети: Дощечки, пластмассовые бутылки, коробки…

В. А чем вы кормите птиц?

Дети: Зёрна, крошки хлеба, семечки, сало…

В. Как вы думаете, почему еще необходимо помогать птицам в зимнее время?

Дети: для того, чтобы они, перезимовав, украсили зиму и лето своим пением. Птицы

друзья человека, они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей,

распространяют семена.

В. Помогите птицам, и они оплатят вам зелеными парками, лесами, сохраненным урожаем

полей и садов, огородных участков.

«Дидактическая игра «Кто как голос подает» (Детям предлагается по фонограмме

определить какой птице принадлежит голос (голоса птиц: синицы, дятла, воробья, голубя,

вороны, сорок) .

В. Давайте еще раз построим с вами «Гору Дружбы», как у вас настроение?

Дети: Весёлое, радостное…

В. Как вы думаете, удалось нам рассказать Африканским ребятам о зимующих птицах?

Что нового вы узнали? Чтобы вы хотели ещё узнать о птицах?

Спасибо вам за доброту к птицам и любознательность!



В раздел образования