Автор: Сумина Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДЕТСКИЙ ДОМ РАДУГА
Населённый пункт: Г Киселевск
Наименование материала: ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Тема: "Наказание за проступки
Раздел: дополнительное образование
Введение
Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый, поэтому
негативное явление, как и болезнь, легче предотвратить и предупредить, чем
бороться
с
уже
произошедшим.
Сейчас
очень
важна
профилактическая
работа
и
это
не
вызывает
сомнений.
Одним
важным
методом
по
профилактической работе является правовое просвещение, целью которого
является повышение уровня правовой культуры подростков. В наше время
идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических изменений
в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще неустоявшимся
мировоззрением
подвижной
системой
ценностей.
Внимание
к
подростку,
молодежи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане
предупреждения правонарушения, конфликтов.
Современный
уровень
преступности
несовершеннолетних
настоятельно
требует изучения всего комплекса проблем, обусловливающих это негативное
социальное явление.
Актуальность данного мероприятия состоит в том , что представления
несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся
на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими
регуляторами его поведения.
В группе семейного типа 7 подростков в возрасте от 13до 17 лет. Пять
воспитанников 8 вида обучения. Все дети состоят на учете у психиатра,
имеют различные диагнозы. В сентябре 2017 прибыло 5 детей
коррекционного детского дома. Трое подростков курили, двое состояли на
внутреннем учете, двое склонны к бродяжничеству. Также склонны к
употреблению спиртных напитков, совершению мелких краж у сотрудников
и сверстников. На данный момент дети не курят, не было самовольных
уходов, один подросток снят с внутреннего учета. В группе проводились
различные мероприятий по данной теме: викторины , встречи с инспектором
ПДН, просмотр художественных и документальных фильмов, круглые столы.
методическая разработка правового занятия даёт возможность формировать
у подростков знания основ правовой культуры, кодекса об уголовной и
административной ответственности Российской Федерации, возможность
повышения социальной активности подростков, воспитания уважения к
закону.
План конспекта воспитательного мероприятия
Форма проведения: беседа
Цель: Ознакомить воспитанников, склонных к правонарушениям, с
некоторыми аспектами законодательства в отношении подростков, с наиболее
чаще встречающимися примерами нарушений правовых норм в молодежной
среде с целью их предупреждения, развивать интерес воспитанников к
чтению материалов периодической печати, просмотру телепередач на
правовую тематику, воспитывать уважение к Закону.
Задачи:
- пропаганда правовых знаний;
-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного
решения;
- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести
дискуссию
Участники беседы: воспитанники 2 семейной группы 14-17 лет.
Ожидаемый результат: Сформировать у воспитанников знания основ
правовой культуры, повышать социальную активность
Оборудование: карточки с заданием,
План
1. Вступительное слово.
2. Основная часть беседа
3. Итоги беседы. Вывод.
1. Вступительное слово.
По правовой тематике мы говорим много и часто. Часто считается, что право
используется только тогда, когда необходимо наказать тех, кто, нарушил
закон. Подростки очень удивляются, когда узнают о том, что многие их
повседневные действия носят характер правоотношений, т.е. таких
отношений, которые регулируются нормами права. А для того, чтобы уметь
пользоваться своими правами не причиняя вред окружающим, обществу,
государству, законы следует знать и соблюдать. Где вы можете знакомиться с
содержанием правовых норм? На уроках обществознания, правоведения,
классных часах, во время внеклассных мероприятий на правовую тематику,
читая книги, газеты, журналы, просматривая телепередачи , встречаясь с
инспектором ПДС. Сегодня мы проводим с вами беседу на тему
«Ответственность за проступки».
2. Основная часть беседы «Ответственность за проступки».
Воспитатель: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной
проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки.
К сожалению, что вы не понимаете, что стоит за правонарушениями и не
осознаете, что они ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.
Ежегодно подростками совершается тысячи преступлений, каждый пятый из
них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в
воспитательные колонии (ВК).
За что же отвечает подросток еще не достигший 18 лет, как
несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям,
какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и
поговорим сегодня.
Основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего
гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а
также не нарушать прав и законных интересов других лиц. За
невыполнение этой обязанностей гражданин, в том числе,
несовершеннолетний, может привлекаться к юридической ответственности
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
- уголовной;
- административной;
- гражданской;
- дисциплинарной.
Кроме того, несовершеннолетний может быть направлен в
специализированное учебное заведение, что формально наказанием не
считается, но наступает также за совершение правонарушения.
Уголовная ответственность.
Уголовная ответственность - это самый строгий вид ответственности. Она
наступает за совершение преступлений, то есть, наиболее опасных
правонарушений.
Уголовная ответственность наступает, по общему правилу, с 16 лет, но за
многие деяния, которые явно являются преступлениями – с 14 лет.
Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство,
умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (в
том числе, например, в драке), изнасилование, кражу, грабёж,
вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, угон
транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах,
хищение либо вымогательство наркотических средств и другие. Нужно иметь
в виду, что совершение преступления в составе группы (то есть,
несколькими людьми) является отягчающим обстоятельством и влечёт более
строгое наказание. Уголовными наказаниями для несовершеннолетних
являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного
заработка или собственного имущества), лишение права заниматься
определённой деятельностью (например, предпринимательством),
обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без
оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному
администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и
лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).
Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней
тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами
воспитательного воздействия (состоящих, например, в отдаче под надзор
специализированному органу, обязанности возместить причинённый вред,
запрете посещения определённых мест, ограничении пребывания вне дома и
т. д.). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть
направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления
совершеннолетия, но не более чем на 3 года.
Административная ответственность.
Этот вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает
за менее опасные правонарушения.
Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами
административных правонарушений являются: пропаганда наркотических
средств, занятие проституцией, мелкое хулиганство, нарушение правил
дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение
требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в
общественных местах и т. д. Однако если ты распиваешь спиртные
напитки (включая пиво) или появляешься состоянии опьянения в
общественном месте, и при этом тебе нет 16 лет, административную
ответственность будут нести твои родители или опекуны.. При этом не
имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения:
употреблением вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ.
Лица, предлагающие тебе спиртные напитки или иные одурманивающие
вещества, также подлежат административной ответственности.
Административными наказаниями, в основном применяемыми к
несовершеннолетним, являются: штраф, возмездное изъятие орудия
правонарушения (например, ружья), конфискация такого орудия (т. е.,
безвозмездное изъятие),
Гражданско-правовая ответственность.
Она наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или
причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т. д. Гражданско-
правовая ответственность – это имущественное (как правило,
денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Даже если ты причинил
вред чьему-либо здоровью или оскорбил чью-то честь и достоинство,
компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.
Если тебе нет 14 лет – гражданскую ответственность за причинённый тобой
вред будут нести твои родители или опекуны.
Если тебе от 14 до 18 лет – ты сам должен будешь возместить
ущерб своим имуществом или заработком, а если у тебя его нет или его
недостаточно – возмещать опять же будут твои родители или опекуны.
Иные меры, применяемые к несовершеннолетним
Если несовершеннолетний в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно
наказуемое деяние, но ещё не достиг возраста уголовной ответственности,
либо совершил преступление средней тяжести, но был освобождён судом от
наказания, он может быть помещён в специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа. Это делается на основании постановления
судьи или приговора суда. Максимальный срок, на который
несовершеннолетний может быть туда направлен – 3 года. Эта мера
юридически считается не наказанием, а особой формой воспитания
несовершеннолетних.
Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут
быть также временно направлены в центры временного содержания для
несовершеннолетних правонарушителей. Там они содержатся, по общему
правилу, не более 30 суток.
К несовершеннолетним, содержащимся в специальных образовательных
учреждениях, могут применяться такие меры взыскания,
как предупреждение, выговор и строгий выговор.
Задания для воспитанников.
1. Разбор ситуации:
1Во время перемены ребята затеяли игру разбили окно в в коридоре школы.
Какое правонарушение совершили подростки? (гражданско-правовое)
2 Вас задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых.
Какое наказание ему грозит? (постановка на учет)
3 Перед уроком физкультуры школьники находились в раздевалке. После все
ушли в спортивный зал, а Ваня задержался и похитил мобильный телефон у
своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого
возраста наступает ответственность за это нарушение?(у. кража, с 14 лет)
4 Друзья ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно
выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает
ответственность за это правонарушение? (А. С 16 лет)
Работа в парах
2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении
различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г — гражданско — правовая.
У- уголовная.
Д- дисциплинарная
Виды нарушений:
1)Порвал учебник одноклассника(Г) ’
2)Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3)Избил одноклассника (У)
4)Совершил кражу мобильного телефона. (У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
А теперь рассмотрим следующую ситуацию:
«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня телефон. Что мне делать?»
Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)
Во-первых, это преступление! Вы согласны?
Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий
1 .Скорее позвони по телефону «02»
2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление
З. Сообщи приметы хулиганов
4.поставь в известность воспитателя.
А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?
Ответы детей
1.нарушение правил дорожного движения
2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах и появление в
пьяном виде.
З. Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).
4.Незаконная продажа.
Итог:
Вопросы к воспитанникам.
1. Что нового для себя вы узнали из беседы «Ответственность за проступки»?
2. Принесла ли вам пользу наша беседа?
Воспитатель: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашей беседы, вы
будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам.