Автор: Светопольская Татьяна Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Безопасность туризма
Раздел: среднее профессиональное
БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА
В.В. Ашмарин, Т.В. Светопольская
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный
университет имени И.Н. Ульянова»
г. Чебоксары
Аннотация:
рассматриваются основные
понятия и составляющие безопасности в
туризме, представлена нормативно-правовая база безопасности туризма, предложены ме-
тоды и приемы совершенствования безопасности туров на уровне туристской организа -
ции.
Ключевые слова: основные понятия и нормативные акты, Всемирная туристическая
организация (ВТО), понятие безопасности сфере туризма, понятие угрозы безопасности.
Abstract:
considers the basic concepts and components of safety in tourism, presents
the legal framework for tourism security, suggests methods and techniques for improving the
safety of tours at the level of a tourist organization.
Key words:
basic concepts and regulations, the World Tourism Organization (WTO),
the concept of tourism security, the notion of a security threat.
Глобальной тенденцией ХХIв. является возрастание роли и значения туризма для
личности, общества и государства. Туристические поездки (путешествия) в современном
мире — это неотъемлемая часть жизни человека, связанная с реализацией его права на
отдых и досуг, свободы передвижения, права на доступ к культурным ценностям, а также
иных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Наряду с этим туризм вы -
полняет важные социально-экономические, культурно-экологические, международные и
иные функции.
На этом фоне увеличивается и количество внутренних и внешних угроз безопасно-
сти, которые становятся все более разрушительными и менее предсказуемыми. Опасности
природного и техногенного характера, включая чрезвычайные экологические ситуации,
непрерывно сопровождают туристов во время их путешествий[4].
Согласно ст.14 Закона о туристической деятельности под безопасностью туризма
понимаются личная безопасность туристов, сохранность их имущества и нанесение ущер -
ба окружающей природной среде при совершении путешествий.
Безопасность туриста зависит от политики государства, от мер, принимаемых фир-
мами – турагентами и туроператорами, а также от действия самого туриста. Безопасность
туризма и уменьшение рисков при путешествии касаются широкого круга проблем, в том
числе и проверки безопасности туристических заведений и наличие у них лицензий и сер -
тификатов[2].
Международный опыт по разработке мер безопасности туризма исследуется и
обобщаются Всемирной туристской организацией. Например, в 1994 году ВТО провела
обследование 73 стран мира, включая Россию, на тему «Безопасность и защита путеше-
ственников, туристов, туристских объектов». В 1995 году в Швеции была проведена I
Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путе-
шествиях.
Безопасность туризма предполагает наличие особых объектов безопасности. В од-
ном случае к объектам безопасности в сфере туризма могут быть отнесены сама система
туризма, ее подсистемы и отдельные элементы, а также жизненно важные, системообразу-
ющие связи между элементами системы[3].
В случае же, когда система туризма, ее подсистемы, иные элементы являются ис-
точниками опасности, объектами безопасности в сфере туризма будут объекты внешней по
отношению к системе туризма среды – люди и коллективы, а также общество, государство,
окружающая среда[6].
К правовым документам, регламентирующим некоторые вопросы безопасности
жизнедеятельности, относятся Основы законодательства РФ об охране труда; Санитарные
нормы (СН, Сан ПиН), Нормы радиационной безопасности (НРБ). Строительные нормы и
правила (СНиП), Стандарты и области охраны труда, окружающей среды и безопасности в
чрезвычайных ситуациях. К стандартам, формулирующим требования, выполнение кото-
рых необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности, относятся Система
стандартов безопасности труда (ССБТ), Система стандартов охраны природы (ССОП) и
Комплекс государственных стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС)[7].
Сфера туризма Российской Федерации, как и мировая система туризма в целом, все
чаще становится объектом посягательств со стороны национальной и международной ор-
ганизованной преступности, в том числе в целях хищения имущества туристов, соверше-
ния насильственных действий в отношении их, осуществления террористической и экс -
тремистской деятельности[4].
В настоящее время в России активно развиваются все виды внутреннего и внешне-
го туризма, все большее распространение получают экзотический и экстремальный виды
туризма, расширяется ареал путешествий, в том числе в районы с непредсказуемой поли-
тической, экономической, военной, санитарной и криминальной обстановкой, что есте-
ственно сопряжено с увеличением угроз и повышением рисков для туризма.
В интересах всестороннего обеспечения туризма в стране с середины последнего
десятилетия сформированы Министерство молодежной политики, спорта и туризма, Феде-
ральное агентство по туризму и аналогичные органы управления на уровне субъектов
РФ[5].
По последним новостям, туризм в России становится все более гостеприимным.
Это позволило нашей стране оказаться на седьмом месте среди лучших туристических
направлений.
Такой
вывод
сделали аналитики английского
журнала
Wanderlust
Travel
Magazine. Издание делало свои выводы на основании опросов, в которых приняли уча-
стие более 2 тысяч читателей.
Как отмечают в издании, занять довольно высокую строчку в рейтинге России
позволили позитивные изменения, которые произошли в отечественной индустрии го-
степриимства за последние годы.
В пятерку наиболее популярных российских городов у британских путешествен-
ников попала Москва.
Рост внутреннего туризма в России в 2017 году составил от 4 до 11 процентов,
заявил начальник управления государственных туристических проектов и безопасности
туризма Федерального агентства по туризму Евгений Куделя.
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являют-
ся:
обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при
совершении путешествий;
охрана окружающей природной среды;
создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и
оздоровление туристов;
развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при со-
вершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов госу-
дарства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов,
сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природ-
ного и культурного наследия[5].
По мнению И.Т. Тарасова, с момента возникновения государства традиционно ис -
пользовались четыре вида средств (мер) государственно-правового воздействия на сферу
путешествий:
1) ограничение свободы передвижения;
2) удостоверение личности путешественника;
3) меры относительно иностранцев;
4) покровительство и ограждение собственных подданных, проживающих на чуж-
бине[4,6].
Безопасность туризма подразделяется на определенные виды, которые могут быть
классифицированы по различным основаниям:
по элементам, входящим в сферу туризма, можно выделить безопасность субъектов
сферы туризма (безопасность туристов, безопасность предпринимателей, безопас-
ность работников туристской индустрии, безопасность населения туристских тер-
риторий; безопасность объектов туризма;
по типам и видам совершаемых путешествий — безопасность международного ту -
ризма (безопасность въездного туризма, безопасность выездного туризма); безопас-
ность внутреннего туризма, безопасность социального туризма, экологического ту-
ризма и т.д.;
по объектам национальной безопасности, которые могут подвергаться воздействию
негативных факторов и условий, возникающих в сфере туризма, — общественная
безопасность, государственная безопасность, экологическая безопасность и сани-
тарно-эпидемиологическое благополучие местного населения, правовая безопас-
ность и безопасность государственного управления в сфере туризма;
по характеру применяемых мер безопасности в сфере туризма безопасность туриз-
ма может быть видовой (безопасность гостиничного, туристского обслуживания,
услуг общественного питания, средств развлечения туристов и т.д.) и функциональ-
ной
(техническая
безопасность,
пожарная
безопасность,
информационная
без-
опасность в сфере туризма и др.);
по месту нахождения источников опасности и направленности мер безопасности в
сфере туризма безопасность туризма может быть внутренней и внешней; по форме
(способу) организации туризма — безопасность организованного туризма и без -
опасность неорганизованного (самодеятельного) туризма.
Угрозы безопасности могут быть направлены как на сферу туризма в целом, так и
на ее отдельные элементы и подсистемы. В свою очередь, сама сфера туризма, ее эле -
менты и подсистемы могут генерировать угрозы иным объектам национальной без -
опасности Российской Федерации. Среди специфических угроз безопасности туризма
отметим:
–угрозы личной безопасности туристов;
–угрозы безопасности предпринимательской деятельности в сфере туризма;
–угрозы безопасности труда в сфере туризма;
–угрозы безопасности для местного населения, в том числе для состояния его сани -
тарно-эпидемиологического благополучия;
–угрозы экологической, общественной, государственной безопасности в сфере ту-
ризма[4].
Контроль за выполнением требований безопасности туристских услуг обеспечивают
органы государственного управления в соответствии с их компетенцией. Контроль осуще-
ствляется в начале сезона при проверке готовности туристского предприятия и трассы к
эксплуатации, а также в ходе текущих проверок.
Текущие проверки обеспечения безопасности туристов проводятся в соответствии с
планами и графиками технических осмотров (испытаний) зданий, сооружений, транспорт -
ных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения и инвентаря, выдавае-
мого туристам пунктами проката, проверок приготовления пищи, проверок готовности ту-
ристов к выходу в походы.
Контроль безопасности обслуживания туристов осуществляется на основе использова-
ния следующих методов:
– визуального (путем осмотра соответствующих объектов; территории, по которой прохо-
дит трасса туристского похода; туристского снаряжения и инвентаря и пр.);
– с использованием средств измерения (измерения состояний окружающей среды, каче-
ства воды, воздуха; технического состояния трассы, подъемных механизмов, транспорт-
ных средств);
– социологических исследований (путем опроса самих туристов и обслуживающего персо-
нала);
– аналитического (анализа содержания документации: паспорта маршрута, медицинского
журнала осмотра туристов, выходящих на маршрут, других документов; обобщений ре-
зультатов всех других обследований)[3].
Законом о туристской деятельности не предусмотрено обязательное личное страхо -
вание российских туристов, выезжающих за рубеж. В статье 17 закона говорится лишь о
том, что в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания уста -
новлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, вре -
менно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие
гарантии. Формой же предоставления таких гарантий согласно статье 17 является стра-
хование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев. Страховым
полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение
их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) времен-
ного пребывания[2].
В России за последние 10 лет принято 70 законов, 200 указов главы государства,
500 постановлений правительства и других подзаконных актов по поддержанию безопас-
ности, но проблема безопасности до сих пор не решена. По данным социологических
опросов туристов, большие опасения вызывают молодежные группировки, так называе -
мые «скинхеды».
«Государство, включая его силовые структуры, должно прежде всего работать
на граждан, на защиту их прав, интересов и собственности, не говоря уже о защите их
безопасности и самой жизни», – сказал в своем предвыборном выступлении В. В. Путин.
Успешное развитие туризма в стране возможно только при гарантированной без-
опасности путешествий. Для этого необходимы:
– взаимодействие с Европолом и Интерполом по вопросам нелегальной иммигра-
ции, наркотрафика и др.;
– корректировка Уголовного кодекса РФ, внесение в него поправок, изменений, до-
полнений, ужесточение наказания за терроризм и т. д;
– строгое соблюдение туристскими организациями требований нормативных право-
вых документов по обеспечению безопасности туристов;
– привлечение общественных организаций, профессиональных объединений к ре-
шению проблемы безопасности. Например, после 11 сентября 2001 г. ассоциацией банки-
ров США было принято решение не обслуживать клиентов в шляпах, в темных очках, в
капюшонах;
– использование технических средств защиты, изготовленных по новейшим техно-
логиям. На смену обычных электронных замков приходят запирающие устройства, реаги-
рующие на голос, сетчатку глаза, отпечатки пальцев и т. д. Все чаще используются вживле-
ние чипов, маркировка датчиками, применение портативных рентгеновских установок и
т. д.;
– расширение перечня страховых услуг в туризме, применение новых видов страхо-
вания: реализация программ страхования правовой поддержки туристов за рубежом, оказа-
ние технического обслуживания автомобилей, страхование автогражданской ответственно -
сти, страхование от возможного нарушения таможенных правил, от досрочного возвраще-
ния домой, от плохой погоды, неудачного лова рыбы, неудачной охоты и т. д.;
– применение биометрии в визовых и паспортных формальностях[6].
Термин «личная безопасность» используется в сфере туризма в широком и узком
смыслах. В широком значении категория «личная безопасность» включает в себя состоя-
ние защищенности всех участников общественных отношений в сфере туризма от вну -
тренних и внешних угроз безопасности: туристов, собственников (владельцев) объектов
туристской индустрии и их работников, местного населения, должностных лиц, реализую -
щих отдельные функции и полномочия в области государственного (муниципального)
управления туризмом.
В узком смысле термин «личная безопасность» используется в Законе о туристской
деятельности. Здесь «личная безопасность» означает безопасность жизни и здоровья тури-
стов, а также экскурсантов. Турист (экскурсант) имеет право на обеспечение личной без -
опасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятствен -
ное получение неотложной медицинской помощи, а также обязан соблюдать во время пу-
тешествия правила личной безопасности[3,4].
К категории личной безопасности туристов и экскурсантов тесно примыкает тер-
мин «сохранность имущества туристов (экскурсантов)» (ст. 14 Закона о туристской дея-
тельности).
В целях защиты прав граждан на свободу передвижения российское законодатель-
ство устанавливает, что каждый гражданин имеет право на получение от компетентных го -
сударственных органов уведомления об ограничении права на выезд за пределы террито-
рии Российской Федерации, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и
регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический
адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гра -
жданина на выезд из Российской Федерации (ст. 16 Закона о выезде и въезде)[1].
Отправляясь в путешествие, турист «доверяет» свою жизнь, здоровье и имущество
субъектам туристской индустрии, которые призваны сделать отдых туриста, не только
увлекательным и полезным, но и комфортным и безопасным. Приобретение туристом ту-
ристского продукта — это инвестирование не только денег, но и свободного времени, кото -
рое в случае неудачного путешествия нельзя повернуть «вспять». Другой особенностью
индустрии туризма является способ оплаты туристского продукта. Как исключение из об-
щего правила — «товар — деньги», широко распространенной практикой здесь выступает
предварительная оплата предстоящего путешествия. Соответственно, турист платит за то
(будущий отдых), что с определенной долей вероятности может и не произойти, в том чис-
ле и по не зависящим от участников договора о реализации туристского продукта обстоя -
тельствам[3].
Исследования современных экспертов показывают, что состояние мировой инду-
стрии туризма, несмотря на объективные трудности последних лет, в целом демонстриру-
ет стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развиваю-
щегося сектора мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере ту -
ризма со стороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структу-
ры исполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики его
развития[8].
Литература
1. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета. 1996. № 159
.
2.
Федеральный
закон
от
24.11.1996
№
132-ФЗ
«Об
основах
туристской
деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ 1996. № 49, ст. 5491.
3. Барзыкин Ю.А. О мерах по обеспечению безопасности туризма : рекомендации
совместного заседания Комитетов ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма и по
безопасности предпринимательской деятельности / Ю.А. Барзыкин, В.Я. Юртеев, А.К.
Никитин // Туризм: право и экономика. - 2005. - № 6. - С. 39-42.
4 . Бобкова А.Г. Безопасность туризма : учебник / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых,
Е.Л. Писаревский ; под общ. ред. д-ра юрид. наук. Е.Л. Писаревского. — М. : Федеральное
агентство по туризму, 2014. — 272 с.
5. Гайдукевич Л.М. Развитие международного туризма и обеспечение безопасности
туристов : [актуальность вопросов обеспечения безопасности в международном туризме] //
Журн. междунар. права и междунар. отношений. - 2005. - № 2. - С. 39-43.
6 . Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития:
Учеб. пособие. – М.: Сов. спорт, 1998. – 142 с.
7.
Санитарная охрана территории Российской Федерации. Санитарные правила и
нормы. Сан ПиН 3.4. 035-95 // Турконсультант. – 1999. – Вып. 6. – С. 94-97.
8.
Станченко
А.А.
Обеспечение
безопасности
иностранных
туристов
в
Санкт-
Петербурге : стенограмма выступления на очередном заседании Комисии по въездному
туризму Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии //
Турконсультант. - 2005. - № 6. - С. 42-43.