Автор: Сацюк Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №11
Населённый пункт: Республика Коми город Ухта
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: Занимательная математика
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 общеразвивающего вида»
(МДОУ «Д/с № 11»)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МДОУ «Д/с № 11»
от « ___ »_________ 20__г.
протокол заседания № __
УТВЕРЖДЕНО
приказом МДОУ «Д/с № 11»
от «____» ________ 20___г.
№ _____________
________________________
(подпись руководителя ДОУ)
Дополнительная образовательная программа
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
.
(Название программы)
Возрастная группа 5-6 лет
.
Срок реализации: 1 год
.
г.Ухта, 2017 год
Составитель: Кузнецова Е.Д.И воспитатель
Сацюк Н. Н воспитатель
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка………………………………………………
2.
Цель и задачи программы …………………………………………...
3.
Содержание программы ……………………………………….........
4.
Планируемые результаты …………………………………………
5.
Характеристика организационно-педагогических условий……….
6.
Список литературы …………………………………………….........
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального
развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Всем известно, что математика не
только обладает уникальными возможностями для развития детей, приводит в порядок ум, но и формирует жизненно
важные личностные качества, такие как: алгоритмические навыки, творческие способности, внимание и память .У детей
5-6 лет освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих
способностей,
умение
обобщать,
сравнивать,
выявлять
и
устанавливать
закономерности.
В
содержании
обучения
преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического
содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение,
обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат
и ход решения творческой задачи.
В своей работе я использую различные способы и методы, которые способствуют развитию познавательных
процессов у детей.
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Положениями «Концепции развития дополнительного образования детей» (Распоряжение
Правительства
Российской Федерации от 04 сентября 2014г. №1726).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. №729-р «План мероприятий на
2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Сан
ПиН
2.4.1.
3049
-13
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
Уставом МДОУ «Д/с № 11».
Положением о дополнительной образовательной программе МДОУ «Д/с №11».
Изменениями, вносимые в Положение о дополнительной образовательной программе МДОУ «Д/с №11».
Направленность
дополнительной
образовательной
программы
«Занимательная
математика»:
социально-
педагогическая (Порядок 1008, п.9).
Своеобразие программы заключается в том, что она позволяет увлечь детей отгадыванием загадок ,закрепить
знания
о
предметах
и
явлениях
окружающего
мира
.Интерес
детей
к
художественному
слову
используется
для
повышения эффективности обучения и представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие моторики и
математических понятий, тем самым позволяет подготовить детей к следующему этапу обучения в подготовительной
группе. Программа направлена, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как
умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть
результат и ход решения творческой задачи.
Особое внимание при проведении работы уделяю развитию логических форм мышления.
Программа «Занимательная математика» рассчитана на детей старшей группы (5-6 лет).
Срок реализации программы один год.
Образовательная деятельность с детьми проводится 1 раз в неделю с октября по май во второй половине дня
продолжительностью
25
минут.
Общее
количество
учебных
часов,
запланированных
на
весь
период
реализации
программы составляет 32 часа.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей ,формирование познавательного и
личностного развития.
Задачи по разделам:
1."Количество и счет"
Цель:
развивать
самостоятельность,
активность, знакомить
со
счетом
в пределах 10,развивать психические
процессы: внимание, память, логические формы мышления. Познакомить с цифрами от 6 до 10,учить писать цифры от
1до10 в клетке, учить составлять число из двух меньших ,соотносить число, предмет ,цифру(от шести до десяти)
познакомить со стихами , загадками ,пословицами, считалками ,в которых упоминаются эти числа.
2. "Геометрические фигуры"
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать
геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Познакомить
с
геометрической
фигурой-
трапецией,
учить
детей
преобразовывать
одни
фигуры
в
другие(путём
складывания ,разрезания, выкладывания из счётных палочек).
3."Величина"
Цель :учить детей делить предметы на четыре части, сравнивать часть и целое.
4. "Ориентировка во времени "
Цель: знакомить детей с названиями дней недели и месяцев.
5. "Ориентировка в пространстве"
Цель: учить определять положение предмета по отношению к себе и другому лицу.
6."Логические задачи"
Цель: продолжать учить решать логические задачи ,устанавливать закономерности, анализ и синтез предметов
сложной формы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Таблица 1
Наименование программы
Максимально допустимое количество занятий
неделя
месяц
год
Дополнительная образовательная
программа «Занимательная
математика»
1
4
32
Календарно-тематическое планирование
Таблица 2
месяц
Номер
заняти
я
Содержание
деятельности
Предметно-пространственная среда / Информационно-методическое обеспечение
октябрь
1
Число, цифра1,величина,
логическая задача на
установление закономерности
знакомство с названием
осенних месяцев.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до 10" Карточка
с цифрой1. Цветные карандаши.
2
Число и
цифра2,знаки+,=,соотнесение
формы предмета с
геометрической фигурой.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".
цифрой2.Объёмные геометрические фигуры :овал прямоугольник ,квадрат круг.
Цветные карандаши.
3
Числа и цифры1,2,3.Квадрат.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10" Цветные
карандаши. Счетные палочки.
4
Числа и циры1,2,3,4,соотнесение
количества предметов и цифр.
Величина . Логическая задача.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю
до10".Цифры1,2,3.Картинки(маленький слон ,бегемот, ослик ,жираф, большой
мышка ,муравей, зайчик ,лиса). Цветные карандаши.
Ноябрь
5
Числа и
цифры1,2,3,4,5,сложение числа5
из двух меньших.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Предметы
от1-5.Цветные карандаши.
6
Число и цифра6,состав числа из
двух меньших .Длина.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Предметы
от1-6.Цветные карандаши. Полоски разной длины.
7
Числа и цифры3,4,5,6.Знаки
<,>,= .Квадрат ,треугольник.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Карточки с
цифрами ,знаками. Счетные палочки .Цветные карандаши.
8
Числа и цифры,предметы4,5,6-
установление соответствия,
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Числовые
и предметные карточки от4-6.Цветные карандаши.
загадки.
декабрь
9
Число и цифра0,знак
-логическая задача на
установление закономерности,
закрепление геометрических
фигур.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Карточка с
цифрой 0,знак-.Карточки с предметами разной формы. Цветные карандаши.
10
Числа и цифры0,4,5,6.
Ориентировка в пространстве,
понятия(слева, справа, впереди,
сзади),нахождение различий.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Карточки с
цифрами и предметами.
Цветные карандаши.
11
Число и цифра7,знаки =, +,
математическая загадка,
порядковый счет ,деление
квадрата на 2,4части.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Счетные
палочки.
Цветные карандаши.
Квадраты из бумаги 8х8см(3штуки), ножницы.
12
Числа и цифры1,2,3,4,5,6,7,
сложение числа7 из двух
меньших, дни недели.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Числовые
карточки.
Цветные карандаши. Мелкие игрушки от1-7.
январь
13
Числа и цифры1-8,логическая
задача на установление
закономерности.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Простой и
Цветные карандаши.
14
Порядковый счет ,сложение
числа из двух меньших,
деление предмета на 4 части.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10". Мелкие
игрушки от1-8.Круги диаметром 6-8(2штуки), ножницы.
Цветные карандаши.
15
Решение примеров,
ориентировка в
пространстве .Овал. Логическая
задача на установление
закономерности.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Числовые
карточки от 7-8предметов. Фигура овала. Цветные карандаши.
16
Знаки<, >, логическая задача на
анализ и синтез .Фигуры:
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Карточки с
примерами для сравнения(<,>). Графический рисунок"кошки"из фигур .Простой
прямоугольник ,треугольник,
квадрат, круг. Порядковый счет.
карандаш.
феврал
ь
17
Числа и цифры 1-9,логическая
задача на установление
закономерности .Высокий
-низкий.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Числовые
карточки .Ёлочки разные по высоте. Цветные карандаши.
18
Порядковый счет, сравнение
смежных чисел, деление
квадрата на 2,4,8 частей,
логические задачи.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Игрушки
от1-9.Квадраты из бумаги8х8(3штуки на каждого ребенка),ножницы .Цветные
карандаши.
19
Число и
цифра10.Выкладывание
предметов из счетных палочек.
Нахождения различий.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".
Графические рисунки(трапеция ,лодка), счетные палочки .Простой карандаш.
20
Числа от1до10,сложение
числа10 из двух меньших,
знакомство с зимними
месяцами.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Мелкие
игрушки ,цветные карандаши.
март
21
Решение задачи ,соотнесение
числа и цифры ,работа в
тетради в клетку .Знаки +,-.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Карточки с
цифрами ,тетрадь в клетку .Простой карандаш.
22
Решение задач на сложение и
вычитание ,порядковый счет,
логическая задача на анализ и
синтез, работа со счетными
палочками.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю
до10".Математические загадки, счетные палочки .Простой карандаш.
Графические рисунки(треугольник квадрат, прямоугольник).
23
Решение примеров на сложение
и вычитание ,составление
числа из двух меньших,
ориентировка в пространстве.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю
до10".Графический рисунок машины(круги, прямоугольник).Числовая и
предметные карточки. Простой карандаш.
24
Установление соответствия
между цифрой и количеством
предметов ,дни недели.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10". Числовая
и предметные карточки. Простой карандаш.
апрель
25
Решение задач на сложение и
вычитание, логическая задача.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10". Простой
карандаш.
26
Решение задачи на вычитание
Установление соответствия
между цифрой и числом, части
суток.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10". Числовая
и предметные карточки. Простой карандаш. Графический рисунок кошки из
треугольников разного размера(большой, поменьше ,самый маленький).
27
Решение задачи ,отгадывание
загадок ,порядковый счет.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Игрушки
для счета. Простой карандаш.
28
Решение математической
загадки, сложение числа10 из
двух меньших ,логическая
задача на анализ и синтез, круг,
овал ,треугольник.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10". Числовые
карточки. Простой карандаш. Графический рисунок из фигур (неваляшка, зайка,
рыбка).
май
29
Решение задач, логическая
задача на установление
закономерности.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10". Простой
карандаш.
30
Порядковый счет ,решение
математической загадки.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10". Простой
карандаш. Игрушки для счета. Графический рисунок лягушки из фигур(круги,
овалы).
31
Порядковый счет, сложение
числа10 из двух меньших,
логическая задача на анализ и
синтез предмета сложной
формы, работа со счетными
палочками.
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Простой
карандаш. Графический рисунок из линий(дом, лодка ,елка),счетные палочки.
32
Решение задачи ,примеров,
времена года ,закрепление
Тетрадь для выполнения заданий Е. В. Колесникова "Я считаю до10".Простой
карандаш.
знаний о месяцах, стихи о
цифрах от1 до10.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года дети умеют:
1.пользоваться математическими знаками +, -,=,>,<;
2. писать цифры от 1до 10;
3.решать арифметические задачи и записывать решение;
4.рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические
изображения предметов из геометрических фигур;
5.определять положение предметов по отношению к другому лицу;
6.называть последовательно дни недели, месяцы;
7.ориентироваться в тетради в клетку;
8.решать логические задачи на сравнение, классификацию, установ-
ление последовательности событий, анализ и синтез;
9.понимать задание и выполнять его самостоятельно;
10.проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Проведение занятий предполагает работу по подгруппам по 8-10 человек. Занятия проводятся в виде кружковой
работы один раз в неделю. Курс обучения рассчитан на 32 занятия.
Содержание
обучения
включает
освоение
математических
представлений
и
понятий,
которые
формируют
характерные для познавательного интереса операции мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация и
мыслительные
процессы
(рассуждение,
умозаключение,
суждение);
отличается
постепенным
усложнением,
занимательностью; опирается на опыт ребенка. Методы и средства обучения направлены на создание положительного
эмоционального фона; обеспечивают разнообразную практическую деятельность детей творческих заданий и освоение
способов
действий;
стимулируют
активность
и
самостоятельность
детей
при
решении
учебных
задач
и
использовании дидактического наглядного
материала.
Сочетание
различных
форм
организации
детей
на
занятиях
(фронтальной, групповой) с учетом индивидуального подхода, освоение знаний, умений и способностей каждого
ребенка. Иллюстрированный материал позволяет детей вовлечь в решение математических задач ,разгадывание загадок,
закрепление знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Необходимое
оборудование
и
материалы(предметные
и
числовые
карточки
по
темам,
мозаика,
объемные
геометрические фигуры, шаблоны из геометрических фигур, игрушки). Раздаточный материал (цифры, рабочие тетради,
тетради в клетку ,простой и цветные карандаши, цветные счетные палочки ,ножницы).
Каждое
занятие,
соответствует
федеральным
государственным
требованиям
к
структуре
обязательной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования,
так
как
построено
с
учетом
принципа
интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников .Сценарии
занятий и тетрадь для выполнения заданий позволяют использовать
словесный, наглядный, проблемно- поисковый
методы обучения, а также метод практических заданий. В начале и конце учебного года проводится педагогическая
диагностика детей.
№
Фамилия
имя
ребенка
Количество
и счет
Геометричес
кие фигуры
Величина
Ориентировк
а во
времени
Ориентиро
вка в
пространс
тве
Логические
задачи
Итог
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н- начало года.
К- конец года.
Количество и счет:
1.Считает в пределах 10.
2.Пишет цифры от1 до10(в клетке).
3.Знает математические знаки(+,-,=,<,>).
4.Составляет число из двух меньших.
5.Соотносит число, предмет, цифру.
Геометрические фигуры:
1.Знает геометрическую фигуру(трапецию).
2.Преобразовывает одну фигуру в другие( путем складывания, разрезания,
выкладывания из счетных палочек.
3.Рисует в клетке фигуры( круг, квадрат ,треугольник ,прямоугольник,
овал, трапецию).
4.Изображает предметы из геометрических фигур.
Величина:
1.Делит предметы на 4 части.
2.Определяет и сравнивает часть и целое.
Ориентировка во времени:
1.Знает названия дни недели, месяцев.
Ориентировка в пространстве:
1.Определяет место положения предмета по отношению
к другому лицу.
Логические задачи:
1.Устанавливает закономерности между предметами.
2.Выполняет анализ и синтез предметов сложной формы.
Оценка баллов:
1 балл- низкий уровень.
2 балла- средний уровень.
3 балла- высокий уровень.
Критерии оценки:
от 9-17 низкий.
от 18-23 средний.
от 24-27 высокий.
В своей работе использую два вида самоконтроля и самооценки( по образцу, словесной инструкции).
1.Показываю детям заранее приготовленный лист с правильно выполненным заданием и предлагаю сравнить
свою работу с образцом. Если работа ребенка соответствует образцу -зеленый кружочек, одна ошибка- желтый, много –
красный.
2. Задаю вопросы детям по каждому заданию. Проводится работа над ошибками
Диагностика
1.Количество и счет.
Умеет считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическое упражнение "Скажи сколько".
Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, овощи, цветы и т.п. Количество каждой
группы предметов разное (например, 5 матрешек, 6 цветов, 9овощей, 10 бабочек).
Дидактическое упражнение
"Скажи, который по счету предмет".
Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка,
матрешка ,цветок и т. п.)
Содержание диагностического задания
Ребенок считает количество предметов в любой группе.
Вопросы:
- Посчитай матрешек. Сколько их всего?
- Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.
Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит матрешка, какая по счету
бабочка? И т. п.
Критерии оценки
3 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и
порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы "Сколько?", "Который по счету?".
2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными
числительными. Понимает вопрос "Сколько?" и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос
"Который по счету?".
1 балл — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов
Умеет сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическое упражнение "Сделай поровну". Материал: мелкий счетный материал.
Содержание диагностического задания
Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 цветочков и 7 матрешек.
Задание: посчитай группы предметов.
- Сколько всего цветочков?
- Сколько матрешек?
- Кого больше (меньше)?
- На сколько?
- Сделай так, чтобы их стало поровну.
- Как еще можно это сделать?
Критерии оценки
3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы
предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).
2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять
группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.
1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять
предметы не может.
2.Геометрические фигуры.
Соотносит предметы по форме, по соответствующему
признаку.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра "Что где лежит?".
Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Предметные картинки: мячик,
шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы,
квадратная коробка, конверт, флажок, книга.
Содержание диагностического задания
Задания:
- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.
- Какие геометрические фигуры ты видишь?
Назови их.
- Чем отличаются круг и овал от других фигур?
- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.
- Разложи фигуры в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы.
Критерии оценки
3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по
соответствующему признаку.
2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами.
1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой
предметных картинок
3.Величина
Умеет сравнивать предметы различной величины
Умеет делить предметы на части и определять и сравнивать часть и целое.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра "Поставь елочки".
Материал: плоскостные елочки (7-10 штук) разные по высоте.
Дидактическое упражнение. "Сравни полоски".
Материал: полоски разной длины и ширины, 7-10 штук
Вопросы:
- Что ты видишь на столе?
-Посмотри, все ли елочки одинаковы?
- Чем они отличаются?
Содержание диагностического задания
Задание:
Поставь елочки в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами "самая высокая", "ниже", "еще ниже","самая
низкая".
Задание:
Разложи полоски по ширине ,пользуясь словами"широкий","уже","еще уже","самый узкий".
Критерии оценки
3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в
порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).
2 балла — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении
полосок. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.
1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает
большое количество ошибок
4.Ориентировка во времени.
Знает о днях недели, последовательности частей суток.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра "Твой день".
Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на
протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.
Дидактическое упражнение "Назови".
Содержание диагностического задания
Ребенок рассматривает картинки,
изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели,
гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.
Задание: разложи картинки по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)
Вопросы:
- Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня?
- А какой день недели следует за четвергом? И т. п.
Критерии оценки
3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, ответил на все вопросы.
2 балла - ребенок разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется.
Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.
1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов
5.Ориентировка в пространстве.
Умеет определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям.
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Игра "Встань где я скажу"
Содержание диагностического задания
Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага
вправо.
Вопросы:
- Что ты видишь справа (слева) от себя?
- Что ты видишь впереди (сзади) от себя?
- Возьми игрушку и посади перед собой, сзади от себя, справа
от себя и т. п.
Критерии оценки
3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя.
2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям.
1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками.
Высокий уровень- 24-27 баллов
средний уровень -18-23 баллов;
низкий уровень - 9 -17 баллов
Список литературы
1."От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования /под
редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.-3-е изд, испр. и доп. -М. МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.-
368 с.
2.Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа.-
М.: Мозаика-Синтез, 2015.-64с.
3." Математика для дошкольников 5-6 лет". Колесникова Е.В, М., 2014.-80с.
4.Колесникова Е.В. "Я считаю до 10" - рабочая тетрадь. М.,2010
5. Колесникова Е.В." Я решаю логические задачи". Математика для детей 5-7 лет. М.2014-35с.