Автор: Антипова Галина Павловна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: Филиал МБОУ " Мало–Шелемишевская СОШ" " Шелемишевская ООШ"
Населённый пункт: село Шелемишево Скопинского района Рязанской области
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Не властны над памятью годы
Раздел: среднее образование
Филиал
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Мало-Шелемишевская
средняя
общеобразовательная
школа» Скопинского муниципального района Рязанской области
«Шелемишевская основная общеобразовательная школа»
Конкурсная работа по школьному краеведению
«Рязанская земля. История. Памятники. Люди»
Секция «Родословие. Наши земляки».
Тема работы:«Не властны над памятью годы».
Подготовила:
Демидова
Софья
Игоревна,
12
лет,
МБОУ
«Мало-
Шелемишевская
СОШ»
филиал
«Шелемишевская
ООШ»
(адрес:
391852
Скопинский
район,
село
Шелемишево,
ул.
Октябрьская,
д.
24),
домашний
адрес:
391852
С к о п и н с к и й
р а й о н , с е л о
Ш е л е м и ш е в о ,
у л
Комсомольская,д.24;
контактный
телефон: 8960-575-80-77.
Руководитель: Антипова
Галина
Павловна - учитель русского языка и
л и т е р а т у р ы
М Б О У
« М а л о -
Шелемишевская
СОШ»
филиал
«Шелемишевская
ООШ»
(адрес:
391852
Скопинский
район,
село
Шелемишево,
ул.
Октябрьская,
д.
17,
кв.
21),
контактный
телефон:
8930-872-84-20;
Email:galija.antipova2015@gmail.co
m
Введение
В
мире
все
связано.
Изучая
историю
своего
района,
мы
волей
–
неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми,
родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам.
Работая над своим исследованием, я узнала о жизни человека, жившего со
мной рядом, моей землячке, которая своим каждодневным трудом приносила
пользу многим людям, работала на благо своего края и процветания всей
страны.
Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села,
края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе
найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство
гордости и гражданского достоинства.
Актуальность темы исследования.
Мотивом выбранной темы послужила любовь и уважение к заслуженному
врачу
РСФСР, моей землячке Помаз Валентине Александровне, хотелось
подробнее узнать историю ее жизни.
Цель исследования:
Рассказать о человеке интересной судьбы, которая прославила своим трудом,
мастерством свою малую родину.
Задачи исследования:
-Проанализировать различные виды источников информации по теме работы.
-Систематизировать
и
обобщить
собранный
материал,
передать
его
в
школьный музей и школьную библиотеку.
Гипотеза исследования:
Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую
родину , может качественно повысить уровень патриотизма, положительно
повлиять на формирование личности.
История судьбы нашей землячки может стать образцом для каждого,
кто бы хотел добиться успехов в своей жизни и прожить её достойно; научит
высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию.
2
Объект исследования: Помаз Валентина Александровна, ее личный пример,
вклад в развитие общества.
Предмет исследования:
Информация, полученная во время встреч и бесед с
А.С.
Фетисовой,
людьми,
знающими
лично
Валентину
Александровну
Помаз; семейный архив А .С. Фетисовой.
Методы исследования:
анализ источников информации;
личная беседа;
интервью;
работа
с
семейными
архивными
материалами,
удостоверениями,
справками;
обработка полученных результатов.
3
Основная часть
Приезжает
в
наше
село
Шелемишево
удивительная
женщина.
Мне
кажется, что нет такого человека, который бы не знал её. Она очень добрая,
отзывчивая, часто приходит к нам в школу. Зовут её Фетисова Александра
Степановна (Приложение 1) Жители села называют её меценатом.(Меценат-
лицо, способствовавшее на добровольной и безвозмездной основе развитию
науки
и
искусства.
Синонимы:
благодетель,
покровитель,
спонсор).
Непривычным для слуха является слово, которое часто употреблялось в 19, а
не
в
21
веке.
Александра
Степановна
–
почетный
работник
среднего
образования, председатель регионального отделения « Добрые Дети Мира».
В
1994
году
она
открыла
специализированную
школу
по
обучению
интеллектуально развитых и больных детей с различными заболеваниями
нервной системы ( ДЦП, болезнь Дауна). Школа под её чутким руководством
добилась
значительных
успехов
в
профессиональной
педагогической
деятельности, через несколько лет вошла в число ста лучших школ России.
В 2001 году Александра Степановна была вызвана в Европейскую Научную
Палату в Брюссель, где была награждена золотой медалью и дипломом « За
высококачественную педагогическую деятельность». Родина также высоко
оценила её заслуги, она была награждена орденом Золотой звезды, медалью
« За трудовую доблесть», орденом «Слава России». И это только за вклад в
педагогику.
Но
ведь
первое
образование
Александры
Степановны
–
медицинское. С 1967 года она трудится на станции скорой медицинской
помощи в городе Рязани. Три года с 1983 по 1986 работает в Северной группе
войск в Польше учителем химии и биологии и врачом-физиотерапевтом. Её
медицинский
стаж
составляет
25
лет.
Одних
медалей
у
Александры
Степановны 11, и все они за вклад в области медицины. Возвратившись из
Польши, Александра не бросила любимую работу медика, радовала своими
4
успехами свою маму-Помаз Валентину Александровну. Но потом она все-
таки уходит из медицины и полностью посвящает себя педагогике. Сначала
она
работала
учителем
в
14
школе
города
Рязани,
а
через
2
года
была
приглашена заместителем директора по учебной части в 52 лицей. Уже тогда
у неё родилась идея открыть свою школу, школу интенсивного обучения и
развития. Свой замысел она воплотила в жизнь. И в 1994 году в здании на
улице Пожалостина прозвучал первый звонок.
Сейчас
Александра Степановна находится на заслуженном отдыхе,
именно поэтому она часто приезжает в наше село, на свою малую Родину. Я
много слышала о ней самой, но совершенно ничего не знала о её родителях.
В
этом
году
на
торжественном
митинге,
посвященном
Дню
Победы,
я
увидела её с двумя портретами в руках. С одного – приветливо улыбаясь и
кокетливо
сложив
руки,
смотрела
широко
раскрытыми
карими
глазами
молодая девушка. Казалось, что в этих глазах танцуют солнечные лучики.
Девушка
была
настолько
обворожительна,
что
на
неё
хотелось
смотреть
снова
и
снова.
Непокорные
черные
локоны
выбивались
из-под
шляпки.
Красивый рот изогнулся в смешливой улыбке, так свойственной девушкам
столь юного возраста (Приложение 2).
Я
перевела
глаза
на
второй
портрет.
С
него
строго
смотрел
голубоглазый офицер в форме летчика (Приложение 3). Пока шёл митинг, я
размышляла: «Кто же эта прекрасная девушка и столь прелестный молодой
человек?»
После
митинга
состоялось
шествие
«Бессмертного
полка».
Александра Степановна шла, гордо подняв портреты над головой.
Возвращаясь домой, я подошла к ней и спросила про девушку: «Кто
она?
Где она сейчас?» Мы присели на лавочку за столик
под цветущей
черемухой,
и
Александра
Степановна
поведала
мне
интересную
и
трогательную историю о своих родителях.
Я слушала её, затаив дыхание. Гудели в кроне черемухи мохнатые
шмели,
жужжали
пчёлы,
и
мне
казалось,
что
они
тоже
наперебой
рассказывают мне об удивительной девушке с портрета. Помаз Валентина
5
Александровна так звали эту юную красавицу. Родилась она в Чернигове в
1919
году.
В
1921
году
семья
Помаз
переехала
на
постоянное
место
жительства в столицу Туркмении город Ашхабад. Отец работал главным
бухгалтером в Туркменском государственном медицинском институте. Мама
была домохозяйкой. Когда Валентине было 9 лет, скоропостижно умерла
мама. Для маленькой девочки это было страшным потрясением. Одиночество
и тоску скрашивали два брата, которым Валя отдавала всю свою детскую
любовь и нежность.
Через год отец женился второй раз. По ночам, вспоминая умершую
маму, маленькая Валя твердила себе, что обязательно станет врачом, будет
лечить людей. Незаметно пролетели детские годы, прозвенел в последний раз
зовущий на урок школьный звонок. Отзвучала музыка выпускного вечера.
Валентина готовилась к поступлению в высшее учебное заведение. В 1937
году она поступила в Туркменский государственный медицинский институт.
Сколько было радости, счастья, мечтаний. Валя радовалась не только своим
успехам, но и успехам братьев. Оба учились в военных училищах. Один – в
лётном, другой – в артиллерийском (Приложение 4). Часто все собирались в
родительском
доме,
делились
своими
планами
на
будущее,
мечтали.
Валентина всегда говорила, что и не заметила, как быстро пролетело детство,
промелькнули школьные годы. И вот они студенты. У каждого появились
свои интересы, увлечения. Но не смотря ни на что, все любили отчий дом,
уютную гостиную и круглый стол, за которым они собирались, делились
своими успехами.
1941 год изменил жизни и судьбы не только Валентины с братьями, но
и целой огромной страны, он поднял на её защиту весь народ от мала до
велика. Братья в первые дни войны ушли на фронт. Граций Александрович,
балагур, весельчак, любимец и отрада всей семьи, пропал без вести в 1942
году.
Поседевший, осунувшийся, ставший сразу каким-то стареньким, отец
ходил притихший, с потухшими глазами. Казалось, что это известие подавило
6
в нем все желание и тягу к жизни. Через несколько месяцев после этого
известия
отец
погиб.
Валентина
осталась
одна
в
пустой
квартире.
Брат
Евгений
воевал
где-то
далеко,
письма
приходили
редко.
Получая
такие
долгожданные весточки с фронта от брата, Валентина описывала ему свою
жизнь,
учёбу,
рассказывала,
что
у
них
все
хорошо.
Письма
получались
длинные, нежные. А ночью, ворочаясь с боку на бок в своей кровати, думала
о том, как дальше жить, как учиться… Заботу о Валюше взяла тётя Евдокия
Петровна (Приложение 5 ) , у которой сын воевал где-то на Западном фронте.
Часто Валентина
вместе с тётей
ходила за город, в пески, в поисках
черепашьих яиц, которые они собирали и ели.
В 1943 году Валентина Александровна окончила ускоренные курсы
медицинского института. Фронту нужны были врачи, а Валя туда очень
стремилась. Наконец-то ее мечта осуществилась. Она была направлена на
работу в военный госпиталь в Армавир. Когда ехала в поезде, то вспоминала,
как они, молодые студенты – первокурсники, мечтали о выпускном. Ведь
всем
он
представлялся
таким
разным,
думалось
о
распределении
из
мединститута. Только вот вечер представлялся им совсем иначе. В воздушном
платье, в босоножках на высоких каблуках, а вышло совсем иначе: в военной
гимнастёрке и сапогах. Да, теперь она военный врач. Теперь от неё будет
зависеть выздоровление больного. По прибытии в Армавир ей передали
командование госпиталем. Теперь она еще и начальник. Страшно ли ей было
тогда? Очень страшно.
Мелькали
дни,
недели,
постепенно
Валентина
привыкла
к
своим
обязанностям врача и начальника. Солдаты на войне всегда очень радовались
встрече с земляками, родственниками. А Валентина наоборот, больше всего
на
свете
она
боялась
встретить
в
госпитале
кого-то
из
знакомых,
изувеченных войной.
Однажды в госпиталь был доставлен с тяжёлыми ранениями майор
авиации Сорокин Степан Яковлевич. Как же долго и тяжело длилось его
выздоровление.
Сколько
бессонных
ночей
провела
Валентина
у
постели
7
метавшегося в горячке
больного. А когда подошла пора выписки, бравый
майор
предложил
юной
начальнице
госпиталя
руку
и
сердце.
Ярким
румянцем вспыхнули щёки девушки, заплясали лучики в красивых карих
глазах. Валентина улыбалась, а майор нервничал, уж очень он боялся отказа.
Ведь
она
такая
красавица,
но
девушка
вместо
ответа
вложила
свою
маленькую ручку в такую уверенную и крепкую ладонь майора. Вскоре
молодые люди поженились. Вернулись они домой только после войны с
Японией в 1947 году на родину мужа в село Ново – Бараково Скопинского
района. Работы для Валентины там не было, и молодая семья переехала в
село Салтыки Ряжского района. Там они прожили до 1950 года, а в 1950 году
Валентину Александровну приказом перевели на работу в Шелемишевскую
больницу Желтухинского района. Позже больница будет переименована в
сельскую
участковую
больницу.
Помаз
была
заведующей,
под
её
руководством в больнице трудились 7 врачей, 3 акушерки, 3 специалиста
среднего
профессионального
образования.
Вскоре
она
добилась,
чтобы
больнице выдали рентгеновский аппарат, за которым сама лично ездила в
Москву.
По
её
настойчивой
просьбе
в
больнице
открылись
родильное
отделение на 12 коек, терапевтическое отделение на 35 коек, инфекционное
отделение на 10 коек, детская палата, клиническая лаборатория. Помаз была
не
просто
заведующей,
она
была
врачом.
И
свою
профессию
ставила
превыше всего. Жители близлежащих сёл знали, что в любое время суток,
несмотря на непогоду, она обязательно приедет на вызов или придёт. А ведь
ездили раньше на лошади, запряжённой в сани или телегу. Санитарную
машину больница получила только в 1957 году. Валентина Александровна
чутко и внимательно относилась к своим пациентам. Ей восторгались все, кто
её знал. Она обладала той высокой культурой нравственности в общении с
людьми, интеллигентностью, которою называют врожденной. Ей было чуждо
лукавство, презирая ложь, она никогда не лгала сама. Помаз всегда много и
плодотворно
работала:
городская
жительница,
она
старалась
внести
8
разнообразие
в
сельский
быт.
При
её
непосредственном
участии
были
построены баня, пекарня, столовая, дом культуры, детский сад.
Долгие
годы
она
была
бессменным
руководителем
больницы
и
депутатом
сельского
и
районного
уровня
(Приложение
6).
За
свой
многолетний, безупречный труд на благо сохранения и укрепления здоровья
населения
Помаз
Валентина
Александровна
была
удостоена
звания
«Заслуженный
врач
РСФСР»,
награждена
орденом
«Трудового
Красного
знамени»,
являлась
«Отличником
здравоохранения»,
награждена
95
дипломами и Почётными грамотами.
Вот
таким
необыкновенным
человеком
была
Помаз
Валентина
Александровна. Такой она и осталась в памяти людей,
которые с ней
работали, которые у неё лечились и которые просто её знали.
Александра Степановна грустно вздохнула и замолчала. Передо мной
на
стол
она
положила
другой
снимок,
на
котором
была
изображена
убелённая сединами пожилая женщина, и только её глаза светились всё тем
же юношеским задором (Приложение 7). Первый вопрос, который прозвучал
в
тишине,
был:
«А
где
она
сейчас?»
Вздохнув,
Александра
Степановна
ответила: «Ты же знаешь, люди не живут вечно ». Я проводила Александру
Степановну до дома, поблагодарила за чудесный рассказ, а у самой перед
глазами
стояла
фотография
кареглазой
девушки
с
чёрными
локонами
и
задорным взглядом. Я присела на скамейку, на которой мы недавно сидели.
Мать и дочь, такие родные люди, но какие разные судьбы, и все - таки я
поняла, что их объединяет: любовь к своей профессии.
Заключение
Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы
должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать, черты
национального русского характера. Задача нынешнего молодого поколения -
не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей. Делать правильные
9
ориентиры в жизни помогают простые люди, мои земляки, которые по-
своему
делают
историю,
внося
свой
посильный
труд
в
наследие
моей
большой страны.
В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно
рассказать,
но
это
мои
планы
на
будущее.
В
дальнейшем,
я
планирую
продолжить
работу
в
этом
направлении.
Многое
еще
мной
не
открыто,
поэтому мне есть над чем трудиться .
Приложение 2
10
Приложение 3
11
Сорокин Степан Яковлевич
12
Приложение 4
13
Приложение 5
14
Приложение 6
15
Приложение 7
16
Шелемишевская участковая больница
Приложение 8
17
Помаз Валентина Александровна
18