Напоминание

Тема урока "Местоимение. Морфологические признаки"


Автор: Коптева Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Косточковская СОШ"
Населённый пункт: Нижнегорского района, Республики Крым
Наименование материала: урок по теме"Местоимение. Морфологические признаки"
Тема: Тема урока "Местоимение. Морфологические признаки"
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок

учитель русского языка и литературы, Коптева Т.А.

Русский язык Урок № __Класс ____Дата __

Тема:

Местоимение. Морфологические признаки.

Цели:

М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения, задавать вопросы.

Л Р : опознавать местоимениясуществительные

в

тексте, выявлять отличие существительных от

местоименийсуществительных, определять

признаки

личных

местоименийсуществительных;

определять рольместоименийсуществительных в тексте.

Тип урока.Комбинированный (урок открытия новых знаний и закрепления)

Основные

понятия: Разряды местоимений. Местоимениясуществительные. Личные местоимения-

существительные

Ход урока

I. Оргмомент.Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Формирование УУД и технология

оценивания, духовно-нравственное

воспитание

II. Формулирование темы и целей урока. Мотивирующий ввод в тему урока.

– Послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:

(на доске)

Утром – как заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жарптицей…

А стемнеет – ОН придёт:

Тоненький, смущённый, –

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл – плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Месяц, солнце и луна!

А

что

такое он,

оно,

она

с

языковой

точки

зрения?

(Местоимения.)

Что

вам

помогло

догадаться

о

словахотгадках?

(Род

местоимений.)

Примечание.

С

л и ч н ы м и

м е с то и м е н и я м и

у ч е н и к и

знакомились в начальной школе.

– Прочитайте название темы § 48.

?!Актуализация: Что изучает морфология?

Назовите

ключевые

слова

урока.

(Местоимения-

существительные, разряды, личные.)

Как

вы

понимаете

слово разряды?

(Разновидности,

группы.)

– Какова цель урока?

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на

основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

III. Актуализация и углубление изученного.

1 . Текст (см. ДМ № 1 «Лист клёна») – наблюдение над

местоимениями,

«заменяющими»

существительные

и

прилагательные.

Ученики выявляют сходство с изученными частями речи по

вопросам

и

значению

выделенные

слова

указывают

на

предмет (лицо) или признак. Но значение у них особое, эти

слова не

называют,

а

заменяют,

указывают

на

другие

слова.

2. Изучение нового материала. (по таблице см раздаточный

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения

(ознакомительным, изучающим).

2. Преобразовывать и передавать

информацию, полученную в

результате чтения.

3. Анализировать, сравнивать,

обобщать, делать выводы, строить

логические рассуждения.

материал у каждого ребёнка!)

Чтение

сведений

в

рамке

о

разрядах

местоимений

по

значению.

– Что нового для себя узнали?

– Прочитайте названия разрядов (без примеров).

– Можете ли вы предположить чтото о значении местоимений

этих разрядов?

– Какие местоимения мы будем изучать в 5м классе?

– Как вы думаете почему?

Примечание. Нужно обратить внимание учеников на то, что

сразу все разряды местоимений заучивать не надо, они будут

освоены в процессе дальнейшего изучения.

IV. Открытие новых знаний.

1.

Упр. 361 (Загадки)

наблюдение

над

разными

разрядами

местоимений-

существительных. Работа по заданиям к упражнению.

Ученики

ставят

местоимения

в

начальную

форму

(где

возможно).

?!

Какая

группа

местоимений

вам

знакома?

Как

они

называются?

– Какая особенность есть у других местоимений? (Что –

отвечает на вопрос что?)

2. Чтение теории Личные местоимения

- Работа с ДМ (Приложение 1 на карточках у всех детей)

3. Чтение текста упр. 365

Прочитайте

фрагмент

повести-сказки

Э.

Успенского

«Дядя

Фёдор, пёс и кот». Некоторые слова в тексте заменены. Как вы

думаете, какие?

Так и стал дядя Фёдор жить в деревне. И люди в

деревне дядю Фёдора полюбили. Потому что дядя Фёдор

не бездельничал, всё время делом занимался или играл.

А потом у дяди Фёдора забот прибавилось. Узнали люди,

что дядя Фёдор животных любит, и стали дяде Фёдору

разных зверюшек приносить.

Спишите текст. Там, где необходимо, замените существительные

местоимениями. Местоимения какого лица вы употребите?

?!Сделать

самостоятельныевыводы

об

употреблении

местоимений

( р а з в и в а е т с я

у м е н и е

з а м е н я т ь

с у щ е

ствительныена

местоименияв

тексте,

определять

признаки

личных

местоимений,

орфографически

и

пунктуационно

правильно оформлять текст.

4.Формулирование проблемы (цели) дальнейшей работы:

«Как склоняются местоимения разных разрядов, в чём их

особенность?»На доске таблица склонения

5* .Составьтерассказна основе изученного материала (можно

с использованием таблицы См .ДМ 1)

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать

свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и

личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения

(ознакомительным, поисковым,

изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, делать

выводы.

3. Преобразовывать ее из одной

формы в другую (текст в таблицу),

соотносить информацию,

представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в

устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть

готовым корректировать свою точку

зрения.

V. Развитие учебноязыковых и речевых умений.

ДМ–

развивается

умение

находить

личные

местоимения

в

тексте,

определять

их

морфологические

признаки

и

синтаксическую роль.

Выполняется в парах.

Коллективное

обсуждение

(каждая

пара

называет

свои

примеры).

Познавательные УУД:

Владеть приемами отбора и

систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою

точку зрения.

Если будет время

По карточкам Самостоятельно. Взаимопроверка.

2.

Теоретическая разминка (См. вопросы в приложении

«Морской бой»)

-Что такое местоимение?

-Как

называют

местоимения,

которые

указывают

на

лица? (личные)

помощью

какого

местоимения

человек

указывает

на

себя? (я)

каких

случаях

местоимение

Вы

пишется

с

заглавной

буквы?

-Какое местоимение вы используете, если надо указать на

человека

женского

пола,

который

не

участвует

в

разговоре? (она)

-Назовите местоимение 2лица ед. числа. (ты)

-Какие местоимения изменяются по родам? (3 лица ед. числа)

Контроль

2. Приобретать навыки работы в паре

(договариваться о совместной

деятельности и приходить к общему

решению, оказывать в

сотрудничестве необходимую

взаимопомощь, осуществлять

контроль).

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Предположите, как дальше будет построено изучение темы

«Местоимение».

– Ответьте на шуточные вопросызагадки:

а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)

б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы.)

в) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я.)

- Что вызвало трудности в изучении темы? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался

новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты

своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и

определять степень успешности

работы.

Контроль

Хочу, чтобы вы удивились!

ВЫ МЫ ТЫ Дороги

ВЫМЫТЫ

VII. Домашнее задание.

1. Выписать 3–4 предложения с местоимениями из учебника

по литературе.

2. Словарные слова записать в словарик.

3. Выучить порядок морфологического разбора, практически

– сделать разбор местоимения из предложения (по выбору)

*** Приложение Вопросы и задания по теме «Морской бой»

Что такое

местоимение?

Как называют

местоимения, которые

указывают на лица?

С помощью какого

местоимения человек

указывает на себя?

Какое местоимение вы

используете, если надо

указать на человека

женского пола, который

не участвует в

разговоре?

В каких случаях место-

имение Вы пишется с

заглавной буквы?

Назовите местоиме-

ние, у которого нет

именительного падежа

Назовите местоимение

2 лица ед. числа.

Как правильно

написать:ихняя

бабушка –их бабушка

Как правильно

написать:

н… кем заменить

н…кого не вижу

В каких случаях пи-

шется в местоимении

НЕ, а в каких НИ?

Назовите количество

местоимений:

кого, кому, о ком,

кого, кто, кем?

Просклоняйте

местоимение КАКОЙ

Просклоняйте

местоимение КТО

Назовите слово, в

котором много букв Я

(например, 7).

Какие местоимения

изменяются по родам?

Что такое

местоимение?

Как называют

местоимения, которые

указывают на лица?

С помощью какого

местоимения человек

указывает на себя?

Какое местоимение вы

используете, если надо

указать на человека

женского пола, который

не участвует в

разговоре?

В каких случаях место-

имение Вы пишется с

заглавной буквы?

Назовите местоиме-

ние, у которого нет

именительного падежа

Назовите местоимение

2 лица ед. числа.

Как правильно

написать: ихняя

бабушка –их бабушка

Как правильно

написать:

н… кем заменить

н…кого не вижу

В каких случаях пи-

шется в местоимении

НЕ, а в каких НИ?

Назовите количество

местоимений:

кого, кому, о ком,

кого, кто, кем?

Просклоняйте

местоимение КАКОЙ

Просклоняйте

местоимение КТО

Назовите слово, в

котором много букв Я

(например, 7).

Какие местоимения

изменяются по родам?

Что такое

местоимение?

Как называют

местоимения, которые

указывают на лица?

С помощью какого

местоимения человек

указывает на себя?

Какое местоимение вы

используете, если надо

указать на человека

женского пола, который

не участвует в

разговоре?

В каких случаях место-

имение Вы пишется с

заглавной буквы?

Назовите местоиме-

ние, у которого нет

именительного падежа

Назовите местоимение

2 лица ед. числа.

Как правильно

написать: ихняя

бабушка –их бабушка

Как правильно

написать:

н… кем заменить

н…кого не вижу

В каких случаях пи-

шется в местоимении

НЕ, а в каких НИ?

Назовите количество

местоимений:

кого, кому, о ком,

кого, кто, кем?

Просклоняйте

местоимение КАКОЙ

Просклоняйте

местоимение КТО

Назовите слово, в

котором много букв Я

(например, 7).

Какие местоимения

изменяются по родам?

Что такое

местоимение?

Как называют

местоимения, которые

указывают на лица?

С помощью какого

местоимения человек

указывает на себя?

Какое местоимение вы

используете, если надо

указать на человека

женского пола, который

не участвует в

разговоре?

В каких случаях место-

имение Вы пишется с

заглавной буквы?

Назовите местоиме-

ние, у которого нет

именительного падежа

Назовите местоимение

2 лица ед. числа.

Как правильно

написать: ихняя

бабушка –их бабушка

Как правильно

написать:

н… кем заменить

н…кого не вижу

В каких случаях пи-

шется в местоимении

НЕ, а в каких НИ?

Назовите количество

местоимений:

кого, кому, о ком,

кого, кто, кем?

Просклоняйте

местоимение КАКОЙ

Просклоняйте

местоимение КТО

Назовите слово, в

котором много букв Я

(например, 7).

Какие местоимения

изменяются по родам?

Что такое

местоимение?

Как называют

местоимения, которые

указывают на лица?

С помощью какого

местоимения человек

указывает на себя?

Какое местоимение вы

используете, если надо

указать на человека

женского пола, который

не участвует в

разговоре?

В каких случаях место-

имение Вы пишется с

заглавной буквы?

Назовите местоиме-

ние, у которого нет

именительного падежа

Назовите местоимение

2 лица ед. числа.

Как правильно

написать: ихняя

бабушка –их бабушка

Как правильно

написать:

н… кем заменить

н…кого не вижу

В каких случаях пи-

шется в местоимении

НЕ, а в каких НИ?

Назовите количество

местоимений:

кого, кому, о ком,

кого, кто, кем?

Просклоняйте

местоимение КАКОЙ

Просклоняйте

местоимение КТО

Назовите слово, в

котором много букв Я

(например, 7).

Какие местоимения

изменяются по родам?

Что такое

местоимение?

Как называют

местоимения,

которые указывают

на лица?

С помощью какого

местоимения человек

указывает на себя?

В каких случаях

местоимение Вы

пишется с заглавной

буквы?

Какое местоимение

вы используете, если

надо указать на

человека женского

пола, который не

участвует в

разговоре?

Назовите

местоимение

2лица ед. числа.

Какие местоимения

изменяются по

родам?

Назовите

местоимение, у

которого нет

именительного

падежа

В каких случаях

пишется в

местоимении НЕ,

а в каких НИ?

Назовите количество

местоимений:

кого, кому, о ком,

кого, кто, кем?

Просклоняйте

местоимение

КТО

Просклоняйте

местоимение

КАКОЙ

Как правильно

написать:

н… кем заменить

н…кого не вижу

Как правильно

написать:

Ихняя бабушка –

их бабушка

Назовите слово, в

котором много букв

Я (например, 7).



В раздел образования