Автор: Коптева Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Косточковская СОШ"
Населённый пункт: Нижнегорского района, Республики Крым
Наименование материала: урок по теме"Местоимение. Морфологические признаки"
Тема: Тема урока "Местоимение. Морфологические признаки"
Раздел: среднее образование
Открытый урок
учитель русского языка и литературы, Коптева Т.А.
Русский язык Урок № __Класс ____Дата __
Тема:
Местоимение. Морфологические признаки.
Цели:
М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения, задавать вопросы.
Л Р : опознавать местоимениясуществительные
в
тексте, выявлять отличие существительных от
местоименийсуществительных, определять
признаки
личных
местоименийсуществительных;
определять рольместоименийсуществительных в тексте.
Тип урока.Комбинированный (урок открытия новых знаний и закрепления)
Основные
понятия: Разряды местоимений. Местоимениясуществительные. Личные местоимения-
существительные
Ход урока
I. Оргмомент.Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Формирование УУД и технология
оценивания, духовно-нравственное
воспитание
II. Формулирование темы и целей урока. Мотивирующий ввод в тему урока.
– Послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:
(на доске)
Утром – как заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жарптицей…
А стемнеет – ОН придёт:
Тоненький, смущённый, –
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна!
–
А
что
такое он,
оно,
она
с
языковой
точки
зрения?
(Местоимения.)
–
Что
вам
помогло
догадаться
о
словахотгадках?
(Род
местоимений.)
Примечание.
С
л и ч н ы м и
м е с то и м е н и я м и
у ч е н и к и
знакомились в начальной школе.
– Прочитайте название темы § 48.
?!Актуализация: Что изучает морфология?
–
Назовите
ключевые
слова
урока.
(Местоимения-
существительные, разряды, личные.)
–
Как
вы
понимаете
слово разряды?
(Разновидности,
группы.)
– Какова цель урока?
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на
основе наблюдений.
2. Формулировать цель урока.
III. Актуализация и углубление изученного.
1 . Текст (см. ДМ № 1 «Лист клёна») – наблюдение над
местоимениями,
«заменяющими»
существительные
и
прилагательные.
Ученики выявляют сходство с изученными частями речи по
вопросам
и
значению
–
выделенные
слова
указывают
на
предмет (лицо) или признак. Но значение у них особое, эти
слова не
называют,
а
заменяют,
указывают
на
другие
слова.
2. Изучение нового материала. (по таблице см раздаточный
Познавательные УУД:
1. Владеть разными видами чтения
(ознакомительным, изучающим).
2. Преобразовывать и передавать
информацию, полученную в
результате чтения.
3. Анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы, строить
логические рассуждения.
материал у каждого ребёнка!)
Чтение
сведений
в
рамке
о
разрядах
местоимений
по
значению.
– Что нового для себя узнали?
– Прочитайте названия разрядов (без примеров).
– Можете ли вы предположить чтото о значении местоимений
этих разрядов?
– Какие местоимения мы будем изучать в 5м классе?
– Как вы думаете почему?
Примечание. Нужно обратить внимание учеников на то, что
сразу все разряды местоимений заучивать не надо, они будут
освоены в процессе дальнейшего изучения.
IV. Открытие новых знаний.
1.
Упр. 361 (Загадки)
– наблюдение
над
разными
разрядами
местоимений-
существительных. Работа по заданиям к упражнению.
Ученики
ставят
местоимения
в
начальную
форму
(где
возможно).
?!–
Какая
группа
местоимений
вам
знакома?
Как
они
называются?
– Какая особенность есть у других местоимений? (Что –
отвечает на вопрос что?)
2. Чтение теории Личные местоимения
- Работа с ДМ (Приложение 1 на карточках у всех детей)
3. Чтение текста упр. 365
Прочитайте
фрагмент
повести-сказки
Э.
Успенского
«Дядя
Фёдор, пёс и кот». Некоторые слова в тексте заменены. Как вы
думаете, какие?
Так и стал дядя Фёдор жить в деревне. И люди в
деревне дядю Фёдора полюбили. Потому что дядя Фёдор
не бездельничал, всё время делом занимался или играл.
А потом у дяди Фёдора забот прибавилось. Узнали люди,
что дядя Фёдор животных любит, и стали дяде Фёдору
разных зверюшек приносить.
Спишите текст. Там, где необходимо, замените существительные
местоимениями. Местоимения какого лица вы употребите?
?!Сделать
самостоятельныевыводы
об
употреблении
местоимений
( р а з в и в а е т с я
у м е н и е
з а м е н я т ь
с у щ е
ствительныена
местоименияв
тексте,
определять
признаки
личных
местоимений,
орфографически
и
пунктуационно
правильно оформлять текст.
4.Формулирование проблемы (цели) дальнейшей работы:
«Как склоняются местоимения разных разрядов, в чём их
особенность?»На доске таблица склонения
5* .Составьтерассказна основе изученного материала (можно
с использованием таблицы См .ДМ 1)
Регулятивные УУД:
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать
свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1. Владеть разными видами чтения
(ознакомительным, поисковым,
изучающим).
2. Анализировать, сравнивать, делать
выводы.
3. Преобразовывать ее из одной
формы в другую (текст в таблицу),
соотносить информацию,
представленную в разных формах.
Коммуникативные УУД:
1. Свободно излагать свои мысли в
устной форме.
2. Слушать и слышать других, быть
готовым корректировать свою точку
зрения.
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
ДМ–
развивается
умение
находить
личные
местоимения
в
тексте,
определять
их
морфологические
признаки
и
синтаксическую роль.
Выполняется в парах.
Коллективное
обсуждение
(каждая
пара
называет
свои
примеры).
Познавательные УУД:
Владеть приемами отбора и
систематизации материала.
Коммуникативные УУД:
1. Высказывать и обосновывать свою
точку зрения.
Если будет время
По карточкам Самостоятельно. Взаимопроверка.
2.
Теоретическая разминка (См. вопросы в приложении
«Морской бой»)
-Что такое местоимение?
-Как
называют
местоимения,
которые
указывают
на
лица? (личные)
-С
помощью
какого
местоимения
человек
указывает
на
себя? (я)
-В
каких
случаях
местоимение
Вы
пишется
с
заглавной
буквы?
-Какое местоимение вы используете, если надо указать на
человека
женского
пола,
который
не
участвует
в
разговоре? (она)
-Назовите местоимение 2лица ед. числа. (ты)
-Какие местоимения изменяются по родам? (3 лица ед. числа)
Контроль
2. Приобретать навыки работы в паре
(договариваться о совместной
деятельности и приходить к общему
решению, оказывать в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, осуществлять
контроль).
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Предположите, как дальше будет построено изучение темы
«Местоимение».
– Ответьте на шуточные вопросызагадки:
а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)
б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы.)
в) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я.)
- Что вызвало трудности в изучении темы? С чем это связано?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался
новый материал).
- По каким критериям будете оценивать себя?
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты
своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
работы.
Контроль
Хочу, чтобы вы удивились!
ВЫ МЫ ТЫ Дороги
ВЫМЫТЫ
VII. Домашнее задание.
1. Выписать 3–4 предложения с местоимениями из учебника
по литературе.
2. Словарные слова записать в словарик.
3. Выучить порядок морфологического разбора, практически
– сделать разбор местоимения из предложения (по выбору)
*** Приложение Вопросы и задания по теме «Морской бой»
Что такое
местоимение?
Как называют
местоимения, которые
указывают на лица?
С помощью какого
местоимения человек
указывает на себя?
Какое местоимение вы
используете, если надо
указать на человека
женского пола, который
не участвует в
разговоре?
В каких случаях место-
имение Вы пишется с
заглавной буквы?
Назовите местоиме-
ние, у которого нет
именительного падежа
Назовите местоимение
2 лица ед. числа.
Как правильно
написать:ихняя
бабушка –их бабушка
Как правильно
написать:
н… кем заменить
н…кого не вижу
В каких случаях пи-
шется в местоимении
НЕ, а в каких НИ?
Назовите количество
местоимений:
кого, кому, о ком,
кого, кто, кем?
Просклоняйте
местоимение КАКОЙ
Просклоняйте
местоимение КТО
Назовите слово, в
котором много букв Я
(например, 7).
Какие местоимения
изменяются по родам?
Что такое
местоимение?
Как называют
местоимения, которые
указывают на лица?
С помощью какого
местоимения человек
указывает на себя?
Какое местоимение вы
используете, если надо
указать на человека
женского пола, который
не участвует в
разговоре?
В каких случаях место-
имение Вы пишется с
заглавной буквы?
Назовите местоиме-
ние, у которого нет
именительного падежа
Назовите местоимение
2 лица ед. числа.
Как правильно
написать: ихняя
бабушка –их бабушка
Как правильно
написать:
н… кем заменить
н…кого не вижу
В каких случаях пи-
шется в местоимении
НЕ, а в каких НИ?
Назовите количество
местоимений:
кого, кому, о ком,
кого, кто, кем?
Просклоняйте
местоимение КАКОЙ
Просклоняйте
местоимение КТО
Назовите слово, в
котором много букв Я
(например, 7).
Какие местоимения
изменяются по родам?
Что такое
местоимение?
Как называют
местоимения, которые
указывают на лица?
С помощью какого
местоимения человек
указывает на себя?
Какое местоимение вы
используете, если надо
указать на человека
женского пола, который
не участвует в
разговоре?
В каких случаях место-
имение Вы пишется с
заглавной буквы?
Назовите местоиме-
ние, у которого нет
именительного падежа
Назовите местоимение
2 лица ед. числа.
Как правильно
написать: ихняя
бабушка –их бабушка
Как правильно
написать:
н… кем заменить
н…кого не вижу
В каких случаях пи-
шется в местоимении
НЕ, а в каких НИ?
Назовите количество
местоимений:
кого, кому, о ком,
кого, кто, кем?
Просклоняйте
местоимение КАКОЙ
Просклоняйте
местоимение КТО
Назовите слово, в
котором много букв Я
(например, 7).
Какие местоимения
изменяются по родам?
Что такое
местоимение?
Как называют
местоимения, которые
указывают на лица?
С помощью какого
местоимения человек
указывает на себя?
Какое местоимение вы
используете, если надо
указать на человека
женского пола, который
не участвует в
разговоре?
В каких случаях место-
имение Вы пишется с
заглавной буквы?
Назовите местоиме-
ние, у которого нет
именительного падежа
Назовите местоимение
2 лица ед. числа.
Как правильно
написать: ихняя
бабушка –их бабушка
Как правильно
написать:
н… кем заменить
н…кого не вижу
В каких случаях пи-
шется в местоимении
НЕ, а в каких НИ?
Назовите количество
местоимений:
кого, кому, о ком,
кого, кто, кем?
Просклоняйте
местоимение КАКОЙ
Просклоняйте
местоимение КТО
Назовите слово, в
котором много букв Я
(например, 7).
Какие местоимения
изменяются по родам?
Что такое
местоимение?
Как называют
местоимения, которые
указывают на лица?
С помощью какого
местоимения человек
указывает на себя?
Какое местоимение вы
используете, если надо
указать на человека
женского пола, который
не участвует в
разговоре?
В каких случаях место-
имение Вы пишется с
заглавной буквы?
Назовите местоиме-
ние, у которого нет
именительного падежа
Назовите местоимение
2 лица ед. числа.
Как правильно
написать: ихняя
бабушка –их бабушка
Как правильно
написать:
н… кем заменить
н…кого не вижу
В каких случаях пи-
шется в местоимении
НЕ, а в каких НИ?
Назовите количество
местоимений:
кого, кому, о ком,
кого, кто, кем?
Просклоняйте
местоимение КАКОЙ
Просклоняйте
местоимение КТО
Назовите слово, в
котором много букв Я
(например, 7).
Какие местоимения
изменяются по родам?
Что такое
местоимение?
Как называют
местоимения,
которые указывают
на лица?
С помощью какого
местоимения человек
указывает на себя?
В каких случаях
местоимение Вы
пишется с заглавной
буквы?
Какое местоимение
вы используете, если
надо указать на
человека женского
пола, который не
участвует в
разговоре?
Назовите
местоимение
2лица ед. числа.
Какие местоимения
изменяются по
родам?
Назовите
местоимение, у
которого нет
именительного
падежа
В каких случаях
пишется в
местоимении НЕ,
а в каких НИ?
Назовите количество
местоимений:
кого, кому, о ком,
кого, кто, кем?
Просклоняйте
местоимение
КТО
Просклоняйте
местоимение
КАКОЙ
Как правильно
написать:
н… кем заменить
н…кого не вижу
Как правильно
написать:
Ихняя бабушка –
их бабушка
Назовите слово, в
котором много букв
Я (например, 7).