Напоминание

"Моцарт в литературе и поэзии"


Автор: Дорохова Татьяна Петровна
Должность: учитель музыкальной литературы
Учебное заведение: МОУДО "ЦДШИ"
Населённый пункт: Город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Моцарт в литературе и поэзии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Вечный солнечный свет в музыке – имя

тебе «Моцарт».

А.Г. Рубинштейн

Моцарт в литературе и поэзии

Счастье

Счастье!

Звучит нестареющий Моцарт,

Музыкой я несказанно обласкан,

Сердце в порыве высоких эмоций

Каждому хочет добра и согласья!

В. Боков

Со стихотворных строчек Виктора Бокова хочется начать

рассказ о немеркнущей славе великого композитора

Вольфганга Амадея Моцарта, запечатленной в литературе и

поэзии.

Имя Вольфганга Амадея Моцарта известно далеко за

пределами его Родины – Австрии. Он был великим

композитором и исполнителем - виртуозом. Моцарт обладал

невероятной работоспособностью, абсолютным музыкальным

слухом и исключительной памятью.

Он родился в 1756 году в городе Зальцбурге в семье

музыканта. Феноменальные способности будущего

композитора проявились уже в раннем возрасте. В четыре

года он сочинял собственные пьесы, в шесть лет был автором

многих сочинений для разных инструментов, в девять лет –

автором 12 напечатанных сонат и нескольких симфоний. Свою

первую оперу сочинил в 11 лет, а год спустя выступил в

качестве дирижера оркестра. В 1770 году в Болонье, перед

лицом крупнейших музыкантов, успешно выдержав трудный

экзамен получил звание члена Болонской филармонической

академии. Академик в 14 лет!

Всю свою жизнь он хотел одного – сочинять музыку и быть

независимым. После конфликта с архиепископом Зальцбурга

он в 1781 году переехал в Вену, где и жил до конца своих

дней. Именно в этот период он создал свои самые лучшие

произведения во всех жанрах. Это и оперы, и симфонии, и

концерты для фортепиано, камерная и вокальная музыка.

Жизненный и творческий путь гениального композитора

завершился заупокойной мессой – «Реквиемом» (1791) –

сочинением, не имеющим себе равных по психологической

значимости и трагедийному пафосу.

Имя Моцарта – символ идеальной красоты и гармонии в

музыке. Гений Моцарта до сих пор остается тайной.

Еще при жизни Моцарта его музыка получила широкое

распространение, признание и любовь слушателей. Но

прижизненную славу намного превзошла посмертная.

Об этом свидетельствует не только частое исполнение

произведений композитора, но и огромное количество книг,

брошюр, очерков и статей, посвященных его жизни и

творчеству, причем не только в Австрии и Германии, но и в

других странах.

В России первый биографический очерк о Моцарте

появился в «Карманной книге для любителей музыки» в 1795

году в Петербурге.

Первую отдельно изданную биографию Моцарта написал

чешский профессор Нимечек. Она называлась «Жизнь

капельмейстера Моцарта» и была выпущена в Праге в 1798

году.

В 1828 году в Лейпциге была издана биография Моцарта,

составленная датским посланником Георгом Николаусом фон

Ниссоном с помощью вдовы композитора, ставшей женой

Ниссона в 1809 году.

Среди русских читателей этой книги был нижегородский

помещик, любитель музыки и страстный почитатель Моцарта

Александр Дмитриевич Улыбышев. Он загорелся желанием

написать новую, более совершенную биографию любимого

композитора. Десять лет жизни он посвятил изучению

произведений Моцарта и написанию о нем своего

капитального труда. И в 1843 году его труд был напечатан в

Москве под названием «Новая биография Моцарта».

Следующей капитальной работой о Моцарте явилась его

биография, написанная немецким искусствоведом Отто Яном и

изданная в Лейпциге в 1856-1859 годах в 4-х томах. В 1919-

1921 годах этот труд был издан в 2-х томах в переработке

немецкого музыковеда Германа Аберта.

В 1862 году в Лейпциге был издан хронологический

каталог всех музыкальных произведений Моцарта,

составленный Людвигом Кёхлем. В 1947 году каталог вышел в

переработке музыковеда Альфреда Эйнштейна и составил

1100 страниц.

В России произведения Моцарта всегда пользовались

особой любовью.

Горячо любил музыку композитора и Петр Ильич

Чайковский. Его многочисленные письма, критические статьи

и заметки, а также записи в дневнике полны самых

восторженных высказываний о музыке Моцарта в целом и об

отдельных его произведениях:

«Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой

красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня

плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к

чему-то, что мы называем идеал, как он».

«В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке,

которого мы любим действительно».

«Моцарт – гений сильный, многосторонний, глубокий».

«Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан

Моцарту. Он дал первый толчок моим музыкальным силам, он

заставил меня полюбить музыку больше всего на свете».

Большим знатоком музыки был Георгий Васильевич

Чичерин (1872-1936). Дипломат, народный комиссар

иностранных дел России (с 1918 года по 1930 год). В 1930

году он написал книгу «Моцарт. Исследовательский этюд». Его

мысли о Моцарте глубоки и оригинальны:

«Моцарт - больше композитор XX века, чем композитор XIX

века, и больше композитор XIX века, чем композитор XVIII

века, от которого он оторвался и ушел в будущее».

«Для меня Моцарт был лучшим другом и товарищем всей

жизни, я её прожил с ним, самым сложным и тонким, самым

синтетическим из всех композиторов, стоявшим на вышке

мировой истории…».

«Лично для меня Моцарт композитор настоящего и даже

единственный вполне настоящий композитор».

«Мой лучший друг, мой единственный вполне настоящий

друг».

«Ни один композитор так не утончен, не требует такой

музыкальной культуры, как Моцарт. Он ближе всего к

Леонардо да Винчи».

«Джиоконда есть музыка Моцарта в красках».

Много прекрасных слов о Моцарте сказано и написано

американским композитором, дирижером, пианистом, а также

музыкальным лектором и просветителем Леонардом

Бернстайном (1918-1990):

«…Моцарт существует и будет существовать вечно;

божественный Моцарт – не имя, но снизошедший с небес дух,

который явился в этот мир, провел в нем тридцать с чем-то

лет и потом покинул его обновленным, обогащенным и

осчастливленным своим появлением».

«…Моцарт был универсальным гением, как и все великие

художники. Он выразил не только дух, вкус и аромат своей

эпохи, но и духовный мир человека – человека всех эпох, во

всей сложности его желаний, борьбы…».

Много ценных и интересных работ о Моцарте и об

отдельных его произведениях принадлежит перу музыковедов

нашей страны. В числе их авторов: Б. Асафьев, Ю. Кремлев,

И. Соллертинский, М. Друскин, И. Белэа, Т. Ливанова, Н.

Орлов и другие.

Драма жизни и творчества Моцарта, а также загадка его

смерти стали плодотворной темой для художников всех видов

искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений

литературы, драматургии и кинематографа. Все их

перечислить невозможно. Вот некоторые из них:

- Повесть Эдуарда Мёрике «Моцарт на пути в Прагу»;

- Одна из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина – «Моцарт и

Сальери»;

- Музыкально-исторический роман Франца Фарги - «Сальери и

Моцарт»;

- Пьеса Бела Балаш - «Моцарт».

- У французских писателей и знатоков музыки Ф. Стендаля и

Р. Роллана тоже есть очерки о Моцарте.

- Американский писатель Дэвид Вейс написал исторический

роман о жизни Моцарта и его времени – «Возвышенное и

земное»

- Драматург Питер Шеффер пьесу - «Амадеус», ставшую

основой для множества спектаклей и кинофильмов, в том

числе для знаменитого одноименного фильма американского

кинорежиссера Милоша Формана, вышедшего на экраны в

1984 году.

- В Санкт-Петербургском издательстве «Азбука-классика» в

2004 году была издана серия книг о великих музыкантах

«Имена на всю жизнь». Одна из лучших книг – о Моцарте. Её

написал Эмиль Финкельштейн.

- В 2005 году в издательстве «Музыка» вышла книга

Якушиной «Вселенная Моцарта». Книга представляет собой

занимательное путешествие по музыкальным произведениям

композитора. Вместе с самим Моцартом и его современниками

– музыкантами Й. Гайдном и М. Гайдном, Л. Боккерини и А.

Вебер, А. Сальери и Л. Бетховеном читатель может побывать

во всех Галактиках и Созвездиях Вселенной Моцарта, узнать

подробности о создании, строении и содержании многих

произведений композитора. По форме – это увлекательный

фантастический роман с чередою необычных персонажей и

мистических приключений.

А теперь мы перелистаем страницы некоторых

художественных произведений о Моцарте.

А.С. Пушкин – трагедия «Моцарт и Сальери».

«Моцарт и Сальери» - третья (по авторскому счету)

«Маленькая трагедия» Александра Сергеевича. Задумана и

предварительно набросана в Михайловском в 1826 году.

Первоначальное название трагедии – «Зависть». Но Пушкин

решает отказаться от такого прямолинейного названия,

поскольку его больше интересует личность художника –

созидателя, нежели характер завистника.

В основе сюжета трагедии – версия, согласно которой

Моцарта отравил завидующий его таланту Сальери.

Гениальный композитор предстаёт перед нами как веселый,

жизнерадостный человек. Образ Моцарта в этом произведении

– это образ божественно одаренного музыканта, даже не

осознающего всей глубины своего гения.

«…САЛЬЕРИ – Что ты мне принес?

МОЦАРТ – Так, безделицу. Намедни ночью

Бессонница моя меня томила,

И в голову пришли мне две, три мысли.

Сегодня их я набросал. Хотелось

Твоё мне слышать мненье.

САЛЬЕРИ – Я слушаю.

МОЦАРТ (за фортепиано) – Представь себе… кого бы?

Ну, хоть меня – немного помоложе;

Я весел… Вдруг виденье гробовое,

Незапный мрак иль что-нибудь такое…

Ну, слушай же.

(играет)

Что ж, хорошо?

САЛЬЕРИ – Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты Моцарт, бог, и сам того не знаешь…».

К.Г. Паустовский - рассказ «Старый повар».

В этом произведении рассказывается, как в один из зимних

вечеров 1786 года в доме на окраине Вены умирающий слепой

старик (бывший повар) попросил свою дочь Марию позвать к

ним в дом первого встреченного на улице человека. Он хотел

исповедоваться.

«… Незнакомец, пришедший с Марией, спросил у старика:

- Скажите мне вашу последнюю волю.

- Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

- Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и сказал:

- Я хотел бы еще раз увидеть свою жену Марту такой, какой

встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он

зацветает весной.

- Хорошо, - сказал незнакомец, подошел к клавесину и сел

перед ним на табурет.

- Слушайте, сказал незнакомец, - Слушайте и смотрите.

Он заиграл…

Клавесин пел полным голосом. Он наполнил своими звуками

не только дом, но и весь сад.

- Я вижу, сударь! – сказал старик и приподнялся на кровати.

– Я вижу день, когда я встретился с Мартой. Это было зимой,

в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, а Марта

смеялась…

Незнакомец играл, глядя в черное окно.

- А теперь, - спросил он, - вы видите, что ночь из черной

сделалась синей, а потом голубой. И теплый свет уже падает

откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев

распускаются белые цветы… А небо делается все выше, все

синей, все великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над

нашей старой Веной.

- Я вижу все это! – крикнул старик.

Клавесин звучал торжественно, как будто пел не он, а сотни

ликующих голосов.

Когда музыка стихла, старик сказал, задыхаясь:

- Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел

бы умереть и не узнать… имя. Ваше имя!

- Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил

незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко склонилась веред

ВЕЛИКИМ МУЗЫКАНТОМ.»

Многие поэты в своих произведениях тоже не раз

обращались к образу великого Моцарта.

Наиболее известные стихотворные строчки о Моцарте:

- Н.П. Огарев (1813 - 1877) – «…Люблю я Моцарта, умел он

забавляться...».

- О.Э. Мандельштам (1891 - 1938) – «И Шуберт на воде, и

Моцарт в птичьем гаме...».

- А.А. Тарковский (1907 – 1989) – «Утро в Вене» - «...На

роботов Моцарт ведёт свои насекомые - ноты...».

- Д.С. Самойлов (1920 – 1990) – «Дуэт для скрипки и

альта» - «…И глядел веселым оком на людей / Композитор

Моцарт Вольфганг Амадей…».

- В.Ф. Боков (1914 – 2009) – «Музыка» - «...Рембрандт

писал свои полотна, / А Моцарт изваял на струнах...».

- Б.Ш. Окуджава (1924 - 1997) – «Моцарт на старенькой

скрипке играет...», «С Моцартом мы уезжаем из Зальцбурга».

Булата Окуджаву многие современники называли «Моцарт

в неволе». Он считал, что талант плохо уживается с

политизированным искусством. Благодаря поэту в литературе

и поэзии возродилась стихия моцартианства в 50-х годах.

А сейчас мы вспомним некоторые стихотворения.

Булат Окуджава

«Песенка о Моцарте»

«Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поёт,

Моцарт отечества не выбирает –

Просто играет всю жизнь напролёт.

Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба – то гульба, то пальба.

Не оставляйте стараний маэстро,

Не убирайте ладони со лба…

Коротки наши лета молодые:

Миг – и развеются как на кострах,

Красный камзол, башмаки золотые,

Белый парик, рукава в кружевах.

Ах, ничего, что всегда как известно,

Наша судьба – то гульба, то пальба…

Не обращайте вниманье маэстро,

Не убирайте ладони со лба.»

Фазиль Искандер

«Моцарт и Сальери»

«В руке у Моцарта сужается бокал,

Как узкое лицо Сальери.

Вино отравлено. Об этом Моцарт знал.

Но думал об иной потере.

Вино отравлено. Чего же Моцарт ждал,

На узкое лицо не глядя?

В слезах раскаянья и вдребезги бокал,

Сальери бросится в объятья?

Вино отравлено. Печаль - и ничего.

Распахнутые в звёзды двери.

Взгляд не Сальери прячет от него,

Но Моцарт прячет от Сальери.

Вино отравлено. А Моцарт медлил, ждал,

Но не пронзила горькая услада,

Раскаянья рыдающий хорал...

Тогда тем боле выпить надо.

Всё кончено! Неотвратим финал!

Теперь спешит он скорбный час приблизить.

Чуть запрокинувшись, он осушил бокал,

Чтобы собрата взглядом не унизить.»

Маргарита Алигер

«Соната Моцарта»

«Когда в концертном белом зале

Японец Моцарта играл,

Раскаты сильного рояля

Как солнце, освещали зал.

Внезапно в зале, озаренном

Игрою звуков и лучей,

Запахло летом и озоном,

Запели птицы и ручей.

И вместе с ними сердцу пелось,

Дышалось, думалось легко.

И жить хотелось, жить хотелось,

Шагать хотелось далеко!

Земля щедра, земля богата!

Да будет свет! Да сгинет мрак!

От всей души клялась соната

Что будет так и только так.

Своей судьбой жила соната,

Проста, как добрый человек.

Как человечья мысль, крылата,

Бессмертна уж который век.

Жила в неколебимой вере,

С неколебимой жаждой жить.

Жила! И никакой Сальери

Уже не мог её убить.»

Д.Д. Шостакович писал, что: «Моцарт – это молодость

музыки, это вечно юный родник, несущий человечеству

радость весеннего обновления и душевной гармонии».

Обширнейшая литература, стихотворения, а также фильмы и

спектакли о Моцарте показывают, как велик интерес к его

жизни и творчеству в разных странах и среди разных

поколений ценителей классической музыки. О нем писали и

будут писать всегда. И лучшее доказательство этому -

стихотворение юной любительницы музыки, 12–летней

школьницы из гор. Чусовой Пермского края Кожемякиной

Кати. Строчками этого стихотворения и хочется закончить

рассказ о бессмертной славе Моцарта.

МОЦАРТУ

«Я слышу вновь мелодию твою,

Она впервые моего коснулась сердца,

И я её уже люблю.

О, милый Моцарт, как же ты далек

И в то же время близок

Мелодии твоей живительный глоток

Мы помнить будем,

Что был такой великий гений

Твоё мы имя не забудем,

Ты не уйдёшь в страну забвений…

…О, странный, милый человек

О, гений, музыке лишь верный

О, светлый юноша,

недолгим был твой век

О, Моцарт, Моцарт, незабвенный!»

Литература:

1. Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных

стран. – Москва. «Музыка», 2001.

2. Григорович, В.Б. Великие музыканты Западной Европы.

– Москва, «Просвещение», 1982.

3. Ермакова, О.К. Музыкальная литература зарубежных

стран – Ростов на Дону, «Феникс», 2015.

4. Исабаева, Е.В. Рабочая тетрадь по музыкальной

литературе. Западноевропейская музыка. – Ростов на

Дону, «Феникс»,2011.

5. Нюрнберг, М.В. Вольфганг Амадей Моцарт – Ленинград,

Гос. Муз. Издательство, 1957.

6. Прохорова, И.А. Музыкальная литература зарубежных

стран – Москва, «Музыка», 1990.

7. Разумовская, О.К. Зарубежные композиторы. – Москва,

«АЙРИС-пресс», 2009.

8. Шорникова, М.И. Музыкальная литература. Развитие

Западно-европейской музыки – Ростов на Дону,

«Феникс», 2008.



В раздел образования