Напоминание

"Методы повышения мотивации обучающихся"


Автор: Вакушина Екатерина Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "Подойниковская сош имени Героя Советского Союза М. И. Рогачёва" филиал Высокогривская оош
Населённый пункт: Алтайский край Панкрушихинский район село Высокая Грива
Наименование материала: статья
Тема: "Методы повышения мотивации обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




АКТУАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ.

Окружающее информационное пространство, субъектом которого является

ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом

информации. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в этом

потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные,

продуктивно использовать их в своей деятельности. Выходом из создавшейся

проблемной ситуации может стать организация научно-исследовательской

деятельности. Тем более, что современная система ориентирует учителя не на

передачу знаний в готовом виде, а не организацию обучения самостоятельной

деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы,

выходящей далеко за рамки учебной программы и позволяющей создавать

новое знание. Организация исследовательской деятельности даст

возможность вооружить

учащихся необходимым инструментарием (знаниями, умениями, навыками)

для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации

в нем и систематизации внепрограммного материала по одному из

направлений в виде научно-исследовательской работы.

НОВИЗНА ОПЫТА.

Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он

постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по

исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта-

консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов

сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников. В

такой роли выступать нелегко, и к ней нужно готовиться. Современная школа

призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по

возможности четче формулировать и отыскивать приемлемыерешения

многим проблемам. И один из путей решения этого — проектная

деятельность.

Теоретическая часть:

Исследования в области психологии мышления показывают, что поздно

начинать учить человека заниматься исследовательской деятельностью, когда

он является студентом или аспирантом. Начинать этот процесс следует

гораздо раньше - в детском возрасте. Уже в школе и даже в дошкольных

учреждениях закладываются главные умения и навыки исследовательской

деятельности. Детям свойственна склонность к проведению исследований,

ибо ее движущими силами являются любознательность, стремление

экспериментировать, самостоятельно искать истину. Этимология слова

«исследование» показывает, что под этим типом деятельности

подразумевается извлечение нечто «из следа», т.е. восстановление некоторого

порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в

конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной

особенностью организации мышления при исследовании, с которым

сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических

навыков. Большинство исследований самостоятельно проводимых детьми ,

являются спонтанными и неосознанными. Для того чтобы сделать детские

исследования стройными, систематизированными и методологически

грамотными, надо включать исследовательскую деятельность учащихся в

образовательный процесс школ.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с

поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее

неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов,

характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы;

изучение разной информации поданной проблематике; выбор методов

исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала;

анализ и обобщение; формулировка выводов.

Период начального обучения можно рассматривать как подготовительный

этап к участию в целенаправленной научно-исследовательской деятельности

(ученики ведут наблюдения, готовят краткие устные сообщения). Учащиеся

среднего звена начинают работать с научно-популярными изданиями,

учебными изданиями, проводить небольшие исследования, результаты

которых оформляют в виде сообщений, отчетов (например, по результатам

экскурсий, мониторинговых исследований, походов). Учащиеся старшего

звена выполняют исследовательские работы, имеющие долгосрочный

характер и завершающиеся представлением и защитой докладов, рефератов и

проектов.

В исследовательской деятельности учащихся наблюдается смена функцио-

нальных позиций субъектов этой деятельности. В типичной образовательной

ситуации классно-урочной системы реализуется стандартная позиционная

схема «учитель - ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает.

При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с

реалиями: нет готовых знаний, каждое конкретное явление, проблема

требуют самостоятельного анализа. Это часто требует согласованных

действий учителя и ученика в постижении окружающей действительности в

рамках схемы «партнер - партнер». Главными результатами смены позиций

участников исследовательской деятельности являются: расширение границ

толерантности ее участников; развитие у них критического мышления.

Следующей безусловной нормой исследовательской деятельности является

необходимость доказательности и обоснования позиции, данных, способов

достижения результатов исследования, необходимости постоянной проверки

результатов, адекватности их практической реализации. В

коммуникационном аспекте очень важным является обсуждение результатов

исследовательской деятельности на предмет их истинности. Анализ

передового педагогического опыта показывает, что одним из педагогических

условий эффективного проведения ученических исследований является

организация проблемного обучения, которое содержит элементы

исследовательского поиска. Одной из технологий моделирования

проблемного обучения может быть метод проектов. История возникновения

(скорее, научного оформления и описания) метода проектов восходит ко

второй половине XIX в. Этот метод появился в США и основывался на

теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики,

провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э. Дьюи,

X. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в

том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по

принципу «Все из жизни, все для жизни». Ребенок тогда будет учиться с

увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения

исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно

обязательно применить.

В 20-х гг. XX в. метод проектов привлек внимание советских педагогов.

Учащиеся, работая на фабрике, заводе, в школьных мастерских, в колхозе, на

учебно-опытном участке, приобретали те знания, которые в той или иной

мере были связаны с выполнявшейся ими практической работой. Между тем,

однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело

к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился.

Данный факт послужил основанием для Постановления ЦК ВКП (б) 1931

года «О начальной и средней школе», согласно которому метод проектов был

осужден. С 30-х и до середины 80-х гг. в отечественной педагогике он не

практиковался. В 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод

проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной

телекоммуникации.

Формирование проектной деятельности учащихся как психологического

новообразования необходимо для вооружения его универсальным умением

решения самых разных проблем, в том числе и образовательных. И можно

прийти к выводу, что в современной педагогике проектная деятельность

должна использоваться не вместо предметного систематического обучения, а

наряду с ним, как компонент системы образования.

Проектная деятельность в обучении географии.

Школьная география занимает активную позицию в педагогике развития. Ее

уникальное положение в современной системе образования, где она играет

роль «мостика» между естественными и общественными науками,

предоставляет ей огромные возможности. География уже далеко ушла от

стереотипа только описательной науки и становится все более

конструктивной. Благодаря своему мировоззренческому и интегративному

характеру школьная география продолжает формировать комплексное и

системное представление о Земле, позволяющее отнести ее к числу

классических школьных предметов, на которые ложится ответственность за

формирование у школьников умений и навыков ориентации и социально-

ответственного поведения в окружающем мире. В условиях сокращения

учебных часов методы, приемы и формы организации обучения должны идти

по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения,

гарантированно обеспечивать планируемые результаты. В этих условиях

внедрение в практику личностно ориентированных педагогических

технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий - проектная

деятельность

Проектная деятельность, наряду с оптимизацией учебного процесса,

предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать

информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Метод

проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и

применять их на практике, генерируя при этом новые идеи. Проектная

деятельность — это одна из технологий воспитания мотивированных детей.

Старшеклассники, работая над проектами, овладевают методами научной

творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях,

что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха.

Всё это отвечает познавательно-развивающим и обучающим, воспитательным

и социально-адаптационным функциям концепции образования.

Практическая часть работы:

Обучить учащихся проектно-исследовательской деятельности за короткий

срок невозможно. Поэтому заниматься исследовательской деятельностью с

учащимися я начинаю дифференцированно, с учетом возраста, используя

элементы проектной деятельности. И стараюсь, что бы практически все

исследования были связаны с изучением своей малой Родины. Познание

родного края дает богатый материал для всех видов урочной и внеурочной

работы. Краеведческая работа не только воспитывает эмоционально и

нравственно, она побуждает к познанию, к поиску, т.е. служит основой для

развития любознательности и кругозора. Я условно делю эту работу на две

части: «кабинетную» - теоретическую и «полевую» - практическую. Ученик,

по моему мнению, должен «потрогать руками» и увидеть то, о чем говорится

на уроках в классе, иначе он многое не поймет, ведь теория закрепляется

практикой - это закон. Обе эти части взаимосвязаны, отлично дополняют друг

друга, вносят разнообразие в урок географии и повышают интерес учеников

к географии как к предмету.

Одним из видов индивидуальной самостоятельной исследовательской

деятельности является написание и защита сообщений. В 5-6 классах

предлагаю готовить детям письменные сообщения суетной защитой на 2-3

минуты. Например: «река Бурла». А с 7 класса доклады продолжительностью

более 5 минут. Например: «вехи истории Высокой Гривы». В старших

классах это могут быть реферативные работы.

Расширить знания учащихся по географии, показать ее практическую

направленность, реализовать задачи краеведения, развить навыки научно

исследовательской работы поможет такая форма организации учебно-

воспитательного процесса как экскурсия. Именно на экскурсиях ребята

получают знания о природе ее закономерностях, о населении и хозяйстве

родного края.

При изучении экологических проблем соей территории провожу с учащимися

мониторинговые исследования. Они позволяют ученикам увидеть и

проследить причинно следственные связи в системе «Человек- общество-

природа», научиться прогнозировать, намечать пути и способы решения

проблем. Данные исследования я применяю в своей практике при обучении

на элективных курсов «Геология и здоровье человека» в 9 классе.

В 9 классе на уроках географии при изучении темы «Население», или в курсе

«География Алтайского края» учащиеся поводят исследования населения

своего села. Выясняя, по даны сельского совета, национальный, возрастной,

половой состав населения. Анализируют естественный прирост населения.

При этом учатся работать со статистическими данными, составляют схемы,

таблицы, графики, диаграммы. Исследовательской и поисковой

деятельностью учащиеся нашей школы занимают и во внеурочное время.

Более десяти лет в школе действует кружок «Туризм и краеведение»

руководителем, которого я являюсь. Выполняя программу кружка, мы с

ребятами проводим множество исследований, и все они направлены на

расширение знаний о своей малой Родине - селе Высокая Грива. В теплое

время года ходим в походы. И пусть исследовательская деятельность не

является основной целью похода, но каждый раз мы «открываем» что - то

новое. Вот например, в октября 2012 года кружковцы ходили в однодневный

поход в лес к притоку реки Бурла -Выдрихе. В хоре похода был обнаружен

старый завалившийся мост через водоем, о существование которого

практически никто не знал. После похода кружковцы пообщались со

старожилами села, выяснив примерный возраст и предназначение находки.

Можно считать, что найден памятник истории села.В следующем походе ребята

искали устье Выдрихи. Результаты исследований в походах представляют собой

дополнительную краеведческую информацию, которая может быть

использована дополнительно. С целью изучения истории своего села и

продолжению формирования основ поисковой работы на занятиях кружка мы

работаем с фотографиями, документами, историческими экспонатами которые

собраны в школьном музее. Проводим встречи со старожилами села.

Таким образом, проанализировав свою работу по исследовательской

деятельности, проводимую с учащимися, можно сделать вывод, что на всех

ступенях обучения географии (как урочной, так и внеурочной деятельности) я

использую элементы проектной деятельности. Но наиболее творчески,

продуктивно, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения

материала работа выполняется старшеклассниками. В старшей школе

личность учащегося почти сформирована, это возраст самоопределения,

многие уже пытаются найти свое место в жизни, убедиться в собственной

значимости для общества и себя.

Для организации и проведения социального проектирования учитель

географии выявляет группу учащихся, которые хотят:

1. Углубленно изучать географию.

2. Самостоятельно ставить и решать

проблемы и задачи по решению конкретных вопросов.

3. Научиться общаться, сотрудничать ребятами для наиболее оптимального

достижения своих целей.

Начиная обдумывать конкретные проекты, всегда задаешься вопросом,- как

сделать так, чтобы работа была действительно проектной и не допустить

того, чтобы она сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо

теме? Важным моментом является погружение в проект, выражающийся в

пробуждении у учащихся интереса к идее, теме проекта. Как ни странно, но

здесь кроется практически весь будущий успех реализации задуманного.

Если идея, положенная в основу интересна, актуальна — это очень важно, но

она еще и должна находиться в зоне ближайшего развития. Нахождение

темы, отвечающей всем вышеперечисленным условиям, — самая настоящая

удача, залог плодотворной работы и будущего признания проекта. Это

мотивация к новой деятельности. Старшеклассники нашей школы

подготовили и защитили следующие

проекты: «Путеводитель по селу Высокая Грива», «Мой край - моя история»,

«Есть ли на территории Панкрушихинского района нефть и газ и как их

найти. «В этом учебном году начата работа над проектом «Первые поселения

на территории села». Первый и второй проект были удачно представлены на

конкурсы. «Путеводитель по селу Высокая Грива» был представлен на

краевом заочном конкурсе «Краеведческое ориентирование», где занял третье

место. Проект «Мой край - моя история» наш кружок представлял на участие

в районный конкурс социальных плакатов «Дари добро» , где занял третье

место.

Учащиеся свою работу над проектами строят согласно разработанному

плану: 1. Ознакомление с темой.

2. Распределение обязанностей и составление плана.

3. Работа над проектом.

4. Оформление.

5. Предзащита.

6. Защита.

Более подробный план, включающий этапы деятельности, показан в таблице.

Таблица

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

Предварител

ь

ная

подготовка

Мотивация учащихся для работы над проектами

Выявление мотивированных детей

Познавательно-просветительская работа с

учащимися

Собственно

подготовка

Выбор и обсуждение темы, целей и задач проекта

Получение дополнительной информации

Формирование рабочих групп

Планирован

ие

Выработка индивидуальных и групповых планов

работы

Формулирование задач

Определение частных задач, источников и способов

сбора информации, ее анализ и синтез

Планирование работы

Выбор формы и установление сроков отчета

Распределение задач и обязанностей между членами

групп

Исследовани

е

Выполнение исследований под руководством учителя

Применение на практике методов исследования

(теоретического анализа, наблюдения, интервью,

опросов и анкетирования)

Анализ информации и формулировка задач и

выводов

Отчет

(презентаци

я)

Обсуждение и утверждение формы отчета и защиты

(устная, письменная, аудиовизуальная, графическая)

Оценка

Представление и оценивание результатов (качество

работы, источников информации, степень

реализации замыслов и т.д.)

Коллективный анализ деятельности

Результат работы по выполнению проекта никто не оценит лучше самих

участников. Как правило, это происходит при откровенном разговоре по

завершении проекта. Такой разговор может позволить учителю

довольноверно судить об изменениях в мышлении, произошедших в умах

участников. Он может быть своеобразным подведением итогов и подготовкой

к следующему проекту.

При оценивании и обсуждении проекта можно предложить рассмотреть такие

вопросы:

• Насколько удачным оказался проект?

• Изменился ли я (он, она) в процессе работы?

• Интересно ли мне (ему, ей) было работать над этой проблемой?

• Интересно ли мне (ему, ей) было работать с этими людьми?

• Хотелось бы продолжить работу в том же составе группы над другим

проектом?

• Хотелось бы изменить процесс работы над проектом? Почему? И др. Но

хочу сказать, что для результативной работы над проектом следует избегать

авральных действий, потому что польза от проектной деятельности в таких

случаях весьма сомнительна.

Одно из достоинств проектной деятельности — это создание в школе особой

образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в

различных направлениях учебной деятельности и развить свои

универсальные умения. Она позволяет:

• повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;

• реализовать комплексное восприятие учебных предметов;

• принимать самостоятельные решения;

• поверить в свои силы.

Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не

назвать и некоторые ее недостатки. Например:

• увеличение умственной нагрузки;

• требование более сложной системы оценивания;

• увеличение объема работы учителя;

• существование риска неудачного выполнения работы;

• повышение эмоциональной нагрузки;

• нарастание напряжения к сроку сдачи работ.

Меняется роль учителя. Из всеведущего, непререкаемого наставника он

постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по

исследованию и разработке проекта, в квалифицированного эксперта-

консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов

сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников. В

такой роли выступать нелегко, и к ней нужно готовиться. Современная школа

призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по

возможности четче формулировать и отыскивать приемлемые решения

многим проблемам. И один из путей решения этого — проектная

деятельность.

Результаты работы

Занимаясь с детьми исследовательской деятельностью, как в урочное, так и

во внеурочное время, я повышаю интерес к географии как к предмету (ведь

не стоить строить иллюзий, география не относится к категории предметов

значимых и интересных,особенно в старших классах). Ведь на этом предмете

лежит большая ответственность за формирование у школьников умений и

навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем

мире. А краеведческая работа воспитывает эмоционально и нравственно,

побуждает к познанию, к поиску, служит основой для развития

любознательности и кругозора. Знания и умения, полученные ребятами во

время работы над проектами ,хороший « багаж» в будущее . Ведь потом,

когда они покинут стены родной школы , у них не будет рядом старшего

наставника-учителя с которым можно посоветоваться, у которого можно

спросить. Но я надеюсь, что большинство моих ребят не потеряются в

огромном, постоянно изменяющемся информационном пространстве. Смогут

извлекать необходимые факты и данные и продуктивно использовать их в

своей деятельности. Исследовательская деятельность вооружила моих

учащихся необходимым инструментарием (знаниями, умениями, навыками).

Результативностью своей педагогической работы считаю такие показатели:

Работаю без второгодников. Хорошие результаты экзаменов по

предмету.Успеваемость-100 процентов.

Успешное поступление моих учеников учебные заведения, неоднократные

победы в конкурсах различного уровня.

Список использованной литературы

Беликова Н.А. Экскурсии. Опыт проведения.// «География в школе».2005.-

№3.

Бобылева Л.Д.Мониторинговые исследования учащихся в

природе. //«Биология в школе». 2006.-№3.

Голов В. П. Полевые исследования со школьниками –необходимое условие

формирования экологического типа сознания . //«География в школе».2004.-

№1

Грушина Т.П.Внеклассная исследовательская деятельность учащихся при

изучении геоэкологических проблем в курсе «География России»//

«География в школе»2007-№3

Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого –

географических наук.// «География в школе».2000.-№4.

Костереев Н.А. «Краеведческие исследования в спортивных туристических

походах»

Кочеткова В.Н. Познай свой край. // «География в школе».2000.№4.

Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучение географии.// «География в

школе».2005.-№2

Новожилова Н.В. Использование интернет –технологий в исследовательской

деятельности учителей и учащихся.// «Завуч».-2003.№8.

Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников.// «География

в школе» . 2006-№1.

Пантелеева Н.К. Реферат – один из активных видов самостоятельной

деятельности учащихся. // «География в школе». 2001.-№7.

Панчешников Л.М. Методика обучения географии в шкале. М-1997.

Пахомова Н. Ю. Проектное обучение – что это?// «Методист» . 2004.-№1

Петрова Н.Н. О туристической работе в школе. «География в школе». 2007.-

№8

Рудакова А.С. Краеведение : традиции и нововведения)// Интернет.

Рыженко П.Ф. Краеведческая работа в школе ( материалы к размышлению)//

Интернет.

Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //«Завуч».-

2003. №6

Смелова В.Г. Метод проектов в современной школе. «Биология в

школе».2007.-№6.

Смирнова Т. Г. Формирование и развитие основ исследовательского

творчества учащихся. // «Биология в школе». 2006 .-№1

Тимофеева А. Н. Биоэкологические исследования школьников. «Биология в

школе».2005.-№5



В раздел образования