Автор: Мокроусова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 375 Краснооктябрьского района Волгограда"
Населённый пункт: ВОЛГОГРАД
Наименование материала: Мастер–класс для педагогов
Тема: «Лоскутное моделирование как способ развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №375 Краснооктябрьского района Волгограда»
Мастер-класс для педагогов
«Лоскутное моделирование
как способ развития творческих
способностей у детей старшего
дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель
Мокроусова И.В.
Волгоград, 2018
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании
благоприятных условий для развития творческих способностей детей при
изготовлении народной куклы
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол.
- Вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять
его в практической деятельности
- Знакомить с основными техническими приёмами изготовления народной
куклы
- Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и
чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности
Ход мероприятия.
1.
Оргмомент
Здравствуйте, гости званые, Гостьюшки, мои желанны
На завалинке, в светёлке иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод.
А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!
Словно эти посиделки были праздником души.
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок иль чего там говорить!
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!
Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час
Предлагаем посиделки провести вот здесь сейчас
А сейчас скажите – удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем
ли слышно? Всем ли места хватило? (В тесноте, да не в обиде)
Вот и есть начало. А доброе начало – как говорится, половина дела.
2. Теоретическая часть.
В корзину я спрятала игрушку
Девочек любимую подружку.
Можно с ней по-разному играть
Кормить, укачивать, в наряды наряжать.
Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?
Сегодня мой мастер-класс посвящен теме «Лоскутное моделирование как
способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста»
Актуальность: лоскутное моделирование в образовательном процессе
связано с возможностью развития у детей мелкой моторики
рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку
пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность,
скоординированность мелких движений. Как известно, все это стимулирует
развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление,
способность концентрировать внимание.
Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем их
знакомят, но и вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань
для создания наряда, украшения. Дети с удовольствием придумывают
сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая
чувство радости от общения друг с другом.
Кукла-одна из интереснейших страниц в истории культуры человека.
Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем
представить. Кукла повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним
физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно
сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000
лет назад- это подтверждают раскопки под Новгородом.
Кукла- знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует
время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и
развитие. В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла –это
детская игрушка в виде фигурки человека.
Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую
коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и
приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое
созвучно.
Традиционные русские тряпичные куклы можно разделить по
назначению, по способу изготовления, по образу – на куклу- крестьянку и
куклу-барыню.
Виды традиционных тряпичных кукол по назначению.
Игровые: Столбушки, Малышок-голышок, Барыня, Кукла нарядная,
Узелковая, Бабочка, Зайчик.
Обереговые: Куватка, Ангелочек, Вепсская, Кубышка-Травница,
Бессонница, Берегиня, Десятиручка, Желанница.
Обрядовые : Неразлучники, Мировое дерево, Масленница, Коляда,
Кострома, Пеленашка, Свадебная, Крупеничка, Пасхальная голубка.
Виды традиционных тряпичных кукол по способу изготовления.
Основа куклы 2 прямоугольника(Куватка, Пасха, Нерузлучники,
Десятиручка, Узелковая, Свадебная)
Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр
квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадратика по
диагонали. Иногда на этому основу крепиться грудь.(День и Ночь, Ангел,
Закрутка, Бессонница, Вепсская)
Куклы-столбушки, основа которых – скатка из ткани.( Архангельская
столбушка, Владимирская столбушка, Баба-Берегиня, Лихоманки)
Куклы, в основе которых мешочек (Зернушка, Крупеничка)
Особенности изготовления тряпичной куклы
При изготовлении традиционной тряпичной куклы я не использую ни
ножниц , ни иголок. Ткань и нитки не режу, а отрываю. После того как ткань
оторвали по краю остается бахрома, которая придает кукле особый колорит и
определяет ее рукотворность. А если поискать объяснение у знатоков
обережной символики, то можно наткнуться на интересную мысль: ровная
структура тканевого плетенья отражает упорядоченность мира, а
распущенная нитяная бахрома - вселенский хаос. Хорошо, когда в кукольном
обереге присутствует и то и другое, символизируя пограничность объекта.
Для закрепления нити я применяю ловчую петлю или силковый узел.
Этот узел обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Нить
поддевается пальцами, перекручивается вокруг них дважды, полученная
петля надевается на куклу и затягивается. Применение подобных узлов
необходимо для того, чтоб сформировать голову или определить место талии.
Нитки, которые из ткани формируют основу куклы, особым образом
скрещиваются в так называемый «обережный крест». Обережный крест на
груди выполняется от талии к шее в направлении с права на лево обводится
сзади по шее и замыкается на груди в обратном направлении возвращаясь на
талии где нитка закрепляется.
Обматывая куклу нитями я стараюсь следить, чтобы количество витков
было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не
перекрещиваются, их наматывают по часовой стрелке.
Важной особенностью традиционной тряпичной куклы является её
безликость. Отсутствие лица подтверждает то, что кукла является вещью не
одушевленной, а значит злые, потусторонние силы не смогут вселится в нее,
через рот, глаза, нос и уши и навредить ее владельцу. Ведь кукла должна
приносить человеку радость, благополучие и здоровье.
Самое главное при изготовлении нашей куклы сделать ее в один прием
без откладывания на другой день. Всем нам хорошо известна пословица « Не
откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»
На такой позитивной ноте я предлагаю вам перейти сейчас к
практической части.
3.Практическая часть.
Сейчас я предлагаю вам смастерить свою куклу . У вас на столах есть
технологические карты по изготовлению куклы –пеленашки и
Рождественского Ангела и все необходимое для их изготовления.
Кукла-пеленашка- это обрядовая кукла. Чтобы сбить злых духов с толку,
спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до
крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожающие
незащищенному крестом младенцу.
Рождественнский Ангел- это обереговая кукла. Наши предки верили , что
каждый человек имеет своего ангела –хранителя, который защищает его от
темных сил. Даря Ангела, напоминают о его существовании и призывают на
помощь и защиту.
4.Рефлексия
Спасибо вам за внимание доброжелательное отношение. Прежде, чем
разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о
мастер-классе, выбрав платочек любого цвета и подарить его кукле. Платок
красного цвета – понравилось всё, синий – хочу узнать больше, желтый -
заинтересовало, буду внедрять в своей работе.
Технологическая карта по изготовлению обереговой куклы
«Рождественский Ангел»
Технологическая карта по изготовлению обрядовой куклы
«Пеленашка»