Автор: Якобсон Евгения Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 145 комбинированного вида»
Населённый пункт: город Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР
Тема: «Путешествие в сказочную страну»
Раздел: дошкольное образование
«Путешествие в сказочную страну»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР
Цели:
1.
Учить
детей
составлять
предложения
с
заданными
предлогами
по
картинке, схеме и наглядной ситуации.
2.
Уточнить понимание детьми изученных предлогов: «на», «под», «за»,
«в», «от», «по», «к».
3.
Формировать навык правильного употребления предложно-падежных
форм на речевом материале сказок.
4.
Развивать умение отвечать на вопрос полными предложениями.
5.
Развивать мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.
6.
Воспитывать самостоятельность при выполнении задания, активность
при ответах на вопросы.
7.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству, к чтению сказок,
к литературным загадкам.
Предварительная работа: Оформление в группе книжной выставки "Русские
народные сказки", «Моя любимая книжка», проведение викторины «Что за
чудо
эти
сказки!»,
чтение
детям
русских
народных
сказок,
обсуждение
содержания, выяснение, чему учит та или иная сказка; рассказывание детьми
сказок «Курочка Ряба», «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказкам,
просмотр
мультфильмов,
поставленных
по
сказкам;
рисование
и
лепка
сказочных персонажей, отгадывание загадок.
Оборудование:
Развивающий плакат – сказка «Волк и козлята», схемы изученных
предлогов -маленьких слов (по числу детей), иллюстрации к сказкам, загадки о
сказочных героях, задания на карточках, кукла Баба Яга, стигесы к сказке
«Колобок», фонограмма «Приходи, сказка», магнитные фигурки
(теремок,
колобок, волк, Баба Яга), ширма «Театр», русский костюм для сказочницы.
Ход занятия:
Организационный момент: На фоне музыки «Приходи, сказка» звучат слова:
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
Сказочница: Сегодня, ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие по
сказкам, и уверена, что нас ждут удивительные встречи и настоящие
приключения. А помогать нам будут наши хорошие знакомые – маленькие
слова.
Вводная часть: загадки о сказочных героях.
Голос за кадром: Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь, ну так что ж …
Сказку заново прочтёшь!
Сказочница загадывает загадки, дети отгадывают их:
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов («Теремок»)
Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк, и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела. (Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел (Волк)
Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала,
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были,
И кому они служили? (Гуси - лебеди и Баба Яга)
Основная часть занятия:
Появляется из-за ширмы кукла Баба Яга: Что вы тут делаете? Куда
собрались? Какие-то маленькие слова придумали. А нет у вас никаких
маленьких слов, пропали они из сказок.
Сказочница:
Ребята,
вредничает
Баба-Яга,
утащила
все
маленькие
слова. Но думаю, что мы сможем все исправить.
1. Игра «Пропало маленькое слово». Логопед произносит строчки из сказок.
Дети называют сказку и вставляют
в стихотворную строчку пропущенный
предлог. (У каждого ребенка схемы изученных предлогов).
- Я …дедушки ушел, я …бабушки ушел.
- Кто, кто…теремочке живет?
- Не садись…пенек, не ешь пирожок.
- Бабка…дедку, дедка…репку.
- Кто сидел…моем стуле и сломал его?
- Петушок, золотой гребешок, выгляни…окошко, дам тебе горошку.
- Муха …полю пошла, муха денежку нашла.
Сказочница: Ребята, вы отлично справились с этим сложным заданием. Ничего
не получилось у Бабы Яги. Но она опять что-то затевает и оставила нам
какие-то загадочные рисунки. Попробуем с ними разобраться.
2. Игра «Загадочные
письма» - составление предложений по схемам на
основе сказок «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди»,
«Репка» (Задания прилагаются).
Сказочница: И это задание выполнено
успешно, просто сказочно! Теперь
можно и пальчиками поиграть.
Пальчиковая игра:
1, 2, 3, 4, 5 – будем сказки называть. (Ритмично сжимаем пальчики)
Эта сказка «Колобок», эта сказка «Теремок»
Эта сказка «Репка», про внучку и про дедку.
(Массажируем и загибаем
«Волк и семеро козлят». пальчики, начиная с мизинца)
Этим сказкам каждый рад! (Хлопки в ладоши)
3. Игра по развивающему плакату – сказке «Волк и семеро козлят».
Дети отвечают на вопросы по содержанию сказки, располагая героев на
игровом поле – на магнитной доске.
- Как называется эта сказка?
- Где жила коза с козлятами?
- Куда уходила каждый день? Зачем она уходила?
- Где сидели козлята? Что они делали?
(Дети
размещают
козлят
в
избушке,
сопровождая
высказываниями:
«Этот
козленок сидит на скамейке. Этот – стоит около
стола. Лежит на печке,
смотрит в окно, играет на полу и т.д.)
- Откуда приходил серый волк?
- Где он стоял?
- Как он перехитрил маленьких козлят?
- Чем закончилась эта сказка?
Физминутка. Упражнение «Гуси» - координация речи с движением
- Ребята, а вы помните, кто в сказке помогал Бабе Яге унести Ванечку? Вот
они какие были, эти гуси – лебеди!
Вышли гуси на луга (Руки к плечам, ходьба с высоким
И гогочут: га-га-га подъемом коленей)
Тянут гуси шеи. У кого длиннее? (Наклоны вперед с вытягиваем шеи)
Машут крыльями большими – (Ритмичные взмахи руками – крыльями)
Не хотим встречаться с ними. (Движения перед собой вправо-влево
правой рукой)
Гуси нас пугают, (Закрыть лицо руками, спрятаться)
В сказку не пускают! (Развести руки в стороны)
4. Игровое задание «Спасение Колобка»
Сказочница: - Удалось Маше спасти своего братца Ванечку. Вы помните, где
они прятались от гусей- лебедей?
- Под яблоней, под бережком, под печкой.
- Ребята, а вы хотели бы спасти от хитрой лисы Колобка? Подумайте, как это
можно сделать?
(Используются стигесы к сказке «Колобок»). Где мог бы
спрятаться Колобок?
- За елкой, под елкой, за пенечком, в кустах, в траве…
- А, может быть, Колобок закричал: «Смотри, Лиса, там охотники идут». Что
тогда сделает Лиса? К кому вернется Колобок?
5. Игра «Эхо» - дикция, интонационная выразительность, слуховое внимание
(Дети читают строчку стихотворения, сказочница задает вопрос, они отвечают)
Положу я книжку под подушку. Под подушку? – Под подушку.
С головой укроюсь одеялом. Одеялом? – Одеялом.
И расскажет книжка мне на ушко На ушко? – На ушко.
Все, что мама мне не дочитала. Не дочитала? – Не дочитала.
Итог занятия:
Сказочница: Тут и сказочке конец, а кто слушал…молодец!
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось?
- С кем вы встречались?
- Какие сказки вам захотелось услышать снова?
Я уверена, что ваши мамы и бабушки прочитают вам множество
сказок, а скоро и сами вы научитесь читать. И пусть всегда с вами рядом будут
добрые сказки!
«Загадочные письма»
1
.
2
.
3.
4.