Автор: Силина Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №212
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: Публикация
Тема: "Дидактические игры для развития звуковой культуры речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры для развития звуковой культуры речи
дошкольников
.
Речь - сложившаяся исторически, форма общения людей. Речь нужна для общения в
совместной деятельности, для обмена информацией, для познания чего-то нового, для
образования.
К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной
литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и
компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую
русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не
являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут
проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо
говорить. Находясь в семье, ребёнок не получает достаточного речевого общения от
родителей в силу их занятости, усталости, а многие считают, что этим должен заниматься
детский сад.
Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание.
Программа детского сада ставит перед педагогом задачу научить каждого ребенка
содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои
мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры - это
развитие восприятия звуков родной речи и произношения, т. е. средство, позволяющее
каждому из участников речевого общения передавать другим содержание их мыслей,
задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. одна из важных
задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является
наиболее сензитивным для ее решения. в дошкольном учреждении максимально
необходимо создавать условия не только для развития речи детей, но и условия для
предупреждения речевых нарушений.
Игра на образование сложных слов.
«Эхо»
-листья падают – листопад
-сам ходит – самоход
-снег падает – снегопад
-мед носит – медонос
-вода падает – водопад
-звезды падают – звездопад
-сено косит – сенокос и т.д.
Игра для формирования умения употреблять уменьшительно- ласкательные и
пренебрежительно- увеличительные суффиксы.
«Большой-маленький»
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов сущ.
уменьшительно – ласкательное значения.
Оборудование: Карточки с изображением больших и маленьких предметов.
Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением красных кружков
большого и маленького, предлагает детям назвать, что на карточке: маленький круг,
большой круг. Воспитатель предлагает детям назвать кружки без слов «большой» и
«маленький», а потом индивидуально.
-Это? – показывает на маленький кружочек.
Ответ ребенка – «кружочек».
-А это? – показывает на большой.
Ответ ребенка «круг».
Игра «Подбери признак»
Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход: Воспитатель называет слово и задает вопросы (какой? какая? Какие? какое?) ,
ребенок отвечает.
-Шапка (какая?) – синяя, теплая, зимняя…
-Варежки (какие?) – теплые, красные..
-Куртка (какая?) – зеленая, зимняя, теплая…и т.д
Игра «Где начало рассказа?»
Цель: Учить детей составлять рассказы с помощью сирийных картинок, соблюдая
правильную временную и логическую последовательность.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ опираясь на картинки.
Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяющие передать сюжет от
начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет предложение и соединяет
предложения в связный рассказ.
Игру можно проводить индивидуально с каждым ребенком, с подгруппой и со всей
группой детей.
«Найди звуки» со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)
Цель: Научить детей распознавать звуки.
Оборудование: Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ»,
«Ч», «Ц»
Ход игры: Воспитатель рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им
помочь - отыскать слова на заданный звук. Игра проводится с 1 ребенком или с
подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным
звуком дети получают фишку. Дети ищут картинку с заданным звуком, называют
слово интонационно выделяя заданный звук.
«Помоги собрать вещи»
Цель: различение звуков [з] – [ж]
Ход игры: Воспитатель рассказывает историю, можно использовать наглядный
материал (игрушки, картинки). Собрались комар и жук в путешествие. Помоги
собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].
Детям нужно выбрать: Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет,
пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.