Напоминание

"Дидактические игры для развития звуковой культуры речи дошкольников"


Автор: Силина Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №212
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: Публикация
Тема: "Дидактические игры для развития звуковой культуры речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры для развития звуковой культуры речи

дошкольников

.

Речь - сложившаяся исторически, форма общения людей. Речь нужна для общения в

совместной деятельности, для обмена информацией, для познания чего-то нового, для

образования.

К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной

литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и

компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую

русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не

являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут

проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо

говорить. Находясь в семье, ребёнок не получает достаточного речевого общения от

родителей в силу их занятости, усталости, а многие считают, что этим должен заниматься

детский сад.

Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание.

Программа детского сада ставит перед педагогом задачу научить каждого ребенка

содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои

мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры - это

развитие восприятия звуков родной речи и произношения, т. е. средство, позволяющее

каждому из участников речевого общения передавать другим содержание их мыслей,

задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. одна из важных

задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является

наиболее сензитивным для ее решения. в дошкольном учреждении максимально

необходимо создавать условия не только для развития речи детей, но и условия для

предупреждения речевых нарушений.

Игра на образование сложных слов.

«Эхо»

-листья падают – листопад

-сам ходит – самоход

-снег падает – снегопад

-мед носит – медонос

-вода падает – водопад

-звезды падают – звездопад

-сено косит – сенокос и т.д.

Игра для формирования умения употреблять уменьшительно- ласкательные и

пренебрежительно- увеличительные суффиксы.

«Большой-маленький»

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов сущ.

уменьшительно – ласкательное значения.

Оборудование: Карточки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением красных кружков

большого и маленького, предлагает детям назвать, что на карточке: маленький круг,

большой круг. Воспитатель предлагает детям назвать кружки без слов «большой» и

«маленький», а потом индивидуально.

-Это? – показывает на маленький кружочек.

Ответ ребенка – «кружочек».

-А это? – показывает на большой.

Ответ ребенка «круг».

Игра «Подбери признак»

Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход: Воспитатель называет слово и задает вопросы (какой? какая? Какие? какое?) ,

ребенок отвечает.

-Шапка (какая?) – синяя, теплая, зимняя…

-Варежки (какие?) – теплые, красные..

-Куртка (какая?) – зеленая, зимняя, теплая…и т.д

Игра «Где начало рассказа?»

Цель: Учить детей составлять рассказы с помощью сирийных картинок, соблюдая

правильную временную и логическую последовательность.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ опираясь на картинки.

Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяющие передать сюжет от

начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет предложение и соединяет

предложения в связный рассказ.

Игру можно проводить индивидуально с каждым ребенком, с подгруппой и со всей

группой детей.

«Найди звуки» со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)

Цель: Научить детей распознавать звуки.

Оборудование: Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ»,

«Ч», «Ц»

Ход игры: Воспитатель рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им

помочь - отыскать слова на заданный звук. Игра проводится с 1 ребенком или с

подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным

звуком дети получают фишку. Дети ищут картинку с заданным звуком, называют

слово интонационно выделяя заданный звук.

«Помоги собрать вещи»

Цель: различение звуков [з] – [ж]

Ход игры: Воспитатель рассказывает историю, можно использовать наглядный

материал (игрушки, картинки). Собрались комар и жук в путешествие. Помоги

собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].

Детям нужно выбрать: Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет,

пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.



В раздел образования