Напоминание

Извержение вулкана


Автор: Алмакаева Раися Мунировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО города Ульяновска "Центр детского творчества №1"
Населённый пункт: гор. УЛЬЯНОВСК
Наименование материала: Методическая разработка "Исследовательская деятельность"
Тема: Извержение вулкана
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ульяновска

«Центр детского творчества №1»

Конспект занятия

«Извержение вулкана»

объединение «Маленькие исследователи»

Разработала:

Алмакаева Раися Мунировна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

2018 год

Тема: «Извержение вулкана».

Дата проведения: 15.11.18.

Время проведения: 8.30.

Место проведения: 1 Линия, 5, каб. 102

Участники: родители, молодые специалисты, наставники.

Оформление

и

атрибуты,

ТСО: проектор,

презентация

«Извержение

вулкана»,

запись

звуковая

«извержение

вулкана»,

халаты белые на всех

детей.

Раздаточный материал: поднос, сода, лимонная кислота, салфетки, клеенки

на всех детей.

Демонстрационный

материал:

Иллюстрации

с

изображением

вулкана,

макет вулкана.

Предварительная работа:

подбор материала по теме «извержение вулкана»;

подготовка игр;

изготовление макета гор из пустых бутылочек от йогурта.

Ц е л ь : Ознакомление

детей

с

природными

явлениями

вулканами,

причиной их извержения.

Задачи:

Воспитывающие:

Воспитывать познавательный интерес детей к окружающей природе.

Обучающие:

Продолжать знакомство детей с природным явлением – вулканом.

Познакомить детей с причиной возникновения вулканов и их извержением.

Продолжать знакомить детей с разными видами вулканов: действующие – это

те, которые извергают лаву; потухшие – не извергающие лаву; уснувшие – те,

которые потухли, но могут начать действовать.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опыта.

Развивать

мыслительную

активность,

умение

наблюдать,

анализировать,

проводить оценку и самооценку, делать выводы, умение выполнять опыты и

эксперименты.

Активизировать словарь детей: вулкан, лава.

Ввести в словарь детей слова: кратер, жерло.

Ход занятия:

Дети под музыку заходят в класс.

Педагог:

Ребята, у нас сегодня много гостей – поздоровайтесь. Я предлагаю вам

сегодня стать учёными, а все учёные проводят свои исследования и опыты в

белых халатах. Всё должно быть стерильно для чистоты опытов.

Дети надевают белые халаты.

Посмотрите на экран:

(слайд 1). Мы живем на прекрасной планете. Как она называется?

Дети: Земля.

Педагог:

Наша планета живая, с ней происходят различные интересные явления,

которые изучают ученые.

(слайд 2) Но сначала отгадайте загадку:

У той немаленькой горы

Характер тихий до поры,

Но может так случиться

Взорвется, задымится! (Вулкан)

Педагог: Как вы думаете, что такое вулкан? (Гора)

Ответы детей.

(слайд 3) Вулкан – как печка, только подземная. В ней все время бушует

огонь. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и

рычит, и кусается, и может натворить много бед. Раскаленные камни и лава

могут сжечь поля, леса и дома людей.

Педагог: Дети, посмотрите на экран, какую геометрическую фигуру

напоминает вулкан?

Ответы детей.

(слайд 4)Треугольник, конус.

Педагог: А на что похожа верхняя часть вулкана?

Ответы детей.

На большую яму, воронку.

Педагог: (слайд 5) Как называется вершина горы, из которой извергается

вулкан?

Ответы детей: кратер вулкана.

Педагог: Это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-

оранжевая пасть. Как называется эта пасть?

Ответы детей: жерло.

Педагог: дыра, уходящая глубоко в землю.

Педагог: А как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана?

Ответы детей. Лава.

Педагог: Она вытекает из жерла вулкана и остывает, образует вулканическую

гору. Скажите, что выходит из вулкана?

Ответы детей. Пепел, камни.

Педагог: А сейчас вспомним, какие бывают вулканы?

Ответы детей.

Действующие - это которые извергают лаву.

Потухшие – не извергающие лаву.

Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

Педагог: Ещё, какие есть вулканы?

Ответы детей. Вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают

сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

Педагог: Подумайте и скажите, можно ли узнать заранее об извержении

вулкана?

Ответы детей. Можно. Ученые наблюдают за вулканами с воздуха – с

самолета и вертолетов, а потом предсказывают, когда вулкан будет

извергаться.

Игра словесная: «Хорошо – плохо».

Физкультминутка: «Извержение вулкана». (звучит музыка)

Дети встают в круг, выбирается водящий, он изображает лаву и садится

на корточки в центре с цветными лентами в руках. Остальные дети

изображают гору, они берутся за руки и выполняют движения.

Стояла и дремала огромная гора, (поднимают руки вверх)

Но вдруг зашевелилась вся изнутри она, (топают ногами)

Все затряслось вокруг (качают руками)

И дым клубами валит (идут по кругу)

И вырвался из плена вмиг.

Фонтан огня, камней и лавы (ребенок в центре выбегает из круга, вбегает

обратно несколько раз, размахивая лентами – лава разливается повсюду).

Извержение вулкана закончилось, все стихло.

Практическая работа.

А теперь все вместе пойдем в лабораторию и заставим наш вулкан извергать

лаву.

Педагог: Я буду рассказывать последовательность ваших действий, а вы за

мной выполнять: Итак, в жерло нашего вулкана насыпаем две чайные ложки

пищевой соды. В маленьких баночках чистая вода, размешаем кисточкой

немного красной краски до образования цвета. В маленьких пакетах

лимонная кислота вливаем в баночку и ложками аккуратно перемешиваем.

Осторожно выливаем в жерло вулкана получившийся раствор.

В результате дети наблюдают «извержение».

Произошло извержение вулкана

(звучит громкая музыка).

Педагог: Ребята, что у нас произошло?

Ответы детей. Извержение вулкана. Давайте ещё раз повторим, как это мы

сделали.

Дети повторили последовательность действий.

Ребенок читает заранее подготовленное стихотворение.

Вулканы начали "вулканить".

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла,

И землю сильно обожгла.

Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать.

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул,

И на десятки лет уснул.

Педагог: ребята, обратите внимание рядом с вулканами лежат бутоны цветов.

Сегодня вы сами убедились лава, которую извергает вулкан очень горячая.

Что же случилось с цветами, которые росли недалеко от вулкана?

Ответы детей: завяли

Педагог: Почему? А как мы можем помочь цветам?

Ответы детей: чтобы цветы вновь ожили, нужно поливать их.

Педагог: Положите цветы в емкости с водой. Пусть напьются.

Итог занятия:

Педагог: Понравилось вам быть учеными? А почему? Скажите, ребята, что

вам сегодня было особенно интересно? Кому бы вам хотелось об этом

рассказать? Какой опыт сегодня мы с вами провели?

Педагог: Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это

значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление-

извержение вулкана.

(звучит спокойная музыка)

Педагог: Ребята посмотрите, ожили цветы. Посмотрите, какие они

прекрасные стали. Благодаря природе – воде, произошло чудо!

(звучит спокойная музыка)

Занятие закончилось.



В раздел образования