Напоминание

"В детский сад с радостью"


Автор: Скворцова Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №766
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Обобщение опыта работы по использованию нестандартных приемов адаптации во второй младшей группе
Тема: "В детский сад с радостью"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«В детский сад с радостью»

(обобщение опыта работы

по использованию нестандартных приемов адаптации

во второй младшей группе)

воспитатель ГБДОУ Детский сад №766 – Скворцова Юлия Михайловна

Для создания эмоционально-благоприятной атмосферы в группе

решаются следующие задачи:

1.

Создать

условия

для

охраны

и

укрепления

здоровья

детей,

облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать

полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий

ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать

простейшие навыки самообслуживания;

в)

обеспечить

понимание

детьми

смысла

выполнения

режимных

процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной

активности.

3. Закладывать основы будущей личности:

а)

воспитывать

у

детей

уверенность

в

самих

себе

и

своих

возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым,

формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к

другу;

г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;

д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической

стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы,

картины, иллюстрации, музыка).

Модель организации адаптационного периода

1. Индивидуальный подход к ребенку:

а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) использование колыбельных при укладывании детей спать.

2. Игры с воспитателем.

3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение;

г) использование фольклора;

д) элементы театрализованной деятельности;

5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов

поведения ребенка.

6. Контроль за физическим состоянием ребенка.

7. Элементы закаливающих мероприятий.

В

первые

дни

пребывания

малыша

в

дошкольном

учреждении

необходимо

сформировать

у

ребенка

положительную

установку,

желание

идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий

воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.

Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и

страхи, намного легче пройдет адаптация.

Во

время

адаптационного

периода

я

использую

разнообразные

нестандартные приемы адаптации.

Наиболее умиротворяюще на детей действуют игры с водой. Такие

игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации

главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как

необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя

комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Летом подобные

игры

легко

организовать

на

улице.

В

осенне-зимнее

время

я

организую

специально обустроенный экспериментальный уголок в помещении группы.

Детям очень нравится купать в воде резиновые игрушки, пускать кораблики

или вылавливать игрушки сачком из воды.

Также в адаптационном периоде мы часто устраиваем игры с песком.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет

замечательное

свойство

«заземлять»

негативную

психическую

энергию,

стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.

Песочница

прекрасный

посредник

для

установления

контакта

с

ребенком.

И

если

ребенок

еще

плохо

говорит

и

не

может

рассказать

взрослому

о

своих

переживаниях,

то

в

играх

с

песком

все

становится

возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие

коммуникативных навыков, т.е. умения нормально общаться.

Анализируя адаптацию детей за последние 2 года, могу с уверенностью

сказать, что применение «песочной терапии» во время адаптации делают ее

течение более легкой.

Одним из популярных нестандартных способов адаптации является

пальчиковое рисование. Детям не только интересно и весело заниматься

рисованием

с

помощью

рук,

но

еще

и

очень

полезно!

При

помощи

пальчиковой живописи мы развиваем мелкую моторику ребенка – во время

рисования

активно

работают

кисти

рук,

ребенок

оставляет

отпечатки

ладошек,

пальчиков,

раскрашивает

рисунки,

размазывая

краски

по

поверхности бумаги.

Среди большого разнообразия театрализованных игр, используемых в

процессе адаптации детей, я отдаю предпочтение играм с использованием

перчаточных кукол – бибабо. Перчаточная кукла, когда она надета на руку

ребёнка, становится его продолжением. Это очень «близкая» ребёнку кукла,

наиболее полно передающая его настроение, эмоциональное состояние .

Посредством

куклы,

надетой

на

руку,

дети

могут

сказать

о

своих

переживаниях, тревогах и радостях от лица персонажа своего воображаемого

мира.

Кукла

бибабо

способна

оказывать

потрясающее

терапевтическое

воздействие. На занятии ребёнок избавляется от мучивших его переживаний

и страхов.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную

направленность,

которая

заключена

в

каждой

сказке,

литературном

произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это

дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость...

Детям,

имеющим

проблемы,

часто

трудно

пойти

на

контакт

с

незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Именно она привлечет к себе

внимание ребенка.

Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нем

все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надеваю

сначала на свой палец одну куколку и с ней разыгрываю простой сюжет,

любимую сказку, например, «Репка». Пальчик-персонаж шевелится, танцует,

подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он -

живой актер. Пальчиковый театр – лучший тренажер для развития речи и

эмоциональной

сферы

ребенка.

Он

развивает

у

ребенка

способность

поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто

повышает настроение.

При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление,

одевание

использую

куклы

Бибабо

и

мягкие

игрушки

(кукла

может

рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т.п.). Куклы не только

привлекают

внимание

детей,

но

и

воспитывает

культуру

поведения,

формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришел

зайка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажите

зайке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем.

Сказкотерапия

относится

к

универсальным

методам,

выполняющим

множество функций и помогающим специалистам решать множественные

проблемы своих подопечных.

Используя

прием

сказочной

истории,

можно

избавить

ребенка

от

навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить

любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Групповая

и

индивидуальная

работа

со

сказкой

позволяет

решать

жизненные

проблемы,

избавляться

от

страхов

и

принимать

правильные

решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и

волшебников,

дети

же

3-х

лет

учатся

различать

понятия

добра

и

зла,

понимать

окружающий

мир

и

события

в

нем.

Здесь

рекомендуется

останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и

животных.

Обобщая

свой

опыт

работы

по

адаптации,

я

сделала

следующие

выводы:

в

зависимости

от

продолжительности

адаптационного

периода

выделяются

разные

варианты

адаптации

ребенка

к

дошкольному

учреждению, которые позволяют разделить детей на три группы: группу

легкой адаптации (25% детей), адаптации средней тяжести (55%) и группу

тяжелой адаптации (20%). При этом стоит отметить, что дети, посещавшие в

раннем

возрасте

группу

кратковременного

пребывания,

гораздо

легче

проходят адаптацию в группе полного дня, чем дети, впервые пришедшие в

детский сад в возрасте 3-х лет.



В раздел образования