Автор: Скворцова Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №766
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Обобщение опыта работы по использованию нестандартных приемов адаптации во второй младшей группе
Тема: "В детский сад с радостью"
Раздел: дошкольное образование
«В детский сад с радостью»
(обобщение опыта работы
по использованию нестандартных приемов адаптации
во второй младшей группе)
воспитатель ГБДОУ Детский сад №766 – Скворцова Юлия Михайловна
Для создания эмоционально-благоприятной атмосферы в группе
решаются следующие задачи:
1.
Создать
условия
для
охраны
и
укрепления
здоровья
детей,
облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать
полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий
ребенку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать
простейшие навыки самообслуживания;
в)
обеспечить
понимание
детьми
смысла
выполнения
режимных
процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной
активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
а)
воспитывать
у
детей
уверенность
в
самих
себе
и
своих
возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым,
формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к
другу;
г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической
стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы,
картины, иллюстрации, музыка).
Модель организации адаптационного периода
1. Индивидуальный подход к ребенку:
а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
в) использование колыбельных при укладывании детей спать.
2. Игры с воспитателем.
3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
а) игры ребенка рядом со сверстниками;
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театрализованной деятельности;
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов
поведения ребенка.
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
7. Элементы закаливающих мероприятий.
В
первые
дни
пребывания
малыша
в
дошкольном
учреждении
необходимо
сформировать
у
ребенка
положительную
установку,
желание
идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий
воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и
страхи, намного легче пройдет адаптация.
Во
время
адаптационного
периода
я
использую
разнообразные
нестандартные приемы адаптации.
Наиболее умиротворяюще на детей действуют игры с водой. Такие
игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации
главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как
необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя
комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Летом подобные
игры
легко
организовать
на
улице.
В
осенне-зимнее
время
я
организую
специально обустроенный экспериментальный уголок в помещении группы.
Детям очень нравится купать в воде резиновые игрушки, пускать кораблики
или вылавливать игрушки сачком из воды.
Также в адаптационном периоде мы часто устраиваем игры с песком.
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет
замечательное
свойство
«заземлять»
негативную
психическую
энергию,
стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.
Песочница
–
прекрасный
посредник
для
установления
контакта
с
ребенком.
И
если
ребенок
еще
плохо
говорит
и
не
может
рассказать
взрослому
о
своих
переживаниях,
то
в
играх
с
песком
все
становится
возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие
коммуникативных навыков, т.е. умения нормально общаться.
Анализируя адаптацию детей за последние 2 года, могу с уверенностью
сказать, что применение «песочной терапии» во время адаптации делают ее
течение более легкой.
Одним из популярных нестандартных способов адаптации является
пальчиковое рисование. Детям не только интересно и весело заниматься
рисованием
с
помощью
рук,
но
еще
и
очень
полезно!
При
помощи
пальчиковой живописи мы развиваем мелкую моторику ребенка – во время
рисования
активно
работают
кисти
рук,
ребенок
оставляет
отпечатки
ладошек,
пальчиков,
раскрашивает
рисунки,
размазывая
краски
по
поверхности бумаги.
Среди большого разнообразия театрализованных игр, используемых в
процессе адаптации детей, я отдаю предпочтение играм с использованием
перчаточных кукол – бибабо. Перчаточная кукла, когда она надета на руку
ребёнка, становится его продолжением. Это очень «близкая» ребёнку кукла,
наиболее полно передающая его настроение, эмоциональное состояние .
Посредством
куклы,
надетой
на
руку,
дети
могут
сказать
о
своих
переживаниях, тревогах и радостях от лица персонажа своего воображаемого
мира.
Кукла
бибабо
способна
оказывать
потрясающее
терапевтическое
воздействие. На занятии ребёнок избавляется от мучивших его переживаний
и страхов.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную
направленность,
которая
заключена
в
каждой
сказке,
литературном
произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это
дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость...
Детям,
имеющим
проблемы,
часто
трудно
пойти
на
контакт
с
незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Именно она привлечет к себе
внимание ребенка.
Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нем
все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Надеваю
сначала на свой палец одну куколку и с ней разыгрываю простой сюжет,
любимую сказку, например, «Репка». Пальчик-персонаж шевелится, танцует,
подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он -
живой актер. Пальчиковый театр – лучший тренажер для развития речи и
эмоциональной
сферы
ребенка.
Он
развивает
у
ребенка
способность
поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто
повышает настроение.
При организации режимных моментов, таких как умывание, кормление,
одевание
использую
куклы
Бибабо
и
мягкие
игрушки
(кукла
может
рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т.п.). Куклы не только
привлекают
внимание
детей,
но
и
воспитывает
культуру
поведения,
формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришел
зайка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть руки. Покажите
зайке, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем.
Сказкотерапия
относится
к
универсальным
методам,
выполняющим
множество функций и помогающим специалистам решать множественные
проблемы своих подопечных.
Используя
прием
сказочной
истории,
можно
избавить
ребенка
от
навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить
любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.
Групповая
и
индивидуальная
работа
со
сказкой
позволяет
решать
жизненные
проблемы,
избавляться
от
страхов
и
принимать
правильные
решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и
волшебников,
дети
же
3-х
лет
учатся
различать
понятия
добра
и
зла,
понимать
окружающий
мир
и
события
в
нем.
Здесь
рекомендуется
останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и
животных.
Обобщая
свой
опыт
работы
по
адаптации,
я
сделала
следующие
выводы:
в
зависимости
от
продолжительности
адаптационного
периода
выделяются
разные
варианты
адаптации
ребенка
к
дошкольному
учреждению, которые позволяют разделить детей на три группы: группу
легкой адаптации (25% детей), адаптации средней тяжести (55%) и группу
тяжелой адаптации (20%). При этом стоит отметить, что дети, посещавшие в
раннем
возрасте
группу
кратковременного
пребывания,
гораздо
легче
проходят адаптацию в группе полного дня, чем дети, впервые пришедшие в
детский сад в возрасте 3-х лет.