Автор: Асатрян Лидия Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ ГСШ №1
Населённый пункт: р.п.Городище, Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формы внедрения комплекса "ГТО" в образовательной организации"
Раздел: начальное образование
Формы внедрения комплекса « ГТО» в образовательной организации.
Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых
актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания.
Нужно сформировать у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической
культурой и спортом и ведении здорового образа жизни.
С внедрением Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"
должна произойти модернизация системы физического воспитания и системы развития массового
детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях.
Значимостью внедрения комплекса является повышение эффективности использования
возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем
развитии
личности,
воспитании
патриотизма
и
гражданственности,
улучшении
качества
жизни
граждан Российской Федерации.
На сегодняшний день учителю физкультуры предоставлена возможность не только реализоваться
как специалисту, но и решить важные задачи:
Как охватить всех детей в процессе воспитания?
Как заинтересовать их, как привлечь внимание и сделать интересным обучение и досуг в школе?
И как заинтересовать их в сдаче норм ГТО?
Хочется поделиться своим опытом в работе с обучающимися начальной школы.
В данном процессе можно выявить несколько важных этапов, которые могут помочь в подготовке к
сдаче норм ГТО:
Подготовительная или теоретическая
Мероприятия с родителями
Соревнования и мониторинг
Исследовательские проекты
Спортивно – массовые праздники, показательные номера и флешмобы
Мероприятия с учителями
Декады и фестивали ГТО
Подготовительная или теоретическая часть. В эту часть можно отнести:
- сообщения;
- видео о сдаче норм комплекса «ГТО»;
- анкетирование;
-конкурсы газет;
- оформление стенда «Нормативы «ГТО»;
- беседа и видео «История развития комплекса «ГТО»;
Мероприятия с родителями.
Существует известное высказывание «Не нужно воспитывать детей, нужно воспитывать себя».
Лучший пример для детей – это их родители. Поэтому так важно вовлекать родителей в процесс
физического воспитания. Конечно, проще и важнее начать эту работу с начальной школы, где
вовлеченность родителей в процесс обучения наиболее высока. Видя своих родителей с азартом
соревнующихся, выполняющим различные задания, детям не просто хочется повторить, но и где – то
превзойти их!
Мероприятия с родителями могут носить различный характер:
- «МАМА, ПАПА, Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ!». В таких мероприятиях участвуют семьями, с
обязательными соревновательными элементами и выявлением победителей.
- СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ, носящие традиционный характер. Лучше в эти мероприятия внести
состязания в шуточной форме. Для таких мероприятий характерен высокий эмоциональный настрой.
Дети после таких событий с удовольствием идут на физкультуру и принимают участие и других
событиях. Например, праздник ко Дню защитника Отечества также можно провести с привлечением
родителей.
Соревнования и мониторинг
Соревнования и мониторинг – это традиционная форма контроля и проверки физических
возможностей наших учеников. Но сегодня мы говорим о начальной школе и об игровых формах.
Поэтому я хочу отдельно остановиться на том, как сделать соревнования интересными и привлечь в
них, как можно большее количество участников. Необходимо учитывать следующее:
1.Доступность. Правила не должны быть сложными, а выбирая вид спорта и вариант состязания
надо понимать, на какую возрастную группу оно ориентировано. Правила должны быть понятны для
всех. Важно также, чтобы данные виды спорта были опробованы детьми на уроках физкультуры.
2.Регулярность проведения. Дети должны понимать, что соревнования или состязания будут
проходить каждую четверть и раз уж в команду попадают самые ловкие, быстрые, умелые, то дети
будут стремиться победить, чтобы участвовать в следующих состязаниях. Таким образом, активнее
работая на уроках физической культуры, можно добиться хороших результатов, а игра наиболее
простой и подходящий формат для подготовки к сдаче норм ГТО.
Исследовательские проекты, проектная деятельность
Использование на уроках учебника по физической культуре дает возможность обучающимся
создавать свои проекты на такие темы, как «Я и мой папа – чемпионы», «Игры наших дедушек и
бабушек» и др. Далее участие в социальных научно-исследовательских проектах школьного,
муниципального уровней и даже международного уровней. Важность подобных форм неоценима.
Спортивно-массовые праздники, показательные номера и флешмобы
На этой части я бы хотела остановиться отдельно. Уже стало традицией в нашей школе проведение
«Дня здоровья». Это мероприятие помогает учителю физической культуры больше узнать о
возможностях класса, кто может продемонстрировать свои способности на соревнованиях, в
показательных номерах . Общий уровень подготовки класса зависит от количества занимающихся
различными видами спорта, такую взаимосвязь ребята почувствуют на практическом примере. К
тому же этот праздник отвечает задачам здоровьесбережения и вовлечения всех групп учащихся
систематических занятиях физической культурой и спортом. День здоровья проходит по станциям о
здоровъесбережении и по видам испытаний из нормативов комплекса ГТО.
ГТО прочно входит в нашу жизнь, распространяется повсеместно. Уже нормативы стали
обязательными для всех. Но порой, их выполнение кажутся сложными и недосягаемыми и пугают
учеников. Итоги подводятся по количеству «золотых» результатов в классе, по возрастным
категориям.
В нашей школе существует еще одна форма проведения недель здоровья и спорта – массовые
спортивные праздники с показательными номерами в виде флешмоба, комплекса утренней
гимнастики, физминуток от разных классов - это пусть и маленький, но все же шаг на пути к ГТО.
Мероприятия с учителями
С нами дети встречаются каждый день, большую часть своего времени они проводят в школе.
Каждый день мы даем им задания, ставим, на первый взгляд, невыполнимые задачи, помогаем
поверить себя. Но нет ничего лучшего, чем личный пример.
Когда учителя выходят на одну площадку с детьми, играют в те же игры, что и они, сдают те же
нормативы, что и они – это становится важнейшим стимулом для учеников. Особенно если в
подобных мероприятиях принимают участие не только учителя физической культуры, но и учителя
предметники.
И уж, конечно, они потом не скажут нам, а вы так можете? Конечно, можем!
Декады и фестивали ГТО
Уже регулярными стали школьные отборочные соревнования по сдаче норм ГТО в рамках летнего и
зимнего фестивалей, с последующим участием в соревнованиях муниципального уровня. Уже
охвачены все ступени всероссийского комплекса ГТО с получением золотых, серебряных и
бронзовых знаков.
В заключении хочется понять, насколько важен комплекс «ГТО» для обучающихся и для нас,
учителей?
Для обучающихся: личностное принятие новой информации, новых проблем, проявлению
положительных мотивов познавательной деятельности; желание и умение добиваться результатов,
делать самостоятельные выводы, обобщения; способствовать потребности в двигательной
активности;
Для педагога: использование различных приемов и методов; актуализация знаний.