Автор: Трифонова Лариса Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ
Населённый пункт: г. Кандалакша Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок в детской музыкальной школе"
Раздел: дополнительное образование
Трифонова Лариса Юрьевна,
Преподаватель
МБУ ДО ДМШ г.Кандалакша
«Современный урок в детской музыкальной школе»
Урок – слово, широко используемое в нашей жизни. Урок музыки, это
всегда встреча с музыкальным искусством. Современный урок музыки – это
урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные
задачи
образовательной
сферы
и
специфика
восприятия
музыки.
Перед
образованием стоят новые задачи: не только дать учащимся знания, но и
обеспечить
формирование
и
развитие
познавательных
интересов
и
способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного
труда. Время
предъявляет
совсем
другие
требования
к
уроку
музыки:
важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию
на
учеников
(на
их
психику,
моторику,
физиологию);
единству
эмоционального,
художественного
и
сознательного
отношения
к
музыке.
Повышение эффективности урока – главная задача учителя. Эффективность
уроков музыки должна зависеть не столько от программы и методик, сколько
от
особенностей
личности
педагога,
его
профессиональных
знаний
и
педагогического мастерства.
Определяющими параметрами современного урока являются:
-
урок должен быть развивающим с точки зрения поставленной цели
деятельности ученика;
-
разноуровневым по содержанию;
-
деятельностным по выборам методов обучения;
-
интерактивным по формам организации учебного процесса на уроке.
Современное обучение должно учитывать как специфичность современной
культуры,
так
и
специфичность
мировосприятия
современного
ученика.
Современный
урок
становится
более
гибким
по
содержанию
и
разнообразным
по
формам
его
проведения.
На
смену
традиционным
технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний – умений –
навыков,
приходят
современные
технологии,
всесторонне
развивающие
способности учащегося.Урок представляет собой ограниченную во времени,
организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя
и
учащихся,
в
результате
которого
происходит
усвоение
детьми
знаний,
формирование
умений
и
навыков,
развитие
их
способностей
и
совершенствование
опыта
педагога.
Качество
подготовки
учащихся
во
многом
определяется
уровнем
проведения
урока,
его
содержательной
и
методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень
был
достаточно
высоким,
надо,
чтобы
педагог
в
ходе
подготовки
урока
постарался
сделать
его
своеобразным
педагогическим
произведением
со
своим
замыслом,
завязкой
и
развязкой
подобно
любому
произведению
искусства
.
Урок по специальности в музыкальной школе состоит из анализа,
редактирования, овладения новыми навыками (приемами игры) и знаниями,
проработкой сложных мест изучаемого материала, овладением целостности
изучаемого
материала
или
его
части,
а
также
указания,
что
необходимо
сделать самостоятельно до следующего занятия (домашнее задание). Каждый
урок специальности имеет свои цели, которые ведут к достижению одной,
более
глобальной
–
научить
играть
самостоятельно,
играть
правильно,
осмысленно передавать характер исполняемого произведения. Выполнение
целей каждого урока в отдельности зависит от многих факторов: психические
и
физические
особенности
ученика,
эмоциональное
состояние
на
уроке,
подготовленность ученика к уроку и др., в том числе и от правильного
выбора
вида
и
типа
урока.
В
педагогической
деятельности
объектом
преобразования
является
деятельность
обучающегося,
а
результатом
—
уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели
урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования, и не могут
сводиться только к передаче учащимся готовых выводов.
При традиционном подходе музыкальное воспитание рассматривается
как
«процесс
передачи
опыта
музыкальной
деятельности
новому
поколению», результатом которого должно стать приобщение в музыкальной
культуре
общества.
А
сам
процесс
реализуется
как
«целенаправленное
педагогическое воздействие на человека». Традиционный урок направлен на
формирование знаний, умений и навыков. Нетрадиционные формы урока
нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и
мотивационно-ценностной
сферы.
Только
оптимальное
сочетание
всего
многообразия форм урока может способствовать успешной социализации
личности
школьников.
Критерием
такой
сбалансированности
является
«принцип оптимизации процесса обучения». В свете современных тенденций
личностно-ориентированного образования индивидуальный фактор является
определяющим.
Индивидуальный
подход
к
каждому
ученику
-
фундаментальный
принцип
музыкальной
педагогики.
Объём
и
сложность
осваиваемого
материала, последовательность и скорость его прохождения, характер подачи
его
педагогом
и
т.д.
должны
быть
разными
для
каждого
ученика
в
отдельности. В деле духовно-нравственного воспитания юного музыканта,
его профессионализма и мировоззрения у педагога по специальности гораздо
больше возможностей, чем у других учителей и это надо использовать, чтобы
противостоять «засилию массовой культуры».
Виды
уроков.
В
музыкальных
школах
применяются
следующие
виды
уроков:
теоретическое
занятие,
практическое
занятие,
самостоятельная
работа, лекция, беседа, семинар, экскурсия, концерт, киноурок, конференция,
коллективный анализ, контрольные уроки. Чем больше вариантов из этого
разнообразия будет применять педагог – музыкант на уроках специальности,
тем дольше будет поддерживаться интерес ученика к инструменту. Типы
уроков
музыки
имеют
как
правило
нетрадиционную
структуру,
то
есть
являются
нестандартными.
Это
связано
с
тем,
что
ключевая
проблема
музыкального образования - создание на занятиях атмосферы интереса и
увлеченности, в цель нестандартных уроков именно в том и состоит, чтобы
возбудить
и
удержать
интерес
школьников
к
учебному
труду.
Среди
распространенных типов уроков музыки также можно назвать следующие:
урок-образ,
соревнование,
театрализованный
урок,
урок,
проводимый
учащимися,
конкурс,
викторина,
игра,
музыкальная
коллекция,
концерт,
интегрированный урок, урок-кроссворд, музыкальная передача, музыкальный
салон и др.. Любой урок должен быть посвящен выполнению какой-либо
задачи. В зависимости от постановки этих задач, уроки можно разделить на
следующие типы:
урок, посвященный изучение нового материала, урок – исправление ошибок,
урок – закрепление пройденного, комбинированный урок.
Структура
урока
(организация
учебной
работы)
имеет
принципиальное
значение,
поскольку
в
значительной
степени
определяет
эффективность
обучения,
его
результативность.
Планирование
урока
учителем
–
последовательность деятельности на уроке, делает урок целеустремленным,
собранным, дает возможность экономить время. Для этого преподавателю
необходимо
четко
представлять,
в
каком
порядке
он
будет
работать
над
материалом,
какие
приемы
педагогического
воздействия
будут
им
применены, и чего он желает достигнуть с учеником не только на этом уроке,
но и представлять конечный результат всей работы. И здесь, в зависимости от
индивидуальных способностей каждого ученика, процесс обучения не может
быть строго распланированным. План урока может меняться по ходу. Это
может
быть
связано
с
неготовностью
ученика
заниматься,
с
плохим
пониманием
учеником
требуемого
от
него,
со
сложностью
овладения
некоторыми приемами исполнения и др.
Типовая
структура
урока:
проверка
домашнего
задания
(выяснение
недостатков, подведение итогов предыдущей работы), продолжение работы
(устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или
подходов), освоение нового материала (если в этом есть необходимость),
подведение
итогов
работы
(оценка
готовности
ученика
к
уроку
и
его
активности на уроке), запись домашнего задания. Опыт многих педагогов,
работающих с начинающими, свидетельствует о том, что «вхождение» в
музыку ученика и самовыражение в ней всегда эффективнее в коллективе.
Видя реакцию своих соучеников, ребёнок более активно «включается» в
работу,
воспринимает
музыку
внимательнее
и
глубже,
чем
наедине
с
педагогом. Если учеников несколько, то любой способ работы может принять
форму
игры.
Например,
использование
метода
соревнования
между
учениками в решении одной и той же задачи всегда оживляет урок, повышает
их
рабочий
тонус,
способствует
более
успешному
освоению
материала.
Необходимо также практиковать и совместное исполнение гамм, упражнений
и пьес, что развивает способность слышать партнёра и слушать себя. Столь
раннее музицирование в ансамбле применяется довольно редко, но практика
показывает, что ансамблевая форма работы очень привлекательна (особенно
для маленьких детей), а потому более результативна. Зачастую ансамблевые
партии они выучивают быстрее и качественнее, чем свои сольные пьесы.
Поскольку в случае работы с несколькими учениками значительная часть
времени на уроке будет посвящена индивидуальной работе с каждым из них,
то
очень
важно
найти
оптимальную
пропорцию
коллективной
и
индивидуальной игры.
Регулярное
совместное
общение
возможно
как
в
классе,
так
и
за
его
пределами. Формы такого общения могут быть самыми разнообразными:
прослушивание записей, посещение концертов, музеев, театров, поочерёдное
проигрывание программы всеми учениками с последующим обсуждением
каждого выступления, концерты класса в других учреждениях и др. Все эти
мероприятия
создают
благоприятную
творческую
среду,
которая
способствует
ориентации
учеников
на
подлинные
духовные
ценности,
стимулирует
их
занятия
музыкой.Успешное
проведение
урока
во
многом
зависит
от
того,
насколько
творчески
занимается
педагог.
Творческое
состояние
во
время
педагогической
работы
характеризуется
высшей
степенью увлечения процессом занятий и максимальной концентрацией на
нем внимания. Педагог может и должен вызывать в себе интерес к занятиям.
При желании в каждом случае в педагогической практике можно найти что-
либо
интересное.
При
изучении
любого
произведения
надо
уметь
заинтересоваться им, открывать в нем новые детали, новые возможности его
трактовки
учениками
самой
различной
индивидуальности.Одной
из
важнейших задач современного урока музыки является развитие у учащихся
потребности в музыкальном самообразовании, проявления желания передать
свое отношение к музыке.
Как сказано Я.А. Коменским: «Главное в начале
обучения, чтобы ученик не возненавидел то, что еще не успел полюбить».
Для
этого
необходимо,
чтобы
активность
и
проявление
воли
учителя
соответствовали активности, энергии устремления ученика. Не «рецептура
навыков и приемов, но прежде всего принципы и «смыслы».
Инновации в образовании, это использование новых, повышающих
эффективность
способов,
средств
подачи
информации,
обучения
самостоятельному поиску нужной информации, проверке ее адекватности,
повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля за усвоением
информации.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
учебном
процессе
музыкальной
школы
позволяет
делать
обучение
интересным,
проблемным,
творческим,
ориентированным
на
исследовательскую активность и удовлетворяет потребности современных
детей.
Применение
информационно-компьютерных
технологий
на
уроках
музыки позволяет создать электронный вариант плана-конспекта урока. В
презентацию электронного варианта плана-конспекта урока можно включить
демонстрационные материалы (фотографии, картинки, рисунки), фрагменты
музыкальных
произведений,
созданных
с
помощью
нотных
и
звуковых
редакторов,
текстовые
документы,
видеофрагменты
из
опер
и
балетов,
музыкальные клипы и.т.д. Включение в презентацию эффектов анимации и
интерактивных тестов, придает динамичность и развитие
раскрываемой
темы
урока.
Информация,
представленная
на
компьютерных
дисках,
позволяет
проводить
виртуальные
экскурсии
по
музею
музыкальных
инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами
музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными
стилями и направлениями в музыкальном искусстве.
Инновации
в
образовании
должны
нести,
прежде
всего,
процесс
выработки
уверенности
маленького
человека
в
себе,
своих
силах,
быть
направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области
приложения
своих
возможностей. Вовлечение
детей
в
творческий,
исследовательский
процесс
способствует
повышению
мотивации
детей
к
обучению. Повышается уровень качества знаний, формируются компетенции:
коммуникативная, информационная, личностная. Дети становятся активными
исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией,
осмысливать ее и делать необходимые выводы. Все это помогает реализовать
на
практике
те
идеи,
которые
способствуют
эффективному
решению
образовательных задач, достижению нового качества обучения.
Литература:
1.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка,
1978
2.Боровкова Н. Д. Общие рекомендации по проведению урока специальности в
музыкальной школе (в помощь начинающему педагогу) [Текст] / Н. Д.
Боровкова // Теория и практика образования в современном мире:
материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). —
СПб.: Реноме, 2012
3.Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. - М., 2005.-
314 с
4.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов Н/Д: «Феникс»,2002г.
5.Петрова И. К вопросу развития творческих способностей младших
школьников // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7: Сб. статей. Сост.
В.И.Руденко. – М., 1986, 160 с.
6.
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста // Методическое пособие. Изд. 2-е. – М.,
1989.