Автор: Придчина Ольга Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Высокоключевая средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Высокоключевой Ленинградская область
Наименование материала: статья "Личностно–ориентированный подход на хоровых занятиях"
Тема: "Личностно–ориентированный подход на хоровых занятиях"
Раздел: дополнительное образование
«Личностно-ориентированный подход на хоровых
занятиях».
«Учитель, который мало или
вообще не принимает во
внимание различия
индивидуальностей в классе,
есть личность, которой
безразличны жизни ее
учеников».
Уильям А. Вард
Личностно – ориентированное обучение важно не только на уроках музыки,
но и во внеклассной работе, на занятиях хорового кружка «Песенка» и
«Музыкального театра». Кружки посещают дети с различным музыкальным
развитием. Важно найти индивидуальный образовательный маршрут для
каждого ребёнка для его музыкального развития.
В личностно-ориентированном обучении важными являются такие позиции:
личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и
саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его
индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной
деятельности;
образовательный процесс личностно-ориентированного обучения
представляет каждому ученику, опираясь на его способности,
склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт,
возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности,
поведении;
содержание образования, его средства и методы подбираются и
организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к
предметному материалу, его виду и форме;
в базе личностно-ориентированного обучения учитывается не только
уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность
1
определенного интеллекта (его свойства, качества, характер
проявлений);
образованность как совокупность знаний, умений, навыков,
индивидуальных способностей является важнейшим средством
становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что
выступает основной целью современного образования;
личностно-ориентированное обучение строится на принципе
вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм
учебного процесса, выбор которых должен осуществляться
преподавателем с учетом цели развития каждого ребенка, его
педагогической поддержки в познавательном процессе;
Основным принципом разработки личностно-ориентированной
системы обучения является индивидуальность ученика, создание
необходимых условий для его развития. Индивидуальность рассматривается
как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою
жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни.
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником на групповых
занятиях, учитывая его психологические особенности, необходимо по иному
строить весь образовательный процесс. Поскольку центром всей
образовательной системы является индивидуальность ребенка, то ее
методологическую основу представляют индивидуализация и
дифференциация учебного процесса.
Музыкальное воспитание учащихся происходит в различных видах
деятельности. Наиболее эффективное приобщение ребенка к музыке
возникает в условиях собственного исполнения – хорового пения – самой
доступной, активной и полезной формы деятельности.
В процессе обучения хоровому пению затрагиваются многие проблемы,
которые необходимы для эстетического развития человека. Это расширение
музыкального кругозора, формирование музыкального и художественного
вкуса, воспитание заинтересованного и подготовленного слушателя,
2
обогащение и развитие эмоциональной среды, развитие музыкальных
способностей. Наконец, более широкое «вхождение» певческого
исполнительства в быт.
Поэтому особенно важно поднять уровень хоровой культуры. Ребята
прежде всего должны полюбить хор, а это во многом зависит от
преподавания. Через хоровое пение дети приобщаются к искусству,
участвуют в нем, познают мир прекрасного.
Определение «что такое хор?» складывается из следующего:
1.
Хор как музыкальная организация представляет собой вокально-
исполнительский коллектив, объединенный и организованный
творческими целями и задачами. Важный принцип здесь –
коллективное начало.
2.
Хор – большой по составу (количеству участников) вокальный
ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой
хоровой партии – унисон, который предполагает полную слитность
всех вокально-хоровых компонентов исполнения – звукообразования,
интонации, тембра, динамики, ритма, дикции. Иначе говоря, хор –
ансамбль вокальных унисонов.
3.
Хор – своеобразный «вокальный инструмент», которому требуется
постоянная и систематическая «настройка». Настройка хора зависит от
мастерства и обученности участвующих в нем певцов, от личностных и
профессиональных качеств дирижера – хормейстера, его воли, знаний,
опыта. Настройка хора всегда сопряжена с выполнением множества
различных взаимосвязанных задач – от организации певческо-хорового
процесса и воспитания (обучения) певцов до выстраивания собственно
хоровой звучности с выявлением проблем ансамблирования и строя,
как на репетиции, так и в момент исполнения. При этом важные задачи
в процессе выстраивания хора – создание ансамбля вокальных
унисонов, высотное единообразие поющихся звуков, тембровые
единства, т.е. правильно организованная вокально-хоровая работа.
3
4.
Хоровое искусство органически объединяет музыкальное и
литературное начала. Выявление синтеза этих двух видов искусств
привносит специфические особенности в хоровое исполнительство.
Хоровое пение расширяет кругозор учащихся, формирует положительное
отношение детей к музыкальному искусству, позволяет усваивать
закономерности музыки в процессе ее непосредственного исполнения,
стимулирует развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям, дает
возможность школьникам участвовать в коллективном музицировании.
Хоровое пение на уроках решает задачи развития слуха и голоса
учащихся, формирует определенный объем певческих умений и навыков,
необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного
исполнения.
Являясь одним из самых доступных видов исполнительской
деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения,
необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух,
эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения,
умения и навыки коллективной деятельности и др.
Содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребенка
позитивного отношения к окружающему миру через постижение им
эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения,
через формирование личностной оценки исполняемой музыки.
Для успешности музыкального развития учащихся необходимо
учитывать следующие моменты:
исходный уровень общей и музыкальной культуры детей, влияющий на
первоначальном этапе обучения на развитие музыкальной памяти,
навыки речевого общения, эмоциональные реакции, умения выполнять
различные коллективные действия на уроке;
состояние слуха и голосового аппарата ребенка, а также
сформированность первичных вокально-хоровых навыков до
поступления в школу.
4
Задача учителя – выявить особенности развития музыкального слуха
каждого ребенка, используя при этом личностно-ориентированный подход.
Необходимо заботиться о том, чтобы учащиеся с недостаточно развитым
музыкальным слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно.
Следует стимулировать развитие их слуха, поощрять каждый успех.
В музыкальном воспитании детей с неярко выраженными
музыкальными способностями можно добиться успеха, если соблюдать
следующие условия:
1.
Музыкальное воспитание начато вовремя и с помощью игр.
2.
Певческие упражнения соответствуют голосовому диапазону учащихся.
3.
Слабый певец сидит между хорошими певцами.
Слабый певец систематически и как можно больше поет. Это связано с
тем, что у детей одаренных процесс внутреннего слушания и исполнения
проходит без особых усилий с их стороны.
При хоровом пении у детей формируются творческие способности.
Творчество детей более наглядно проявляется в импровизациях. В
сочиненных незатейливых попевках учащиеся уже в младшем школьном
возрасте способны передать свое отношение к окружающему миру,
определенные настроения, переживания.
Качество развития личности учащегося напрямую зависит от того, как
использует преподаватель на хоровых занятиях личностно-ориентированный
подход.
5