Напоминание

"Личностно–ориентированный подход на хоровых занятиях"


Автор: Придчина Ольга Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Высокоключевая средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Высокоключевой Ленинградская область
Наименование материала: статья "Личностно–ориентированный подход на хоровых занятиях"
Тема: "Личностно–ориентированный подход на хоровых занятиях"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Личностно-ориентированный подход на хоровых

занятиях».

«Учитель, который мало или

вообще не принимает во

внимание различия

индивидуальностей в классе,

есть личность, которой

безразличны жизни ее

учеников».

Уильям А. Вард

Личностно – ориентированное обучение важно не только на уроках музыки,

но и во внеклассной работе, на занятиях хорового кружка «Песенка» и

«Музыкального театра». Кружки посещают дети с различным музыкальным

развитием. Важно найти индивидуальный образовательный маршрут для

каждого ребёнка для его музыкального развития.

В личностно-ориентированном обучении важными являются такие позиции:

личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и

саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его

индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной

деятельности;

образовательный процесс личностно-ориентированного обучения

представляет каждому ученику, опираясь на его способности,

склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт,

возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности,

поведении;

содержание образования, его средства и методы подбираются и

организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к

предметному материалу, его виду и форме;

в базе личностно-ориентированного обучения учитывается не только

уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность

1

определенного интеллекта (его свойства, качества, характер

проявлений);

образованность как совокупность знаний, умений, навыков,

индивидуальных способностей является важнейшим средством

становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что

выступает основной целью современного образования;

личностно-ориентированное обучение строится на принципе

вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм

учебного процесса, выбор которых должен осуществляться

преподавателем с учетом цели развития каждого ребенка, его

педагогической поддержки в познавательном процессе;

Основным принципом разработки личностно-ориентированной

системы обучения является индивидуальность ученика, создание

необходимых условий для его развития. Индивидуальность рассматривается

как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою

жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни.

Чтобы индивидуально работать с каждым учеником на групповых

занятиях, учитывая его психологические особенности, необходимо по иному

строить весь образовательный процесс. Поскольку центром всей

образовательной системы является индивидуальность ребенка, то ее

методологическую основу представляют индивидуализация и

дифференциация учебного процесса.

Музыкальное воспитание учащихся происходит в различных видах

деятельности. Наиболее эффективное приобщение ребенка к музыке

возникает в условиях собственного исполнения – хорового пения – самой

доступной, активной и полезной формы деятельности.

В процессе обучения хоровому пению затрагиваются многие проблемы,

которые необходимы для эстетического развития человека. Это расширение

музыкального кругозора, формирование музыкального и художественного

вкуса, воспитание заинтересованного и подготовленного слушателя,

2

обогащение и развитие эмоциональной среды, развитие музыкальных

способностей. Наконец, более широкое «вхождение» певческого

исполнительства в быт.

Поэтому особенно важно поднять уровень хоровой культуры. Ребята

прежде всего должны полюбить хор, а это во многом зависит от

преподавания. Через хоровое пение дети приобщаются к искусству,

участвуют в нем, познают мир прекрасного.

Определение «что такое хор?» складывается из следующего:

1.

Хор как музыкальная организация представляет собой вокально-

исполнительский коллектив, объединенный и организованный

творческими целями и задачами. Важный принцип здесь –

коллективное начало.

2.

Хор – большой по составу (количеству участников) вокальный

ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой

хоровой партии – унисон, который предполагает полную слитность

всех вокально-хоровых компонентов исполнения – звукообразования,

интонации, тембра, динамики, ритма, дикции. Иначе говоря, хор –

ансамбль вокальных унисонов.

3.

Хор – своеобразный «вокальный инструмент», которому требуется

постоянная и систематическая «настройка». Настройка хора зависит от

мастерства и обученности участвующих в нем певцов, от личностных и

профессиональных качеств дирижера – хормейстера, его воли, знаний,

опыта. Настройка хора всегда сопряжена с выполнением множества

различных взаимосвязанных задач – от организации певческо-хорового

процесса и воспитания (обучения) певцов до выстраивания собственно

хоровой звучности с выявлением проблем ансамблирования и строя,

как на репетиции, так и в момент исполнения. При этом важные задачи

в процессе выстраивания хора – создание ансамбля вокальных

унисонов, высотное единообразие поющихся звуков, тембровые

единства, т.е. правильно организованная вокально-хоровая работа.

3

4.

Хоровое искусство органически объединяет музыкальное и

литературное начала. Выявление синтеза этих двух видов искусств

привносит специфические особенности в хоровое исполнительство.

Хоровое пение расширяет кругозор учащихся, формирует положительное

отношение детей к музыкальному искусству, позволяет усваивать

закономерности музыки в процессе ее непосредственного исполнения,

стимулирует развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям, дает

возможность школьникам участвовать в коллективном музицировании.

Хоровое пение на уроках решает задачи развития слуха и голоса

учащихся, формирует определенный объем певческих умений и навыков,

необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного

исполнения.

Являясь одним из самых доступных видов исполнительской

деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения,

необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух,

эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения,

умения и навыки коллективной деятельности и др.

Содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребенка

позитивного отношения к окружающему миру через постижение им

эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения,

через формирование личностной оценки исполняемой музыки.

Для успешности музыкального развития учащихся необходимо

учитывать следующие моменты:

исходный уровень общей и музыкальной культуры детей, влияющий на

первоначальном этапе обучения на развитие музыкальной памяти,

навыки речевого общения, эмоциональные реакции, умения выполнять

различные коллективные действия на уроке;

состояние слуха и голосового аппарата ребенка, а также

сформированность первичных вокально-хоровых навыков до

поступления в школу.

4

Задача учителя – выявить особенности развития музыкального слуха

каждого ребенка, используя при этом личностно-ориентированный подход.

Необходимо заботиться о том, чтобы учащиеся с недостаточно развитым

музыкальным слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно.

Следует стимулировать развитие их слуха, поощрять каждый успех.

В музыкальном воспитании детей с неярко выраженными

музыкальными способностями можно добиться успеха, если соблюдать

следующие условия:

1.

Музыкальное воспитание начато вовремя и с помощью игр.

2.

Певческие упражнения соответствуют голосовому диапазону учащихся.

3.

Слабый певец сидит между хорошими певцами.

Слабый певец систематически и как можно больше поет. Это связано с

тем, что у детей одаренных процесс внутреннего слушания и исполнения

проходит без особых усилий с их стороны.

При хоровом пении у детей формируются творческие способности.

Творчество детей более наглядно проявляется в импровизациях. В

сочиненных незатейливых попевках учащиеся уже в младшем школьном

возрасте способны передать свое отношение к окружающему миру,

определенные настроения, переживания.

Качество развития личности учащегося напрямую зависит от того, как

использует преподаватель на хоровых занятиях личностно-ориентированный

подход.

5



В раздел образования