Автор: Кузнецова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Школа № 64"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Социальный проект
Тема: " Страницы истории родного города"
Раздел: начальное образование
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
РОДНОГО ГОРОДА»
Тип проекта: долгосрочный
Срок исполнения: октябрь 2016 - декабрь 2017 года
Участники проекта: учащиеся, педагоги и родители МБОУ « Школа
№64»
Выполнила:
учитель МБОУ «Школа № 64»
1
Кузнецова Н.В.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА»
Содержание проекта.
1.
Введение. Тема проекта. Актуальность выбранной темы.
2.
Цель и задачи проекта.
3.
Этапы реализации проекта.
3.1. Выбор проблемы.
3.2. Сбор информации и план действий:
3.3.Реализация плана.
4.
Ожидаемые от проекта результаты.
Введение.
Школьные годы жизни имеют решающее значение в становлении основ лич-
ности учащихся, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс
усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного по-
знания школьниками окружающей его социальной действительности.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след,
свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном
ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складывают-
ся новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и буду-
щего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и
другие качества, присущие русскому народу.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди дру-
гих народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литерату-
рой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках,
литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если
мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Ли-
хачев).
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Счи-
тается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из ма-
шины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения мате-
риальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно от-
носимся к повсеместному открытию сиротских приютов при живых родителях.
Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки па-
триотического воспитания. Как бы не менялось общество, а воспитывать у под-
растающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо все-
гда.
2
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность
своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого на-
рода, входящих в состав России.
В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования в
школьном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражда-
нина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
Задача учителя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит
стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Основной из задач образовательных учреждений является приобщение детей
к общечеловеческим ценностям.
В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким,
непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине –
родному городу, родной природе, селу, краю».
Данный проект имеет практико-ориентированное значение, потому что все со-
бранные материалы помогут учащимся и преподавателям при подготовке зада-
ний по истории родного края.
Участие учеников в работе над созданием методического сборника по истории
родного села, который может быть использован на уроках учениками и препода-
вателями, актуально. Знание истории страны, края, посёлка нужны не только
старшему поколению, которое создавало эту историю, но, даже в большей степе-
ни, это знание необходимо молодым, тем, кому передается эстафета истории
Цель: способствовать развитию потребности у учащихся жить в цивилизован-
ном обществе, сохраняя представления об историческом развитии нашего края
Задачи:
1.
рассказать об истории нашего города,
2.
познакомить с жителями района, чья жизнь и деятельность неотделимы от
жизни малой родины..
3.
заинтересовать учащихся заниматься исследовательско-краеведческой ра-
ботой;
4.
Организовывать выставки рисунков, стенгазет, книг, посвященных крае-
ведческой тематике и оформление информационных стендов;
5.
Создать первичный фонд экспонатов.
1 этап. Выбор проблемы:
Социологический опрос учащихся и родителей об истории города:
1.Когда возник наш город?
2.Откуда пришло название города – Нижний Новгород?
3.Как раньше назывался наш город?
4.Кто придумал название - Нижний Новгород? Почему?
5.Чем раньше, в советское время, был знаменит наш город?
3
6.Знаете ли выдающихся людей нашего Московского района?
11.Согласны ли вы помочь в сборе материала об истории нашего района?
12.Важна ли эта проблема?
2 этап: Сбор информации:
1.Операция»Генеалогическое дерево»
Каждый ребенок, дома ,при помощи взрослых ,составляет семейное дерево. За-
рисовав свою родословную на листе, который будет вставлен в общий альбом.
2.Выявить коренных жителей села.
3.Сбор фотографий.
4.Пригласить на встречу с детьми старожилов села.
5.Выявить объекты, которые составляют историю возникновения района.
3 Этап: Реализация плана действий:
Дата:
Мероприятия:
Метод
и с п ол н е-
ния:
Дополнения:
Январь
2014г.
Операция
«Родо-
словная
моей
се-
мьи»
Составление
генеа-
логического дерева.
Использовать
ф о т о
родственников.
Февраль
Сбор
информа-
цию о старожилах
села
,о
ветеранах
войны и тыла.
О п р о с
с в о и х
родственников,
со-
седей, знакомых.
Узнать список в
администрации
и
под-
ключить к опросу роди-
телей.
март
Сбор
фотографий
прошлых лет
Составить стенгазе-
ту и альбом с фото.
Приурочить
выпуск
стенгазеты
,пригото-
вить
концерт-поздрав-
ление к 8 марта.
апрель
Встреча с ветера-
нами
и
старожи-
лами села.
Составить
фильм-
презентацию.
Запис ать
в
а л ь б о м
воспоминания
старо-
жилов.
май
Ус т р о и т ь
н е-
большие
экскур-
сии по селу.
Выявить здания по-
строенные во время
основания.
Узнать
их
прошлое
(что
там было)
Устроить
фотовыстав-
ку:» Тогда-Сейчас»
В ходе реализации проекта будут привлечены учащиеся моего класса, родители. Необходимо
создать инициативную группу из 6-8 человек ,которые и будут заниматься сбором информа-
ции, оформлением альбомов и стендов, выпуском стенгазет и т.п.
4
В течении года планируется провести одно крупное общественное мероприятие «Посиделки»,
с приглашением жителей села, старожилов ,детей, молодежь. Привлечь к проведению «Поси-
делок» самодеятельные коллективы от музыкальной школы, СОШ№19,администрации села,
колледжа, и всех желающих. Приурочить данное мероприятие к 8 марта. В течении года будут
проведены и мене масштабные мероприятия ,но не менее важные -фотовыставку, выставку на-
родного творчества, кулинарный поединок(на масленицу). Бабушкины блины»
Для реализации проекта потребуется небольшой бюджет. Затраты нужны на покупку канце-
лярских товаров, призов для конкурсов.
Примерный бюджет:
№ Материал
Количество
Сумма
1
Ватман
10
800
2
Альбомы для рисо-
вания
25
600
3
Офисная бумага
2 пачки
246
4
Клей
12
240
5
Краски
6
432
6
Маркеры
4 пачки
224
7
Фотобумага
По необходимости
Еще предполагаются и непредвиденные затраты на небольшие сувениры(500-
800р)
Итого: примерно 3332 рубля.
Ресурсы будут использоваться местные: МБОУ « Школа № 64»,администрация
школы, педагоги школы
В ходе поэтапного исполнения проекта, контроль за выполнением работы ,дол-
жен осуществлять руководитель данного проекта или выбранный организатор
мероприятия.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта ожидается, что:
- увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятель-
ности;
- появится интерес к изучению истории своего отечества и родного края;
- появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению;
5
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие дости-
жения прошлого в своей жизни;
- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, на-
выки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и други-
ми историческими и литературными источниками;
- создание и пополнение материальной базы музея.
Перспективность:
Создать при школе музей (уголок)»Родная сторона»
В дальнейшей работе школьного музея планируется:
1. Расширять экспозиции;
2. На базе школьного музея проводить семинары, круглые столы, диспуты, экс-
курсии для учащихся, учителей и родителей.
3. Продолжать поисковую и исследовательскую деятельность;
После завершения проекта учащиеся смогут самостоятельно работать с дополни-
тельной литературой и Интернетом по предметам, вести групповую форму рабо-
ты на уроке и вне его, распределять обязанности для работы в группе, делать вы-
воды о неразрывной связи истории своего края с историей своей страны, зани-
маться проектно- исследовательской деятельностью.
Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, края, памятников
культуры, архитектуры, никогда не совершит акт вандализма. Он просто будет
знать им цену. Он прислушается к своим родным, близким, учителям, которые
объяснят ему, что такое Любовь к Родине, Отчизна, родной дом, Семья.
Кроме того, идея проекта: научить детей самостоятельно добывать знания, зани-
маться проектной деятельностью, развивать навыки использования информаци-
онных технологий, умений и навыков XXI века.
6
А
кция
«Мо
й
дом
–
мой
Кра
й,
м
оя
Роди
на –
Росс
ия»
С
ТАР
Т