Автор: Севостьянова Юлия Валерьевна
Должность: Директор
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДТ "Олимп"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Интеграция общего и дополнительного образования в деле первичной профилактики аддиктивного поведения детей и подростков
Тема: Первичная психолого–педагогическая профилактика в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Севостьянова Ю.В., директор ГБУ ДО ДДТ «Олимп»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Интеграция общего и дополнительного образования в деле первичной
профилактики аддиктивного поведения детей и подростков
Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса
должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и
навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной
личности ребенка.
Интеграция
общего
и
дополнительного
образования
через
организацию
внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов
реализации новых требований.
В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как
неотъемлемая
часть
системы
непрерывного
образования,
призванная
обеспечить ребенку дополнительные возможности для интеллектуального,
духовного,
физического
развития,
удовлетворения
его
творческих
и
образовательных
потребностей,
как
одно
из
приоритетных
направлений
образовательной политики современной России.
В
тоже
время,
современный
период
развития
российского
общества
характеризуется
динамическими
процессами
изменения
социокультурной
среды, возрастанием агрессивного влияния информационного пространства,
приводящие
к
возрастанию
стрессовых
ситуаций,
потере
чувства
безопасности
и
стабильности,
которые,
в
свою
очередь,
приводят
к
стремлению уйти от реальности.
В
настоящее
время
получают
распространение
различные
формы
дезадаптации
в
подростковом
возрасте,
и
самой
массовой,
по
данным
специалистов,
является
аддиктивное
поведение,
сущностью
которого
является уход от дискомфорта с помощью приема психоактивных веществ
или фиксации внимания на определенных видах деятельности.
По
результатам
социологического
исследования
подростков
Санкт-
Петербурга (опрошено более 60 тыс. учащихся 6-11 классов) на предмет
употребления наркотических, психотропных и других токсических веществ
только
половина
респондентов
отрицательно
относится
к
употреблению
табака
и
алкоголя.
В
качестве
основных
побудительных
мотивов
употребления психоактивных веществ подростки называют:
Стремление к удовольствию, необычные ощущения (30,7%);
Стремление избавиться от неприятных переживаний, мыслей(26,6%);
Все в жизни надо попробовать(21,3%) [3]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для создания конструктивной
альтернативы
употребления
наркотиков,
реализации
вышеназванных
потребностей
необходимо
активнее
вовлекать
учащихся
в
современные
интерактивные формы внеучебной и внеурочной деятельности, позволяющие
подросткам реализовать эти потребности. Необходимо создавать условия для
формирования позитивных жизненных ценностей, стремления к здоровому
образу жизни.
С этой целью на базе ГБУ ДО ДДТ «Олимп» создан и уже много лет успешно
решает
поставленные
задачи
отдел
профилактики
наркозависимости.
Осуществляют работу педагоги-психологи с опытом, как индивидуальной,
так и групповой тренинговой работы не только с детьми, их родителями, но
также
и
с
преподавательским
составом
учреждений.
Все
это
требует
от
специалистов
высокого
профессионализма
и
опыта
работы,
высокой
стрессоустойчивости и мотивированности в работе.
Еще одной особенностью такого рода внеурочной деятельности является
организация
самих
занятий
на
базе
образовательного
учреждения.
Образовательные
учреждения
Санкт-Петербурга
имеют
большой
выбор
организаций,
проводящих
профилактическую
работу
с
учащимися.
Для
привлечения
внимания
к
работе
именно
нашего
учреждения
сотрудники
отдела выступают на городских и всероссийских семинарах, конференциях,
организуют собственные площадки для того, чтобы делиться своим опытом,
где
демонстрируют
свои
профессиональные
разработки,
программы.
Немаловажное
значение
имеет
и
результативность
работы
сотрудников
о т д е л а
п р о ф и л а к т и к и
н а р ко з а в и с и м о с т и .
Р е з ул ь т а т и в н о с т ь
профилактической работы нелегко оценить: она имеет отсроченный, а иногда
и неявный результат, который проявится в будущем.
Мы рассматриваем результативность работы в трех плоскостях:
Во-первых,
это
приобретение
школьником
новых
социально-значимых
знаний
(о
здоровом
образе
жизни,
вредном
воздействии
ПАВ,
о
психологических особенностях личности, коммуникативных правилах и т.д.)
Программы занятий, проводимых сотрудниками отдела профилактики, имеют
большую содержательную часть, которая предлагается детям для обсуждения
(Программы:
«Скажи
жизни
«Да!»,
«Навыки
здорового
образа
жизни»,
«Спасти и сохраниться», «Стоп ВИЧ!» и др.)
Во-вторых,
результативность
проявляется
в
формировании
позитивного
отношения
школьника
к
жизни,
ценностного
отношения
к
социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое
значение
имеет
равноправное
взаимодействие
школьника
с
другими
школьниками
на
уровне
класса,
школы,
то
есть
в
защищенной,
дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной
среде
ребенок
получает
(или
не
получает)
первое
практическое
подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Сотрудники
отдела,
профессиональные
психологи,
в
своей
деятельности большое значение уделяют, как раз, созданию безопасной и
доверительной атмосферы в детском коллективе.
Третий
уровень
результатов
–
получение
школьником
о пы т а
самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня
результатов
ГБУ
ДО
ДДТ
«Олимп»
ежегодно
проводит
конкурсы
на
социально-значимую
тематику.
Отдел
профилактики
ежегодно
организует
районный
антинаркотический
конкурс
«Мой
мир»,
который
в
2017-2018
учебном году проводился уже в 14-й раз, и в нем приняло участие более 250
школьников
из
25
образовательных
учреждений.
Ребята
проявляют
свою
творческую
и
социальную
активность,
участвуя
в
разработке
социально
значимых проектов (социальная реклама, социальные акции и т.п.)
Можно
с
уверенностью
сказать,
что
работа
по
позитивной
первичной
профилактике аддиктивного поведения, которую проводят сотрудники отдела
профилактики наркозависимости ГБУ ДО ДДТ «Олимп» результативна. По
отзывам образовательных учреждений, в детских коллективах улучшается
психологический
климат,
повышается
уровень
коммуникативной
и
социальной компетенции, да и сами образовательные учреждения стремятся
и дальше сотрудничать с нашим учреждением.
Таким образом, дополнительное образование позволяет развивать у детей
навыки адаптации к современному обществу, предоставляет возможности для
самоопределения
и
самореализации
учащихся,
стимулирует
процессы
личностного саморазвития. И это особенно важно в условиях внедрения
ФГОС.
Список использованной литературы.
1.
Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября
2014 г.)
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (от 17 декабря 2010г.)
3.
Первичная психолого-педагогическая профилактика наркозависимости
среди учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Под
ред. Алексеева С.В. СПб: СПБ АППО, 2012.