Напоминание

Первичная психолого–педагогическая профилактика в системе дополнительного образования


Автор: Севостьянова Юлия Валерьевна
Должность: Директор
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДТ "Олимп"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Интеграция общего и дополнительного образования в деле первичной профилактики аддиктивного поведения детей и подростков
Тема: Первичная психолого–педагогическая профилактика в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Севостьянова Ю.В., директор ГБУ ДО ДДТ «Олимп»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Интеграция общего и дополнительного образования в деле первичной

профилактики аддиктивного поведения детей и подростков

Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса

должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и

навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной

личности ребенка.

Интеграция

общего

и

дополнительного

образования

через

организацию

внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов

реализации новых требований.

В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как

неотъемлемая

часть

системы

непрерывного

образования,

призванная

обеспечить ребенку дополнительные возможности для интеллектуального,

духовного,

физического

развития,

удовлетворения

его

творческих

и

образовательных

потребностей,

как

одно

из

приоритетных

направлений

образовательной политики современной России.

В

тоже

время,

современный

период

развития

российского

общества

характеризуется

динамическими

процессами

изменения

социокультурной

среды, возрастанием агрессивного влияния информационного пространства,

приводящие

к

возрастанию

стрессовых

ситуаций,

потере

чувства

безопасности

и

стабильности,

которые,

в

свою

очередь,

приводят

к

стремлению уйти от реальности.

В

настоящее

время

получают

распространение

различные

формы

дезадаптации

в

подростковом

возрасте,

и

самой

массовой,

по

данным

специалистов,

является

аддиктивное

поведение,

сущностью

которого

является уход от дискомфорта с помощью приема психоактивных веществ

или фиксации внимания на определенных видах деятельности.

По

результатам

социологического

исследования

подростков

Санкт-

Петербурга (опрошено более 60 тыс. учащихся 6-11 классов) на предмет

употребления наркотических, психотропных и других токсических веществ

только

половина

респондентов

отрицательно

относится

к

употреблению

табака

и

алкоголя.

В

качестве

основных

побудительных

мотивов

употребления психоактивных веществ подростки называют:

Стремление к удовольствию, необычные ощущения (30,7%);

Стремление избавиться от неприятных переживаний, мыслей(26,6%);

Все в жизни надо попробовать(21,3%) [3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для создания конструктивной

альтернативы

употребления

наркотиков,

реализации

вышеназванных

потребностей

необходимо

активнее

вовлекать

учащихся

в

современные

интерактивные формы внеучебной и внеурочной деятельности, позволяющие

подросткам реализовать эти потребности. Необходимо создавать условия для

формирования позитивных жизненных ценностей, стремления к здоровому

образу жизни.

С этой целью на базе ГБУ ДО ДДТ «Олимп» создан и уже много лет успешно

решает

поставленные

задачи

отдел

профилактики

наркозависимости.

Осуществляют работу педагоги-психологи с опытом, как индивидуальной,

так и групповой тренинговой работы не только с детьми, их родителями, но

также

и

с

преподавательским

составом

учреждений.

Все

это

требует

от

специалистов

высокого

профессионализма

и

опыта

работы,

высокой

стрессоустойчивости и мотивированности в работе.

Еще одной особенностью такого рода внеурочной деятельности является

организация

самих

занятий

на

базе

образовательного

учреждения.

Образовательные

учреждения

Санкт-Петербурга

имеют

большой

выбор

организаций,

проводящих

профилактическую

работу

с

учащимися.

Для

привлечения

внимания

к

работе

именно

нашего

учреждения

сотрудники

отдела выступают на городских и всероссийских семинарах, конференциях,

организуют собственные площадки для того, чтобы делиться своим опытом,

где

демонстрируют

свои

профессиональные

разработки,

программы.

Немаловажное

значение

имеет

и

результативность

работы

сотрудников

о т д е л а

п р о ф и л а к т и к и

н а р ко з а в и с и м о с т и .

Р е з ул ь т а т и в н о с т ь

профилактической работы нелегко оценить: она имеет отсроченный, а иногда

и неявный результат, который проявится в будущем.

Мы рассматриваем результативность работы в трех плоскостях:

Во-первых,

это

приобретение

школьником

новых

социально-значимых

знаний

здоровом

образе

жизни,

вредном

воздействии

ПАВ,

о

психологических особенностях личности, коммуникативных правилах и т.д.)

Программы занятий, проводимых сотрудниками отдела профилактики, имеют

большую содержательную часть, которая предлагается детям для обсуждения

(Программы:

«Скажи

жизни

«Да!»,

«Навыки

здорового

образа

жизни»,

«Спасти и сохраниться», «Стоп ВИЧ!» и др.)

Во-вторых,

результативность

проявляется

в

формировании

позитивного

отношения

школьника

к

жизни,

ценностного

отношения

к

социальной

реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое

значение

имеет

равноправное

взаимодействие

школьника

с

другими

школьниками

на

уровне

класса,

школы,

то

есть

в

защищенной,

дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной

среде

ребенок

получает

(или

не

получает)

первое

практическое

подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или

отвергает).

Сотрудники

отдела,

профессиональные

психологи,

в

своей

деятельности большое значение уделяют, как раз, созданию безопасной и

доверительной атмосферы в детском коллективе.

Третий

уровень

результатов

получение

школьником

о пы т а

самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня

результатов

ГБУ

ДО

ДДТ

«Олимп»

ежегодно

проводит

конкурсы

на

социально-значимую

тематику.

Отдел

профилактики

ежегодно

организует

районный

антинаркотический

конкурс

«Мой

мир»,

который

в

2017-2018

учебном году проводился уже в 14-й раз, и в нем приняло участие более 250

школьников

из

25

образовательных

учреждений.

Ребята

проявляют

свою

творческую

и

социальную

активность,

участвуя

в

разработке

социально

значимых проектов (социальная реклама, социальные акции и т.п.)

Можно

с

уверенностью

сказать,

что

работа

по

позитивной

первичной

профилактике аддиктивного поведения, которую проводят сотрудники отдела

профилактики наркозависимости ГБУ ДО ДДТ «Олимп» результативна. По

отзывам образовательных учреждений, в детских коллективах улучшается

психологический

климат,

повышается

уровень

коммуникативной

и

социальной компетенции, да и сами образовательные учреждения стремятся

и дальше сотрудничать с нашим учреждением.

Таким образом, дополнительное образование позволяет развивать у детей

навыки адаптации к современному обществу, предоставляет возможности для

самоопределения

и

самореализации

учащихся,

стимулирует

процессы

личностного саморазвития. И это особенно важно в условиях внедрения

ФГОС.

Список использованной литературы.

1.

Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября

2014 г.)

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования (от 17 декабря 2010г.)

3.

Первичная психолого-педагогическая профилактика наркозависимости

среди учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Под

ред. Алексеева С.В. СПб: СПБ АППО, 2012.



В раздел образования