Напоминание

Модели управления процессом профессионального роста педагога колледжа: идеи проектирования и реализации в условиях кафедры


Автор: Тимакова Вера Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ПО "Пензенский колледж транспортных технологий"
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Модели управления процессом профессионального роста педагога колледжа: идеи проектирования и реализации в условиях кафедры
Раздел: среднее профессиональное





Назад




С.В. Сергеева,

д.пед.н., профессор кафедры «Педагогика и психология»

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный

технологический университет»,

В. Тимакова,

магистрант кафедры «Педагогика и психология»

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный

технологический университет»,

В. Никитин,

магистрант кафедры «Педагогика и психология»

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный

технологический университет»

Модели управления процессом профессионального роста педагога

колледжа: идеи проектирования и реализации в условиях кафедры

Проблема профессионального роста педагога колледжа представляется

актуальной

в

педагогической

науке

и

практике

новейшего

периода.

Это

обусловлено

требованиями

реалий

современного

времени,

связанными

с

глобальными изменениями в социально-экономической сфере и на рынке

труда.

При

подготовке

кадров

следует

учитывать

как

внутренние,

так

и

внешние

факторы,

основанные

на

требованиях

работодателей,

представителей

бизнеса,

основных

характеристиках

компетенций

профессиональной

деятельности,

особенностях

и

тенденциях

развития

прежде

всего

региональной

экономики,

обновленных

новейшим

оборудованием и техникой производств.

Спрос на новые виды компетенций нацеливают на поиск новых форм

подготовки

кадров

для

предприятий

и

бизнеса

в

образовательных

организациях СПО. Осуществление творческого поискового процесса будет

успешным

при

условии

наличия

в

колледжах

педагогов-профессионалов,

нацеленных на инновации. Зачастую объективные и субъективные факторы

(высокая перегруженность учебной нагрузки (при низких зарплатах), часто

обновляющиеся

нормативные

документы

в

отношении

содержания

образования,

вслед

за

чем

следует

череда

мероприятий,

связанных

с

пересмотром рабочих программ дисциплин, фонда оценочных средств и т.д.)

«вмешиваются» в этот процесс и не позволяют его реализовать в полной

м е р е .

З а ко н о м е р н о ,

ч т о

н а

п о и с к

н о в ы х

ф о р м мобилизации

профессиональной

деятельности

педагога

колледжа, нужно

время

и

соответствующие

условия.

Совершенно

очевидно,

что

данный

процесс

одновременно выступает чрезвычайно сложной и противоречивой задачей.

Одним

из

путей

её

решения

по

мобилизации

профессиональной

деятельности

и

профессионального

роста

педагога

колледжа

может

выступать созданная в его структуре кафедра. Не подменяя основные задачи

деятельности предметно-цикловой комиссии в образовательном учреждении

среднего

профессионального

образования

(СПО),

она

может

явиться

у с л о в и е м

э фф е кт и в н о го

у п р а вл е н и я

н а

« в ход е »

п р о ц е с с о м

совершенствования

методического

мастерства

и

систематического

пополнения

специальных

и

психолого-педагогических

зн ан и й

преподавателей,

а

на

«выходе»

профессионального

роста

педагога.

В

рамках деятельности кафедры можно успешнее осуществить педагогическое

сопровождение по оказанию педагогическим работникам образовательной

организации СПО помощи по освоению инновационных педагогических и

информационных

технологий,

направленных

на

повышение

качества

подготовки

специалистов,

а

также

ведению

собственной

научно-

исследовательской

деятельности.

Современные

нормативные

документы

нацеливают на это педагогов. В соответствии со стратегией инновационного

развития

Российской

Федерации

на

период до 2020

года,

а

также

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

среднего

профессионального

образования

нового

поколения

педагоги

колледжа

должны

приобщать

студентов

к

научно-исследовательской,

поисковой

деятельности и активно включать их в этот процесс. В этом отношении им

необходима реальная помощь.

Если

учебно-методической

работой

педагогический

работник

образовательной организации СПО занимается ежедневно в рамках своей

преподавательской деятельности, то научно-исследовательское направление

часто остаётся без должного внимания. В то же время справедливости ради

заметим,

что

одно

направление

без

другого

не

позволяет

успешно

совершенствовать методическое мастерство, систематически и качественно

пополнять

специальные

и

психолого-педагогические

знания,

а

соответственно профессионально расти.

Очевидно количество накопленных знаний в ходе профессиональной

подготовки в образовательной организации, а также сформированных умений

и опыта в ходе многолетней профессиональной деятельности, составляющих

профессиональные компетенции педагога, трансформируются в качество при

условии регулярного обращения к научным данным, полученным либо в

процессе

собственной

исследовательской

работы

либо

в

ходе

систематического обращения к исследованиям современных ученых.

Проблемой профессионального роста педагога в научной литературе

занимались многие исследователи. Большой пласт исследований посвящен

проблеме

формирования

педагогического

мастерства

учителей.

Данная

проблематика

широко

разрабатывалась

в

трудах

Ю.

П.

Азарова,

Ф.

Н.

Гоноболина, Н. В. Кузьминой, А. Н. Щербакова, В. А. Сластенина. Работы Н.

В. Александрова, О. А. Абдуллиной, В.Н. Куровский, Д. Ф. Никоненко, А. В.

Петровского, А. И. Пискунова, В. К. Розова, М.В. Саранцева, В.Я. Синенко,

Л.

Ф.

Спирина

и

других

раскрывали

пути

становления

педагогического

мастерства

в

системе

профессиональной

подготовки

учителя

2,

3

.

В

меньшей степени подобного рода исследований мы встречаем в отношении

педагогов профессионального обучения. Проблема профессионального роста

и её сопровождения в рамках созданной кафедры в рамках образовательной

организации СПО не получила должного отражения в научной литературе. В

свою очередь кафедра как структура может способствовать эффективной

организации

процесса

совершенствования

педагогического

мастерства

и

осуществления профессионального роста педагога, созданию благоприятных

условий

для

индивидуальной

траектории

профессионального

развития

педагога

1

.

В рамках кафедры предлагается реализация:

иерархиче ской

модели совершенствования

методического

мастерства педагогов, интегрирующих общекультурные, профессиональные и

надпрофессиональные компетенции;

адаптивная

(или

краткосрочная)

модель

профессионального

развития педагога за короткий период времени в соответствии с запросами

администрации

образовательной

организации,

работодателей,

личными

потребностями;

стратегическая

(среднесрочная)

модель

взаимодействия

с

коллегами в

рамках предметно-цикловой комиссии

образовательной

организации

СПО,

с

педагогами

и

партнерами

других

образовательных

организаций

(например,

вузов),

учреждений

(например,

научно-

исследовательских),

а

также

работодателями,

представителями

бизнеса,

использованием вариативных программ и траекторий обучения, возможность

избирательного определения индивидуального маршрута.

Таким

образом,

одним

из

путей

решения

задач,

связанных

с

эффективным управлением процесса профессионального роста педагога в

колледже

может

выступать

кафедра.

Созданная

в

помощь

предметно-

цикловой

комиссии

в

образовательной

организации

СПО,

одновременно

реализуя несколько моделей (иерархическую, адаптивную и стратегическую)

она может решить задачи по совершенствованию методического мастерства

педагогов,

оптимизировать научно-исследовательскую

и

поисковую

деятельность.

В

конечно

итоге

создать

благоприятные

предпосылки

для

профессиональной

подготовки

качественных

и

компетентных,

а

соответственно

конкурентоспособных

специалистов

в

образовательной

организации СПО.

Литература

1.

Вагапова

Н.Н.

Управление

процессом

профессионального

развития

учителя

начальных

классов

в

условиях

непрерывного

образования

//

Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. –

с. 361-361.

2.

Саранцева

М.В.,

Куровский

В.Н.

Управление

проце ссом

совершенствования

профессионального

мастерства

педагогов

системы

общего

образования

на

муниципальном

уровне

//

Вестник

Томского

государственного педагогического университета. Томск. 2010. № 2

3.

Синенко В. Я. Профессионализм как категория педагогической

науки / Современный учитель: стандарты профессионализма. Новосибирск,

НИПКРО. 2000. С. 7-23.



В раздел образования