Автор: Мусина Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Спасский филиал КГБПОУ "ВБМК"
Населённый пункт: с.Спасское Приморский край
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия
Тема: Тема 2.9: Осуществление сестринского процесса. ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК.04.01 Теория и практика сестринского дела
Раздел: среднее профессиональное
Спасский филиал
краевого государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Владивостокский базовый медицинский колледж»
(Спасский филиал КГБПОУ «ВБМК»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
Тема 2.9: Осуществление сестринского процесса.
ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по
уходу за больными
МДК.04.01 Теория и практика сестринского дела
Курс: 2
Специальность: 34.02.01. Сестринское дело
Составитель: преподаватель первой квалификационной категории –
Мусина О.А.
2018 год
Согласовано Рассмотрено и утверждено
Старший методист на заседании предметно-цикловой
______________ (ФИО) комиссии
Протокол № ________
«___» ___________20 ___ г.
Председатель ПЦК
__________________(ФИО)
Методическая разработка практического занятия по ПМ.04 Выполнение работ по
профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
МДК.04.01 Теория и
практика сестринского дела подготовлена в соответствии с федеральным государственным
стандартом по специальности среднего профессионального образования (далее – ФГОС
СПО) 34.02.01. Сестринское дело.
Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности
выпускников. Один из видов деятельности, к которому должна быть готова медицинская
сестра - это выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за
больными.
Составитель: преподаватель первой квалификационной категории – Мусина О.А.
Рецензент:
Содержание
1.
Методический блок: 3стр.
1.1.Обращение к обучающимся
1.2. Мотивация изучения темы
1.3. Тип учебного занятия
1.4. Формы организации обучения
1.5. Дидактические цели обучения
1.6. Междисциплинарные связи
1.7. Продолжительность занятия
1.8. Место проведения занятия
1.9. Оснащение занятия
2. Информационный блок:
2.1.Список сокращений и условных обозначений
2.2. Структура теоретической части:
2.2.1. Содержание объективной информации.
2.2.2. Антропометрия:
Техника определения массы тела;
Техника измерения роста;
Техника измерения окружности грудной клетки.
2.2.3. Оценка функционального состояния пациента.
Пульс и его характеристика
Техника исследования артериального пульса
Наблюдение за дыханием
Подсчет частоты дыхательных движений
Измерение артериального давления
Техника измерения артериального давления
Техника подсчета частоты сердечных сокращений
2.2.4. Наблюдение за удовлетворением потребности двигаться
2.2.5. Наблюдение за физиологическими отправлениями.
Измерение суточного диуреза
Определение водного баланса
2.2.6. Техника измерения температуры тела в подмышечной области.
3. Блок контроля:
3.1. Решение тестовых заданий
3.2. Письменный опрос
3.3. Вопросы для самоподготовки.
4. Домашнее задание
5. Список литературы
1.Методический блок
Уважаемый студент!
1.1. Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате
изучения темы «Осуществление сестринского процесса» Вы умели повести объективное
обследование
удовлетворения
основных
потребностей
пациента,
интерпретировать
и
регистрировать
полученные
данные
в
документации
к
осуществлению
сестринского
процесса; знали объективные методы обследования пациента.
1.2.Мотивация изучения данной темы обусловлена тем, что сестринский процесс
является одним из основных понятий современной теории сестринского дела.
Необходимость внедрения сестринского процесса в сестринское образование и
сестринскую практику в России возникла в связи с пониманием недостатков общего ухода
за больными, как для самого больного, так и для медицинской сестры, а также развития
сестринского дела в мире.
Недостатками
общего
ухода
за
больными
являются,
прежде
всего,
бюрократический
подход
к
сестринскому
уходу,
основанный
на
поставленном
в
установленном
порядке
медицинском
диагнозе,
когда
медицинская
сестра
знает,
что
назначил
врач
пациенту,
и
строго
выполняет
эти
назначения
без
особого
учета
психологических, социальных и духовных потребностей пациента в уходе.
Чтобы
учитывать
эти
потребности,
медицинской
сестре
как
специалисту
необходимы
не
интуитивные,
а
дополнительные
знания
в
области
современной
философии,
методологии
сестринского
дела,
психологии
человека,
способного
к
педагогической
и
исследовательской
деятельности.
Эти
знания
обеспечат
повышение
профессионального
роста
медсестер,
повысят
качество
помощи,
обеспечат
систематический
подход
к
сестринскому
уходу,
восстановят
ут раченные
профессиональные ценности медицинских сестер.
1.3. Тип учебного занятия: занятие формирования умений, навыков.
1.4.
Формы
организации
обучения:
практическое
занятие,
доклиническая
практика
1.5 Дидактические цели обучения:
учебные:
-
добиться
формирования
практических
умений
и
навыков
для
осуществления
сестринского процесса в соответствии с концептуальной моделью сестринского дела.
развивающие:
- совершенствовать навыки самообразования, самореализации личности;
- развивать культуру речи, память и мышление.
воспитательные:
-
формировать
у
обучающихся
целостного
миропонимания
и
современного
научного
мировоззрения,
основанного
на
умении
вести
здоровый
образ
жизни
и
понимании
сущности и социальной значимости будущей профессии;
-
формировать
общие
человеческие
ценности:
гуманность,
милосердие,
сострадание,
уважение к жизни и здоровью человека;
- развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
После
изучения
темы
Вы
должны
формировать
общие
и
соответствующие
профессиональные компетенции, уметь:
понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес (ОК.1.);
организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем (ОК 2);
эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной
деятельности (ПК 7.1.);
осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных задач (ОК 4.);
использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной
деятельности (ОК 5.);
соблюдать принципы профессиональной этики (ПК 7.2.);
бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать
социальные, культурные и религиозные различия (ОК 7.);
осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения
здравоохранения (ПК 7.3.);
консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода (ПК 7.4.);
оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий (ПК 7.6.);
анализировать
рабочую
ситуацию,
осуществлять
текущий
и
итоговый
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность
за
результаты своей работы (ОК 3);
работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами
(ОК 6);
оформлять медицинскую документацию (ПК 7.5.);
участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения (ПК 7.9.);
соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности
(ОК 8);
обеспечивать инфекционную безопасность (ПК 7.7);
обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала (ПК 7.8.);
обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте (ПК
7.11).
знать:
-
объективные методы обследования пациента;
-
последовательность и технику измерения роста пациента, определение массы тела,
измерение температуры тела;
-
типы дыхания;
-
понятие об одышках и видах отдышки;
-
патологические типы дыхания;
-
последовательность определения ЧДД;
-
характеристику пульса;
-
документирование полученных данных.
уметь:
-
провести объективное обследование удовлетворения основных потребностей
пациента;
-
интерпретировать и регистрировать полученные данные в документации к
осуществлению сестринского процесса;
-
измерить рост пациента;
-
определить массу тела пациента;
-
измерить окружность грудной клетки;
-
измерить температуру тела пациента;
-
подсчитать ЧДД;
-
исследовать пульс;
-
измерить артериальное давление;
-
определить водный баланс;
-
документировать
полученные
данные
в
учебную
сестринскую
историю
болезни.
Междисциплинарные связи:
ОП 03. Анатомия и физиология человека, ОП.08. Основы патологии
ОП.07. Основы латинского языка с медицинской терминологией;
ОП.04. Фармакология, ОП 2. Психология, ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
1.7. Продолжительность занятия: 270 минут
1.8. Место проведения занятия: учебный кабинет
1.9. Оснащение занятия
1.
Дидактический
раздаточный
материал
по
изучаемой
теме:
«Медицинская
карта
стационарного
больного»,
карта
сестринского
процесса,
температурный
лист,
журнал
регистрации
температуры
тела,
ситуационные
задачи,
тестовые
задания,
лекционный
материал.
2. Алгоритмы 6манипуляций:
«Техника обработки медицинских термометров», «Техника
измерения температуры тела в подмышечной впадине», «Обработка термометров после
манипуляции»,
«Измерение
профиля
температуры
тела,
его
регистрация»,
« Техника
определения массы тела», «Техника измерения роста», «Техника измерения окружности
грудной
клетки»,
«Техника
измерения
окружности
живота»,
«Техника
исследования
артериального пульса», «Подсчет частоты дыхательных движений», «Техника измерения
артериального давления», «Техника подсчета частоты сердечных сокращений».
3. Наглядные средства обучения:
3.1. Медицинское оборудование, приборы и принадлежности.
3.2. Предметы ухода.
3.3. Лекарственные средства и дезинфицирующие вещества.
3.4. Манекен-тренажер для медицинской сестры.
4. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
5. Электронные ресурсы: презентация «Сестринский процесс».
6. Литература:
Основные учебные издания:
1.
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
Дополнительная
литература:
1.
Т.П. Обуховец. Основы сестринского ухода. Феникс. 2009 г.
2.
В.Н. Ослопов. Общий уход за терапевтическими больными . Москва. 2007 г.
2. Информационный блок
2.1.Список сокращений и условных обозначений:
ПО – приемное отделение
СМП – скорая медицинская помощь
ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение
АД – артериальное давление
ЧДД – частота дыхательных движений
Рs – пульс
УЗИ – ультразвуковое исследование
СП – сестринский процесс
ЦНС – центральная нервная система
2.2.Структура методической разработки:
2.2.1. Содержание объективной информации.
2.2.2. Антропометрия:
Техника определения массы тела;
Техника измерения роста;
Техника измерения окружности грудной клетки.
2.2.3. Оценка функционального состояния пациента.
Пульс и его характеристика
Техника исследования артериального пульса
Наблюдение за дыханием
Подсчет частоты дыхательных движений
Измерение артериального давления
Техника измерения артериального давления
Техника подсчета частоты сердечных сокращений
2.2.4. Наблюдение за удовлетворением потребности двигаться
2.2.5. Наблюдение за физиологическими отправлениями.
Измерение суточного диуреза
Определение водного баланса
2.2.6. Техника измерения температуры тела в подмышечной области.
Тема 2.9 Осуществление сестринского процесса.
Сестринский процесс - это метод организации и оказания сестринской помощи,
который включает в себя пациента и медсестру как взаимодействующих лиц.
1 этап - обследование - сбор и оценка данных о состоянии здоровья пациента
Объективные данные включают наблюдения и данные, полученные сестрой во
время
обследования
(РS,
АД,
сыпь
на
коже,
цвет
кожи
и
слизистых,
реакция
на
пальпацию).
Объективное обследование производится при осмотре пациента, наблюдении за
выражением его лица, дыханием, положением, а также при измерении артериального
давления,
температуры,
исследовании
пульса,
частоты
дыхательных
движений,
определении сухости или вялости кожи и т. д.
Для объективного обследования сестра использует свое зрение, слух, осязание,
обоняние.
Содержание объективной информации:
1) Общее состояние (от удовлетворительного до тяжелого).
2 ) Выражение лица (болезненное, тревожное, без особенностей, страдальческое,
настороженное,
тревожное,
спокойное,
безразличное,
живое,
вялое,
безучастное,
тоскливое, страдальческое и т. д.), мимика, одутловатость, гиперемия и т. д.
3) Физические данные: рост, масса тела, отеки (локализация).
4) Положение в постели (активное, пассивное, вынужденное и т. д.).
5 )
Состояние кожи и видимых слизистых (цвет, тургор, влажность, дефекты,
отеки,
атрофия,
бледность,
гиперемия
(покраснение),
цианоз
(синюшность),
периферический цианоз (акроцианоз), желтушность (иктеричность), сухость, шелушение,
пигментация и т. д.). Осмотр кожных покровов и видимых слизистых оболочек следует
проводить при естественном или приближенном к нему освещении, полностью раздев
пациента.
6)
Состояние лимфатических узлов, доступных для пальпации (болезненность,
подвижность, размер).
7)
Костно-мышечная система (деформации скелета, суставов, атрофия мышц и т.
д.).
8)
Температура
тела:
в
пределах
нормы,
субфебрильная,
субнормальная,
фебрильная (лихорадка).
9) Дыхательная система: ЧДД - характеристика дыхания (ритм, глубина, тип), тип
(грудной, брюшной, смешанный), ритм (ритмичное, аритмичное), глубина (поверхностное,
глубокое, менее глубокое), тахипноэ (учащенное, ритмичное, поверхностное), брадипноэ
(уреженное, ритмичное, углубленное), в норме (16-18 дых. дв. в 1 мин, поверхностное,
ритмичное).
10) Сердечнососудистая система:
- АД: на двух руках, гипотония, нормотония, гипертония;
-
пульс:
количество
ударов
в
минуту,
ритм,
наполнение,
напряжение
и
др.
характеристики, брадикардия, тахикардия, аритмия, в норме.
11) Естественные отправления: мочевыделение (частота, количество, недержание
мочи,
катетер,
самостоятельно,
мочеприемник),
стул
(самостоятельный,
регулярный,
характер стула, недержание кала, калоприемник, колостома).
12) Органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, речь).
13) Память: сохранена, нарушена.
1 4 ) Использование резервов: очки, линзы, слуховой аппарат, съемные зубные
протезы; а сон: потребность спать днем.
15) Способность к передвижению: самостоятельно, при помощи посторонних и
др.
1 6 ) Способность
есть,
пить:
аппетит,
нарушение
жевания,
тошнота,
рвота,
резервы.
17) Вербальные формы поведения:
- манера говорить (быстро, медленно, тяжело, обрывками);
- голос (тихий, громкий);
- логично ли строится рассказ.
18) Невербальные формы выражения:
- зрительный контакт (смотрит ли пациент Вам в лицо, или мимо Вас и т.п.);
- мимика (маскообразное лицо);
- позиция (пациент сидит, стоит, ходит во время беседы, принимает ли, с Вашей
точки зрения живое участие в происходящем);
- моторика (импульсивная, скованная, замедленная, активная).
19) Настроение (оценка пациентом жизненной ситуации в целом):
- печальное (плачет);
- мрачное (пациент выражает неблагоприятное отношение к своей ситуации);
- энергичное (пациент выражает благоприятное отношение к своей ситуации); -
веселое (пациент выражает радость своей ситуации).
20) Чувства (оценка пациентом определенных явлений внешнего мира):
- недобрые (выражает злость к чему-либо);
- тревожные (реагирует со страхом); - ранимые;
- беспокойные (нетерпеливо реагирует на что-либо);
- озабоченные (беспокоится об определенных вещах).
21) Ориентация:
- время (знает ли пациент, который час, какое число, месяц, год, сколько ему лет);
- личность (знает ли пациент, кто он и каковы функции медсестры);
-
выясняя
социально-экономические
данные
о
пациенте,
медсестра
обращает
внимание на: 1) семейное положение и отношения в семье;
2) социально-экономические условия; 3) отношение к госпитализации.
Дополнительным источником информации могут служить данные лабораторных
и инструментальных исследований.
Собранные данные должны быть четкими, описательными и полными. Необходимо
корректно интерпретировать полученную информацию.
Полученную
в
ходе
обследования
информацию
медсестра
фиксирует
в
сестринской
истории
пациента
и
переходит
к
следующему
этапу
сестринского
процесса.
Оценка психосоциального состояния пациента:
■ описать манеру говорить, наблюдаемое поведение, эмоциональное состояние,
психомоторные изменения, чувства;
■ собираются социально-экономические данные;
■ факторы риска;
■
проводится
оценка
потребностей
пациента,
определяются
нарушенные
потребности.
При
проведении
психологической
беседы
следует
придерживаться
принципа
уважения личности пациента, избегать каких-либо оценочных суждений, принимать паци-
ента
и
его
проблему
такими,
какие
они
есть,
гарантировать
конфиденциальность
полученной информации, терпеливо его выслушать.
Наблюдение за состоянием пациента
Деятельность м\с предусматривает наблюдение за всеми изменениями в состоянии
пациента, своевременное выделение их, оценка, сообщение врачу.
Наблюдая за пациентом, медсестра должна обращать внимание:
■ на состояние сознания;
■ положение пациента в постели;
■ выражение лица;
■ цвет кожных покровов и видимых слизистых;
■ состояние органов кровообращения и дыхания;
■ функцию органов выделения, стул.
Состояние сознания
1 Ясное сознание - пациент отвечает на вопросы быстро и конкретно.
2 . Спутанное
сознание
—
пациент
отвечает
на
вопросы
правильно,
но
с
опозданием.
3.Ступор — состояние оглушения, оцепенения, на вопросы пациент отвечает с
опозданием и неосмысленно.
4. Сопор — патологический глубокий сон, пациент без сознания, не сохранены
рефлексы, громким голосом его можно вывести из этого состояния, но он вскоре вновь
впадает в сон.
5 . Ком а —
полное
угнетение
функций
ЦНС:
сознание
отсутствует,
мышцы
расслаблены, утрата чувствительности и рефлексов. Бывает при кровоизлиянии в мозг,
сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности.
6 . Бред и галлюцинации — могут наблюдаться при выраженной интоксикации
(инфекционные заболевания, тяжелое течение туберкулеза легких, воспаления легких).
Выражение лица
Соответствует
характеру
течения
заболевания,
на
него
влияют
пол
и
возраст
пациента. Различают:
■
лицо Гиппократа — при перитоните («острый живот»). Для него характерно
следующее выражение лица: запавшие глаза, заостренный нос, бледность с цианозом,
капли холодного пота;
■ одутловатое
лицо
при
заболеваниях
почек
и
др.
болезнях
-
лицо
отечное,
бледное;
■ лихорадочное лицо при высокой температуре — блеск глаз, гиперемия лица;
■ митральный «румянец» - цианотичные щеки на бледном лице;
■ пучеглазие, дрожание век - при гипертиреозе и др.;
■ безучастность, страдание, тревога, страх, болезненное выражение лица и др.
Выражение лица должно быть оценено медсестрой, об изменениях которого она
обязана доложить врачу.
Кожные покровы и видимые слизистые оболочки
Могут
быть
бледные,
гиперемированные,
желтушные,
синюшные
(цианоз),
акроцианоз, обращать внимание на сыпь, сухость кожи, участки пигментации, наличие
отеков.
Оценка состояния пациента с целью оценки самоухода
1 . Удовлетворительное
— пациент активен, выражение лица без особенностей,
сознание ясное, наличие патологических симптомов не мешает оставаться активным.
2. Состояние средней тяжести — выражает жалобы, может быть вынужденное
положение в постели, активность может усиливать боль, выражение лица болезненное,
выражены патологические симптомы со стороны систем и органов, изменен цвет кожных
покровов.
3.Тяжелое
состояние
—
пассивное
положение
в
постели,
активные
действия
совершает
с
трудом,
сознание
может
быть
измененным,
изменено
выражение
лица.
Выражены нарушения функций дыхательной, сердечнососудистой и ЦНС.
Оценка самоухода
Определяется
степень
независимости
пациента
в
уходе
(независим,
частично
зависим, полностью зависим, с помощью кого).
1. Собрав необходимую субъективную и объективную информацию о состоянии
здоровья пациента, м\с должна получить четкое представление о пациенте до начала
планирования ухода.
2.Попытаться
определить,
что
нормально
для
человека,
как
он
видит
свое
нормальное состояние здоровья и какую помощь может себе оказать сам.
3. Определить нарушенные потребности человека и потребности в уходе.
4. Установить эффективное общение с пациентом и привлечь его к сотрудничеству.
5. Обсудить с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты.
6. Обеспечить условия, при которых сестринский уход учитывает потребности
пациента, проявляются забота и внимание к пациенту.
7. Заполнить документацию с целью ее использования в качестве основы для
сравнения в дальнейшем.
8. Не допускать возникновения новых проблем у пациента.
АНТРОПОМЕТРИЯ
Это
комплекс
методов
изучения
морфологических
особенностей
человеческого
тела, изучение измерительных и описательных признаков.
К измерительным методам относятся определение массы тела, роста, измерение
окружности грудной клетки.
ТЕХНИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ ТЕЛА
Оснащение: весы медицинские, клеенка, постовой температурный лист (журнал),
ручка.
Алгоритм выполнения манипуляции:
1.
Установить
доверительные
отношения
с
пациентом,
объяснить
цель
и
ход
манипуляции, получить его согласие.
2.
Вымыть, осушить руки.
3.
Приготовить все необходимое.
4.
Открыть затвор, установить гири весов в нулевом положении, отрегулировать весы
винтом, закрыть затвор.
5.
Застелить клеенку на площадку весов.
6.
Попросить пациента снять верхнюю одежду, обувь и осторожно встать в центре
площадки весов.
7.
Открыть затвор и передвигая гири установить равновесие коромысла весов.
8.
Закрыть затвор.
9.
Помочь пациенту сойти с площадки весов, одеться.
10. Определить
результаты
взвешивания,
сообщить
их
пациенту,
записать
в
температурный лист.
11. Вымыть, осушить руки.
Примечание:
-
определение массы тела (взвешивание) – одно из антропометрических исследований,
которое имеет большое значение для оценки физического развития человека, для
диагностики некоторых заболеваний: ожирение, алиментарной дистрофии, нарушений
функций гипофиза и других;
-
взвешивание пациента производят с помощью медицинских весов; как правило, в одно
и тоже время, обычно в утренние часы, до приема пищи, после предварительного
опорожнения мочевого пузыря и кишечника;
-
результаты определения массы тела обозначают в килограммах (кг) и граммах (г) и
регистрируют в постовой и индивидуальный температурные листы;
-
после
взвешивания
каждого
пациента,
площадка
весов,
клеенка
подлежит
обязательному
обеззараживанию
(см.
«Дезинфекция
предметов
медицинского
назначения»).
Расчет нормальной массы тела
в зависимости от роста и типа телосложения
Мужчины
Женщины
Рост, см
Масса тела, кг
Рост, см
Масса тела, кг
Тип телосложения
Тип телосложения
1
2
3
1
2
3
155
49
56
62
150
47
52
56,5
160
53,5
60
66
155
49
55
62
165
57
63,5
69,5
160
52
58,5
65
170
65
72
78
170
58
64
70
180
69
75
81
175
60
66,5
72,5
185
73,5
79
85
180
63
69
75
Примечание.
Типы телосложения:
1 — астенический (худощавый, плоскогрудый, относительно слабо развита мускулатура);
2 — нормостенический (широкие плечи, грудь, хорошо развита мускулатура);
3 — гиперстенический (человек кряжист, склонен к полноте).
В таблице приведены данные расчета нормальной массы тела для людей 25 — 30 лет.
При
расчете
нормальной
массы
тела
у
лиц
старше
30
лет
необходимо
учитывать
поправочный коэффициент, составляющий 1 кг на каждое последующее десятилетие.
ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ РОСТА
Оснащение: ростомер, клеенка, постовой (индивидуальный) температурный лист,
ручка.
Алгоритм выполнения манипуляции:
1.
Установить
доверительные
отношения
с
пациентом,
объяснить
цель
и
ход
манипуляции, получить его согласие.
2.
Вымыть, осушить руки.
3.
Приготовить все необходимое.
4.
Застелить клеенку на площадку ростомера.
5.
Попросить пациента снять верхнюю одежду и обувь.
6.
Поставить правильно пациента на площадку ростомера: пятки, ягодицы и лопатки
должны прикасаться к планке ростомера, а голова – находиться в таком положении,
чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной
линии.
7.
Опустить горизонтальную планку ростомера на темя пациента и определить по
шкале количество сантиметров от исходного уровня до планки.
8.
Помочь пациенту сойти с площадки ростомера, одеться, обуться.
9.
Сообщить
пациенту
результаты
измерения
роста,
записать
их
в
постовой
(индивидуальный) температурный лист.
10. Вымыть, осушить руки.
Примечания:
Измерение
роста
–
одно
из
антропометрических
исследований,
которое
имеет
большое значение для оценки физического развития человека, для диагностики
некоторых заболеваний.
Измерение производится с помощью ростомера.
Результаты
измерения
обозначают
в
сантиметрах
и
регистрируют
в
постовой
журнал и индивидуальный температурный лист.
После измерения ростомер и клеенка обеззараживаются.
ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
Оснащение: мягкая
сантиметровая
лента,
постовой
(индивидуальный)
температурный лист, ручка.
Алгоритм выполнения манипуляции:
1.
Установить
доверительные
отношения
с
пациентом,
объяснить
цель
и
ход
манипуляции, получить согласие.
2.
Вымыть, осушить руки.
3.
Приготовить все необходимое.
4.
Попросить пациента раздеться до пояса, занять положение стоя.
5.
Приложить мягкую сантиметровую ленту к грудной клетке так, чтобы она сзади
проходила под нижними углами лопаток, а спереди на уровне четвертого ребра.
6.
Попросить пациента сделать максимальный вдох, измерить окружность грудной
клетки.
7.
попросить пациента сделать выдох, измерить окружность грудной клетки.
8.
Попросить пациента дышать спокойно, измерить окружность грудной клетки.
9.
Помочь пациенту одеться и занять удобное положение (сидя, лежа).
10. Сообщить
результаты
измерения,
записать
в
постовой
(индивидуальный)
температурный лист.
11. Вымыть, осушить руки.
Примечания:
Измерение окружности грудной клетки производится на высоте максимального
вдоха, во время выдоха, состоянии спокойного дыхания.
Мягкую
сантиметровую
ленту
после
использования
обязательно
подвергнуть
дезинфекции.
ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ ОКРУЖНОСТИ ЖИВОТА
Проводят мягкой сантиметровой лентой на уровне третьего поясничного позвонка
сзади и на уровне пупка спереди.
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА
Пульс и его характеристика
Различают артериальный, капиллярный и венозный пульс.
Артериальным пульс — это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные
выбросом крови в артериальную систему в течение одного сокращения сердца. Различают
центральный
(на
аорте,
сонных
артериях)
и
периферический
(на
лучевой,
тыльной
артерии стопы и некоторых других артериях) пульс.
В диагностических целях пульс определяют и на височной, бедренной, плечевой,
подколенной, задней большеберцовой и других артериях.
Чаще пульс исследуют у взрослых на лучевой артерии.
Исследуя артериальный пульс, важно определить его частоту, ритм, наполнение,
напряжение и другие характеристики.
Характер пульса зависит и от эластичности стенки артерии.
Частота - это количество пульсовых волн в 1 минуту.
В норме у взрослого здорового человека пульс 60-80 ударов в минуту.
Учащение пульса более 85-90 ударов в минуту называется тахикардией.
Урежение пульса менее 60 ударов в минуту называется брадикардией.
Отсутствие пульса называется асистолией.
При
повышение t тела на 1°С пульс увеличивается у взрослых на 8-10 ударов в
минуту.
Ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами.
Если они одинаковые - пульс ритмичный (правильный), если разные — пульс
аритмичный (неправильный).
У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом
через равные промежутки времени. Если есть разница между количеством сердечных
сокращений и пульсовых волн, то такое состояние называется дефицитом пульса (при
мерцательной аритмии).
Наполнение
пульса
определяется
по
высоте
пульсовой
волны
и
зависит
от
систолического объема сердца. Если высота нормальна или увеличена, то прощупывается
нормальный пульс (полный); если нет — то пульс пустой.
Напряжение пульса зависит от величины артериального давления и определяется
по той силе, которую необходимо приложить до исчезновения пульса.
При нормальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в
норме пульс умеренного (удовлетворительного) напряжения.
При высоком давлении артерия сдавливается сильным надавливанием — такой
пульс называется напряженным.
При низком давлении артерия сдавливается легко, пульс по напряжению называется
мягким (ненапряженным).
Пустой, ненапряженный пульс называется малым нитевидным.
Оценка состояния пульса по его качествам
ритм
частота
ВЕЛИЧИНА
Симметричность
напряжение
наполнение
Это чередование
пульсовых волн
через определен-
ные интервалы
времени. Если
интервалы вре-
мени одинаковые -
Рs ритмичный.
Если интервалы
времени не оди-
наковые - Ps
неритмичный
(неправильный).
Нарушения сер-
дечного ритма
называется
аритмиями:
а) экстрасистолия
- внеочередное
сокращение
б) мерцательная
аритмия - беспо-
рядочное хаоти-
ческое сокраще-
ние сердца
Это число
пульсовых
волн в
минуту. N =
60-80;
больше 80 -
тахикардия
; меньше 60
-
брадикарди
я
Это сила, с
которой кровь
давит на стенки
сосудов.
Определяется
степень усилия,
необходимого для
сдавления лучевой
артерии, чтобы
прекратить
полностью
прохождение
пульсовой волны.
Зависит от
величины АД.
При повышенном
АД - Рs твердый и
или напряженный.
При пониженном
АД - Рs мягкий.
При нормальном
АД - умеренного
напряжения.
Это заполненность
кровью сосудов.
Характеризуется
величиной сердечно-
го выброса (т.е. тем
количеством крови,
которое поступает в
кровяное русло),
зависит от сокра-
тительной силы
сердца в период
систолы; определя-
ется объемом крови,
поступившим в
артерию. Рs полный
- при достаточном
сердечном выбросе
Рs пустой - при
уменьшении
объема циркулирую-
щей крови,
уменьшении
сердечного выброса
(кровопотеря).
В норме качества
пульса симмет-
ричны на правой и
левой стороне тела
Величина пульса определяется степенью напряжения и наполнения- Рs больший -
хорошего
наполнения,
достаточного
напряжения;
Рs
малый
-
малого
наполнения,
достаточного напряжения; Рs нитевидный - едва прощупывается.
ТЕХНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ПУЛЬСА
Оснащение: секундомер (часы с секундной стрелкой), постовой температурный
лист, ручка.
Алгоритм выполнения манипуляции.
1.
Установить
доверительные
отношения
с
пациентом,
объяснить
цель
и
ход
манипуляции, получить его согласие.
2.
Вымыть, осушить руки.
3.
Приготовить все необходимое.
4.
Предложить пациенту занять удобное положение сидя (лежа).
5.
Расположить кисти рук пациента на уровне сердца и охватить их своими руками так,
чтобы 1-й палец располагался на локтевой (тыльной) стороне предплечья, а 2-й, 3-й, 4-
й, 5-й пальцы на лучевой артерии в области лучезапястного сустава.
6.
Пальпировать лучевую артерию, слегка прижимая ее к лучевой кости.
7.
Сравнить колебания стенок артерий на обеих руках (при одинаковом колебании –
исследование пульса продолжить на одной руке; при разном колебании – на той руке,
где колебания выражены лучше).
8.
Определить ритм пульса (по интервалам между пульсовыми колебаниями: пульсовые
колебания
через
равные
промежутки
времени
–
пульс
ритмичный;
пульсовые
колебания через разные промежутки времени – пульс неритмичный).
9.
Подсчитать частоту пульса (при ритмичном пульсе – в течение 30 сек, результат
умножить на 2; при неритмичном – в течение 1 мин).
10.
Определить напряжение пульса (по той силе, с которой вы должны прижать лучевую
артерию, чтобы полностью прекратились ее пульсовые колебания: при умеренной силе
–
пульс
умеренного
напряжения;
при
чрезмерной
силе
–
пульс
твердый;
при
незначительном усилии – пульс мягкий).
11.
Определить наполнение пульса (характеризуется наполнением артерии кровью во
время систолы и общим количеством крови в кровеносной системе: при сохранении
общего количества крови и нормального объема выброса крови во время систолы –
пульс полный; при уменьшении общего количества крови и выброса крови во время
систолы – пульс пустой).
12.
Оценить
свойства
артериального
пульса:
ритм,
частота,
напряжение,
наполнение
(Иванов
Иван
Петрович:
артериальный
пульс
ритмичный
(неритмичный),
78
колебаний
в
мин,
умеренного
напряжения
(либо
твердый,
либо
мягкий),
полный
(пустой).
13.
Сообщить результаты исследования пациенту, записать частоту артериального пульса
в постовой температурный лист (цифрами).
14.
Вымыть, осушить руки.
Наблюдение за дыханием
Наблюдая за дыханием, особое внимание следует уделять изменению цвета кожных
покровов, определению частоты, ритма, глубины дыхательных движений и оценить тип
дыхания.
Дыхательное движение осуществляется чередованием вдоха и выдоха. Количество
дыханий за 1 минуту называют частотой дыхательных движений (ЧДД).
У здорового взрослого человека норма дыхательных движений в покое составляет
16—20 в минуту, у женщин она на 2-4 дыхания больше, чем у мужчин. Зависит ЧДД не
только
от
пола,
но
и
от
положения
тела,
состояния
нервной
системы,
возраста,
температуры тела и т. д.
Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он
может произвольно изменить частоту, ритм, глубину дыхания.
ЧДД относится к ЧСС в среднем как 1:4.
При повышении температуры тела на 1С дыхание учащается в среднем на 4
дыхательных движения.
Возможные изменения характера дыхания
Различают дыхание поверхностное и глубокое.
Поверхностное
дыхание
может
быть
неслышным
на
расстоянии
или
слегка
слышным. Оно часто сочетается с патологическим учащением дыхания.
Глубокое дыхание, слышимое на расстоянии, чаще всего связано с патологическим
урежением дыхания.
Различают три типа дыхания:
1)
Грудной
тип - дыхательные движения осуществляются в основном за счет
сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка во время вдоха расширяется и
слегка приподнимается, а во время выдоха сужается и незначительно опускается. Такой
тип дыхания характерен для женщин.
2 ) Брюшной
тип - дыхательные движения осуществляются в основном за счет
сокращения мышц диафрагмы и мышц брюшной стенки. Движение
мышц диафрагмы
повышает внутрибрюшное давление и при вдохе брюшная стенка смещается вперед. При
выдохе диафрагма расслабляется и поднимается, что смещает брюшную стенку назад.
Этот тип дыхания еще называют диафрагменным. Он встречается преимущественно у
мужчин.
3) Смешанный
тип - дыхательные движения совершаются одновременно при
помощи сокращения межреберных мышц и диафрагмы. Такой тип чаще всего встречается
у спортсменов.
При
нарушении
удовлетворения
потребности
ДЫШАТЬ
появиться одышка, то
есть, нарушение ритма, глубины или частоты дыхательных движений.
В зависимости от затруднения той или иной фазы дыхания различают три вида
одышки:
1) Инспираторная - затруднен вдох.
Это бывает например, при попадании в дыхательные пути инородного тела или
любого механического препятствия.
2) Экспираторная - затруднен выдох.
Такой тип одышки характерен для бронхиальной астмы, когда происходит спазм
бронхов и бронхиол.
3) Смешанный - затруднен и вдох, и выдох.
Такой тип одышки характерен для заболеваний сердца.
Если одышка резко выражена, это заставляет пациента занимать вынужденное
сидячее положение - такая одышка называется удушьем.
Кроме
описанных
выше
видов
патологиче ской
одышки
р а з личают
физиологическую одышку, возникающую при значительной физической нагрузке.
При нарушении удовлетворения потребности дышать может изменяться частота
дыхательных движений.
Если
частота
дыхательных
движений
больше
20,
такое
дыхание
называют
ТАХИПНОЭ, если меньше 18 - БРАДИПНОЭ.
Иногда одышка носит определенный характер и соответствующее название:
• дыхание Куссмауля - редкое, глубокое, шумное, наблюдается при глубокой коме
(длительная потеря сознания);
• дыхание Биота — периодическое дыхание, при котором происходит правильное
чередование периода поверхностных дыхательных движений и пауз, равных по про-
должительности (от нескольких минут до минуты);
• дыхание Чейн-Стокса — характеризуется периодом нарастания частоты и глубины
дыхания, которое достигает максимума на пятом — седьмом дыхании, с последующим
периодом убывания частоты и глубины дыхания и очередной длительной паузой, равной
по продолжительности (от нескольких секунд до 1 минуты). Во время паузы пациенты
плохо
ориентируются
в
окружающей
среде
или
теряют
сознание,
которое
восстанавливается при возобновлении дыхательных движений.
.
Асфиксия
- это
остановка
дыхания
вследствие
прекращения
поступления
кислорода.
Астма - это приступ удушья или одышки легочного ли сердечного происхождения.
ПОДСЧЕТ ЧАСТОТЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ (ЧДД)
Оснащение: секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист,
ручка.
Алгоритм выполнения манипуляции:
1.
Установить доверительные отношения с пациентом.
2.
Вымыть и осушить руки.
3.
Приготовить все необходимое.
4.
Попросить
пациента
лечь
удобно,
чтобы
вам
видеть
верхнюю
часть
передней
поверхности грудной клетки.
5.
Взять руку пациента, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы пациент
думал, что вы исследуете его пульс.
6.
Смотреть на грудную клетку: вы увидите, как она поднимается и опускается.
7.
Если не удается увидеть движения грудной клетки, нужно положить свою руку на
грудную клетку и вы почувствуете эти движения.
8.
Наблюдать за звуками, образующимися при дыхании в течение 30 с и запомнить их.
9.
Наблюдать на глубиной и ритмичностью дыхания в течение 30 с и запомнить их.
10. Положить свою руку, которой держите пациента за запястье (имитируя исследование
пульса), на грудную клетку (так вы сможете определить частоту дыхания и смотреть на
часы).
11. Взять часы (секундомер).
12. Подсчитать частоту за 1 мин (только количество вдохов).
13. Если дыхание ритмичное, записать частоту дыхания.
14. Если дыхание неритмичное, записать частоту, глубину, ритм или тип дыхания.
15. Помочь пациенту сесть удобно.
16. Убрать все лишнее.
17. Вымыть руки.
18. Зарегистрировать данные наблюдения в температурном (индивидуальном) листе.
Примечание:
Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он
может
непроизвольно
изменить
частоту,
глубину,
ритм
дыхания.
Вы
можете
сказать
пациенту, что исследуете его пульс.
Измерение артериального давления
Артериальным называется давление, которое образуется в артериальной системе
организма при сокращениях сердца и зависит от сложной нервно-гуморальной регуляции,
величины и скорости сердечного выброса, частоты и ритма сердечных сокращений и
сосудистого тонуса.
Различают систолическое и диастолическое давление.
Систолическим
называется
давление,
возникающее
в
артериях
в
момент
максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков.
Давление,
поддерживаемое
в
артериальных
сосудах
в
диастолу
желудочков,
называется диастолическим.
Пульсовое
давление
представляет
собой
разницу
между
систолическим и
диастолическим давлением.
В норме артериальное давление колеблется в зависимости от возраста, условий
внешней среды, нервного и физического напряжения.
У взрослого человека норма:
- систолического давления колеблется от 100—105 до 130-135 мм рт. ст. (допусти-
мое - 140 мм рт.ст.);
- диастолического — от 60 до 85 мм рт. ст. (допустимое - 90 мм рт. ст.),
- пульсовое давление в норме составляет 40-50 мм рт. ст.
При
различных
изменениях
в
состоянии
здоровья
отклонения
от
нормальных
показателей АД называются артериальной гипертензией, или гипертонией, если давле-
ние повышено.
Понижение АД — артериальной гипотензией, или гипотонией.
ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Оснащение: тонометр, фонендоскоп, постовой температурный лист, ручка.
Алгоритм выполнения манипуляции:
1.
Установить
доверительные
отношения
с
пациентом,
объяснить
цель
и
ход
манипуляции, получить его согласие.
2.
Вымыть, осушить руки.
3.
Приготовить все необходимое.
4.
Усадить пациента к столу или придать удобное положение, лежа на спине.
5.
Уложить руку пациента в разогнутом положении, ладонью вверх.
6.
Подложить под локоть сжатую в кулак кисть его свободной руки или полотенце,
свернутое в валик.
7.
Освободить плечо пациента от рукава одежды.
8.
Наложить манжету тонометра на обнаженное плечо на 2-3 см выше локтевого сгиба
(на уровне сердца) так, чтобы между ней и плечом проходил 1-2 пальца.
9.
Трубки манжеты направить вниз.
10.
Проверить
положение
стрелки
тонометра
(должна
совпадать
с
«0»
отметкой),
расположить его на уровне глаз.
11.
Пропальпировать пульс в локтевой ямке на плечевой или лучевой артерии.
12.
Приложить на место пульсации артерии фонендоскоп, слегка прижимая.
13.
Закрыть вентиль на грушевидном баллоне тонометра.
14.
Нагнетать в манжету воздух (сжимая грушевидный баллон), пока давление в манжете
по показаниям манометра не превысит на 20-30 мм рт ст. тот уровень, при котором
перестает определяться (выслушиваться) пульсация артерии.
15.
Открыть вентиль грушевидного баллона и с постоянной скоростью 2-3 мм рт. ст
выпускать
воздух
из
манжеты,
одновременно
выслушивать
фонендоскопом
тоны
(шумы) Короткова.
16.
Отметить показания манометра в момент появления первых последовательных тонов –
это соответствует величине систолического артериального давления.
17.
Выпускать далее с той же скоростью воздух из манжеты, выслушивать ослабевающие
тоны Короткова.
18.
Отметить
момент
исчезновения
(а
не
их
приглушения)
тонов
Короткова
–
это
соответствует величине диастолического артериального давления.
19.
Выпускать воздух из манжеты, выслушивая тоны Короткова, до уровня давления в
манжете равному «0».
20.
Дать возможность пациенту отдохнуть 1-2 мин.
21.
Измерить артериальное давление повторно.
22.
Снять манжету, придать пациенту удобное положение (сидя или лежа).
23.
Записать полученные данные в постовой температурный лист (дробью), сообщить их
пациенту.
24.
Вымыть, осушить руки.
ТЕХНИКА ПОДСЧЕТА ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Оснащение: фонендоскоп (стетоскоп), часы с секундной стрелкой.
Алгоритм манипуляции:
1.
Установить
доверительные
отношения
с
пациентом,
объяснить
цель
и
ход
манипуляции, получить его согласие.
2.
Приготовить все необходимое.
3.
Вымыть, осушить руки.
4.
Создать пациенту удобное положение – стоя или сидя.
5.
Приложить фонендоскоп на область верхушки сердца (V межреберье на 1,5 см кнутри
от левой среднеключичной линии).
6.
Используя часы с секундной стрелкой подсчитать частоту сердечных тонов по первому
тону за 1 мин.
Наблюдение за удовлетворением потребности ДВИГАТЬСЯ.
Положение в постели:
- активное - пациент самостоятельно двигается в пределах назначенного режима
двигательной активности;
- пассивное - пациент не может самостоятельно двигаться;
-
вынужденное - положение, которое пациент занимает для облегчения своего
состояния (уменьшения боли, одышки, кашля).
В норме движения в суставах без ограничений, безболезненные.
Наблюдение за физиологическими отправлениями.
В норме у человека стул ежедневно в одно и то же время.
Х
АРАКТЕР
стула: стул оформленный (колбасовидной формы), от светлого до темно-
коричневого цвета, без патологических примесей (СЛИЗЬ, КРОВЬ, ГНОЙ).
Мочеиспускание
несколько
раз
в
день
(в
зависимости
от
выпитой
жидкости)
безболезненное, моча соломенно-желтого цвета, прозрачная, с нерезким запахом.
Наблюдение за удовлетворением потребности ВЫДЕЛЯТЬ.
Накопление жидкости в тканях или полостях организма называется отеками.
Отеки бывают скрытыми (не видимые при внешнем осмотре) и явными.
Явные
отеки
определяют
по
изменению
рельефа
определенных
частей
тела.
Например, нога в области голеностопного сустава и стопы имеет определенный рельеф
(изгибы,
костные
выступы).
При
наличие
отеков
эти
выступы
и
изгибы
исчезают
(сглаживаются).
Определить явные отеки можно так же путем надавливания на кожу и подкожно
жировую клетчатку пальцем в месте, где они близко соприкасаются с костью, например,
передняя поверхность голени в средней ее трети.
При наличии отеков на этом месте образуется отчетливая ямка, которая длительное
время
не
исчезает.
Кожа
в
области
отека
становится
сухой,
гладкой,
бледной,
шелушащейся, мало чувствительной к теплу. На коже отпечатываются складки белья.
Защитные свойства кожи при отеках понижаются. В связи с этим медсестра должна
быть очень внимательна при уходе за пациентами.
Появлению
явных
отеков
предшествует скрытый
период
задержки
жидкости
(скрытые
отеки),
который проявляется
уменьшением
количества
выделяемой
мочи
и
нарастанием массы тела.
Скрытые отеки определяются следующим образом:
1) Проводят контрольное взвешивание пациента.
Под контрольным взвешиванием понимают ежедневное взвешивание пациента на
одних и тех же весах, в одно и то же время (утром натощак) в одной и той же одежде и при
опорожненном мочевом пузыре и кишечнике. Если вес нарастает, это говорит о наличии
скрытых отеков.
2)
Измерение
водного
баланса
пациента.
Под
водным
балансом
понимают
соотношение количества выпитой за сутки и количества выделенной жидкости. В норме за
сутки должно потребляться 1,5-2 литра воды, а выделяться 70-80% выпитого.
Определение водного баланса:
а) Определение количества выделенной жидкости - суточный диурез: определяется
в течение суток. Например, в 6 часов утра пациент мочится в унитаз, а затем в течение 24
часов, то есть до 6 часов утра следующего дня, собирает мочу в трехлитровую банку.
Затем измеряется количество выделенной мочи.
Отеки могут появиться не только в тканях, но и полостях.
Скопление жидкости в определенной полости имеет свое название:
- в брюшной полости - асцит;
- в грудной полости - гидроторакс;
- обширные отеки всего тела - анасарка.
О
ПРЕДЕЛЕНИЕ
ВОДНОГО
БАЛАНСА
Оснащение: медицинские весы, мерная стеклянная градуированная емкость для сбора
мочи, лист учета водного баланса, ручка.
Алгоритм выполнения:
1.
Установить
доверительные
отношения
с
пациентом,
оценить
его
способности
к
самостоятельному проведению процедуры.
2.
Объяснить цель и ход исследования и получить согласие пациента на процедуру.
3.
Объяснить
пациенту
необходимость
соблюдения
обычного
водно-пищевого
и
двигательного режима.
4.
Убедиться, что пациент не принимал диуретики в течение 3 дней до обследования.
5.
Дать подробную информацию о порядке записей в листе учета водного баланса,
убедиться, в умении заполнять, лист.
6.
Объяснить
примерное
процентное
содержание
воды
в
продуктах
питания
для
облегчения учета водного баланса;
инъекциями, внутривенными капельными вливаниями;
с пищей, зная что в супе - 75% жидкости (около 150 мл)
во втором блюде - 50% (около 120 мл)
о стакане 250 мл.
7.
Подготовить оснащение.
8.
Объяснить, что в 6 час. утра необходимо выпустить мочу в унитаз, затем в течение
суток
собирать
мочу
после
каждого
мочеиспускания
в
градуированную
емкость,
включая 6-ти часовую порцию следующего утра.
9.
Фиксировать количество выделенной жидкости в листе учета.
10. Объяснить, что необходимо указывать время приема или введения жидкости (чай
компот, суп, молоко и т. д.), учитывая жидкие лекарственные средства и воду, которой
он запивал таблетки, фрукты, а также время выделения жидкости в листе учета
11.
В 6°° следующего дня сдать лист учета медицинской сестре.
12. Определить медицинской сестре, какое количество жидкости должно выделиться с
мочой (в норме).
13. Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости (в
норме).
14. Произвести расчет водного баланса: например — пациент принял за сутки 1200 мл
жидкости, выделил 660 мл.
Известно,
что
человек
теряет
за
сутки
80%
принятой
жидкости,
значит
он
должен
выделить:
1200-100%
х - 80%
х - 960 мл мочи
960 - 660 = 300 мл.
В организме пациента задержалась жидкость, т. е. водный баланс отрицательный, отеки
нарастают (или есть).
Примечание: Считать водный баланс отрицательным, если выделяется меньше жидкости,
чем
рассчитано
(в
норме),
положительным,
если
выделено
больше
жидкости,
чем
рассчитано, это может быть результатом действия диуретических лекарственных средств,
употребление мочегонных продуктов питания, влияния холодного времени года.
Измерение суточного диуреза и определение водного баланса
Диурезом называется процесс образования и выделения мочи.
Суточным
диурезом
называется
общее
количество
мочи,
выделенной
пациентом в
течение суток
Суточный диурез у взрослых колеблется от 800 мл до 2000 мл и зависит от возраста,
температуры и влажности окружающей среды, условий питания, физических нагрузок и
других факторов и должен составлять 75 - 80% от количества выпитой жидкости, 20 - 25%
жидкости выводится с потом, дыханием и стулом.
Суточный водный баланс - это соотношение между количеством введенной в организм
жидкости
и
количеством
выделенной
жидкости
из
организма
в
течение
суток.
Учитывается жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т.д., а также объем
парентерально вводимых растворов.
Лист учета водного баланса.
(Образец)
Дата_______________________________________________________________
Наименование больницы_____________________________________________________
Отделение_________________________________________________________________
Палата №___________________________________________________________________
ФИО: Иванов Петр Сергеевич Возраст: 45 лет Диагноз: Обследование
Время
Выпито
Кол-во
жидкости
Время
Выделено мочи
в мл 1 (диурез)
9.00
Завтрак
250,0
10.40
220,0 1
10.0
В/в капельно
400,0
12.00
180,0
14.00
Обед
350,0
17.00
150,0
16.00
Полдник
100,0
20.00
200,0
18.00
Ужин
200,0
3.00
170,0
21.00
Кефир
200,0
6.00
150,0
За
сутки
Всего
выпито
1500,0
Всего
выделено
1070,0
ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА
В ПОДМЫШЕЧНОЙ ОБЛАСТИ
Оснащение:
максимальный
медицинский
термометр,
постовой
температурный
лист, ручка, часы, лоток для использованного термометра.
Алгоритм выполнения манипуляции:
1.
Установить
доверительные
отношения
с
пациентом,
объяснить
цель
и
ход
манипуляции, получить его согласие
2.
Вымыть, осушить руки.
3.
Приготовить все необходимое.
4.
Осмотреть
подмышечную
впадину
пациента,
вытереть
ее
насухо
(полотенцем
пациента).
5.
Взять термометр, проверить, что ртуть в резервуаре ниже 35
о
С.
6.
Поместить резервуар термометра в подмышечную впадину так, чтобы он соприкасался
с кожей, прижать плечо к грудной клетке.
7.
Извлечь термометр через 10 минут.
8.
Определить показания температуры тела, сообщить пациенту.
9.
Встряхнуть термометр и поместить его в лоток для использованного материала.
10.
Записать результаты в постовой температурный лист (цифрами).
11.
Вымыть, осушить руки.
Примечание:
1.
Измерение
температуры
тела
человека
(термометрия)
проводится
медицинским
максимальным термометром от 34 до 42
о
С с точностью до 0,1
о
С.
2.
Измеряют температура 2 раза в день: утром (7-8) часов, натощак; вечером (17-18
часов), перед приемом пищи; в отдельных случаях чаще (по назначению врача).
3.
Измерение температуры тела проводят:
-
в подмышечной впадине;
-
в паховой складке;
-
полости рта (подъязычной области);
-
прямой кишке;
-
влагалище.
4.
Измерение температуры проводится обязательно в присутствии медсестры в течение
10 минут.
5.
Температура тела в подмышечной области в норме 36-37
о
С; на слизистых – на 0,5-0,8
о
С
выше.
6.
Результаты
измерения
температуры
(показания
термометра)
регистрируются
в
постовом температурном листе: указывают Ф.И.О. всех пациентов по палатам, дату и
время измерения (утро, вечер). Из постового температурного листа переносят данные в
индивидуальный температурный лист графически (синим цветом).
7.
Медицинский термометр после использования обязательно подлежит дезинфекции (см.
«дезинфекция предметов медицинского назначения»).
8.
Хранят медицинский термометр в лечебном отделении в футляре или специальной
емкости.
3.
Блок контроля
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ
3.1 Решение тестовых заданий
Тема: Сестринское обследование (тест №1)
Вариант 1
1. Содержанием информации, собираемой медсестрой о пациенте на 1-м этапе
сестринского процесса является:
а) информация о болезни пациента
б) информация о его самочувствии
в) информация о том, как пациент удовлетворяет 14 основных жизненно важных
потребностей
2. Существует___________ (сколько) источников информации о пациенте.
3. Различают два вида информации: субъективная и _____________.
4. К субъективным источникам информации относятся (все, кроме одного):
а) сам пациент
б) немедицинское окружение пациента
в) медицинское окружение пациента
5. Источником объективной и субъективной информации является _____________.
6. Журнал "Сестринское дело", стандарты сестринской деятельности относятся к
источникам информации ______________________.
7.
Бригада
"Скорой
медицинской
помощи",
дежурная
медсестра
относятся
к
источнику информации ______________________.
8.
Положение,
которое
пациент
занимает
для
облегчения
своего
состояния,
называется _______________________.
9. Установите соответствие.
Состояние сознания: Критерии состояния сознания:
1) оглушение А. Пациент правильно ориентируется
в личности, времени, месте
2) сопор Б. Нет реакции на словесный раздражитель,
но громким голосом его можно вывести
из этого состояния, сохранена реакция на боль
В. Двигательная и речевая заторможенность.
Есть реакция на словесный и болевой
раздражитель
10.
При
нарушении
удовлетворения
потребности
ДЫШАТЬ
возможна
физиологическая проблема у пациента:
а) страх перед инъекцией
б) одышка
в) беспокойство за свое состояние
г) дефицит знаний об одышке
11. Частое дыхание - это:
а) апноэ
б) брадипноэ
в) тахипноэ
12. Пульс - это ритмичное колебание стенки ________________.
13.
Объективный,
достоверный
метод
определения
явных
отеков
у
пациента
медсестрой:
а) опрос пациента
б) осмотр пациента
в) прижатие мягких тканей в области голени к кости
г) определение массы тела при поступлении и при выписке
14. Измерение температуры тела у пациента во время озноба это ____________
метод обследования.
15. Установите соответствие.
Термин: Значение термина:
1) гипертония А. Низкое АД
2) гипотония Б. Высокое АД
3) гиподинамия В. Малоподвижность
16. При измерении АД артерии лучше прослушивать в ________________ямке.
17. Установите соответствие.
Термин: Значение термина:
1) тахикардия А. Частота пульса 90 в мин.
2) брадикардия Б. Частота пульса 70 в мин.
В. Частота пульса 40 в мин.
18. Аппарат для измерения АД:
а) кардиомонитор
б) тонометр
в) термометр
Вариант 2
1. Различают два вида информации: объективный и ______________.
2. Различают ____________ (сколько) источников объективной информации.
3. К объективным источникам информации относятся (все кроме одного):
а) немедицинское окружение пациента
б) медицинское окружение пациента
в) медицинская документация
4. Установите соответствие
Вид информации: Источник информации:
1)
субъективная
А.
Оценка
своего
состояния
самим
пациентом
2) объективная
Б. Оценка состояния независимо от сознания пациента
5. Амбулаторная карта пациента, результаты его анализов относятся к источнику
информации ___________________.
6. Соседи пациента по палате, его сослуживцы относятся к источнику информации
о пациенте ____________________.
7.
Положение
пациента,
при
котором
он
не
может
самостоятельно
двигаться
называется _____________________.
8. Установите соответствие.
Вид сознания: Критерии состояния сознания:
1)ясное А. Двигательная и речевая заторможенность
есть реакция на речевой и болевой раздражитель
2) кома Б. Ориентируется в личности, месте, времени
В. Нет реакции на словесный и болевой
раздражитель
9. Одышка с затруднением выдоха:
а) инспираторная
б) экспираторная
в) смешанная
10. К патологическому типу дыхания относятся
а) дыхание Чен-Стокса
б) дыхание с затруднением выдоха
в) дыхание с затруднением вдоха
г) смешанная одышка
11. Осмотр стула медсестрой относится к ________________ методу обследования.
12. При определении массы тела следует соблюдать условия (верно все, кроме
одного):
а) натощак
б) после опорожнения мочевого пузыря и кишечника
в) в одной и той же одежде
г) после определения водного баланса
13. Нарушение удовлетворения потребности ДЫШАТЬ, может привести к проблеме
"боль в грудной клетке".
а) да
б) нет
14. Необходимый инструмент для измерения АД:
а) фонендоскоп
б) секундомер
в) сантиметровая лента
г) песочные часы
15. Метод определения пульса:
а) прощупывание
б) простукивание
в) осмотр
г) выслушивание
16. Различают ______________________ качеств пульса.
17. Установите соответствие.
Термин: Значение термина:
1) тахикардия А. Частота пульса 90 в мин.
2) брадикардия Б. Частота пульса 70 в мин.
В. Частота пульса 40 в мин.
18. Установите соответствие.
Термин: Значение термина:
1) гипертония А. Низкое АД
2) гипотония Б. Высокое АД
3) гиподинамия В. Малоподвижность
Тема: Оценка функционального состояния пациента (тест №2)
Выберите правильные ответы.
1. Пульс — это колебание стенки артерий, создающееся:
1)
систолической волной крови;
2)
диастолической волной крови;
3)
правильным чередованием сильных пульсовых волн с паузами.
2. Число сердечных сокращений у взрослого человека в норме:
1)
85—90 ударов в минуту;
2) 60—80 ударов в минуту;
3)
40—50 ударов в минуту.
3. Частота пульса:
1)
зависит от возраста, заболеваний крови;
2) не зависит от возраста;
3) зависит от возраста и заболеваний сердечно-сосудистой системы.
4. При аритмичном пульсе подсчет производят в течение:
1) 20 секунд, умножая на 6;
2) 30 секунд, умножая на 2;
3)
одной минуты.
5. Урежение пульса называется:
1)брадикардией;
2)тахикардией;
3)асистолией.
6. Учащение пульса называется:
1) брадикардией;
2) тахикардией;
3) асистолией.
7. Отсутствие пульса называется:
1)тахикардией;
2)брадикардией;
3)асистолией.
8. Появление внеочередной пульсовой волны меньшей величины называется:
1)экстрасистолией;
2)брадикардией;
3)дефицитом пульса.
9. Разница между количеством систол и пульсовых волн называется:
1)экстрасистолией;
2)брадикардией;
3)дефицитом пульса.
10. Нормальными цифрами систолического давления являются:
1)
60—70 мм рт. ст.;
2)75—85 мм рт. ст.;
3)100—135 мм рт. ст.;
4)145-160 мм рт. ст.
11. По механизму возникновения различают следующие виды одышки:
1)
экспираторная;
2)
приступообразная;
3)
постоянная;
4)
поверхностная.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ (тест № 3)
Сестринский процесс
1.
Программный документ "Философия сестринского дела в России" был принят в
а) Каменск-Подольске, январь 1995 г.
б) Москве, октябрь 1993 г.
в) Санкт-Петербурге, май 1991 г.
г) Голицыно, август 1993 г.
2.
Физиологическая проблема пациента
а) одиночество
б) риск суицидальной попытки
в) беспокойство по поводу потери работы
г) нарушение сна
3.
Цель сестринского процесса
а) диагностика и лечение заболевания
б) обеспечение приемлемого качества жизни в период болезни
в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода
г) активное сотрудничество с пациентом
4.
Предмет изучения биоэтики
а) моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми
б) профессиональный долг медицинской сестры
в) история сестринского дела
г) профессиональные знания и умения медицинской сестры
5.
Первый
уровень
в
пирамиде
человеческих
ценностей
(потребностей)
психолога
А.Маслоу
а) принадлежность
б) физиологические потребности
в) достижение успеха
г) безопасность
6.
К физиологической потребности, согласно иерархии А.Маслоу, относится
а) уважение
б) знание
в) дыхание
г) общение
7.
Страх смерти является проблемой
а) психологической
б) физической
в) социальной
г) духовной
8.
Количество
уровней
в
иерархии
основных
жизненно
важных
потребностей,
по
А.Маслоу
а) четырнадцать
б) десять
в) пять
г) три
9.
Вершиной иерархии потребностей человека, по А. Маслоу, является
а) социальная потребность
б) потребность в самоуважении и уважении окружающих
в) потребность в самореализации личности
г) потребность в безопасности
10.
Первым теоретиком сестринского дела является
а) Ю. Вревская
б) Е. Бакунина
в) Д. Севастопольская
г) Ф. Найтингейл
11.
Понятие жизненно важная потребность человека означает
а) способность функционировать независимо
б) дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека
в) любое осознанное желание
г) потребность человека в самоактуализации
12.
Автор модели ухода, основанной на 14 потребностях человека
а) Бакунина Екатерина Михайловна
б) Пирогов Николай Иванович
в) Флоренс Найтингейл
г) Вирджиния Хендерсон
13.
Цели сестринского ухода бывают
а) краткосрочными
б) общими
в) личными
г) не конкретными
14.
Количество этапов сестринского процесса
а) два
б) три
в) семь
г) пять
15.
Третий этап сестринского процесса включает
а) планирование объема сестринских вмешательств
б) срочное оказание неотложной помощи
в) выявление проблем пациента
г) сбор информации
16.
Второй этап сестринского процесса включает
а) планирование объема сестринских вмешательств
б) выявление проблем пациента
в) сбор информации о пациенте
г) определение целей сестринского ухода
17.
Слово "диагнозиз" в переводе с греческого языка означает
а) болезнь
б) признак
в) состояние
г) распознавание
18.
К вербальному относят общение с помощью
а) мимики
б) слова
в) жеста
г) взгляда
19.
Пример независимого сестринского вмешательства
а) использование газоотводной трубки
б) организация взаимопомощи в семье пациента
в) назначение горчичников
г) назначение лечебного стола и режима двигательной активности
20.
Сестринский диагноз (проблемы пациента)
а) недержание мочи
б) ангина
в) цианоз
г) асфиксия
21.
Автор модели сестринского дела
а) Доротея Орем
б) Юлия Вревская
в) Абрахам Маслоу
г) Николай Пирогов
22.
Проблема задержка стула
а) второстепенная
б) потенциальная
в) эмоциональная
г) настоящая
23.
Социальные потребности пациента
а) сон
б) жажда
в) признание
г) еда
24.
Первый этап сестринского процесса включает
а) прогнозирование результатов ухода
б) беседу с родственниками пациента
в) определение существующих и потенциальных проблем пациента
г) профилактику осложнений
25.
Определение сестринского диагноза
а) выявление клинического синдрома
б) выявление конкретного заболевания
в) выявление причины заболевания
г) описание проблем пациента, связанных с реакциями на заболевание
26.
К субъективному методу сестринского обследования относится
а) определение отеков
б) расспрос пациента
в) измерение артериального давления
г) знакомство с данными медицинской карты
27.
Сестринский диагноз
а) может изменяться в течение суток
б) не отличается от врачебного
в) определяет болезнь
г) имеет цель вылечить
28.
Специализированное учреждение для оказания паллиативной помощи
а) хоспис
б) поликлиника
в) медсанчасть
г) станция скорой помощи
29.
Понятие сестринского диагноза впервые появилось
а) в Японии
б) в Соединенных Штатах Америки
в) в России
г) в Англии
30.
Иерархию основных человеческих потребностей предложил американский психолог
а) Бюлау
б) Маслоу
в) Терц
г) Рой
31.
Количество сердечных сокращений в одну минуту у взрослого в норме
а) 100-120
б) 90-100
в) 60-80
г) 40-60
32.
К свойствам дыхания относится
а) тип
б) тонус
в) наполнение
г) напряжение
33.
Количество дыханий в одну минуту у взрослого в норме
а) 30-36
б) 22-28
в) 16-20
г) 10-12
34.
Одно из свойств пульса
а) напряжение
б) гипотония
в) тахипноэ
г) атония
35.
Выберите из предложенного перечня сестринский диагноз
а) нарушено удовлетворение потребности в безопасности
б) персонал избегает контактов с пациентом
в) сердечная недостаточность
г) дефицит знаний по уходу за стомой
36.
По наполнению пульс различают
а) ритмичный, аритмичный
б) скорый, медленный
в) полный, пустой
г) твердый, мягкий
37.
Наиболее взаимосвязаны свойства пульса
а) напряжение и наполнение
б) напряжение и ритм
в) частота и ритм
г) скорость и частота
38.
Измерение артериального давления относится к вмешательству
а) зависимому
б) независимому
в) взаимозависимому
г) в зависимости от ситуации
39.
Разность
между
систолическим
и
диастолическим
артериальным
давлением
называется
а) максимальным артериальным давлением
б) минимальным артериальным давлением
в) пульсовым давлением
г) дефицитом пульса
40.
Максимальное давление – это
а) диастолическое
б) систолическое
в) аритмическое
г) пульсовое
41.
Антропометрия включает измерение
а) роста
б) пульса
в) температуры
г) артериального давления
42.
К инвазивным манипуляциям относится
а) смена постельного белья
б) осмотр кожных покровов
в) постановка горчичников
г) промывание желудка
43.
Кратковременная потеря сознания – это
а) кома
б) коллапс
в) обморок
г) сопор
44.
Пульс взрослого в покое 98 ударов в мин.
а) норма
б) тахикардия
в) брадикардия
г) аритмия
45.
К свойствам пульса относится
а) глубина
б) тонус
в) частота
г) тип
46.
По напряжению различают пульс
а) ритмичный, аритмичный
б) скорый, медленный
в) полный, пустой
г) твердый, мягкий
47.
Время подсчета пульса при аритмии (в сек.)
а) 60
б) 45
в) 30
г) 15
48.
Пульс не определяют на
а) сонной артерии
б) височной артерии
в) лучевой артерии
г) брюшной артерии
49.
Правильно сформулированная цель сестринского вмешательства
а) у пациента не будет одышки
б) пациент получит достаточно жидкости
в) пациент бросит курить после беседы с сестрой
г) пациент будет уметь одеваться самостоятельно к концу недели
50.
Нормальные цифры диастолического артериального давления у взрослого (мм рт. ст.)
а) 120-130
б) 100-110
в) 60-90
г) 40-50
51.
По частоте пульс различают
а) нормальный
б) твердый
в) полный
г) аритмичный
52.
Величина пульса зависит от
а) напряжения и наполнения
б) напряжения и частоты
в) наполнения и частоты
г) частоты и ритма
53.
На первом этапе сестринского процесса требуется
а) умение проводить беседу с пациентом и его родственниками
б) согласие лечащего врача
в) согласие старшей медсестры
г) согласие заведующего отделением
54.
Четвертый этап сестринского процесса – это
а) реализация плана сестринских вмешательств
б) обследование-сбор информации о больном
в) оценка эффективности действий, причин, ошибок и осложнений
г) постановка сестринского диагноза
55.
Пятый этап сестринского процесса – это
а) составление плана сестринской помощи
б) сбор информации о пациенте
в) оценка эффективности действий, причин ошибок и осложнений
г) определение нарушенных потребностей, существующих и потенциальных проблем
человека в связи со здоровьем
56.
Классификация сестринских диагнозов (проблем пациента)
а) краткосрочные и долгосрочные
б) настоящие и потенциальные
в) партнерские, авторитарные и контрактные
г) технические, духовные, социальные
Критерии оценки:
5 (отлично) - 91-100% правильных ответов
4 (хорошо) - 81-90% правильных ответов
3 (удовлетворительно) -71-80% правильных ответов
2 (неудовлетворительно) - 70% и менее правильных ответов
Эталон ответа
Тема: Сестринское обследование (тест №1) Вариант 1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Тема: Сестринское обследование (тест №1) Вариант 2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Тема: Оценка функционального состояния пациента
(тест №2)
1.
1
2.
2
3.
3
4.
3
5.
1
6.
2
7.
3
8.
1
9.
3
10. 3
11. 1
Тема: Сестринский процесс (тест №3)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
3.2 Письменный опрос
Тема: Сестринский процесс
Задание № 1
НАЗОВИТЕ ИЛИ РАСШИФРУЙТЕ ТЕРМИНЫ
1.
Повышение температуры тела – ……
2.
Накопление жидкости в тканях и полостях организма –….
3.
Тахипноэ – ……
4.
Прибор для измерения артериального давления –…..
5.
Диспноэ – ….
6.
Звуки, выслушиваемые при измерении АД – …..
7.
Урежение дыхания – ….
8.
Учащение пульса – ….
9.
Артериальная гипертензия – ….
10. Брадикардия –…..
11. Снижение артериального давления –….
12. Прощупывание – …..
13. Инструмент для измерения температуры тела – ….
14. Гипотермия – …...
15. Выслушивание – ….
16. Апноэ – ….
17. Диурез – ….
18. Прибор для выслушивания тонов при измерении АД – …..
19. Выстукивание – …..
20. Расстройство мочеиспускания – ….
Задание № 2
ВОПРОС - ОТВЕТ
1.
Дайте определение понятия «сестринский процесс» – …
2.
Назовите 1 этап сестринского процесса – …
3.
При экспираторной одышки затруднен – …
4.
Назовите 2 этап сестринского процесса – …
5.
Грудной тип дыхания характерен для – …
6.
При инспираторной одышки затруднен – …
7.
Наиболее частое место определения артериального пульса – …
8.
Характеристика пульса – …
9.
Назовите 3 этап сестринского процесса – …
10. Обследование пациента бывает – …
11. Брюшной тип дыхания характерен для – …
12. Назовите 4 этап сестринского процесса – …
13. Отеки бывают – …
14. Назовите 5 этап сестринского процесса – …
15. Пульсовое давление – это …
16. Сестринские вмешательства бывают – ….
17. Приоритетная проблема – ….
18. Потенциальная проблема – ….
19. Источник субъективной информации – ….
20. Положение пациента в постели – ….
Задание № 3
ВСТАВЬТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1.
Диастолическое давление здорового человека – …..… мм рт. ст.
2.
Систолическое давление здорового человека – ………. мм рт. ст.
3.
Температура тела здорового человека в норме –……...°С.
4.
Частота пульса в норме – …….. в минуту.
5.
Пульс при тахикардии выше – …….. в минуту.
6.
Пульс при брадикардии ниже – …….. в минуту.
7.
Кратность измерения температуры тела пациенту в течение дня в стационаре –
…….. раза.
8.
Продолжительность
измерения
температуры
тела
пациента
в
подмышечной
впадине – …….. в минуту.
9.
Количество жидкости, принимаемое человеком в сутки – ………. мл.
10. Водный баланс в норме – …….. %.
11. Пульсовое давление в норме – ………. мм рт. ст.
12. Частота дыхательных движений – …….. в минуту.
13. Тахипноэ – …….. в минуту.
14. Брадипноэ – …….. в минуту.
15. Средний показатель АД здорового человека молодого возраста – …..… мм рт. ст.
16. Минимальный порог нормы АД молодого человека – …..… мм рт. ст.
17. Максимальный порог нормы АД пожилого человека – …..… мм рт. ст.
18. Кратность измерения АД первичного пациента – …….. раза.
19. Суточное колебание температуры тела здорового человека –……...°С.
20. При лихорадке температура тела выше –……...°С.
3.3 Вопросы для самоподготовки
1.
Содержание сестринского обследования.
2.
Источники информации о пациенте.
3.
Методы обследования пациента.
4.
Содержание субъективного метода обследования.
5.
Содержание объективного метода обследования.
6.
Субъективное и объективное обследование по каждой потребности.
7.
Определение антропометрии.
8.
Нормальные показатели ЧДД, АД, Ps.
9.
Определение водного баланса.
10.
Документация полученных данных.
4. Домашнее задание
1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: часть 1,стр. 83
– 108.
2. Основы сестринского дела/ Обуховец Т.П., О.В. Чернова; изд. 20-е, Феникс, 2014. стр.
143 – 197.
3. Лекционный материал.
4. Вопросы для самоподготовки: тема «Осуществление сестринского процесса».
5. Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
6. Индивидуальные задания.
7. Составление словаря медицинской терминологии.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
2.
Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы
сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008
3.
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов
е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).
4.
Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель
С.Е.
Хвощёва.
–
М.:
ГОУ
ВУНМЦ
по
непрерывному
медицинскому
и
фармацевтическому образованию, 2001.
5.
Островская
И.В.,
Широкова
Н.В.
Основы
сестринского
дела:
Учебник.
–
М.:
ГЭОТАР – Медиа, 2008.
6.
Пастернак
А.В.
Очерки
по
истории
общин
сестёр
милосердия.
–
М.:
Свято-
Дмитриевское училище сестёр милосердия, 2001.
7.
Сестринский процесс: Учеб. пособие: Пер. с англ. ∕Под общ. ред. Проф. Г.М.
Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
8.
Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос. ∕ Под общ. ред. С.И.
Двойникова, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.
9.
Хетагурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры»
Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2008 г.
10. Шпирина
А.И.,
Коноплёва
Е.Л.,
Евстафьева
О.Н.
Сестринский
процесс,
универсальные
потребности
человека
в
здоровье
и
болезни
∕Уч.
Пособие
для
преподавателей и студентов. М.; ВУНМЦ 2002.