Авторы: Варламова Анастасия Сергеевна, Волкова Ирина Алексеевна
Должность: студенткам
Учебное заведение: УлГТУ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Административная ответственность: понятие и содержание
Раздел: высшее образование
Варламова Анастасия Сергеевна, Волкова Ирина Алексеевна
Anastasia S. Varlamova, Irina A.Volkova
студентки 3 курса Энергетического факультета Ульяновского государственного
технического университета г.Ульяновск, Ульяновская область, Россия.
second year student of Power Engineering faculty of Ulyanovsk state technical university,
Ulyanovsk city, Ulyanovsk region, Russia.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY: THE CONCEPT AND CONTENT
Аннотация:
В
данной
статье
рассматривается
понятие
административной
ответственности, её виды и особенности.
Abstract: This article discusses the concept of administrative responsibility, its types and
features.
Ключевые
слова:
административная
ответственность,
административное
правонарушение, административное наказание, юридическая ответственность.
Key
words:
administrative
responsibility,
administrative
offense,
administrative
punishment, legal responsibility.
Введение
В настоящее время актуальной и требующей дополнительного научного внимания
представляется
проблематика
административной
ответственности,
поскольку
нормы
административного права периодически подвергаются ряду изменений. И это вполне
объяснимо, так как изменения норм административного права должны складываться на
основе анализа динамики правоотношений на современном этапе вследствие того, что
административное
законодательство
требует
единого
подхода
для
выработки
четкой
научной концепции, ее совершенствования.
Основной раздел
В Конституции РФ термин «административная ответственность» не используется в
его обычном значении. В действительности же определенное число конституционных
норм
в
абстрактной
форме
регулируют
институт
юридической
ответственности,
а
в
частности и институт административной ответственности. На данный момент во всех
субъектах РФ имеются законы, устанавливающие административную ответственность за
совершение
правонарушения
на
территории
определенного
субъекта.
На
основании
данных законов на региональном уровне применяется административное наказание за
определенное правонарушение. Конституция РФ не дает четкого ответа относительно
разграничения
компетенции
между
Российской
Федерацией
и
ее
субъектов
в
сфере
установления
административной
ответственности.
А
ведь
от
данного
положения
во
многом зависит состояние законности в области законодательства об административной
ответственности.[4,с.724]
Административная
ответственность
-
это
вид
юридической
ответственности,
которая выражается в применении государственными органами, должностными лицами и
представителями
власти
установленных
государством
мер
административного
воздействия к физическим лицам - гражданам, включая государственных, муниципальных
служащих, должностных лиц, а в соответствующих случаях и к юридическим лицам за
нарушение законности и государственной дисциплины.[3]
Административная ответственность является сложной и многогранной категорией
административного права, которая требует углубленного изучения и исследования по
ряду причин.
Во-первых,
административная
ответственность
является
разновидностью
государственного
принуждения,
регулируемого
административно-правовыми
нормами.
Меры
административной
ответственности
в
сфере
административно-правового
регулирования находят применение наряду с предупредительными, административно-
пресекательными,
административно-восстановительными
мерами,
мерами
обеспечения
производства по делам об административных правонарушениях.
Уяснение
юридической
природы
административной
ответственности,
умение
соотносить меры административной ответственности с иными видами административно-
правового
принуждения
являются
важнейшими
задачами
административного
права,
административно-правовой науки и юридической практики.
Во-вторых,
правовые
нормы,
устанавливающие
меры
административной
ответственности, составы административных правонарушений, порядок применения мер
административной ответственности, составляют обособленную часть административного
права, именуемую институтом административной ответственности.[5,с.122].
Административная ответственность как способ административного принуждения
характеризуется следующими отличительными признаками:
1.
основанием
привлечения
к
административной
ответственности
является
совершенное административное правонарушение;
2.
административная
ответственность
устанавливается
не
только
для
физических, но и для юридических лиц;
3.
основания административной ответственности (составы административных
правонарушений) устанавливаются Кодексом РФ об административных правонарушениях
и законами субъектов РФ об административных правонарушениях;
4.
административная
ответственность
наступает
для
физического
или
юридического лица всегда после совершения им административного правонарушения,
когда в полной мере установлена вина данного лица;
5.
полномочиями
по
привлечению
к
административной
ответственности
наделяются судьи судов общей
юрисдикции,
судьи арбитражных
судов,
органы
(должностные
лица) исполнительной
власти,
комиссии
по
делам несовершеннолетних и защите
их
прав,
административные
комиссии,
иные
коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;
6.
в отличие от уголовной ответственности административная ответственность
менее
строгая.
Она
не
влечет
серьезных
правовых
последствий,
лишений
для
правонарушителя
(например, судимости или
увольнения
с
работы, ликвидации
юридического лица);
7.
порядок
привлечения
к
административной
ответственности
детально
регламентирован
административно-процессуальными
нормами,
содержащимися
в
Кодексе РФ об административных правонарушениях;
8.
в
отличие
от
процедуры
привлечения
к дисциплинарной
ответственности процедура
привлечения
лица
к
административной
ответственности
является более сложной, а по сравнению с уголовным процессом отличается большей
оперативностью, быстротой и простотой;
9.
обжалование действий и решений органов (должностных лиц), связанных с
привлечением
к
административной
ответственности,
осуществляется в
судебном
или
административном порядке.[2]
Административная
ответственность
имеет
общие
черты
с
другими
видами
юридической
ответственности
—
уголовной,
дисциплинарной,
материальной,
что
выражается, прежде всего, в общей цели, которую преследуют все виды юридической
ответственности по воспитанию правонарушителей и профилактике правонарушений, а
иногда в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, публично
отрицательной оценке их поведения.
Административная
ответственность
как
институт
административного
права
строится на некоторых основополагающих идеях (принципах).
1. Принцип законности заключается в том, что административная ответственность
может
иметь
место
лишь
за
те
деяния,
которые
определены законом.
Меры
административной
ответственности
должны
назначаться
в
порядке
и
пределах,
установленных законом. Возложение административной ответственности по аналогии не
допускается.
2. Принцип объективной истины выражается в том, что решение о привлечении к
административной
ответственности
должно
приниматься
на
основе
всестороннего,
полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела.
Всесторонность
исследования
обстоятельств
дела
состоит
в
исчерпывающем
познании обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение по делу.
Полнота
рассмотрения
обстоятельств
дела
означает
получение
необходимой
совокупности доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих
доказыванию.
Объективность
рассмотрения
обстоятельств
дела
означает
беспристрастное
исследование всех обстоятельств, собранных по делу.
3.
Принцип вины заключается
в
том,
что
лицо
подлежит
административной
ответственности
только
за
те
общественно
опасные
деяния
и
наступившие
вредные
последствия, в отношении которых установлена его вина. При этом в силу ч. 2 ст. 1.5
КоАП
РФ
лицо,
в
отношении
которого
ведется
производство
по
делу
об
административном
правонарушении,
считается
невиновным,
пока
его
вина
не
будет
доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную
силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. По общему
правилу лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать
свою невинность. Из этого общего правила имеется исключение, предусмотренное, в
частности, примечанием к ст. 1.5 КоАП РФ.
4.
Принцип
равенства
перед
законом
состоит
в
том,
что
лица,
совершившие
административные правонарушения, равны перед законом независимо от естественных
различий. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места
жительства,
отношения
к
религии,
убеждений,
принадлежности
к общественным
объединениям и
другим
подобным
обстоятельствам. Юридические
лица подлежат
административной
ответственности
независимо
от
места
нахождения,
организационно-правовой формы, формы собственности и подчиненности.
5.
Принцип
неотвратимости
ответственности
состоит
в
том,
что
ни
одно
из
административных правонарушений не должно остаться незамеченным для государства, а
меры
административной
ответственности
за
совершенное
правонарушение
должны
применяться быстро и оперативно.
6.
Принцип
справедливости
и
целесообразности
означает,
что
меры
административной
ответственности
должны
соответствовать
тяжести
совершенного
административного
правонарушения.
При
возложении
административной
ответственности
должны
учитываться
обстоятельства,
отягчающие
административную
ответственность,
и
обстоятельства,
смягчающие
административную
ответственность,
уличающие и оправдывающие обстоятельства.
7.
Принцип
гуманизма
состоит
в
том,
что
действия
по
привлечению
к
административной
ответственности,
совершаемые
в
отношении
правонарушителя,
не
должны
причинять
физическому
лицу
страдания
или
унижать
его
человеческое
достоинство, если правонарушитель — физическое лицо, а также наносить вред деловой
репутации, если нарушитель — юридическое лицо.[2]
Конкретные административные проступки, за совершение которых предусмотрена
административная
ответственность,
указаны
в
Кодексе
РФ
об
административных
правонарушениях (КоАП РФ) и других нормативно-правовых актах. Следует учесть, что
от преступлений административные правонарушения отличаются лишь меньшей степе-
нью общественной опасности.
Задачами
законодательства
об
административных
правонарушениях
являются
защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан,
санитарно-эпидемиологического
благополучия
населения,
защита
общественной
нравственности,
охрана
окружающей
среды,
установленного
порядка
осуществления
государственной
власти,
общественного
порядка
и
общественной
безопасности,
собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических
лиц,
общества
и
государства
от
административных
правонарушений,
а
также
предупреждение административных правонарушений.(ст.1.2.КоАП РФ)[1]
Административная
ответственность
обладает
чертами,
свойственными
юридической
ответственности
вообще.
Однако
ей
присущи
и
специфические
черты,
характерные только для данного вида юридической ответственности:
1. административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной
ответственностью.
Административные
наказания
назначаются
должностными
лицами
значительного
числа
государственных
органов
системы
исполнительной
власти
или
определенными
коллегиальными
органами
во
внесудебном
порядке,
хотя
и
судьи
рассматривают
значительное
количество
таких
правонарушений.
Все
эти
органы
являются субъектами административной юрисдикции;
2.
административные
наказания
назначаются
должностными
лицами
правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная
ответственность
отличается
от
дисциплинарной
ответственности,
при
которой
меры
взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или
должностным лицом;
3.
поскольку
административная
ответственность
наступает
за
деяния,
менее
опасные,
чем
преступления,
то
и
административные
наказания,
как
правило,
менее
суровы, чем уголовные наказания;
4.
применение
административной
ответственности
не
влечет
судимости
лица,
совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному
наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;
5.
существенной
особенностью
института
административной
ответственности
является
то
обстоятельство,
что
субъектом
ответственности
могут
быть
не
только
физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной
ответственности
независимо
от
места
нахождения,
организационно-правовых
форм,
подчиненности, а также других обстоятельств;
6.
в
отличие
от
уголовной
ответственности,
которая
устанавливается
только
федеральным
законом
(УК
РФ),
административная
ответственность
устанавливается
КоАП
РФ
и
принимаемыми
в
соответствии
с
ним
законами
субъектов
РФ
об
административных правонарушениях.
Административная ответственность наступает, если правонарушение не влечет по
своему характеру за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной
ответственности.
К
специфическим
признакам
административного
правонарушения
относятся его антиобщественный характер, противоправность, виновность и наказуемость
деяния.
Признаки
административного
правонарушения
необходимо
отличать
от
его
юридического
состава.
При
наличии
административного
правонарушения
может
отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение к
административной
ответственности.
Признаками
состава
административного
правонарушения являются объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона.
Объектом
правонарушения
являются
общественные
отношения,
урегулированные
нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Субъектами
административного
правонарушения
являются
физические
и
юридические
лица.
Объективная
сторона административного
правонарушения
-
это
запрещенное
деяние.
Субъективная сторона - это психическое отношение субъекта к противоправному дей-
ствию или бездействию и его последствиям.[3]
1.
Административным
правонарушением
признается
противоправное,
виновное
действие
(бездействие)
физического
или
юридического
лица,
за
которое
настоящим
Кодексом
или
законами
субъектов
Российской
Федерации
об
административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
2.
Юридическое
лицо
признается
виновным
в
совершении
административного
правонарушения,
если
будет
установлено,
что
у
него
имелась
возможность
для
соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами
субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но
данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает
от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое
лицо,
равно как
и
привлечение
к
административной или
уголовной
ответственности
физического
лица
не
освобождает
от
административной
ответственности
за
данное
правонарушение юридическое лицо.(ст.2.1. КоАП РФ)[1]
Принято выделять следующие признаки административного правонарушения:
Деяние - акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход
улицы
на
красный
сигнал
светофора)
или
бездействием
(неявка
в
суд
для
исполнения обязанности присяжного заседателя);
Антиобщественный
характер
- посягательство
на
интересы
гражданина,
государства и общества;
Виновность
- аналогичная
уголовному
праву
конструкция
с
умыслом
и
неосторожностью;
Противоправность
- ситуация,
при
которой
объект
посягательства
не
только
представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и
охраняется правом.[4,с.724]
Административное
наказание
является
превентивной
мерой
и
имеет
преимущественно профилактические цели и, по нашему мнению, раннее используемый
термин « административное взыскание» больше отвечал своему предназначению.
1.
Административное
наказание
является
установленной
государством
мерой
ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в
целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем,
так и другими лицами.
2.
Административное
наказание
не
может
иметь
своей
целью
унижение
человеческого
достоинства
физического
лица,
совершившего
административное
правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда
деловой репутации юридического лица.(ст.3.1.КоАП РФ)[1]
За
совершение
административных
правонарушений
могут
устанавливаться
и
применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3)
конфискация
орудия
совершения
или
предмета
административного
правонарушения;
4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5) административный арест;
6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без гражданства;
7) дисквалификация;
8) административное приостановление деятельности;
9) обязательные работы;
10)
административный
запрет
на
посещение
мест
проведения
официальных
спортивных соревнований в дни их проведения.(ст.3.2.КоАП РФ)[1]
Заключение
Таким
образом,
административная
ответственность
-
это
форма
реагирования
государства
на
правонарушения,
которая
проявляется
в
применении
полномочными
органами
(должностными
лицами)
конкретных
административно-правовых
санкций
(административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по
отношению
к
виновным
лицам,
совершившим
правонарушения.
Административная
ответственность
обладает
признаками,
свойственными
юридической
ответственности
вообще, но в то же время и специфическими, характерными только для данного вида
ответственности.
Административная
ответственность
выражается
в
применении
административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное
правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему
административной ответственности.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от
30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.11.2018)
Учебная и научная литература
Учебники, монографии, брошюры
2. Киоть В.Я. //Административное право - М.: 2012. — 759 с.
3.Фомина О. И.. Правоведение: учеб. пособие / О. И. Фомина, Е. А. Старова;
СПбГАСУ. - СПб.,2015. - 88 с. 2015
Периодические издания
4.
Городнянская
К.
А.
Административная
ответственность
в
законодательстве
субъектов Российской Федерации: актуальные проблемы // Молодой ученый. — 2016. —
№8. — С. 724-725.
5.
Маркарян
П.К.
Понятие
административной
ответственности
в
науке
и
законодательстве //
Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал —2010. — №4 —
C.122-125.