Автор: Викторова Валентина Кирилловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №48 Золотой петушок"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие восприятия цвета в младших дошкольных группах с помощью набора психолога "Приоритет"
Раздел: дошкольное образование
Развитие восприятия цвета в младших дошкольных группах с
помощью набора психолога «Приоритет»
В каждом из детских садов к вопросу обучения детей распознаванию
основной массы цветов подходят по-разному. Исходя из практики, хочу
сказать, что половина детей, приходящих в детский сад, уже знает названия
спектра радуги, может комбинировать цвета, а половина находится на
стадии, когда они могут определить цвет, но не могут дать ему имя.
Заострения внимания на таком процессе не требуется. Воспитателю
нужно лишь с помощью упражнений показать ребёнку, какие цвета
существуют в спектре, какими игрушками они представлены и как они
называются. Отличным решением, помогающим воспринимать цвет,
является использование набора психолога «Приоритет» отечественного
производства. В нем воплотились все мои предпочтения – и по цвету, и по
форме, и по наполнению.
Одним из плюсов является изготовление практически всех деталей из
дерева – это не только плюс к экологичности набора, но и существенная
разгрузка для глаз. Нейтральные цвета позволяют мозгу лучше работать с
формами, а яркие цветовые акценты, одновременно присутствующие в
наборах, лишь заостряют внимание детей.
Из набора №1 я хочу отметить целый набор цветных машинок, с
помощью которых я провожу обучение младших групп. Отлично удаётся
совместная деятельность сразу с несколькими наборами. Например, из
набора с геометрическими фигурами дети берут детали того цвета, в который
окрашена их машинка, чтобы построить гараж. В дополнение к этому - при
конструировании города из деталей набора №1, появляются сооружения,
которые не предусматривались набором – пожарная часть (красные детали),
больница (синие детали). Таким образом, происходит развитие
аналитических способностей.
Набор №3 – это основной чемодан, который я использую на занятиях.
Яркие цилиндры и шайбы рядом с нейтральными деревянными оттенками –
отличная возможность обучать детей восприятию цвета. Мои просьбы
«Пользуйся только зелёными деталями» или «Возьми красные цилиндры и
жёлтые шайбы» направляют игру в нужное русло, позволяя игре приобретать
новые оттенки. Контрастные решения, используемые в наборе, также очень
помогают детям с ослабленным зрением. К настоящему времени в моих
группах таких детей двое, но это не мешает им играть вместе со всеми, и
даже одерживать больше побед, чем их сверстники. Я это связываю с
качественным подбором красок для элементов каждого из наборов.
Также можно просить детей самим регулировать игру. Из них
назначается один ведущий, напротив него усаживаются несколько
участников игры. Перед ними рассыпаны все цветные детали. Ведущий
говорит: «Синий цилиндр». Кто первый схватит деталь нужного цвета и
формы – тот получает одно очко. Игру можно усложнить с помощью
введения элементов математического подсчёта, когда используется чемодан
«Базовые математические навыки» из того же набора «Приоритет».
Восприятие цвета – один из главных навыков, которым должен
обладать дошкольник, когда он приходит в первый класс. Только правильное
развитие ребёнка в детском саду гарантирует его успех в будущем. С
помощью набора психолога «Приоритет» выполнить эту задачу очень легко –
в десятках самых различных упражнений можно включать элементы,
связанные с цветом.