Авторы: Спиридонова Ирина Анатольевна, Зайчикова Виктория Валерьевна
Должность: воспитатель п/к "Маяк", педагог-организатор
Учебное заведение: МОУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: подпроект
Тема: "Азбука дороги"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
ПРОЕКТ
«АЗБУКА ДОРОГИ»
Срок реализации 1 год
Разработала: Зайчикова Виктория Валерьевна,
педагог-организатор
Спиридонова Ирина Анатольевна, воспитатель
Пояснительная записка
1
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда
приходится
видеть
аварийные
ситуации
на
дорогах,
где
виновниками
являются
как
водители,
так
и
пешеходы,
среди
которых
есть
дети,
которые
играют
вблизи
дорог,
переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и
выходят из них. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к
автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся
на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед
машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не
в состоянии. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность
в быстроменяющейся дорожной обстановке. За каждой из дорожных трагедий – судьба
ребенка и горе родителей.
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и
здоровья
граждан
страны.
Сегодня,
когда
ребенок
с
раннего
детства
знакомится
со
сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его
обучения
основам
безопасного
поведения
на
улицах
и
дорогах,
необходимость
сознательного выполнения им требований Правил дорожного движения.
Особую роль в решении этой проблемы отводится учреждениям образования: детским
садам,
школам,
учреждениям
дополнительного
образования.
Избежать
опасностей
на
улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с
раннего
возраста,
подготовки
его
к
пожизненной
«профессии»
участника
движения,
пешехода. Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы обучения
детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ
ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно. Рост детского
дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные
пути решения указанной проблемы. Известно, что привычки, закреплённые в детстве,
остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности
дорожного
движения
является
профилактика
детского
дорожного
травматизма
в
дополнительных учреждениях. Изучение Правил дорожного движения, является одной из
главных задач на сегодняшний день.
Проблема детского
дорожно-транспортного
травматизма
по-прежнему
сохраняет
свою
актуальность.
Актуальностью
данного
подпроекта
является
то,
что
социальное
образование
начинается
со
знакомства
с
объектами
ближайшего
окружения,
с
которыми
ребенок
сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир. Ведь если опираться
на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для человека. В
связи
с
этим,
в
целях
предупреждения
детского
травматизма
проводится
профилактическая акция – реализация подпроекта «Азбука дороги», которая направлена
на обучении учащегося правильно вести себя в опасных ситуациях.
Новизна данного
проекта
заключается
в
том,
что
в
центре
воспитательного
процесса
находятся
учащиеся,
изучающие
Правила
дорожного
движения.
Д а н н ы й
ж е
п р о е к т
п о з в о л я е т
с и с т е м а т и ч е с к и
знакомить
с
обязанностями
пешеходов
и
пассажиров
доступно
и
понятно,
обучая
ребенка
правилам
безопасного
и
правопослушного
поведения
на
улицах,
дорогах
и
в
транспорте.
Уже
с
раннего
возраста
у
детей
необходимо
воспитывать
сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать
нормой поведения каждого человека. Правила дорожного движения являются важным
с р е д с т в о м
т р у д о в о г о
р е г у л и р о в а н и я
в
с ф е р е
дорожного
движения,
воспитания
его
участников
в
духе
ди с ц и п ли н ы ,
от в е т с т в е н н о с т и ,
в з а и м н о й
п р ед у с м от р и т е л ь н о с т и ,
в н и м а т е л ь н о с т и .
В ы п ол н е н и е
в с ех
т р е б о в а н и й
П р а в и л
д о р ож н о го
д в и ж е н и я
с о з д а е т
предпосылки
четкого
и
безопасного
движения
транспортных
средств
и
пешеходов по улицам и дорогам.
2
Особенность
подпроекта
«Азбука
дороги»
заключается
в
создании
условий
для
формирования
безопасного
образовательного
пространства
при
взаимодействии
с
сотрудниками ГИБДД и ГБУЗ ЯНАО «Надымская ССМП»,
ДОСААФ г. Надым
«Азбука
дороги» направлен на формирование у детей и подростков культуры
поведения
на
дорогах,
гражданской
ответственности
и
правового
самосознания,
отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной
адаптации
во
всевозрастающем
процессе
автомобилизации
страны.
Проводимые
мероприятия
позволяют
сформировать
совокупность
устойчивых
форм
поведения
на
дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и
навыки пропагандисткой работы.
Цель: Формирование у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и
дорогах.
Задачи:
Образовательные
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и
осознанное к ним отношения;
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного
движения;
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи
Развивающие
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать
развитию
у
учащегося
такого
умения,
как
быстрота
реакции,
внимательность,
наблюдательность,
зрительное
и
слуховое
восприятие,
логическое
мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные
воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на
дороге;
вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному
здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Подпроект составлен по трем основным видам деятельности:
обучение
детей
теоретическим
знаниям:
правилам
дорожного
движения
и
безопасного поведения на улице;
творческие
работы
учащихся
(изучение
тематических
иллюстраций,
плакатов,
слайдов
и
выполнение
заданий,
развивающих
их
познавательные
способности,
необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая
отработка
координации
движений,
двигательных
умений
и
навыков
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Основные принципы реализации программы:
1.
Принцип
индивидуального
и
дифференцированного
подхода
предполагает
учёт
личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического
развития.
2.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст учащегося,
тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного
поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной
информацией
взрослых,
обращающих
внимание
на
светофор,
пешеходный
переход,
опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны
знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется
стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо
3
одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо
воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и
навыки безопасного поведения.
5 . Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в
обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение
этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного
движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так
как неправильные действия пешехода на улице и дороге опасны и для него самого, и для
окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется
при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания
нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации
Реализация
данного проекта
«Азбука
дороги»
позволит
обучающимся
получить
систематизированное
представление
об
опасностях
на
дороге
и
о
прогнозировании
опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и
выработать
алгоритм
безопасного
поведения
с
учетом
своих
возможностей.
Проект
предполагает
групповые
занятия
и
индивидуальные,
а
также
проведение
массовых
мероприятий. Он уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и
подростков
и
с
этой
целью
используются
такие формы проведения
занятий,
как
выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, тематические занятия,
просмотр
видеофильмов,
встреча
с
работниками
ГИБДД,
ДОСААФ,
медицинскими
работниками, конкурс, викторина, игра, экскурсии, изготовление наглядных буклетов и
выпуск стенгазет.
Данный проект «Азбука безопасности» по безопасности дорожного движения для детей
целесообразно проводить по пяти направлениям:
• Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование
комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
• Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения,
представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть
дисциплинированным и сосредоточенным.
• Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения
на
улицах
и
дорогах,
формирование
общих
регуляторов
социального
поведения,
позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в
будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
•
Методическое
–
методическое
обеспечение
деятельности
субъектов
профилактики
ДДТТ.
• Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения
программы профилактики ДДТТ.
Методы и средства обучения
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные
–
показ
иллюстрационных
пособий,
плакатов,
схем,
зарисовок
на
доске,
стендов, видеофильмов.
Практические
–
выполнение
практических
заданий
в
тетрадях,
игровые
ситуации,
с
помощью
которых
проверяется
знание
Правил
дорожного
движения,
решение
задач,
кроссвордов,
тестирование,
экскурсии
по
городу
с
целью
изучения
программного
материала. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и посторенние
пройденного материала.
Срок реализации программы 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего
36 часов.
Возраст воспитанников: 8 – 14 лет
4
Подпроект
«Азбука
безопасности»
разработан
в
рамках
Федеральный
закон
"О
безопасности
дорожного
движения"
от
10.12.1995
N
196-ФЗ,
Федеральный
закон
"О
безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ, «Правила дорожного движения РФ» (последняя
редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, тематические задачи и
комментарии к ним, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.
В результате обучения учащиеся должны знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения РФ;
общие положения Правил дорожного движения РФ;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
Учащиеся должны уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных
происшествиях
иметь навыки:
дисциплины,
осторожности,
безопасного
движения
как
пешехода,
пассажира,
велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся
должны
сформировать
такие
качества,
как
самостоятельность,
аккуратность,
дисциплинированность, ответственность.
Предполагаемый результат:
Сформировать навыки спокойного, уверенного, безопасного поведения на дорогах
Правильно объяснить пешеходам, как безопасно переходить улицу или дорогу и как
надо вести себя в общественном транспорте.
Оказывать неотложную медицинскую помощь.
Систематизировать знания по ПДД
Участвовать в институциональных, муниципальных мероприятиях по ПДД.
Уметь свободно пользоваться дорожной лексикой: автодорога, шоссе, проезжая
часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая,
пешеходный переход, перекресток, светофор
5