Напоминание

"Лес, полный чудес" (природа Новосибирской области)


Автор: Дёмина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ - детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: р.п. Краснообск Новосибирский район Новосибирская область
Наименование материала: Сценарий образовательной деятельности
Тема: "Лес, полный чудес" (природа Новосибирской области)
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЧЕБУРАШКА»

Сценарий образовательной деятельности

(средняя группа)

Тема: «Лес, полный чудес» /природа Новосибирской области/

Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Дёмина Светлана Владимировна

Интеграция

видов

деятельности: игровая,

познавательно – исследовательская деятельность,

коммуникативная,

восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструктивная, музыкальная, двигательная)

Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):

Формировать реалистические представления у детей о природе родного края, знакомить с растительным миром

Новосибирской области (деревья – ель, сосна, береза; кустарники – шиповник; растения – купальница,

медуница, папоротники).

Формировать представления о разнообразии растений, их внешнем виде, местах произрастания; той пользе,

которую они приносят людям и животным.

Формировать умение классифицировать объекты природного мира.

Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):

Развивать

внимание,

память,

мышление,

наблюдательность;

побуждать

детей

высказывать

собственное

суждение.

Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, любознательность.

Развивать умение понимать нравственный смысл пословицы.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей (давать полные ответы на вопросы).

Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):

Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе, любовь к малой родине.

Способствовать развитию коммуникативных навыков,

желание действовать вместе со сверстниками, получая

удовольствие от совместной деятельности.

Планируемый результат:

Умение слушать, проявлять активность и устойчивый интерес к различным видам совместной деятельности:

игровой, коммуникативной.

Бережное отношение к растениям, проявление интереса к природе родного края, умение замечать красоту

родной земли.

Умение классифицировать объекты.

Средства, оборудование, материалы:

наглядные (демонстрационный материал):

- иллюстрации с изображением природы родного края, растений НСО (деревья – ель, сосна, береза; кустарники –

шиповник; растения – купальница, медуница, папоротники). ;

- иллюстрации с изображением ядовитых грибов и ягод;

музыкально-литературные:

художественная литература:

- пословицы: ««Лес – наше богатство»; «Лес это зеленый наряд земли»;

- стихи о природе;

- загадка про лес;

- аудиозапись песни «Голоса птиц в лесу, шум ветра, журчание ручейка»; песня про солнышко «Скачет по полям».

раздаточные материалы:

- разрезные картинки с изображением растений НСО (деревья – ель, сосна, береза; кустарники – шиповник; растения –

купальница, медуница, папоротники);

Предварительная работа:

Чтение познавательной литературы: Т.А.Шорыгина «Цветы. Какие они?»; Т.А.Шорыгина «Травы. Какие они?»;

И.В.Гурина «Как появляется цветок»

Рассматривание иллюстраций в книгах о растениях нашего края;

Отгадывание загадок про деревья, цветы, ягоды;

Д/игры «Что лишнее», «Угадай по писанию», «Доскажи словечко»; «Сложи картинку»

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап

образовательной

деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

.

Вводная часть

Организационный

момент

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Хорошо, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, но куда, вы

должны догадаться сами…

Загадка про лес:

Елки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченный – до небес!

Называют его … (лес)

Д е т и

о т г а д ы в а ю т

загадку.

Проблемная

с и т у а ц и я (или

мотивация)

и

п о с т а н о в к а

и

принятие

де т ь ми

цели

образовательной

деятельности

- Путешествие будет необычным, мы с вами будем не только любоваться красотой,

но еще и зарисовывать, то, что увидим. А когда вернемся обратно, ваши рисунки

вы сможете показать своим родителям. Вы согласны?

-

Тогда

нам

нужно

взять

будет

с

собой

блокноты,

карандаши

и

«хорошее

настроение»!

П р и н я т и е

д е т ь м и

поставленной цели.

2

.

Основная часть

Проектирование

решений

проблемной

ситуации,

актуализация

знаний,

или

начало

выполнения

действий по задачам

образовательной

деятельности

«Открытие»

детьми

н о в ы х

з н а н и й ,

- Давайте вместе проговорим волшебные слова: «Ты на месте покружись, в

лесу чудесном окажись!»

Вот и тропинка лесная, по которой мы пойдем в “лес»… / Звучит аудиозапись

«Голоса птиц в лесу, шум ветра, журчание ручейка», воспитатель обращает

внимание детей на иллюстрации, на которых изображены пейзажи родного края,

разные деревья/.

- Скажите, а что такое лес? (Что там растет, кто там живет?)

- А теперь, давайте вспомним и проговорим правила поведения на природе (если

дети затрудняются, взрослый сам показывает природоохранные значки).

Проговаривают

«волшебные

слова»,

принимают

игровую

ситуацию.

Дети

вспоминают

и

н а з ы в а ю т

п р а в и л а

поведения в лесу.

Ответы,

предположения

детей

на вопрос воспитателя.

.

способа действий

- Послушайте, как красиво говорит о лесе русский народ, какие пословицы и

поговорки он сложил. Люди говорят: «Лес – наше богатство». Как вы думаете,

почему родилась эта пословица?

- А еще говорят так: «Лес – это зеленый наряд Земли». Там, где лес, там всегда

чистый воздух. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы,

ягоды.

-Для чего лес людям нужен?

- Хорошо, давайте проверим, как вы знаете названия деревьев нашего края.

Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением березового леса.

- Что это за деревья? Березу еще называют белоствольной красавицей, символом

России.

-Какой формы листья у березы?

Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию соснового бора.

Идем дальше, посмотрите, в какой лес мы теперь зашли?

- Что это за деревья? У сосны есть листья? /вместо листьев растут хвоинки/.

- Что растет на сосне? /какой формы шишки/

Лес, в котором растет много сосен, называется сосновый бор. В нашей области, в

Ордынском районе, есть Караканский заповедник – очень красивый сосновый бор,

где растет много грибов и ягод, живут разные звери и птицы.

-Что это за деревья?

- Чем отличаются сосна от ели? /хвоинки короче, шишки длиннее/

-А теперь, давайте, зарисуем, чтобы не забыть, чем отличаются эти деревья.

.

Рассматривают

иллюстрации,

отвечают

на вопросы

воспитателя,

сравнивают,

анализируют.

Д е т и

с х е м а т и ч н о

зарисовывают

в

свои

б л о к н о т ы

в е т о ч к и

д е р е в ь е в

/ б е р е з ы ,

Сначала нарисуем веточку березу – на ней что растет? (листья); затем нарисуем

веточку сосны, на ней что растет? (длинные хвоинки и небольшие шишки); теперь

нарисуем веточку ели, на ней растут? (тоже хвоинки, но короткие, а шишки –

длинные).

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением

кустарника шиповника, плодов шиповника.

-Ребята, посмотрите, а это что такое? /Если дети затрудняются с ответом, взрослый

сам называет его/. Плоды шиповника очень полезны, осенью, зимой и весной в

нашем детском саду вы пьете отвар шиповника, в котором очень много витаминов.

-Чем отличается кустарник от дерева?/Если требуется помощь, взрослый сам

называет отличия/. Итак, теперь мы знаем, что у дерева есть один ствол, ветви,

листья или хвоя, плоды /шишки/. У кустарника много стволов, ветви, плоды, он

не высокий, а деревья вырастают высокие.

- Давайте зарисуем кустарник и плоды - ягоды шиповника /схематично/.

Физкультурная минутка: «Солнышко»

Воспитатель обращает внимание детей на цветок медуницы:

- Ребята, как вы думаете, почему пчелок не видно возле цветка?

- Весной, когда листики еще только распускаются на деревьях, начинают цвести

медуницы /показывает изображение растения/.

Медуница – один из первых

медоносов. Всех (людей, шмелей, бабочек) привлекает броский внешний вид и

ароматный медовый запах нагретого солнцем цветка.

- Видели вы их в лесу? Сейчас я расскажу вам маленькую тайну этого цветка. По

окраске цвета бутончиков медуницы, пчелы сразу определяют, есть в них мед или

нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед

сосны,

ели;

кустарник

шиповника,

цветочные

растения/

Дети рассказывают, чем

отличаются

кустарник

от дерева.

Выполняют физические

у п р а ж н е н и я

в

с о о т в е т с т в и и

с о

словами текста.

Ответы, предположения

на вопрос воспитателя.

накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Поэтому и

пчела не подлетает к синим цветам.

- Идем дальше, посмотрите,

какие яркие цветы растут! / изображение растения

купальницы/, может быть кто-нибудь, знает, как они называются?

- Это растение имеет разные названия /жарки, огоньки и другие/. Очень любит

расти, где много влаги и тени. Но иногда растет и на лугах.

- Ребята, а можно срывать эти растения? /Нельзя, это растение занесено в Красную

книгу, растение очень редкое!/

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

- Лес становится все гуще, и растения тут уже совсем другие!

- Воспитатель обращает внимание детей на другое растение /изображение

папоротника/.

-Вы знаете, как оно называется? Эти растения,- папоротники, очень древние,

появились очень давно, с возникновением жизни на земле. Сначала они были

гигантского размера, но со временем, они изменились, и теперь, имеют такой вид.

Листья папоротника напоминаю крыло, перо птицы, у этого растения тоже много

других старинных названий: разрыв-трава, жар-трава и другие. Сейчас это

растение люди выращивают в своих цветниках для украшения. На нашем участке

тоже есть такое растение.

- Чтобы вы запомнили, как выглядят эти растения, нужно их схематично

зарисовать. /Медуница – стебелек и соцветие из разноцветных маленьких

цветочков; Купальница – стебелек и наверху цветок оранжевого цвета;

Папоротник – у него нет цветка, только листья, похож на маленький кустик/

Дети высказывают свои

предположения.

Участие

в

игре

«Что

лишнее?»

- Предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее?»

Д/игра «Что лишнее?»

Задачи: упражнять детей в умении находить из ряда слов лишнее по какому-то

признаку.

- Береза, сосна, ель, медуница;

-Шиповник, купальница, медуница, ромашка;

-Сосна, дуб, береза, рябина.

- Вы молодцы, хорошо отвечали, не нарушали правил поведения в лесу. Но пора

возвращаться назад. Давайте вместе проговорим волшебные слова: «Ты на месте

покружись, снова в группе окажись».

Проговаривают

«волшебные слова» .

Самостоятельное

применение

нового

на практике,

либо

актуализация

у ж е

и м е ю щ и х с я

знаний,

представлений,

(выполнение

работы)

Воспитатель обращает внимание детей на конверт: «Что же это за письмо?»

/уточняет у детей, от кого оно может быть, обращает внимание, что на конверте

изображена «Лесная сорока», подводит к пониманию, что письмо из леса/

Открывает конверт, оттуда высыпаются картинки из игры «Сложи картинку».

- Ребята, я думаю, что это «Лесная сорока» хотела проверить, как вы запомнили

названия и внешний вид растений, которые вы увидели в чудесном лесу.

Далее воспитатель предлагает по подгруппам собрать картинку и назвать, что это

за растение. Проверяет выполненные задания.

Д/игра «Сложи картинку».

Задачи:

упражнять

в

умении

собирать

целое

из

частей,

развивать

внимание,

закреплять названия растений

Рассматривают конверт,

в ы с к а з ы в а ю т

с в о и

мысли.

Участие детей в играх

(по подгруппам).

Детям раздаются

детали, из которых они

выкладывают

общую

картинку героя сказки.

3

.

Заключительная часть

Итог

образовательной

деятельности.

Систематизация

знаний

-Ребята, вам понравилось путешествие?

- Где мы побывали, что увидели?

- Что вы узнали нового?

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что деревья, кустарники, цветы –

это все растения!

- Чем отличаются растения между собой? /по форме, величине, окраске, строению/

- Что общего? /всем нужен свет, вода, земля/

Воспитатель еще раз напоминает, как важно беречь лес, бережно относиться ко

всему живому: «Лес – наше богатство, берегите его!»

О т в е т ы

д е т е й

н а

вопросы

воспитателя,

анализируют,

закрепляют

усвоенный

м а т е р и а л .

Д е л а ю т

обобщения.

Рефлексия

- Ребята, вы сегодня не только побывали в путешествии, но еще

побывали

художниками,

на

память

о

нашем

путешествии

у

вас

останутся

блокноты

с

зарисовками.

-А какое настроение у вас было в пути?

- Я вам подарю по «Солнышку» /картинка/, а вы приклейте его на блокнотик и

дорисуйте, необходимые детали. Если вам все понравилось, ваше «Солнышко»

будет улыбаться.

Звучит аудиозапись песни про солнышко «Скачет по полям».

Продуктивная

деятельность детей.



В раздел образования