Автор: Дёмина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ - детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: р.п. Краснообск Новосибирский район Новосибирская область
Наименование материала: Сценарий образовательной деятельности
Тема: "Лес, полный чудес" (природа Новосибирской области)
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЧЕБУРАШКА»
Сценарий образовательной деятельности
(средняя группа)
Тема: «Лес, полный чудес» /природа Новосибирской области/
Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Дёмина Светлана Владимировна
Интеграция
видов
деятельности: игровая,
познавательно – исследовательская деятельность,
коммуникативная,
восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструктивная, музыкальная, двигательная)
Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):
Формировать реалистические представления у детей о природе родного края, знакомить с растительным миром
Новосибирской области (деревья – ель, сосна, береза; кустарники – шиповник; растения – купальница,
медуница, папоротники).
Формировать представления о разнообразии растений, их внешнем виде, местах произрастания; той пользе,
которую они приносят людям и животным.
Формировать умение классифицировать объекты природного мира.
Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):
Развивать
внимание,
память,
мышление,
наблюдательность;
побуждать
детей
высказывать
собственное
суждение.
Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, любознательность.
Развивать умение понимать нравственный смысл пословицы.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей (давать полные ответы на вопросы).
Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):
Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе, любовь к малой родине.
Способствовать развитию коммуникативных навыков,
желание действовать вместе со сверстниками, получая
удовольствие от совместной деятельности.
Планируемый результат:
Умение слушать, проявлять активность и устойчивый интерес к различным видам совместной деятельности:
игровой, коммуникативной.
Бережное отношение к растениям, проявление интереса к природе родного края, умение замечать красоту
родной земли.
Умение классифицировать объекты.
Средства, оборудование, материалы:
наглядные (демонстрационный материал):
- иллюстрации с изображением природы родного края, растений НСО (деревья – ель, сосна, береза; кустарники –
шиповник; растения – купальница, медуница, папоротники). ;
- иллюстрации с изображением ядовитых грибов и ягод;
музыкально-литературные:
художественная литература:
- пословицы: ««Лес – наше богатство»; «Лес это зеленый наряд земли»;
- стихи о природе;
- загадка про лес;
- аудиозапись песни «Голоса птиц в лесу, шум ветра, журчание ручейка»; песня про солнышко «Скачет по полям».
раздаточные материалы:
- разрезные картинки с изображением растений НСО (деревья – ель, сосна, береза; кустарники – шиповник; растения –
купальница, медуница, папоротники);
Предварительная работа:
Чтение познавательной литературы: Т.А.Шорыгина «Цветы. Какие они?»; Т.А.Шорыгина «Травы. Какие они?»;
И.В.Гурина «Как появляется цветок»
Рассматривание иллюстраций в книгах о растениях нашего края;
Отгадывание загадок про деревья, цветы, ягоды;
Д/игры «Что лишнее», «Угадай по писанию», «Доскажи словечко»; «Сложи картинку»
Технологическая карта образовательной деятельности
Этап
образовательной
деятельности
Ход образовательной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
1
.
Вводная часть
Организационный
момент
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Хорошо, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, но куда, вы
должны догадаться сами…
Загадка про лес:
Елки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченный – до небес!
Называют его … (лес)
Д е т и
о т г а д ы в а ю т
загадку.
Проблемная
с и т у а ц и я (или
мотивация)
и
п о с т а н о в к а
и
принятие
де т ь ми
цели
образовательной
деятельности
- Путешествие будет необычным, мы с вами будем не только любоваться красотой,
но еще и зарисовывать, то, что увидим. А когда вернемся обратно, ваши рисунки
вы сможете показать своим родителям. Вы согласны?
-
Тогда
нам
нужно
взять
будет
с
собой
блокноты,
карандаши
и
«хорошее
настроение»!
П р и н я т и е
д е т ь м и
поставленной цели.
2
.
Основная часть
Проектирование
решений
проблемной
ситуации,
актуализация
знаний,
или
начало
выполнения
действий по задачам
образовательной
деятельности
«Открытие»
детьми
н о в ы х
з н а н и й ,
- Давайте вместе проговорим волшебные слова: «Ты на месте покружись, в
лесу чудесном окажись!»
Вот и тропинка лесная, по которой мы пойдем в “лес»… / Звучит аудиозапись
«Голоса птиц в лесу, шум ветра, журчание ручейка», воспитатель обращает
внимание детей на иллюстрации, на которых изображены пейзажи родного края,
разные деревья/.
- Скажите, а что такое лес? (Что там растет, кто там живет?)
- А теперь, давайте вспомним и проговорим правила поведения на природе (если
дети затрудняются, взрослый сам показывает природоохранные значки).
Проговаривают
«волшебные
слова»,
принимают
игровую
ситуацию.
Дети
вспоминают
и
н а з ы в а ю т
п р а в и л а
поведения в лесу.
Ответы,
предположения
детей
на вопрос воспитателя.
.
способа действий
- Послушайте, как красиво говорит о лесе русский народ, какие пословицы и
поговорки он сложил. Люди говорят: «Лес – наше богатство». Как вы думаете,
почему родилась эта пословица?
- А еще говорят так: «Лес – это зеленый наряд Земли». Там, где лес, там всегда
чистый воздух. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы,
ягоды.
-Для чего лес людям нужен?
- Хорошо, давайте проверим, как вы знаете названия деревьев нашего края.
Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением березового леса.
- Что это за деревья? Березу еще называют белоствольной красавицей, символом
России.
-Какой формы листья у березы?
Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию соснового бора.
Идем дальше, посмотрите, в какой лес мы теперь зашли?
- Что это за деревья? У сосны есть листья? /вместо листьев растут хвоинки/.
- Что растет на сосне? /какой формы шишки/
Лес, в котором растет много сосен, называется сосновый бор. В нашей области, в
Ордынском районе, есть Караканский заповедник – очень красивый сосновый бор,
где растет много грибов и ягод, живут разные звери и птицы.
-Что это за деревья?
- Чем отличаются сосна от ели? /хвоинки короче, шишки длиннее/
-А теперь, давайте, зарисуем, чтобы не забыть, чем отличаются эти деревья.
.
Рассматривают
иллюстрации,
отвечают
на вопросы
воспитателя,
сравнивают,
анализируют.
Д е т и
с х е м а т и ч н о
зарисовывают
в
свои
б л о к н о т ы
в е т о ч к и
д е р е в ь е в
/ б е р е з ы ,
Сначала нарисуем веточку березу – на ней что растет? (листья); затем нарисуем
веточку сосны, на ней что растет? (длинные хвоинки и небольшие шишки); теперь
нарисуем веточку ели, на ней растут? (тоже хвоинки, но короткие, а шишки –
длинные).
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением
кустарника шиповника, плодов шиповника.
-Ребята, посмотрите, а это что такое? /Если дети затрудняются с ответом, взрослый
сам называет его/. Плоды шиповника очень полезны, осенью, зимой и весной в
нашем детском саду вы пьете отвар шиповника, в котором очень много витаминов.
-Чем отличается кустарник от дерева?/Если требуется помощь, взрослый сам
называет отличия/. Итак, теперь мы знаем, что у дерева есть один ствол, ветви,
листья или хвоя, плоды /шишки/. У кустарника много стволов, ветви, плоды, он
не высокий, а деревья вырастают высокие.
- Давайте зарисуем кустарник и плоды - ягоды шиповника /схематично/.
Физкультурная минутка: «Солнышко»
Воспитатель обращает внимание детей на цветок медуницы:
- Ребята, как вы думаете, почему пчелок не видно возле цветка?
- Весной, когда листики еще только распускаются на деревьях, начинают цвести
медуницы /показывает изображение растения/.
Медуница – один из первых
медоносов. Всех (людей, шмелей, бабочек) привлекает броский внешний вид и
ароматный медовый запах нагретого солнцем цветка.
- Видели вы их в лесу? Сейчас я расскажу вам маленькую тайну этого цветка. По
окраске цвета бутончиков медуницы, пчелы сразу определяют, есть в них мед или
нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед
сосны,
ели;
кустарник
шиповника,
цветочные
растения/
Дети рассказывают, чем
отличаются
кустарник
от дерева.
Выполняют физические
у п р а ж н е н и я
в
с о о т в е т с т в и и
с о
словами текста.
Ответы, предположения
на вопрос воспитателя.
накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Поэтому и
пчела не подлетает к синим цветам.
- Идем дальше, посмотрите,
какие яркие цветы растут! / изображение растения
купальницы/, может быть кто-нибудь, знает, как они называются?
- Это растение имеет разные названия /жарки, огоньки и другие/. Очень любит
расти, где много влаги и тени. Но иногда растет и на лугах.
- Ребята, а можно срывать эти растения? /Нельзя, это растение занесено в Красную
книгу, растение очень редкое!/
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- Лес становится все гуще, и растения тут уже совсем другие!
- Воспитатель обращает внимание детей на другое растение /изображение
папоротника/.
-Вы знаете, как оно называется? Эти растения,- папоротники, очень древние,
появились очень давно, с возникновением жизни на земле. Сначала они были
гигантского размера, но со временем, они изменились, и теперь, имеют такой вид.
Листья папоротника напоминаю крыло, перо птицы, у этого растения тоже много
других старинных названий: разрыв-трава, жар-трава и другие. Сейчас это
растение люди выращивают в своих цветниках для украшения. На нашем участке
тоже есть такое растение.
- Чтобы вы запомнили, как выглядят эти растения, нужно их схематично
зарисовать. /Медуница – стебелек и соцветие из разноцветных маленьких
цветочков; Купальница – стебелек и наверху цветок оранжевого цвета;
Папоротник – у него нет цветка, только листья, похож на маленький кустик/
Дети высказывают свои
предположения.
Участие
в
игре
«Что
лишнее?»
- Предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее?»
Д/игра «Что лишнее?»
Задачи: упражнять детей в умении находить из ряда слов лишнее по какому-то
признаку.
- Береза, сосна, ель, медуница;
-Шиповник, купальница, медуница, ромашка;
-Сосна, дуб, береза, рябина.
- Вы молодцы, хорошо отвечали, не нарушали правил поведения в лесу. Но пора
возвращаться назад. Давайте вместе проговорим волшебные слова: «Ты на месте
покружись, снова в группе окажись».
Проговаривают
«волшебные слова» .
Самостоятельное
применение
нового
на практике,
либо
актуализация
у ж е
и м е ю щ и х с я
знаний,
представлений,
(выполнение
работы)
Воспитатель обращает внимание детей на конверт: «Что же это за письмо?»
/уточняет у детей, от кого оно может быть, обращает внимание, что на конверте
изображена «Лесная сорока», подводит к пониманию, что письмо из леса/
Открывает конверт, оттуда высыпаются картинки из игры «Сложи картинку».
- Ребята, я думаю, что это «Лесная сорока» хотела проверить, как вы запомнили
названия и внешний вид растений, которые вы увидели в чудесном лесу.
Далее воспитатель предлагает по подгруппам собрать картинку и назвать, что это
за растение. Проверяет выполненные задания.
Д/игра «Сложи картинку».
Задачи:
упражнять
в
умении
собирать
целое
из
частей,
развивать
внимание,
закреплять названия растений
Рассматривают конверт,
в ы с к а з ы в а ю т
с в о и
мысли.
Участие детей в играх
(по подгруппам).
Детям раздаются
детали, из которых они
выкладывают
общую
картинку героя сказки.
3
.
Заключительная часть
Итог
образовательной
деятельности.
Систематизация
знаний
-Ребята, вам понравилось путешествие?
- Где мы побывали, что увидели?
- Что вы узнали нового?
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что деревья, кустарники, цветы –
это все растения!
- Чем отличаются растения между собой? /по форме, величине, окраске, строению/
- Что общего? /всем нужен свет, вода, земля/
Воспитатель еще раз напоминает, как важно беречь лес, бережно относиться ко
всему живому: «Лес – наше богатство, берегите его!»
О т в е т ы
д е т е й
н а
вопросы
воспитателя,
анализируют,
закрепляют
усвоенный
м а т е р и а л .
Д е л а ю т
обобщения.
Рефлексия
- Ребята, вы сегодня не только побывали в путешествии, но еще
побывали
художниками,
на
память
о
нашем
путешествии
у
вас
останутся
блокноты
с
зарисовками.
-А какое настроение у вас было в пути?
- Я вам подарю по «Солнышку» /картинка/, а вы приклейте его на блокнотик и
дорисуйте, необходимые детали. Если вам все понравилось, ваше «Солнышко»
будет улыбаться.
Звучит аудиозапись песни про солнышко «Скачет по полям».
Продуктивная
деятельность детей.