Напоминание

Познавательное развитие старших дошкольников средствами бумажной пластики


Автор: Таран Елена Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 65 Приморского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательное развитие старших дошкольников средствами бумажной пластики
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Тема

мастер-класса:

«Познавательное

развитие

старших

дошкольников

средствами

бумагопластики».

Информационная карта мастер-класса:

Цель: приобретение новых и совершенствование имеющихся компетентностей педагогов

ДОУ в области применения бумагопластики для познавательного развития детей

Задачи:

повысить профессиональное мастерство педагогов ДОУ посредством использования

бумагопластики для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;

познакомить участников мастер-класса с опытом использования бумагопластики и ее

применением на практике в совместной деятельности педагога с детьми;

способствовать

развитию

профессионально-творческой

активности

педагога,

путем

создания условий для индивидуальной работы.

Способы

решения

задач: сообщение об актуальности опыта, презентация коллекции

детских работ, практическая работа с педагогами.

Ожидаемые результаты:

1.

Практическое

освоение

педагогами

способами

бумагопластики,

предлагаемых

на

мастер-классе.

2.

Повышение

уровня

профессиональной

компетентности

педагогов

в

области

познавательного развития дошкольников.

3.

Рост

мотивации

участников

мастер-класса

к

формированию

собственного

стиля

творческой деятельности.

Факторы,

способствующие

эффективности

мастер-класса: заинтересованность

педагогов темой мастер-класса, активная деятельность участников.

Опыт работы, представленный на мастер-классе может быть использован в практической

деятельности воспитателя ДОУ при организации совместной деятельности с детьми старшего

дошкольного возраста.

Оборудование: проектор, столы и стулья для участников мастер-класса

Раздаточный материал: цветная двухсторонняя бумага, ножницы, клей, кисточки для

клея, листы бумаги с шаблоном, обрезки цветной бумаги, фломастеры, карандаши, цветные

мелки.

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

Познавательно развитие – это одна из основных образовательных областей в развитии

ребёнка. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности

и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о

себе,

других

людях,

объектах

окружающего

мира,

о

свойствах

и

отношениях

объектов

окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях

нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме

людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Очень важна самостоятельная познавательная деятельность детей, в процессе которой

развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном

экспериментировании с различными материалами. Делая всевозможные поделки из бумаги,

ребенок получает возможность самореализации.

Бумагопластика:

-

развивает

у

детей

способность

работать

руками

под

контролем

сознания,

у

них

совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,

- происходит развитие глазомера.

-

работа

с

бумагой

способствует

концентрации

внимания,

так

как

заставляет

сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

-

в

развитии

конструктивного

мышления

детей

их

творческого

воображения,

художественного вкуса.

- она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен

запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат,

треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

-

активизирует

мыслительные

процессы.

В

процессе

конструирования

у

ребенка,

возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со

словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение

действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Итак, что же такое бумагопластика?

Это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на

плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Другими словами,

бумагопластка – это искусство художественного моделирования из бумаги.

Бумажная

пластика-это

по

сути

дела

художественное

конструирование

из

бумаги, в

котором

новые

художественные

образы,

конструкции,

модели

создаются

из

достаточно

«послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала - бумаги.

С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства. Существуют самые

различные виды бумагопластики, с которыми многие педагоги уже хорошо знакомы. Примеры

некоторых из них представлены на слайдах

Виды бумагопластики:.

1. Объемная аппликация.

- скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;

- скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.

2. Квиллинг.

3. Киригами.

4. Папье-маше.

5. Торцевание.

- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);

-

плоскостное

(торцовки

располагаются

плотно

друг

к

другу

по

всей

поверхности

рисунка);

- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа,

что позволяет создать объёмное изображение;

- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

6. Оригами.

7. Модульное оригами.

Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности: - так

как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы. Поэтому надо с

самого

начала

научить

детей

простейшим

приёмам

работы

с

бумагой.

Воспроизведения

действий показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией. Ему

приходится

постоянно

думать,

соразмерять

свои

действия,

следить,

чтобы

при

сгибании

противоположные

стороны

и

углы

совпадали.

При

слабой

ещё

координации

мелкой

мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого

и мыслительного напряжения.

Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их

существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Шестилетний ребёнок

может

многое.

Но

не

следует,

и

переоценивать

его

умственные

возможности.

Тип

его

мышления специфичен и во многом зависит от эмоций ребёнка. А делать игрушки самому из

бумаги и сравнивать с тем, что получилось у других намного интереснее.

Благодаря

конструированию

ребёнок

отделяет

свойство

предмета

от

него

самого.

Свойства

или

признаки

предмета

становятся

для

ребёнка

объектом

специального

рассмотрения.

Названные

словом,

они

превращаются

в

категории

познавательной

деятельности.

Таким

образом,

в

деятельности

ребёнка-дошкольника

возникают

категории

величины,

формы,

цвета,

пространственных

отношений.

Ребёнок

начинает

видеть

мир

в

категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием

предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер,

ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. Создание простого

самолетика из бумаги, ветровичка или веера помогает детям в проведении простых опытов с

воздухом. Например, ощутить давление воздуха при помощи веера. Не стоит забывать про

самые простые опыты с бумагой, благодаря которым дети узнают о свойствах бумаги. (слайд

8)

Основная часть.

В качестве примера использования бумагопластики предлагаю вам сделать открытки к 23

февраля в технике киригами.

Пошаговое изготовление открытки.

Для

начала,

нам

необходимо,

взять

лист

с

распечаткой

на

нем

корабля.

Обратите

внимание, что у нашего корабля есть сплошные линии и прерывистые.

У нашего корабля, мы с вами закрашиваем фломастером или карандашом все окошечки.

Выбрать можно любой понравившийся цвет.

Закрасив, окошки мы складываем лист бумаги пополам (прямо по центральной линии)

рисунком наружу.

Сложив

пополам,

берем

ножницы

и

делаем

надрезы

по

сплошным

линиям.

Затем,

сгибаем надрезанные детали по прерывистым линиям.

Откладываем в сторону нашу заготовку и берем лист двусторонней синей бумаги. По

краям нашего синего листа наносим клей. Затем берем заготовку с кораблем и накладываем

рисунком вверх на синий лист с клеем. Придерживаем, для того, что клей подсох.

Берем, получившийся двойной лист с кораблем и сгибаем пополам, изображением во

внутрь.

Пишем в углу красивые цифры 2 и 3. Наша открытка готова.

Заключительная часть.

Таким

образом

в

процессе

изготовления

открытки

дети

познакомились

с

морской

техникой,

ее

строением

(палуба,

корма,

иллюминаторы

и

т.п.),

усовершенствовали

свою

мелкую

моторику.

Такие

открытки

с

разнообразной

тематикой

можно

делать

на

любые

праздники. Они просты в изготовлении, но вызывают интерес у детей и родителей.

Закончить хочется словами В.А. Сухомлинского:

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев».



В раздел образования