Автор: Таран Елена Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 65 Приморского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательное развитие старших дошкольников средствами бумажной пластики
Раздел: дошкольное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Тема
мастер-класса:
«Познавательное
развитие
старших
дошкольников
средствами
бумагопластики».
Информационная карта мастер-класса:
Цель: приобретение новых и совершенствование имеющихся компетентностей педагогов
ДОУ в области применения бумагопластики для познавательного развития детей
Задачи:
повысить профессиональное мастерство педагогов ДОУ посредством использования
бумагопластики для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;
познакомить участников мастер-класса с опытом использования бумагопластики и ее
применением на практике в совместной деятельности педагога с детьми;
способствовать
развитию
профессионально-творческой
активности
педагога,
путем
создания условий для индивидуальной работы.
Способы
решения
задач: сообщение об актуальности опыта, презентация коллекции
детских работ, практическая работа с педагогами.
Ожидаемые результаты:
1.
Практическое
освоение
педагогами
способами
бумагопластики,
предлагаемых
на
мастер-классе.
2.
Повышение
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов
в
области
познавательного развития дошкольников.
3.
Рост
мотивации
участников
мастер-класса
к
формированию
собственного
стиля
творческой деятельности.
Факторы,
способствующие
эффективности
мастер-класса: заинтересованность
педагогов темой мастер-класса, активная деятельность участников.
Опыт работы, представленный на мастер-классе может быть использован в практической
деятельности воспитателя ДОУ при организации совместной деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста.
Оборудование: проектор, столы и стулья для участников мастер-класса
Раздаточный материал: цветная двухсторонняя бумага, ножницы, клей, кисточки для
клея, листы бумаги с шаблоном, обрезки цветной бумаги, фломастеры, карандаши, цветные
мелки.
Ход мастер-класса:
Вводная часть.
Познавательно развитие – это одна из основных образовательных областей в развитии
ребёнка. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности
и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе,
других
людях,
объектах
окружающего
мира,
о
свойствах
и
отношениях
объектов
окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Очень важна самостоятельная познавательная деятельность детей, в процессе которой
развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном
экспериментировании с различными материалами. Делая всевозможные поделки из бумаги,
ребенок получает возможность самореализации.
Бумагопластика:
-
развивает
у
детей
способность
работать
руками
под
контролем
сознания,
у
них
совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,
- происходит развитие глазомера.
-
работа
с
бумагой
способствует
концентрации
внимания,
так
как
заставляет
сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Бумагопластика имеет огромное значение:
-
в
развитии
конструктивного
мышления
детей
их
творческого
воображения,
художественного вкуса.
- она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен
запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат,
треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
-
активизирует
мыслительные
процессы.
В
процессе
конструирования
у
ребенка,
возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со
словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение
действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Итак, что же такое бумагопластика?
Это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на
плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Другими словами,
бумагопластка – это искусство художественного моделирования из бумаги.
Бумажная
пластика-это
по
сути
дела
художественное
конструирование
из
бумаги, в
котором
новые
художественные
образы,
конструкции,
модели
создаются
из
достаточно
«послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала - бумаги.
С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства. Существуют самые
различные виды бумагопластики, с которыми многие педагоги уже хорошо знакомы. Примеры
некоторых из них представлены на слайдах
Виды бумагопластики:.
1. Объемная аппликация.
- скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;
- скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.
2. Квиллинг.
3. Киригами.
4. Папье-маше.
5. Торцевание.
- контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);
-
плоскостное
(торцовки
располагаются
плотно
друг
к
другу
по
всей
поверхности
рисунка);
- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа,
что позволяет создать объёмное изображение;
- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).
6. Оригами.
7. Модульное оригами.
Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности: - так
как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы. Поэтому надо с
самого
начала
научить
детей
простейшим
приёмам
работы
с
бумагой.
Воспроизведения
действий показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией. Ему
приходится
постоянно
думать,
соразмерять
свои
действия,
следить,
чтобы
при
сгибании
противоположные
стороны
и
углы
совпадали.
При
слабой
ещё
координации
мелкой
мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого
и мыслительного напряжения.
Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их
существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Шестилетний ребёнок
может
многое.
Но
не
следует,
и
переоценивать
его
умственные
возможности.
Тип
его
мышления специфичен и во многом зависит от эмоций ребёнка. А делать игрушки самому из
бумаги и сравнивать с тем, что получилось у других намного интереснее.
Благодаря
конструированию
ребёнок
отделяет
свойство
предмета
от
него
самого.
Свойства
или
признаки
предмета
становятся
для
ребёнка
объектом
специального
рассмотрения.
Названные
словом,
они
превращаются
в
категории
познавательной
деятельности.
Таким
образом,
в
деятельности
ребёнка-дошкольника
возникают
категории
величины,
формы,
цвета,
пространственных
отношений.
Ребёнок
начинает
видеть
мир
в
категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.
Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием
предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер,
ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. Создание простого
самолетика из бумаги, ветровичка или веера помогает детям в проведении простых опытов с
воздухом. Например, ощутить давление воздуха при помощи веера. Не стоит забывать про
самые простые опыты с бумагой, благодаря которым дети узнают о свойствах бумаги. (слайд
8)
Основная часть.
В качестве примера использования бумагопластики предлагаю вам сделать открытки к 23
февраля в технике киригами.
Пошаговое изготовление открытки.
Для
начала,
нам
необходимо,
взять
лист
с
распечаткой
на
нем
корабля.
Обратите
внимание, что у нашего корабля есть сплошные линии и прерывистые.
У нашего корабля, мы с вами закрашиваем фломастером или карандашом все окошечки.
Выбрать можно любой понравившийся цвет.
Закрасив, окошки мы складываем лист бумаги пополам (прямо по центральной линии)
рисунком наружу.
Сложив
пополам,
берем
ножницы
и
делаем
надрезы
по
сплошным
линиям.
Затем,
сгибаем надрезанные детали по прерывистым линиям.
Откладываем в сторону нашу заготовку и берем лист двусторонней синей бумаги. По
краям нашего синего листа наносим клей. Затем берем заготовку с кораблем и накладываем
рисунком вверх на синий лист с клеем. Придерживаем, для того, что клей подсох.
Берем, получившийся двойной лист с кораблем и сгибаем пополам, изображением во
внутрь.
Пишем в углу красивые цифры 2 и 3. Наша открытка готова.
Заключительная часть.
Таким
образом
в
процессе
изготовления
открытки
дети
познакомились
с
морской
техникой,
ее
строением
(палуба,
корма,
иллюминаторы
и
т.п.),
усовершенствовали
свою
мелкую
моторику.
Такие
открытки
с
разнообразной
тематикой
можно
делать
на
любые
праздники. Они просты в изготовлении, но вызывают интерес у детей и родителей.
Закончить хочется словами В.А. Сухомлинского:
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев».