Автор: Куприянова Наталья Алексеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Расцветская СОШ"
Населённый пункт: п. Расцвет, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы и формы работы над словарными словами"
Раздел: начальное образование
Приёмы и формы работы над словарными словами
В
начальной
школе
программой
по
русскому
языку
предусмотрено
обязательное
изучение
слов,
правописание
которых
правилами
не
проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является
задача
научить
ребёнка
писать
эти
слова
без
ошибок.
Сделать
процесс
усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от
современного учителя большой творческой работы. В результате системы
упражнений
над
словарным
словом
учащиеся
овладевают
значениями
настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно
применять полученные знания о слове на практике.
Особую важность приобретает использование разнообразных методов,
приемов,
способов,
которые
являются
более
эффектными
для
прочного
запоминания грамотного написания словарных слов.
Упражнения для формирования фонетических понятий.
1.
Выпишите
слова,
в
которых
есть
мягкие
согласные:
бер…г,
в..кзал,
з..мл..ника, ж…л..зо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень, к…пуста.
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими
согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце
слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш,
салют, овес, билет, язык.
3. Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и,д.
4.
Запишите
слова,
располагая
их
в
алфавитном
порядке.
Вставьте
пропущенные
буквы,
поставьте
знак
ударения: г…рой,
адр…с,
ур..жай,
р..кета, ябл..к.., п..нал, т..пор, п..суда, б..лот.. .
5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
6. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную
тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т.д.
7. Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их
написание и запишите по памяти в тетрадь.
8. Игра «Кто больше придумает слов».
Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше
слов.
а
е
л
г
о
р
в
и
д
у
п
ю
с
т
к
н
я
ж
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это
следующее
направление
классификации.
В
результате
повторения
морфемного
состава
слова
совершенствуется
умение
распознавать
и
подбирать
однокоренные
слова,
углубляется
представление
учащихся
о
словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение
разбирать
слова
по
составу,
развивается
умение
точно
употреблять
в
письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения
вырабатываются путем разнообразных упражнений.
1.
От
слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные
слова. Укажите, при помощи чего они образовались.
2.
Подбери слова к данным схемам.
∩; ∩^; ¬∩.
3. От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с
суффиксом –к.
4.
Игра
«Найди
лишнее
слово»
помогает
научиться
различать
однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, березонька.
Праздник, праздничный, праздники, праздновать.
5. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные
окончания.
Ребята радост…
Берёза кудряв…
Улица многолюдн…
Календарь перекидн…
6. Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в
схемах?
7.
Шарада.
Узнайте
слово,
которое
задумано.
Задуманное
слово
однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове
превращаться, суффикс – как в слове морковный. А в целом слово является
прилагательным.
8. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с
изменением окончания меняется падеж имени существительного.
Подарил
Девочка
люблю
Дружил
думаю
собака
Говорил
горжусь
Систематическая
и
целенаправленная
работа
над
трудными
словами
вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их
прочному
и
успешному
запоминанию.
Необходимо
чтобы
ребенок
использовал
одно
и
тоже
слово
5-7
раз
в
разнообразных
вариантах
упражнений.
Это
приводит
к
тому,
что
ученик
свободно
овладевает
словарным материалом и безошибочно применяет в практике.