Автор: Таликина Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 24
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 24 г. Томска
Сказкотерапия как средство развития речи
детей дошкольного возраста
Подготовила:
Таликина И. С, воспитатель
1 младшей группы « Ромашки»
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и
воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В
настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности
ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое
развитие детей. Показатели речи и свойства личности - взаимосвязаны и
должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и
гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы используется в различных
областях работы с детьми – дошкольниками. Исследования учёных-педагогов
в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д., Аникин В.П., Болыпунова Н.Я., Кабачек О.А. и других.) показали, что
проблему
общего
недоразвития
речи
детей
дошкольного
возраста
можно
решать
через
внедрения
метода
сказкотерапии,
потому,
как
именно
дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и
творчества детей.
Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми
нарушениями
является
использование
сказки,
которая
в
свою
очередь
оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на
детей.
Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не
взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается
комиксами, более, менее случайными журналами. Многие педагоги в своей
практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с
таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще - вот тот вопрос,
который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так
важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души.
Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в
волшебных,
сказочных
персонажей
(Феи,
Деда
Мороз),
которые
дарят
подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Сказка
-
это
неотъемлемый
элемент
в
воспитании
ребенка.
Роль
сказки
многогранна, от развития фантазии, до развития правильной и выразительной
речи.
Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимают
сказку лучше, чем серьёзную для них взрослую речь. Если взрослые хотят
объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык
детства - сказку.
Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда,
коммуникация
являются
внутренними
движущими
силами
речевого
и
умственного развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на
сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
При
использовании
сказкотерапии
в
развитии
речи
создаётся
коммуникативная
направленность,
к
высказываниям
ребёнка,
развитие
диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного,
слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико
-
грамматических
средств
языка,
звуковой
стороны
речи
в
сфере
произношения, восприятия и выразительности.
Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в
постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне
единообразная.
Так
существуют
дидактические,
медит ативные,
психотерапевтические,
художественные
сказки.
Художественные,
в
свою
очередь, подразделяются: народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки
о животных.
Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная
переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая
композиция
с
характерной
симметрией
отдельных
элементов,
с
их
повторяемостью,
схематичность
и
краткость
изложения
материала,
облегчающая рассказывание и слушание.
Сказка несёт в себе ряд функций:
- функция социализации;
- креотивная;
- голографическая;
- развивающее – терапевтическая;
- культурно – этническая;
- лексико – образная.
От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое
характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку
думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.
Ребенок
начинает
формировать
модели
той
действительности,
с
которой
имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять
лет происходит развитие сказочного мышления. С помощью сказки ребенок
интерпретирует окружающую действительность.
В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми,
мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и
на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают
комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает
мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события
и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети
лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.
Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет
наиболее
близки
и
понятны
сказки
о
животных,
а
также
сказки
о
взаимодействии людей и животных, так как в этом возрасте дети часто
сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их
манерам поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами:
принцами, царевнами, солдатами и другими. Чем старше становятся ребенок,
тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих
сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6
лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:
- Чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении
ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение,
то есть все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.
- Рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;
- Драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает
для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому
ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа
сказки,
сказочной
атмосферы:
образ
сказочного
про ст ранства
(светотехнические
эффекты),
музыкальный
образ
сказки,
собственно
рассказывание
сказки
и
демонстрация
персонажей
сказки
в
настольном
театре.
Сказкотерапия это:
-
Процесс
поиска
смысла,
расшифровка
знаний
о
мире,
о
системе
взаимоотношений в нём;
- Процесс переноса сказочных символов в реальность;
-
Созерцание,
раскрытие
внутреннего
и
внешнего
мира,
осмысление
прожитого, моделирование будущего;
- Процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
- Терапия средой, особой сказочной обстановкой;
- Выявление и развитие творческого потенциала;
- Снижение уровня тревожности и агрессивности;
-
Развитие
способности
эмоционального
настроя
и
естественной
коммуникации;
- Развитие умения преодолевать трудности и страхи;
- Формирование навыков адекватного выражения эмоций;
- Укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог".
Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению
родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и
становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки, как
средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать
им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при
формировании
у
ребёнка
нравственных
качеств
на
основе
нравственно
положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие
словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои
собственные
сказки,
чтобы
чтение
и
обсуждение
сказок
стала
доброй
семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме.
При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к
такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для
перехода
к
новой
ведущей
(учебной)
деятельности.
Дети
научатся
сами
придумывать
и
завершать
сказку,
на
предложенную
тему
с
опорой
на
иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности
сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой
иной
вид
деятельности
не
может
обеспечить
такого
комплексного
воздействия на речевую сферу ребенка.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии
для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных
именно
своему
характеру
черт,
такие
как
творчество,
активность,
эмоциональность, самостоятельность.
Работа со сказкой на уровне слова, художественного образа и системы
знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный
речевой
запас,
развивать
вербальное
(сочинение
сказки)
и
невербальное
воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих
способностей.
Умение
выделять
проблему,
актуализированную
в
сказке,
интегрировать
сказочный
урок
в
свою
«копилку
жизненных
ситуаций»,
понимать эмоциональное состояние окружающих, и создавать собственные
метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального
опыта ребенка.