Напоминание

"СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Таликина Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 24
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 24 г. Томска

Сказкотерапия как средство развития речи

детей дошкольного возраста

Подготовила:

Таликина И. С, воспитатель

1 младшей группы « Ромашки»

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и

воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В

настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности

ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое

развитие детей. Показатели речи и свойства личности - взаимосвязаны и

должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и

гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы используется в различных

областях работы с детьми – дошкольниками. Исследования учёных-педагогов

в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева

Т.Д., Аникин В.П., Болыпунова Н.Я., Кабачек О.А. и других.) показали, что

проблему

общего

недоразвития

речи

детей

дошкольного

возраста

можно

решать

через

внедрения

метода

сказкотерапии,

потому,

как

именно

дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и

творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми

нарушениями

является

использование

сказки,

которая

в

свою

очередь

оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на

детей.

Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не

взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается

комиксами, более, менее случайными журналами. Многие педагоги в своей

практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с

таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще - вот тот вопрос,

который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так

важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души.

Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в

волшебных,

сказочных

персонажей

(Феи,

Деда

Мороз),

которые

дарят

подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Сказка

-

это

неотъемлемый

элемент

в

воспитании

ребенка.

Роль

сказки

многогранна, от развития фантазии, до развития правильной и выразительной

речи.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимают

сказку лучше, чем серьёзную для них взрослую речь. Если взрослые хотят

объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык

детства - сказку.

Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда,

коммуникация

являются

внутренними

движущими

силами

речевого

и

умственного развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на

сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При

использовании

сказкотерапии

в

развитии

речи

создаётся

коммуникативная

направленность,

к

высказываниям

ребёнка,

развитие

диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного,

слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико

-

грамматических

средств

языка,

звуковой

стороны

речи

в

сфере

произношения, восприятия и выразительности.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в

постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне

единообразная.

Так

существуют

дидактические,

медит ативные,

психотерапевтические,

художественные

сказки.

Художественные,

в

свою

очередь, подразделяются: народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки

о животных.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная

переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая

композиция

с

характерной

симметрией

отдельных

элементов,

с

их

повторяемостью,

схематичность

и

краткость

изложения

материала,

облегчающая рассказывание и слушание.

Сказка несёт в себе ряд функций:

- функция социализации;

- креотивная;

- голографическая;

- развивающее – терапевтическая;

- культурно – этническая;

- лексико – образная.

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое

характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку

думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.

Ребенок

начинает

формировать

модели

той

действительности,

с

которой

имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять

лет происходит развитие сказочного мышления. С помощью сказки ребенок

интерпретирует окружающую действительность.

В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми,

мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и

на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают

комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает

мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события

и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети

лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.

Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет

наиболее

близки

и

понятны

сказки

о

животных,

а

также

сказки

о

взаимодействии людей и животных, так как в этом возрасте дети часто

сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их

манерам поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами:

принцами, царевнами, солдатами и другими. Чем старше становятся ребенок,

тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих

сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6

лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

- Чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении

ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение,

то есть все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.

- Рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;

- Драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает

для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому

ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа

сказки,

сказочной

атмосферы:

образ

сказочного

про ст ранства

(светотехнические

эффекты),

музыкальный

образ

сказки,

собственно

рассказывание

сказки

и

демонстрация

персонажей

сказки

в

настольном

театре.

Сказкотерапия это:

-

Процесс

поиска

смысла,

расшифровка

знаний

о

мире,

о

системе

взаимоотношений в нём;

- Процесс переноса сказочных символов в реальность;

-

Созерцание,

раскрытие

внутреннего

и

внешнего

мира,

осмысление

прожитого, моделирование будущего;

- Процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;

- Терапия средой, особой сказочной обстановкой;

- Выявление и развитие творческого потенциала;

- Снижение уровня тревожности и агрессивности;

-

Развитие

способности

эмоционального

настроя

и

естественной

коммуникации;

- Развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- Формирование навыков адекватного выражения эмоций;

- Укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог".

Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению

родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и

становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки, как

средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать

им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при

формировании

у

ребёнка

нравственных

качеств

на

основе

нравственно

положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие

словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои

собственные

сказки,

чтобы

чтение

и

обсуждение

сказок

стала

доброй

семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме.

При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к

такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для

перехода

к

новой

ведущей

(учебной)

деятельности.

Дети

научатся

сами

придумывать

и

завершать

сказку,

на

предложенную

тему

с

опорой

на

иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности

сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой

иной

вид

деятельности

не

может

обеспечить

такого

комплексного

воздействия на речевую сферу ребенка.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии

для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных

именно

своему

характеру

черт,

такие

как

творчество,

активность,

эмоциональность, самостоятельность.

Работа со сказкой на уровне слова, художественного образа и системы

знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный

речевой

запас,

развивать

вербальное

(сочинение

сказки)

и

невербальное

воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих

способностей.

Умение

выделять

проблему,

актуализированную

в

сказке,

интегрировать

сказочный

урок

в

свою

«копилку

жизненных

ситуаций»,

понимать эмоциональное состояние окружающих, и создавать собственные

метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального

опыта ребенка.



В раздел образования