Напоминание

Специфика работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития.


Автор: Чайникова Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов, учитель–дефектолог
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Специфика работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития.
Раздел: начальное образование





Назад




Специфика

работы

с

детьми,

имеющими

тяжелые

множественные

нарушения развития.

Тяжелое

и

множественное

нарушение

развития

является

специфически

целостным

феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития.

Тяжелое

и

множественное

нарушение

развития

-

это

совокупность

различных

психических и физических отклонений в развитии, возникших, как правило, вследствие

органического

поражения

центральной

нервной

системы.

Тяжесть

характеризуется

высокой

степенью

выраженности

нарушений

первую

очередь

интеллекта).

Множественность определяется сложным характером нарушения, при котором страдают:

интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, сенсорная и эмоциональная

сферы человека.

Обучение детей с ТМНР постепенно превращается в социально значимый механизм

адаптации детей данной категории к условиям жизни. В силу сложности нарушения,

становится

невозможным

их

обучение

по

специальной

образовательной

программе,

утвержденной Министерством образования РФ. Согласно образовательному стандарту

общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, дети со сложными

нарушениями развития учатся по индивидуальным программам.

Образовательные

результаты

каждого

конкретного

ребенка,

имеющего

сочетание

различных нарушений, во многом зависят от структуры и содержания учебных программ,

с

помощью

которых

организуется

его

обучение.

Обеспечение

образовательного

продвижения

предполагает

наличие

особым

образом

сконструированных

программ

разных направлений.

Индивидуальные

коррекционные

программы

для

детей

с

ТМНР

можно

назвать

альтернативными

программами,

или

интегрированной

моделью

коррекционно-

образовательной программы.

Развитие ребенка характеризуется переходом одного качественного состояния к другому,

более высокому, что связано с развитием ЦНС. Динамика психомоторного формирования

организма в первые годы жизни зависит от многих факторов, прежде всего от физических

особенностей, общего состояния здоровья и, наконец, от окружающей среды. Особенное

значение этот период приобретает для детей, имеющих нарушения, так как именно в это

время нервная система обладает особой пластичностью и еще способна перестраиваться

при воздействии на нее в специальных условиях.

Индивидуальные коррекционные программы раннего детства выстраиваются с учетом

выявленных у ребенка нарушений. Программа складывается из цикла заданий, различных

упражнений и рекомендаций по их выполнению, адресованных родителям, так как именно

родители становятся первыми «педагогами» ребенка.

В дошкольный период дети переходят на новый этап психического развития. Уточняется

восприятие, формируются наглядное мышление, познавательная активность, становится

ведущей предметно-игровая деятельность, появляются элементы трудовой деятельности.

Индивидуально-коррекционная

программа

предполагает

одновременное

формирование

умений,

относящихся

к

разным

сферам

развития,

-

общей

и

тонкой

моторики,

координированным

движениям,

восприятия

и

развития

речи,

сенсорного

развития,

способности

играть,

навыков

самообслуживания,

а

также

умений,

связанных

с

подготовкой к школьному обучению.

Содержание для коррекционной программы отбирается с учетом замедленного темпа

развития, взаимосвязей в физическом и психическом становлении ребенка. Школьный

период

характеризуется

учебной

деятельностью.

На

ее

основе

у

детей

складывается

определенное

сознание,

формируется

мышление,

развиваются

потребности,

умения,

способности.

В

специальных

коррекционных

программах

этого

периода

указываются

содержание

и

объем

знаний,

умений

и

навыков,

подлежащих

усвоению

по

разным

учебным предметам, последовательность изучения по годам обучения. Основной частью

учебно-воспитательного процесса детей с ТМНР является трудовое обучение. Его важные

задачи - формирование у учащихся практических умений и навыков, необходимых в

трудовой деятельности, обогащение их новыми представлениями и опытом, закрепление и

углубление знаний, полученных в процессе других видов учебно-воспитательной работы.

Правильно организованное трудовое обучение способствует также физическому развитию

детей.

Программы составляются с учетом общих педагогических требований, однако главным в

них является ориентированность на особенности комплексного отклонения в развитии.

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и

множественными

нарушениями

и

перед

нами

задача:

компенсировать

имеющиеся

отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений,

обеспечивающих ориентировку в окружающем мире. Актуальной является и разработка

новых организационных форм работы, позволяющих оптимизировать пути и способы

взаимодействия детей с ОВЗ с окружающим миром. В основном, эти дети пассивны в

принятии предлагаемого задания, инструкцию не понимают, не удерживают внимание при

выполнении заданий; у них не сформированы регуляторные механизмы. Они не понимают

простейшие ситуации, с большим трудом формируется опыт. Они не ориентируются в

окружающем. Эмоции детей примитивны. Безусловно, все занятия строятся с учетом

особенностей

структуры

дефекта

каждого

ребенка.

Но

дети,

имеющие

тяжелые

и

множественные нарушения развития, часто не могут выдержать, даже в рамках одного

занятия (в силу основного диагноза и сочетанных нарушений). Поэтому, в своей работе мы

применяем

такие

технологии,

как:

динамическая

пауза,

релаксация,

пальчиковая

гимнастика,

корригирующая

гимнастика,

игротерапия,

сказкотерапия,

технология

музыкального воздействия, технология воздействия цветом.

Наша работа направлена,

прежде

всего,

на

развитие

и

социализацию

детей

с

тяжелыми

и

множественными

нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на

основе

формирования

системы

практических

навыков

и

умений,

обеспечивающих

ориентировку в окружающем мире. Поэтому сначала формируем представление ребенка о

самом себе, затем учимся ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве.

Безусловно, обогащаем опыт взаимодействия с взрослым. Формирование представления о

себе: показываем отражение в зеркале, обязательно комментируя. Показываем части тела

ребенка, куклы, педагога, дотрагиваясь до них и проговаривая разные стихи — потешки,

формируем умение откликаться на свое имя (поворачивать голову, жестами, мимикой,

показывать на себя рукой, для некоторых глазками). Работа с данной категорией детей

требует

постоянного

педагогического

поиска,

гибкости,

самосовершенствования,

профессионального обучения, а самое главное в нашей работе — терпение и любовь.



В раздел образования