Напоминание

ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования


Автор: Клименков Валерий Яковлевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: СОГБПОУ "Козловский многопрофильный аграрный колледж"
Населённый пункт: д.Козловка Смоленской области Рославльского района
Наименование материала: Рабочая программа профессионального модуля по профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства"
Тема: ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание

сельскохозяйственных машин и оборудования

Рабочая программа учебного модуля разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта по профессии

среднего профессионального образования 35.01.13 «Тракторист – машинист

сельскохозяйственного производства»

Организация-разработчик: СОГБПОУ

«Козловский многопрофильный аграрный колледж»

Утверждаю

Директор СОГБПОУ

«Козловский многопрофильный аграрный

колледж»

_________Г.В.Терехов

« 3 » сентября _2015 г.

Разработчики:

Клименков В.Я. – мастер производственного обучения первой

квалификационной категории;

Рассмотрена и одобрена цикловой методической комиссией

профессионального цикла

протокол № 1 от 28.08. 2015 г.

Председатель МК________А.В.Дюндин.

Рекомендована методическим советом СОГБПОУ «Козловский

многопрофильный аграрный колледж»

Протокол методического совета № 1 от 01.09.

2015

года

Председатель МС________Н.В. Горбунова.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МОДУЛЯ

4, УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (вида профессиональной

деятельности)

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и

оборудования

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной

образовательной

программы

в

соответствии

с

ФГОС

по

профессии

СПО

35.01.13

«Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» в части освоения основного

вида профессиональной деятельности (ВПД): эксплуатация и техническое обслуживание

сельскохозяйственных машин и оборудования

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1 Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех

видов в организациях сельскохозяйственного хозяйства.

ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в

растениеводстве.

ПК

1.3.

Выполнять

работы

по

обслуживанию

технологического

оборудования

животноводческих комплексов и механизированных ферм.

ПК

1.4.

Выполнять

работы

по

техническому

обслуживанию

т р а кто р о в .

Сельскохозяйственных

машин

и

оборудования

в

мастерских

и

пунктах

технического

обслуживания.

Программа профессионального модуля может быть использована при подготовке на базе

среднего (полного) общего по профессии Тракторист – машинист сельскохозяйственного

производства, срок обучения 10 месяцев;

на

базе

основного

общего

образования

с

получением

среднего

(полного)

общего

образования, срок обучения 2 года 5 месяцев.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в программах

профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С

целью

овладения

указанным

видом

профессиональной

деятельности

и

соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения

профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;

выполнения механизированных работ в сельском хозяйстве;

технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;

уметь:

комплектовать

машинно-тракторные

агрегаты

для

проведения

агротехнических

работ в сельском хозяйстве;

выполнять

агротехнические

и

агрохимические

работы

машинно-тракторными

агрегатами

на

базе

тракторов

основных

марок,

зерновыми

и

специальными

комбайнами;

выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;

перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и

закрепление на них перевозимого груза;

выполнять

работы

средней

сложности

по

периодическому

техническому

обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин с

применением современных средств технического обслуживания;

выявлять несложные неисправности сельскохозяйственных машин и оборудования

и самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению;

под руководством специалиста более высокой квалификации выполнять работы по

подготовке, установке на хранение и снятию с хранения сельскохозяйственной

техники;

оформлять первичную документацию;

знать:

устройство,

принцип

действия

и

технические

характеристики

основных

марок

тракторов и сельскохозяйственных машин;

мощность

обслуживаемого

двигателя

и

предельную

нагрузку

прицепных

приспособлений;

правила

комплектования

машинно-тракторных

агрегатов

в

растениеводстве

и

животноводстве;

правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами;

методы и приемы выполнения агротехнических и агрохимических работ;

пути

и

средства

повышения

плодородия

почв;

средства

и

виды

технического

обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;

спо собы

выявления

и

уст ранения

дефектов

в

работе

т р а к т о р о в ,

сельскохозяйственных машин и оборудования;

правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном

прицепе;

содержание и правила оформления первичной документации.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего 796 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 402 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 268 часов;

самостоятельной работы обучающегося 134 часа;

учебной и производственной практики 528 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение

обучающимися видом профессиональной деятельности эксплуатация и техническое

обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования, в том числе

профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными

машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.

ПК 1.2

Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных

культур в растениеводстве.

ПК 1.3

Выполнять работы по обслуживанию технологического

оборудования животноводческих комплексов и механизированных

ферм

ПК 1.4

Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов,

сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и

пунктах технического обслуживания.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и

способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и

итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,

нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, клиентами.

ОК 7

Организовать собственную деятельность с соблюдением требований

охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением

полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 9*

Организовывать собственную деятельность с учетом рационального

и эффективного использования энергоресурсов.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)

Коды

профессиональных

компетенций

Наименования разделов

профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная

нагрузка и

практики)

Объем времени, отведенный на

освоение междисциплинарного курса

(курсов)

Практика

Обязательная

аудиторная учебная

нагрузка

обучающегося

Самостоятельная

работа

обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если

предусмотрена

рассредоточенная

практика)

Всего,

часов

в т.ч.

лабораторные

работы и

практические

занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 1.1. ПК 1.2.

Раздел 1. Технология

механизированных работ в

сельском хозяйстве

210

140

70

70

216

312

ПК 1.3.

ПК 1.4.

Раздел 2. Эксплуатация и

техническое обслуживание

сельскохозяйственных машин

и оборудования

192

128

60

64

Учебная и производственная

практика, часов

528

Всего:

930

268

130

134

216

312

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов

профессионального модуля (ПМ),

междисциплинарных курсов (МДК)

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

(если предусмотрены)

Объем часов Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Эксплуатация

тракторов и сельскохозяйственных

машин

МДК 01.02. Эксплуатация и

техническое обслуживание

сельскохозяйственных машин и

оборудования

Тема 1.1. Общие сведения о

тракторах и сельскохозяйственных

машинах

Содержание

2

1.

Общие сведения о тракторах и сельскохозяйственных машин.

Основные сборочные единицы тракторов и сельскохозяйственных

машин. Технические характеристики тракторов и

сельскохозяйственных машин.

2

1

Тема 1.2. Конструкция двигателей

тракторов, автомобилей и комбайнов

Содержание

47

1.

Принцип работы и общее устройство двигателя внутреннего сгорания. 2

1

2.

Рабочий цикл двигателя. Двухтактные и четырёхтактные двигатели.

2

3.

Кривошипно-шатунный механизм. Устройство деталей.

2

2

4.

Сборочные единицы. Принцип действия кривошипно-шатунного

механизма.

2

5.

Газораспределительный и декомпрессионный механизм.

2

6.

Детали механизма газораспределения.

2

2

7.

Смазочная система двигателей.

2

2

8.

Устройство масляных насосов, фильтров, радиаторов. Средства

контроля давления масла

2

9.

Система охлаждения двигателей.

2

2

10.

Устройство насосов, вентиляторов. Средства контроля.

2

11.

Система питания двигателей.

2

1

12.

Система питания дизельного двигателя.

2

13.

Впускные и выпускные трубопроводы. Устройство турбокомпрессора.

2

1

14.

Работа турбокомпрессора в режиме питания воздухом двигателя.

2

15.

Топливные баки и топливопроводы. Топливные фильтры.

2

16.

Топливоподкачивающие насосы, их устройство, работа.

2

17.

Устройство и работа топливных насосов высокого давления.

2

2

18.

Привод топливных насосов. Форсунки, центробежный регулятор.

2

19.

Система пуска двигателей

2

1

20.

Устройство пусковых двигателей.

2

21.

Клапанно-распределительный механизм, система зажигания.

2

22.

Устройство и действие пускового приспособления.

2

1

23.

Сцепление, редукторы, механизмы включения.

2

24.

Пусковые нагреватели воздуха.

1

Практические занятия

36

1.

Выполнение технологического процесса разборки и сборки шатунно-

поршневой двигателя.

6

3

2.

Выполнение технологического процесса разборки и сборки

газораспределительного механизма двигателя.

6

3

Выполнение технологического процесса разборки и сборки деталей

системы охлаждения.

6

4

Выполнение технологического процесса разборки и сборки деталей

системы смазки.

6

5.

Выполнение технологического процесса разборки и сборки деталей и

механизмов системы питания.

6

6.

Выполнение технологического процесса разборки и сборки деталей

пускового двигателя.

6

Тема 1.3. Шасси тракторов и

самоходных сельскохозяйственных

машин

Содержание

52

1.

Трансмиссия. Механические и гидромеханические трансмиссии.

2

2

2.

Устройство, назначение и работа сцепления. Механизмы управления.

2

3.

Коробки передач, раздаточные коробки, ходоуменьшитель.

2

2

4.

Назначение, устройство, принцип работы коробок передач.

2

5.

Промежуточные соединения и карданные передачи. Назначение,

устройство, принцип работы.

2

3 курс

6.

Упругие промежуточные соединения, мягкие шарниры двойного и

промежуточного соединения.

4

1

7.

Ведущие мосты тракторов и самоходных сельскохозяйственных

машин. Назначение, устройство, принцип работы. Ведущие мосты

колесных тракторов. Ведущие мосты гусеничных тракторов. Главная

передача. Дифференциал, полуоси.

4

2

8.

Ходовая часть тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин.

Колёсные и гусеничные движители. Назначение, устройство, принцип

работы. Общие сведения о подвесках. Остов. Колесный движитель.

Гусеничные движители с упругой балансирной и полужесткой

подвеской.

4

2

9.

Рулевое управление тракторов и самоходных сельскохозяйственных

машин. Назначение, устройство, принцип работы. Рулевое управление

тракторов с передними управляемыми колесами и тракторов с

неуправляемыми колесами. Гидроусилители рулевого управления.

4

2

10.

Тормозные системы тракторов. Назначение, устройство, принцип

работы. Тормозная система с гидравлическим приводом. Тормозная

система с пневматическим приводом. Стояночные тормоза. Рабочие

жидкости, используемые в тормозных системах с гидравлическим

приводом.

4

2

11.

Схема гидронавесной системы. Масляный насос,

Гидрораспределитель, Гидроцилиндр, бак для масла, арматура.

Назначение, устройство, принцип работы.

4

2

12.

Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и самоходных

сельскохозяйственных машин. Вал отбора мощности, приводные

шкивы, механизмы включения Прицепное устройство. Гидрокрюк.

Сцепное устройство.. Кабина, кузов и платформа.

6

1

13.

Тракторные и автомобильные прицепы Тракторные прицепы, прицепы-

самосвалы. Тракторные поезда. Коробка отбора мощности.

4

1

Практические занятия

8

1.

Выполнение технологического процесса разборки и сборки узлов и

механизмов трансмиссии тракторов

2

3

2.

Выполнение технологического процесса разборки и сборки узлов и

механизмов ходовой части тракторов

2

3.

Выполнение технологического процесса разборки и сборки узлов и

механизмов рулевого управления

2

4.

Выполнение технологического процесса разборки и сборки узлов и

механизмов тормозных систем

2

Содержание

18

Тема 1.4.Электрооборудование

тракторов и комбайнов.

1.

Источники электрической энергии. Аккумуляторы. Их назначение,

устройство и принцип работы. Маркировка аккумуляторных батарей.

Составление электролита, его плотность. Зарядка аккумуляторов.

Приборы контроля технического состояния аккумуляторов.

Генераторы.

Реле-регуляторы. Неисправности и их причины.

4

2

2.

Электрические стартеры и пусковые подогреватели. Назначение,

устройство, принцип действия. Механизмы привода и управления

стартера. Стартеры с дистанционным управлением.

4

2

3.

Приборы освещения и контроля, вспомогательное оборудование.

Осветительные. Контрольно-измерительные и сигнальные приборы.

Предохранители, центральный переключатель, электродвигатели,

провода.

4

2

4.

Схемы электрооборудования тракторов и комбайнов изучаемых марок.

4.

2

Практические занятия

2

1.

Выполнение технологического процесса разборки и сборки

генераторов и стартеров.

2

3

Тема 1.5. Устройство

сельскохозяйственных машин

Содержание

28

1.

Назначение, устройство и принцип работы почвообрабатывающих

сельскохозяйственных машин

4

2

2.

Назначение, устройство и принцип работы посадочных и посевных

сельскохозяйственных машин

4

2

3.

Назначение, устройство и принцип работы машин для внесения

удобрений и химической защиты растений

4

2

4.

Назначение, устройство и принцип работы сельскохозяйственных

машин предназначенных для кормопроизводства

4

2

5.

Назначение, устройство и технологический процесс работы

зерноуборочных комбайнов

4

2

Лабораторные

8

1. Сборочные, разборочные работы почвообрабатывающих

сельскохозяйственных машин

2

3

1. Сборочные, разборочные работы посевных сельскохозяйственных

машин

2

1. Сборочные, разборочные работы машин сочных кормов

2

1. Сборочные, разборочные работы жатки комбайна

2

Тема 1.6. Комплектование агрегатов

Содержание

6

1.

Правила комплектования агрегатов в растениеводстве

2

1

2.

Правила комплектования агрегатов в животноводстве

2

Лабораторные работы

2

1.

Составление агрегата в растениеводстве

2

3

Тема 1.7. Погрузочно-разгрузочные

работы

Содержание

6

1.

Содержание и правила оформления первичной документации для

перевозки грузов

2

2.

Правила погрузки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе 2

3.

Правила укладки и строповки груза в тракторном прицепе

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.

Диаграммы фаз газораспределения. Вентиляция картеров двигателей. Агрегаты смазочной системы. Пусковые

80

подогреватели. Устройство и схема работы комбинированных воздухоочистителей. Типовые схемы трансмиссий.

Классификация коробок передач, их основные элементы. Ходоуменьшители. Увеличители крутящего момента.

Карданные передачи. Конечные передачи. Устройство шин и их классификация. Углы установки колес: развал,

схождение. Рабочие жидкости. Основные требования к разборке механизмов. Подогреватели воздуха, охлаждающей

жидкости и масла. Основные требования к разборке механизма.

Примерная тематика домашних заданий

Классификация и общее устройство тракторов и автомобилей.

Назначение, устройство и принцип работы механизмов и систем двигателя.

Назначение, устройство и принцип работы деталей, узлов и механизмов трансмиссии тракторов и автомобилей.

Назначение, устройство и принцип работы деталей, узлов и механизмов ходовой части тракторов и автомобилей.

Назначение, устройство и принцип работы деталей, узлов и механизмов органов управления тракторов и

автомобилей.

Назначение, устройство и принцип работы деталей, узлов и механизмов рабочего и вспомогательного оборудования

тракторов и автомобилей.

Назначение, устройство и принцип работы деталей, узлов и механизмов электрооборудования тракторов и

автомобилей.

Учебная практика

192

Виды работ:

Жатка. Корпус жатки. Наклонный корпус. Валковые жатки. Подборщики. Мотовила комбайна. Режущий аппарат.

Соломотряс. Очистка зерна. Подготовка комбайна к работе.

Установка двигателя на комбайне. Передачи. Копнитель. Вариатор и сцепление ходовой части. Ведущие мосты.

Мост управляемых колёс. Дифференциал и бортовые редукторы. Гидравлическая система комбайна.

30

30

30

Специальные комбайны.

Навешивание машин на тракторы. Регулирование колеи трактора.

Агрегатирование трактора с машинами, работающими от ВОМ и с гидроприводом.

Подготовка к работе МТА для основной и предпосевной обработки почвы и работа на них.

Подготовка к работе МТА для внесения удобрений и ядохимикатов и работа на них

Подготовка к работе МТА для посева и посадки и работа на них

Подготовка к работе МТА для уборки зерновых и зернобобовых культур и работа на них

Подготовка к работе МТА для заготовки грубых кормов и силоса и работа на них

Подготовка к работе МТА для ухода за посевами и работа на них

Подготовка к работе МТА для полива и работа на них

Подготовка к работе трактора с прицепом (полуприцепом) и работа на них

6

6

18

6

12

18

18

6

6

6

Раздел 2 ПМ 1.

Механизированные работы

в сельском хозяйстве

МДК 01.01. Технологии

механизированных работ в

сельском хозяйстве

Тема 2.1.Агротехнические

работы

Содержание

36

1.

Почва ее состав и свойства. Основные типы почв.

2

2

2

Система обработки почв. Пути и средства повышения плодородия почв.

2

3.

Сорные растения и меры борьбы с ними.

2

4.

Защита растений от вредителей и болезней.

5.

Севообороты.

2

6.

Методы и приемы выполнения агротехнических и агрохимических работ.

7.

Организация механизированных работ . Понятие о комплексной механизации.

2

8.

Энергетические средства в сельскохозяйственном производстве.

9.

Эксплуатационные показатели МТА.

10.

Показатели работы МТА,

11.

Технология возделывания и уборка сельскохозяйственных культур для грубых

кормов.

2

12.

Технология уборки сельскохозяйственных культур для грубых кормов.

13.

Технология возделывания сельскохозяйственных культур на силос.

14.

Технология уборки сельскохозяйственных культур на силос.

15.

Технология возделывания и уборка зерновых и других культур

2

16.

Технология возделывания и уборки картофеля.

17.

Технология возделывания и уборки свеклы.

18.

Послеуборочная обработка зерна на механизированном току.

Лабораторные работы

24

1.

Составление севооборота. Расчет нормы высева.

6

3

2.

Определение состава и свойств

почв. Определение сорных растений

6

3.

Составление схем способов движения МТА.

6

4.

Определение по представленным образцам сорных растений, семян злаковых

растений, видов минеральных удобрений.

6

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.

Эксплуатационные показатели тракторов и сельскохозяйственных машин. Способы улучшения тяговых свойств

тракторов. Основная обработка почвы под культуры. Предпосевная обработка почвы под культуры. Агротехнические

требования к посеву и подготовка семян. Приемы поверхностной и мелкой обработки почвы. Системы паровой

обработки почвы. Сроки посева. Способы посева. Норма высева.

60

Примерная тематика домашних заданий

Предшественники и их агротехническая оценка севооборотов. Агротехнический метод защиты растений. Рост и

развитие растений. Условия жизни растений. Взаимодействие растений с условиями среды. Основные

сельскохозяйственные почвы страны. Предупредительные и истребительные мероприятия борьбы с сорняками. Уход

за посевами. Механизация работ по защите растений.

Учебная практика

126

Виды работ

Посев и посадка сельскохозяйственных культур

Уход за пропашными культурами

Заготовка грубых кормов и силоса

Уборка зерновых и зернобобовых культур

18

12

36

60

Раздел 3 ПМ 1. Техническое

обслуживание и ремонт

машинно-тракторных

агрегатов

МДК 01.02. Эксплуатация и

техническое обслуживание

сельскохозяйственных

машин и оборудования

Тема 3.1.Техническое

обслуживание тракторов,

сельскохозяйственных

машин и оборудования

Содержание

40

1.

Основные понятия и определения системы технического обслуживания.

Планово-предупредительная система технического обслуживания.

16

2

2

2

1

2.

Виды и периодичность технического обслуживания. Нормативно-

техническая и технологическая документация.

3.

Правила хранения и консервации машин, использования топлива, смазочных

материалов и технических жидкостей

4.

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной

санитарии и пожарной

безопасности

5.

Оформление первичной документации для проведения технического

обслуживания

2

1

2

1

3

6.

Операции технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных

машин и оборудования с применением средств технического обслуживания

7.

Способы выявления и устранения недостатков в работе тракторов,

сельскохозяйственных машин и оборудования.

8.

Правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами

Лабораторные работы

24

1.

Выполнение слесарных операций технического обслуживания тракторов

2.

Выполнение слесарных операций технического обслуживания

сельскохозяйственных машин

3.

Выполнение слесарных операций технического обслуживания самоходных

сельскохозяйственных машин

4.

Выполнение слесарных операций технического обслуживания оборудования

животноводческих ферм и комплексов

Тема 3.2. Технология

ремонта

Содержание

37

1.

Организационные формы и виды ремонта. Нормативно-техническая и

технологическая документация необходимая для выполнения ремонта.

7

1

2.

Классификация способов восстановления деталей.

2

3.

Несложные неисправности тракторов, самоходных и других

сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств,

оборудования животноводческих ферм и комплексов

2

4.

Контроль ремонта и испытание под нагрузкой отремонтированных

сельскохозяйственных машин и оборудования

2

5.

Требования техники безопасности и экологической безопасности при

проведении ремонтных работ.

1

Лабораторные работы

30

1.

Выполнение слесарных работ по устранению несложных неисправностей

тракторов

3

2.

Выполнение слесарных работ по устранению несложных неисправностей

сельскохозяйственных машин

3.

Выполнение слесарных работ по устранению несложных неисправностей

самоходных сельскохозяйственных машин

4.

Выполнение слесарных работ по устранению несложных неисправностей

прицепных и навесных устройств

5.

Выполнение слесарных работ по устранению несложных неисправностей

оборудования животноводческих ферм и комплексов

Тема 3.3.

Эксплуатационные

материалы

Содержание

10

1.

Назначение и классификация эксплуатационных материалов

Оборудование для заправки и смазки

Правила заправки тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных

машин

4

2

Лабораторные работы

6

1.

Проводить операции по смазыванию тракторов, навесных и прицепных

сельскохозяйственных орудий, самоходных и других сельскохозяйственных

машин

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3.

Формы организации технического обслуживания. Изучение рекомендации по организации ремонта машинно-

тракторного парка. Материально-техническая база технического обслуживания. Подготовка тракторов к ремонту.

Разборка тракторов. Очистка объектов ремонта. Основные отказы и неисправности двигателей. Ремонт типовых

деталей и сборочных единиц сельскохозяйственных и самоходных машин.

32

Примерная тематика домашних заданий

Составление инструкционных (технологических) карт на выполнение ремонтных работ узлов, механизмов и систем

тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин.

Учебная практика

Виды работ

78

Подготовка и постановка сельскохозяйственных машин на хранение. Диагностирование тракторов, автомобилей и

сельскохозяйственных машин.

Плоскостная разметка. Рубка металла. Правка. Гибка. Резка металла. Опиливание металла. Сверление,

развертывание и зенкование. Нарезание резьбы. Клепка. Шабрение. Пайка.

Производственная практика итоговая по модулю

288

Всего

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов «Тракторы и

автомобили», «Сельскохозяйственные машины», «Техническое обслуживание и ремонт

машин», «Правила дорожного движения», «Безопасности жизнедеятельности и охраны

труда», мастерских – слесарная; лабораторий – «Тракторы и автомобили»,

«Сельскохозяйственные машины», «Техническое обслуживание и ремонт машин».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Тракторы и автомобили»:

комплект учебно-методической документации;

наглядные пособия;

комплект деталей и узлов;

комплексное электронное оборудование;

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Сельскохозяйственные

машины»:

комплект учебно-методической документации;

наглядные пособия;

комплект деталей и узлов;

зерноуборочные и др. комбайны, с\х машины;

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Техническое обслуживание и

ремонт машин»:

комплект учебно-методической документации;

наглядные пособия;

комплект деталей и узлов;

комплексное электронное оборудование;

Технические средства обучения: аппаратно-программные комплексы, компьютер, принтер,

проектор, экран.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской «Слесарная мастерская»:

рабочие места по количеству обучающихся; станки: настольно- сверлильные,

заточный и др.; набор слесарных инструментов; набор измерительных

инструментов; приспособления; заготовки для выполнения слесарных работ;

комплект учебно-методической документации; технологические карты; наглядные

пособия.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: «Тракторы и автомобили»,

«Сельскохозяйственные машины», «Техническое обслуживание и ремонт машин»:

рабочие места по количеству обучающихся; комплект учебно-методической

документации; технологические карты; наглядные пособия, комплекты деталей,

инструментов, приспособлений; узлы, агрегаты и машины.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику и

производственное обучение, которое проводится рассредоточено. Для усвоения

программы обучения используется информационное обеспечение.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной

литературы

Учебники

1.

Глядов Г.И. Устройство и техническое обслуживание. – М.: Академия, 2008

2.

Родичев В.А. Тракторы. – М.: Академия, 2007

3.

Родичев В.А. Грузовые автомобили. – М.: Академия, 2007

4.

Пучин Е.А. Техническое обслуживание и ремонт тракторов. – М.: Академия, 2007

5.

Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины. – М.: Академия, 2007

6.

Тургиев А.К. Охрана труда в сельском хозяйстве. – М.: Академия, 2008

7.

Покровский Б.С. Слесарное дело. – М.: Академия, 2007

8.

Верещагин Н.И. Организация и технология механизированных работ в

растениеводстве. – М.: Академия, 2007

9.

Правила дорожного движения. – ООО Атберг 98, 2010

Справочники

1.

Акимов А.П. Справочник тракториста-машиниста категории «Е». – М.: Колос,

2006.

2.

Справочник мастера по техническому обслуживанию и ремонту машинно-

тракторного парка: учеб. пособие для нач. проф. образования/А.Н. Братищев, И.Г.

Голубев, В.М. Юдин, Н.И. Веселовский. – М.: Издательский центр «Академия»,

2008.-448с.

3.

Машков Е.А. Справочник комбайнера. – М.: Россельхозмаш, 2000.

Дополнительные источники:

Учебные пособия и журналы

1.

Сельский механизатор, 2010-2011.

2.

За рулем, 2010-2011.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Техникум располагает материально- технической базой, обеспечивающей проведение

всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной,

междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного

обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения.

Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и

противопожарным нормам.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии

начального профессионального образования обеспечивается педагогическими кадрами,

имеющими среднее профессиональное и высшее профессиональное образование,

соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера

производственного обучения имеют на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем

предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

Преподаватели и мастера производственного обучения, отвечающие за освоение

обучающимся профессионального цикла имеют опыт деятельности в организациях

соответствующей профессиональной сферы. Преподаватели и мастера производственного

обучения проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида

профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные

компетенции)

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы

контроля и оценки

ПК 1.1 Управлять тракторами и

самоходными

сельскохозяйственными

машинами всех видов в

организациях сельского хозяйства.

- Управление тракторами и

самоходными с\х машинами.

- Комплектовать МТА для

проведения агротехнических и

агрохимических работ в сельском

хозяйстве.

- Знать устройство, принцип

действия и технические

характеристики основных марок

тракторов и с\х машин.

- Методы и приемы

выполнения агротехнических и

агрохимических работ в сельском

хозяйстве.

- Пути и средства повышения

плодородия почвы.

- Правила погрузки, разгрузки

и перевозки различных грузов.

Текущий контроль в

форме защиты ЛПЗ,

контрольные работы

по темам МДК.

Экзамен по МДК.

По

производственной

практике

дифиринцированный

зачет.

Экзамен по модулю.

Экзамен в

Гостехнадзоре.

ПК 1.2 Выполнять работы по

возделыванию и уборке

сельскохозяйственных культур в

растениеводстве.

- Выполнять

механизированные работы в

сельском хозяйстве.

- Выполнять агротехнические

и агрохимические работы на МТА.

- Перевозить грузы на

тракторных прицепах.

ПК 1.3 Выполнять работы по

обслуживанию технологического

оборудования животноводческих

комплексов и механизированных

ферм

- Выполнять работы по

обслуживанию оборудования

животноводческих комплексов:

кормораздатчиков, по удалению

навоза, по водоснабжению, по

доильным установкам.

ПК 1.4 Выполнять работы по

техническому обслуживанию

тракторов, сельскохозяйственных

машин и оборудования в

мастерских и пунктах

технического обслуживания.

- Содержание и правила

оформления первичной

документации.

- Выполнение работы средней

сложности по периодическому

техническому обслуживанию

тракторов и агрегатируемых с

ними с\х машин с применением

современных средств

технического обслуживания.

- Выполнять работы по

подготовке. Установке на хранение

и снятию с хранения с\х техники.

- Способы выявления и

устранения дефектов в работе

тракторов, с\х машин и

оборудования.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у

обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и

развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы

контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и

социальную значимость своей

будущей профессии, проявлять к

ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей

профессии;

- осознавать социальную

значимость своей будущей

профессии;

- иметь высокую мотивацию к

выполнению профессиональной

деятельности

Интерпретация

результатов

наблюдений за

деятельностью

обучающегося в

процессе освоения

образовательной

программы.

ОК 2. Организовывать

собственную деятельность, исходя

из цели и способов ее достижения,

определенных руководителем.

- организация собственной

деятельности;

- выбор и применение методов и

способов решения

профессиональных задач в области

сельского хозяйства;

-оценка эффективности и качества

выполнения;

-логически верно, аргументировано

и ясно строить устную и

письменную речь

ОК 3. Анализировать рабочую

ситуацию, осуществлять текущий

и итоговый контроль, оценку и

коррекцию собственной

деятельности, нести

ответственность за результаты

своей работы.

- решения стандартных и

нестандартных профессиональных

задач в области технического

обслуживания и ремонта

сельскохозяйственной техники

- оценка рисков в принятии

решений

ОК 4. Осуществлять поиск

информации, необходимой для

эффективного выполнения

профессиональных задач.

-эффективный поиск необходимой

информации;

-использование различных

источников, включая электронные;

- обобщение, анализ, восприятие

информации, постановка цели и

выбор пути ее достижения

ОК 5. Использовать

информационно-

коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

-работа на компьютерах с

использованием разных программ

(указать каких);

ОК 6. Работать в команде,

эффективно общаться с коллегами,

руководством, клиентами.

- взаимодействие с обучающимися,

преподавателями в ходе обучения;

- вести переговоры, устанавливать

контакты, урегулировать

конфликты;

- быть готовым к социальному

взаимодействию в различных

сферах общественной жизни, к

сотрудничеству и толерантности

ОК 7. Организовать собственную

деятельность с соблюдением

требований охраны труда и

экологической безопасности.

- самоанализ и коррекция

результатов собственной работы;

- проявлять инициативу, находить

организационно- управленческие

решения и нести за них

ответственность

- ставить цели, мотивировать

деятельность обучающихся,

организовывать и контролировать

их работу

ОК 8. Исполнять воинскую

обязанность, в том числе с

применением полученных

профессиональных знаний (для

юношей).

- адаптироваться к новым

социальным, политическим,

культурным ситуациям,

изменениям содержания

социальной и профессиональной

деятельности

- стремиться к саморазвитию,

повышению своей квалификации и

мастерства;

-уметь критически оценивать свои

личностные качества, намечать

пути и выбирать средства развития

достоинств и устранения

недостатков;

- заниматься самообразованием

ОК 9* Организовывать

собственную деятельность с

учетом рационального и

эффективного использования

энергоресурсов.

- знание и применение способов

рационального и эффективного

использования энергоресурсов.



В раздел образования