Напоминание

"ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО–ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ФГОС"


Автор: Смагина Надежда Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 705
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО–ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Смагина Надежда Николаевна, учитель-логопед,

ГБОУ Школа № 705 г. Москва

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С УЧЕТОМ ФГОС

Радикальные

изменения,

происходящие

в

российском

обществе,

предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего

поколения

и,

следовательно,

к

организации

образовательного

процесса

в

детском саду. Будущие граждане России должны быть не только физически

здоровыми и интеллектуально развитыми, но и свободными людьми, которые

обладают

чувством

собственного

достоинства

и

с

уважением

относятся

к

другим, способны на свой выбор и принимают мнения окружающих. В связи с

этим

перед

нами

стоит

задача

-

построить

свою

работу

так,

чтобы

она

соответствовала запросам общества и обеспечивала сохранение самоценности,

неповторимости

дошкольного

периода

детства, признать

в

каждом

ребенке

творческую

личность,

помочь

ему

стать

самостоятельным,

инициативным,

критически мыслящим, грамотным, способным созидать и преобразовывать

мир, основываясь на гуманистических ориентирах.

При анализе организации воспитательно-образовательной работы с детьми,

отслеживании

динамики

здоровья

воспитанников,

их

речевого

развития

актуальными

стали

проблемы

пересмотра

содержания

образования

в

ДОУ,

разработка

и

внедрение

новых

подходов

использования

педагогических

и

здоровьесберегающих

технологий,

способствующих

формированию

полноценного пространства развития ребенка.

В

проце сс е

целенаправленного

перевод а

ДОУ

из

р е ж и м а

функционирования в режим развития проявились следующие противоречия:

новым дифференцированным подходом к процессу обучения

и

традиционным построением регламентированной деятельности, равнением на

средние знания воспитанников;

необходимость работать в личностно – ориентированной модели

организации образовательного процесса и недостаточные знания и умения у

педагогических кадров;

конструирование

содержания

образования

и

моделирование

образовательной

среды

с

целью

сохранения

и

укрепления

здоровья

воспитанников

и

недостаточной

сформированностью

здоровьесберегающего

пространства ДОУ;

создание

единого

пространства

речевого

развития

ребенка

и

недостаточной компетентности педагогов и родителей, сформированности их

мотивационной готовности.

Таким

образом,

перед

педагогическим

коллективом

дошкольного

образовательного

учреждения

стала

задача

перехода

на

качественно

новый

уровень развития.

В соответствии с этим, коллектив определил цель своей деятельности:

создание

интегративного,

комплексного

образовательного

пространства,

обеспечивающего

оптимальное

развитие

каждого

ребенка

с

учетом

его

возрастных и индивидуальных возможностей, конструирование и реализация

эффективной модульной системы взаимодействия всех субъектов воспитания,

способных

обеспечить

оптимальные

результаты

во с п и т ат е л ь н о -

образовательной работы с детьми.

Для достижения цели решаем следующие задачи:

укрепление здоровья детей в условиях оптимальной организации

образовательного процесса и обеспечение здоровьесберегающих условий;

создание условий для проживания радостного и содержательного

периода дошкольного детства каждым ребенком;

профессиональное

совершенствование

всех

участников

образовательного процесса на основе общности целостно-смысловой позиции

(воспитателей, специалистов, медицинских работников, родителей);

создание

условий

для

социального

партнерства

и

гуманизации

окружающей среды;

создание

условий

для

развития

творческих

способностей

в

различных видах образовательной деятельности в ситуации медико-психолого-

педагогической поддержки.

Реализация инновационных процессов привела к переменам в организации

и

содержании

коррекционной

работы,

а,

именно,

к

изменению

моей

деятельности, как учителя-логопеда.

Сложная

экологическая

обстановка,

общее

ухудшение

генофонда

отражаются

на

состоянии

здоровья

детей.

Увеличилось

число

детей

с

нарушениями

в

развитии

(нарушение

речи),

которые

посещают

наше

дошкольное учреждение. За три года количество детей с нарушением речи

практически удвоилось, в три раза увеличилось количество детей со сложной

речевой патологией.

Стратегической целью деятельности для меня является совершенствование

образовательного пространства, которое обеспечивает развитие способностей

детей

в

игровой

деятельности,

развитии

познавательных

процессов

через

включение в социальную среду и потребность в укреплении психофизического

здоровья воспитанников. Основными целевыми установками являются:

обеспечение эмоционального благополучия;

осуществление коррекции речевых нарушений;

создание

оптимальных

условий

для

индивидуализации

коррекционно-

педагогического

процесса

посредством

комплексной

психолого-медико-

педагогической диагностики;

обеспечение индивидуальных маршрутов развития с учетом особенностей

личности

ребенка

(состояние

здоровья,

потребности,

познавательные

возможности, интересы);

сотрудничество с семьей в коррекционно-развивающем пространстве,

способствующее

всестороннему

развитию

ребенка,

обеспечивающее

квалифицированные

консультации

родителям

по

всем

основным

аспектам

развития детей.

Педагогический

процесс,

строю

по

модели

субъект-субъективного

взаимодействия

с

ребенком

с

учетом

его

индивидуальных

возможностей,

основываясь на программы и опыт ведущих педагогов.

Со всеми детьми провожу коррекционно-педагогическую работу, используя

такие формы работы, как: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная, при

этом решаю следующие задачи:

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

формирование правильного звукопроизношения;

совершенствование слоговой структуры слова;

практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;

овладение элементами грамоты;

уточнение, обогащение, систематизация словаря на основе ознакомления

с предметами и явлениями окружающей жизни;

развитие

навыков

связной

речи:

формирование

диалогической

и

монологической речи, развитие навыков общения.

В своей работе учитываю, что:

формирование личности дошкольника и его позитивное продвижение

осуществляется не тогда, когда ему дают готовые знания, а в процессе

его собственной деятельности, направленной на «открытие» им новых

знаний;

принцип

непрерывности

осуществляется

тогда,

когда

результат

деятельности на предыдущем этапе обеспечивает начало следующего;

у

ребенка

должно

быть

сформировано

обобщенное,

целостное

представление о мире (природе, обществе, самом себе).

Ориентируясь

на

творческое

начало

в

деятельности

дошкольников,

приобретение собственного опыта творческой деятельности создала в кабинете

атмосферу и обстановку в которой ребенку всегда комфортно.

Ведущей идеей в совместной деятельности с детьми считаю создание

игровой ситуации, благодаря которой происходит развитие активности ребенка,

повышается мотивация ребенка к получению знаний, формированию фонетико-

фонематических

процессов

и

правильного

звукопроизношения.

Игра

стала

средством

развития

аналитико-синтаксической

деятельности,

моторики,

сенсорной сферы, обогащение словаря, усвоения звуковых закономерностей,

формирования личности ребенка. Выбираю наиболее рациональное сочетание

форм обучения с целью их дифференциации. Использую задания по степени

нарастающей

сложности

с

целью

раскрытия

способностей

детей,

включаю

задания,

требующие

самостоятельного

выполнения

-

учитывая

уровень

возможностей и коррекционно-образовательных потребностей ребенка.

По

мере

того

как

развертываются

действия

по

сюжету,

дети,

играя,

постигают такие понятия как «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква»,

закрепляют

правильное

употребление

звуков

в

произношении

пословиц

и

поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Коррекционную работу провожу по основным направлениям:

развитие сенсорных и моторных функций;

формирование кинестетической основы артикуляционных движений;

развитие мимической мускулатуры;

развитие

интеллектуальных

функций

(мышления,

памяти,

воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и

времени);

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование черт гармоничной и не закомплексованной личности

(дружбы, любви, уважения, самоуважения, оценки и самооценки и

др.).

Совместная

деятельность

ориентирована

на

психологиче скую

защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с

педагогом. Основное отличие этой системы занятий от других состоит в том,

что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены

одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют

друг друга.

Опыт

работы

позволил

сделать

вывод,

что

забавное

стихотворение

запоминается

детьми

гораздо

легче,

чем

простое

объяснение,

поэтому

для

непосредственно образовательной деятельности я часто придумываю сюжет в

стихах, используя готовый цикл стихов о звуках со стихотворными текстами на

звуки, с динамическими паузами и пальчиковым игротренингом на гласные и

согласные звуки, или придумываю их сама.

Текст каждого стихотворения насыщен отрабатываемыми звуками, а также

определенным лексическим и грамматическим материалом. Таким образом,

параллельно с работой над формированием фонетико-фонематического слуха,

звукопроизношения

идет

и

большая

словарная

работа,

работа

над

грамматическим строем речи.

Применяю разнообразные формы проведения совместной деятельности: в

одном случае это игра, в другом – занятие-спектакль, где дети и участники

спектакля, и его зрители. На занятие может прийти герой любимой книжки,

телепередачи или мультфильма. Такое построение занятий позволяет добиться

устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, а

это немаловажно. Стараюсь, чтобы задания были направлены на включение в

работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного

материала

по

всем

лексическим

темам

способствует

переходу

образов

представлений в образы – понятия, что очень важно для последующих этапов

обучения.

Сюжетно-тематическая

организация

деятельности

и

разнообразие

в

преподнесении учебного материала способствуют:

формированию фонетической стороны речи;

развитию других компонентов речи;

формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

развитию познавательных процессов;

развитию творческих способностей;

воспитанию нравственно-эстетических чувств, ведь сюжетно-тематические

занятия обращены к душе ребенка, к его чувствам.

Сегодня в науке и в практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка,

как на «саморазвивающуюся систему» и уникальным средством обеспечения

сотрудничества,

сотворчества

детей

и

взрослых,

способом

реализации

личностно – ориентированного подхода к образованию является технология

проектирования, которую я активно применяю в своей работе.

В этом году совместно с детьми подготовительной к школе группы с

отклонением в развитии (нарушение речи) работали над проектом «В мире

звуков». В проекте задействованы темы «Кто живет в Звукограде», «Кому в

Звукограде живется легче?», «Что бы было, если бы гласные звуки поссорились

с согласными?». Творческие отчеты детей выполнены в виде презентаций,

буклетов.

В совместной деятельности применяю следующие методы:

метод

открытий,

основанный

на

том,

что

педагог

предлагает

нестандартное

решение

интеллектуальной

задачи,

которое

противоречит

индивидуальному опыту детей;

метод

вариативных

заданий,

которые

позволяют

задавать

вопросы,

направленные на получение дополнительной информации;

метод проявления творческой активности;

метод "преднамеренных ошибок", когда педагог избирает неверный путь

достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и

способы решения задачи.

В

своей

работе

использую

способы

самоконтроля

и

взаимоконтроля,

самооценки

и

взаимооценки.

За

положительный

результат

всегда

поощряю

детей, не только словесно (похвала, одобрение), но и подарками-сюрпризами.

Кроме

этого

об

успехах

ребят

сообщаю

родителям,

повышая

самооценку

ребенка.

При

этом

сравниваю

качества

и

достижения

ребенка

с

его

собственными качествами и достижениями на более ранних этапах развития.

Цель — повысить мотивацию к учебе, создать благоприятный психологический

климат, обстановку сотрудничества. Полученная информация используется для

дальнейшей

корректировки

плана

учебно-воспитательного

процесса,

успешности и заинтересованности, детей результатами своей деятельности.

Для

получения

качественного

образования

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

использую

в

своей

работе

новые,

современные технологии, которые позволяют дифференцированно подходить к

процессу обучения. Дошкольное воспитание, как составная часть всей системы

непрерывного

образования

обеспечивает

начальные

этапы

развития

человеческой личности, мотивирует детей на обучение. Большие возможности в

этом отношении раскрываются при работе детей с компьютером. В процессе

действий

с

изображенными

на

экране

предметами

и

явлениями

у

детей

формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат

основой

для

перехода

от

наглядно-действенного

к

наглядно-образному

мышлению.

Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для

Тигры», которую использую в работе с детьми с 2005 года, сочетает в себе

практические, наглядные, словесные методы и органично вписывается в общую

систему педагогической работы, направленной на всестороннее, гармоничное

развитие

каждого

ребенка.

Упражнения

программы

содержат

задания

возрастающей

сложности.

На

каждом

из

этапов

логопедической

работы

эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается

соответствующей группой модулей. Последовательность работы с играми и

упражнениями составляю исходя из индивидуального плана коррекционной

работы, возможностей и коррекционно-образовательных потребностей ребенка.

В

ходе

работы

выяснилось,

что

применение

новых

информационных

технологий

в

логопедической

работе

значительно

сокращает

время

формирования

произносительных

навыков,

ускоряет

процесс

подготовки

дошкольников к обучению грамоте, способствует развитию самоконтроля и

формирует коммуникативные умения и навыки у детей. Одновременно идет

интенсивная работа над развитием психических функций – внимания, прежде

всего произвольного, памяти, мышления, особенно аналитических операций

(сравнения

и

вывода).

Компьютерные

игры

не

только

стимулируют

индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются

замечательным

средством,

объединяющим

детей

в

интересных

групповых

играх, способствуют их неформальному общению.

Компьютерные

технологии

принадлежат

к

числу

эффективных

средств

обучения, но компьютерные средства представляют для нас, педагогов не часть

содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей

коррекции отклонений в развитии ребенка. Приоритетная задача применения

компьютерных

технологий

состоит

в

комплексном

преобразовании

и

обогащении

развивающей

предметной

среды,

создании

новых,

научно

обоснованных, средств развития активной творческой деятельности.

Общение

с

компьютером

вызывает

у

дошкольников

живой

интерес,

сначала как игровая, а затем как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в

основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация,

произвольная

память

и

внимание,

а

именно

эти

качества

обеспечивают

психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Таким

образом,

использование

компьютерных

средств

помогает

реализовать у дошкольников такие волевые качества как самостоятельность,

собранность,

сосредоточенность,

усидчивость,

а

так

же

приобщает

их

к

сопереживанию, помощи героям программы. Занятия на компьютере имеют

большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что

особенно актуально при работе с дошкольниками. Успехи в компьютерных

играх позволяют детям значительно повышать свой рейтинг и даже выходить в

лидеры.

Все

это

в

целом

способствует

возникновению

эмоционального

комфорта,

чувства

более

полноценной

жизни,

что

чрезвычайно

важно

для

нормального развития личности ребенка.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной,

творческой жизни, счастья и благополучия человека. Степень утомления детей,

уровень

их

невротизации,

эмоциональный

комфорт

и,

в

конечном

счете,

состояние

здоровья

напрямую

зависят

от

методов,

режимов

и

технологий

обучения.

Планируя

работу,

исхожу

из

принципа

«Здоровый

ребенок

успешный

ребенок»,

поэтому

ввожу

в

образовательный

проце сс

здоровьесберегающие

и

здоровьесохраняющие

технологии,

позволяющие

значительно

улучшить

состояние

здоровья

детей,

нейтрализовать

отрицательное влияние однообразной позы, при этом правильно распределяю

физическую и интеллектуальную нагрузку.

Для

обеспечения

психологической

безопасности

ребенка

использую

приемы

релаксации,

психогимнастику,

аутотренинг,

цветовые

медитации,

элементы

арттерапии

(библиотерапия,

имаготерапия,

куклотерапия,

сказкотерапия), музыкотерапии, смехотерапии, создаю ситуации, с помощью

которых происходит формирование у дошкольников осознанного отношения к

собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности.

Известно, что правильное произношение звуков обеспечивается хорошей

подвижностью

и

дифференцированной

работой

органов

артикуляционного

аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляции

помогает

артикуляционная

гимнастика.

Помимо

общепринятых

комплексов

артикуляционной

гимнастики

использую

новые

нетрадиционные

формы

ее

проведения:

биоэнергопластика (сопряженные движения артикуляционного аппарата с

движениями кистей рук);

коартикуляция (сочетание движений языка и губ);

комплексные

разминки

(дыхательно-координационные

упражнения,

сочетанные

артикуляционные

и

пальчиковые

упражнения,

обеспечивающие

комплексное воздействие на ребенка;

путешествие

Веселого

Язычка

(комплексы

игровых

артикуляционных

упражнений, связанные с лексической темой);

«Веселые полянки» (комплексы упражнений, сопровождаемые стихами,

сказками, рассказами).

Выполнение артикуляционных упражнений, связанных с определенными

игровыми образами, не утомляет детей, вызывает у них интерес, стабилизирует

внимание. В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные

на

развитие

артикуляционной

моторики,

тонких

движений

пальцев

рук,

дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребенка. Слежу,

чтобы совместные движения рук, кистей рук, пальцев и артикуляционного

аппарата

были

пластичны,

раскрепощены

и

свободны,

так

как

они

способствуют

улучшению

мозгового

кровообращения

и

помогают

активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Существенную

помощь

в

постановке

звуков

и

коррекции

дизартрии

оказывает

и

логопедический

массаж,

который

укрепляет

мышцу

языка,

нормализует мышечный тонус.

В связи с тем, что движения пальцев рук имеют особое, развивающее

воздействие

на

ребенка

использую

разнообразные

упражнения

и

игры

по

совершенствованию мелкой моторики:

комплексы пальчиковой гимнастики с потешками;

упражнения с грецкими орехами, каменными и металлическими шарами,

шестигранными карандашами, массажными мячами;

игры с текстильной резинкой, поролоновыми и резиновыми мячами;

«пальчиковый бассейн» (поиск мелких игрушек в емкости, наполненной

крупой, горохом и фасолью);

разноцветные прищепки (механическое сдавливание подушечек пальцев);

«Расскажи стихи руками» (совокупность движений тела и органов речи

способствует снятию напряжения, монотонности речи, соблюдению речевых

пауз,

формированию

правильного

произношения,

а

подключение

к

работе

тактильных

ощущений

улучшает

и

ускоряет

запоминание

стихотворного

текста);

пальчиковый

театр

(помогает

лучше

ориентироваться

в

пространстве,

развивает чувство ритма, вызывает смех и общий разговор);

игры с песком (развивают тактильно-кинестетическую чувствительность);

различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев и др.

Пальчиковые игры это замечательная возможность помочь нашим детям

сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

подготовить руку к письму; развивать мышление, терпение, так называемый

внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

стимулировать

фантазию,

проявить

творческие

способности;

играя

освоить

начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве; научить управлять

своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что

предотвратит

возможность

возникновения

неврозов;

ощутить

радость

взаимодействия без слов, понять возможность несловесного общения.

Регулярно провожу физминутки, гимнастику для оздоровления зрительных

органов,

дыхательную

гимнастику

(по

необходимости

комплексы

в

стихах

придумываю сама).

Для отработки плавного длительного или короткого выдоха использую

компьютерную

программу

«Игры

для

Тигры»,

которая

позволяет

визуализировать длительность и силу речевого выдоха,

громкость и тембр

голоса,

темпоритмическую

организацию,

интонационную

выразительность,

четкость и разборчивость речи.

Таким

образом,

использование

данных

технологий

стабилизирует

эмоциональное состояние, и самое главное, ребенок получает первый опыт

рефлексии, учится понимать себя и других. Ему в этом мире комфортно, все

понятно и близко, есть простор для фантазии и самоутверждения.

В связи с тем, что функции правого и левого полушария не однозначны,

американские

ученые

предлагают

операции-упражнения

корригирующие

нагрузку

полушарий

-

Брейн-Джим.

Планирую

научить

и

систематически

проводить с детьми перед занятиями гимнастику для мозга Брейн-Джим, так

как эта система необходима для тренировки памяти, внимания, активизации

зрения и слуха.

Одна из наиболее сложных проблем – это различия в позиции педагогов и

родителей

по

вопросам

речевого

развития

детей.

Многие

родители

самопроизвольно

отстраняются

от

коррекционной

работы

с

детьми

по

исправлению

речевых

нарушений,

так

как

не

владеют

необходимыми

педагогическими

знаниями

и

умениями.

Они

испытывают

определенные

трудности оттого, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми

дома. Не все родители стараются понять проблемы ребенка и помочь ему

оценить его потенциал. Опыт показывает, что осознанное включение родителей

в

совместный

с

учителем-логопедом

коррекционный

процесс

позволяет

значительно

повысить

его

эффективность.

Создание

единого

пространства

речевого

развития

ребенка

невозможно,

без

участия

родителей,

поэтому

стремимся повышать педагогическую культуру родителей, ведь она является

основой совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Стараюсь

понять

родителей,

«увидеть»

проблему

глазами

собеседника,

эмоционально откликнуться на нее, убеждая родителей, что личность ребенка

формируется личностью его наставников. Родители должны быть активными

участниками

образовательного

процесса,

участниками

всех

проектов,

а

не

просто сторонними наблюдателями.

Мы верим, что успех рождает успех, поэтому своей основной задачей

считаем – создание ситуации успеха для всех детей, и, прежде всего, для

недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже

других, ведь уважение к себе возрастает на волне успеха.

Список литературы:

1.

Агеева С.И Обучение с увлечением. М.: ВО Совэкспорткнига,1991

2.

Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые

задания. М.: Линор, 1999

3.

Волина

В.В.

Русский

язык.

Екатеринбург:ТОО

«Издательство

АРГО»,1996

4.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей: популярное пособие для

родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1995

5.

Карпова

С.И.

Мамаева

В.В.

Развитие

речи

и

познавательных

способностей у дошкольников. СПб: Речь, 2012



В раздел образования